Оценка работы учащихся на каждом этапе урока (рабочая карта урока).
Рабочая карта урока.
Тема.
Ф. И. учащегося.
Проверка домашнего задания |
Изучение нового материала |
Закрепление знаний |
Итоговая оценка |
||
с/о |
с/о |
о/г |
в/о |
с/о |
с/о |
|
|
|
|
|
|
Примечание: с/о – самооценка; в/о – взаимооценка; о/г – оценка группы.
При самопроверке учащийся оценивает себя сам по пятибалльной системе и выставляет отметку в рабочую карту.
При изучении нового материала необходимо активизировать внимание учащихся. Для этого использую самооценивание. Сообщаю критерии оценивания. Если вы были внимательны, уверены, что поняли материал и можете его воспроизвести, то поставьте себе «5», если вы были не всегда внимательны, но в целом материал поняли и можете ответить на вопросы, то поставьте себе «4», если же вы были рассеянны, поняли лишь часть материала, то поставьте себе «3», если вы были невнимательны и не поняли то, о чём мы говорили, то поставьте себе «минус».
Если работа шла по группам, то оценивается группой степень активности каждого учащегося, понимания и аргументированности.
При проверке домашнего задания и самостоятельной работы оценка выставляется по следующим критериям: если нет ошибок – «5», если 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», если ошибок больше, то оценка не ставится.
Критерием итоговой оценки выступает уровень усвоения знаний и приобретённых умений.
Приложение № 2
Правила техники безопасности
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Твёрдые вещества берите только ложкой.
- Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы отверстие было направлено в сторону и от вас и от соседей.
- Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
- При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.
- Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадёт на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
- Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
- Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Приложение № 3
Скорость химических реакций зависит от:
|
|
||||||||
|
|||||||||
Приложение №4
2.Площадь поверхности соприкосновения веществ |
|
3. Температура |
|
4.Концентрация веществ |
|
5. Катализатор |
|
Приложение № 5
Лабораторный опыт № (выполняет одна группа)
Оборудование:
Ход работы |
Наблюдения |
Выводы |
|
|
|
Приложение № 6
Инструкция докладчику
Докладчику ответить на следующие вопросы:
- Как выполняли опыт? Что наблюдали?
- В какой из пробирок реакция идёт быстрее?
Почему?
- Что повлияло на скорость реакции?
- Как данный фактор влияет на скорость реакции (вывод).
Приложение № 7
Тесты для самопроверки знаний (3 мин)
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. Скорость химической реакции измеряется в а) моль л с в) моль л/ с б) моль/ л с г) л моль |
1. Скорость химической реакции измеряется в а) моль л с в) моль/ л с б) моль л/ с г) л моль |
2. Оксид меди (II) быстрее взаимодействует с серной кислотой при 60оС, а не при 20оС. а) да б) нет
|
2. Оксид меди (II) быстрее взаимодействует с серной кислотой при 60оС, а не при 60оС. а) да б) нет
|
3. При комнатной температуре с наименьшей скоростью протекает реакция а) Znс 10%-ной НСl; б) Znс 5%-ной НСl; в) Znс 2%-ной НСl;
|
3. При комнатной температуре с наименьшей скоростью протекает реакция а) гранулированный Znс H2SO4; б) порошок Znс H2SO4;
|
4. При комнатной температуре с наибольшей скоростью протекает реакция между а) Сuи О2; б) СuО и Н2; в) раствором CuSO4и раствором КОН; г) СuО и разбавленной H2SO4 |
4. При комнатной температуре с наибольшей скоростью протекает реакция между а) раствором Са(ОН)2 и СО2; б) Р и О2; в) раствором NaOHи раствором НС1; г)Mgи H2O |
Приложение № 8
Домашнее задание
Задание 1: Назовите все факторы, которые влияют на скорость химической реакции.
Задание 2: I2+ H2= 2HI
Запишите уравнение реакции, отражающее закон действующих масс.
Задание *Для реакции были взяты вещества пр температуре 40 0, затем их нагрели до 70 0 С. Как изменится скорость реакции, если температурный коэффициент 2.
Приложение №9
Подведение итогов
1.На уроке я работал |
активно / пассивно |
Инструкция 1
Даны вещества: Zn, НСl(1:1) и (1:10).
Проделайте опыты (Внимание! Соблюдайте технику безопасности при обращении с кислотами!)
Налейте по 1 мл кислоты и добавьте цинк.
Сформулируйте вывод.
Ответьте на вопросы:
- В какой зависимости находится скорость химической реакции и концентрация реагирующих веществ?
- В чем причина прямой пропорциональности зависимости скорости от концентрации реагирующих веществ?
Инструкция 2
Даны вещества: Zn, НСl.
Проделайте опыты (Внимание! Соблюдайте технику безопасности при обращении с кислотами и спиртовкой!)
В две пробирки налить по 1 мл кислоты, опустить Zn, одну пробирку нагреть.
Сформулируйте вывод.
Ответьте на вопросы:
- В какой зависимости находится скорость химической реакции и температура?
- Как эта зависимость выражается математически?
Инструкция 3
Даны вещества: Zn, НСl, уксусная кислота..
Проделайте опыты (Внимание! Соблюдайте технику безопасности при обращении с кислотами!)
Налейте в одну пробирку 1 мл уксусной кислоты, в одну соляную, положите Zn
Сформулируйте вывод.
Ответьте на вопросы:
- С какой из предложенных кислот цинк реагирует активнее?
- В чем причина того, что с соляной кислотой цинк реагирует активнее, чем с уксусной.
Инструкция 4
Даны вещества: мрамор СаСО3, НСl.
Проделайте опыты (Внимание! Соблюдайте технику безопасности при обращении с кислотами!)
В две пробирки налейте соляную кислоту, в одну положите кусочек мрамора, в другую измельченный.
Сформулируйте вывод.
Ответьте на вопросы:
- С измельченным или неизмельченным мрамором соляная кислота реагирует активнее?
- В какой зависимости находятся скорость химической реакции и площадь соприкосновения реагирующих веществ.
Инструкция 5
Даны вещества: Аl, СuSO4, NaCl.
Проделайте опыты:
В две пробирки налейте сульфат цинка и добавьте алюминий, в одну добавьте соль, в другую нет.
Сформулируйте вывод.
Ответьте на вопросы:
- Какую роль играет хлорид натрия в реакции между сульфатом меди и алюминием?
- Что такое катализаторы?
|
ФИО (полностью) |
Андреева Илона Александровна |
|
Место работы |
ГБОУ школа № 297Пушкинский район СПб |
|
Должность |
Учитель |
|
Предмет |
химия |
|
Класс |
8 |
|
Тема урока |
Факторы, влияющие на скорость химической реакции |
|
Базовый учебник |
Химия . 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян.-12-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2007.-267, [5]cил. |
Используется технология проблемного обучения, исследовательская.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок с использованием ИКТ. Урок- практическая работа.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, тестирование.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, лабораторное оборудование и реактивы.
Дидактические средства: карта урока, тесты, таблицы, диаграммы.
Цели:
- Развитие интересов и способностей учащихся на основе изучения химических процессов.
- Понимание учащимися смысла основных научных понятий: химическая реакция, скорость реакции, концентрация вещества, катализаторы и ингибиторы.
- Формирование у учащихся представлений о химической картине мира.
Задачи урока:
- Приобретать учащимися знания о скорости химической реакции.
- Формировать у учащихся умения наблюдать и описывать химические процессы.
- Формировать у учащихся умения пользоваться лабораторным оборудованием.
- Развивать теоретическое мышление учащихся на основе объяснения зависимости скорости химической реакции от различных факторов.
- Развивать навыки знаково-символического моделирования.
- Развивать умение учащихся выбирать и анализировать информацию из различных источников (презентация, фильм, рассказ учителя, учебник, таблицы, картинки).
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
№п/п |
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
|
познавательная |
коммуникативная |
регулятивная |
|||
1 |
Постановка учебных задач |
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. |
Организовывает погружение в проблему. |
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. |
Слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания |
Понимают и сохраняют учебную цель и задачу |
2 |
Совместное исследование проблемы |
Поиск решения учебной задачи |
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение |
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3 |
Моделирование |
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта |
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей |
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения |
Воспринимают ответы учащихся |
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
4 |
Конструирование нового способа действия |
Построение ориентированной основы нового способа действия |
Организует учебное исследование для выделения понятия |
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия |
Участвуют в обсуждении содержания материала |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
5 |
Переход к этапу решения частных задач |
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия |
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции |
Осуществляют работу по выполнению отдельных операции |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
Осуществляют самоконтроль |
6 |
Применение общего способа действия для решения частных задач |
Коррекция отработки способа |
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу |
Применяют новый способ. Отработка операций, а которых допущены ошибки |
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия |
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7 |
Контроль на этапе окончания учебной темы |
Контроль |
Диагностическая работа (на выходе): -организация дифференцированной коррекционной работы, -контрольно-оценивающая деятельность |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат |
Рефлексия своих действий. |
Осуществляют пошаговый контроль по результату |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Используемые ресурсы
|
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Развиваемые компетенции |
Время (в мин.)
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
Вводная часть |
Карта урока (приложение 1) |
Раздает распечатанные к уроку «Кары урока» и просит написать свою фамилию |
Смотрят раздаточный материал, подписываю свою фамилию |
Развитие навыков работы с различными источниками информации |
1-2 мин |
|
Актуализация знаний |
Слайд «Реакция» Слайд «Скорость»
|
Показывает слайд и затем правильные ответы. Просит проверить свою работу и проставить за каждый правильный ответ по 1 баллу в карту приложения 1
|
Отмечают ответы на вопросы в приложении и проверяют с оцениванием результата
|
Развитие навыков работы с различными источниками информации Умение анализировать результаты своей деятельности |
5 мин |
|
Выполнить интерактивное задание: распределить фазы на гомо и гетерогенные. Дать характеристику понятия «скорость реакции».
|
Показывает слайд и затем правильные ответы. Просит проверить свою работу и проставить за каждый правильный ответ по 1 баллу в карту приложения 1. Один ученик может выполнить задание на интерактивной доске.
|
|||||
Задача на интерактивной доске, открывается окно с решением. |
Показывает слайд с задачей, и затем правильный ответ. Просит проверить свою работу и проставить за правильный ответ 1 балл в карту приложения 1 Учитель просит поднять руки учеников, знающих ответы на вопросы |
|||||
|
1 мин |
|||||
Целеполагание |
Предлагает посмотреть слайд с картинками (ржавление железа, старение картины, горение факела). |
Рассказывает о многообразии химических реакций вокруг нас, показывает слайд с картинками различных реакций и просит учеников сформулировать тему урока и цели. |
Слушают рассказ учителя. Анализирую предложенные химические реакции и предлагаю варианты темы урока и цели. |
Развитие мышления, развитие умений анализировать предложенную информацию и делать выводы на основе наблюдений и из рассказа учителя и учеников. |
3-4 мин |
|
Изучение нового материала |
слайд |
Обобщает предложенные учениками цели урока, называет девиз урока и предлагает перейти к выполнению практической работы. |
Слушают учителя |
|
|
|
|
Приложение 5 |
Учитель распределяет учеников на 5 групп так, чтобы в каждой группе находился ученик с прочными базовыми знаниями. Каждой группе называет номер задания приложение инструкция и предлагает ознакомиться с заданием. |
Ученики рассаживаются в группы, читаю задание. |
Развитие навыков работы с различными источниками информации, развитие навыка работы в малых группах. |
3 мин |
|
|
Слайд «Техника безопасности» (приложение 2) |
Просит учеников назвать правила техники безопасности при работе в лаборатории. |
Один ученик от группы называет меры предосторожности при работе по своему заданию |
Умения применять знания в нестандартной ситуации, анализировать и делать выводы. |
3 мин |
|
|
Приложение 5 |
Предлагает выполнить работу, заполнить свою часть таблицы приложения 5 иприготовить выступление от группы по плану приложения 6 |
Выполняю работу. Результаты заносят в карту. |
Умения применять полученные знания на практике, анализировать полученный результат. Коммуникативные умения, умения работать к группе, выслушивать мнения всех членов группы, четко формулировать и излагать мысли. |
7 мин |
|
|
Приложение 3 |
Предлагает ученикам по 1 от группы рассказать о проделанной работе и сформулировать название данного им опыта. На доске заполнить диаграмму приложения 3. Отмечает удачность рассказов и ответов, обобщает знания. |
Слушают выступления и заполняют диаграмму и таблицу приложения (2-ой столбец). |
Развитие навыка работы с различными источниками. Развитие навыков знаково-символического моделирования. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения. Делать выводы. |
10 мин |
|
|
учебник |
Работа с учебником. Предлагает убедиться в правильности своих предположений и заполнить табицу приложения 4, выписав формулы математической зависимости скорости реакции от различных факторов |
|
|
|
|
Закрепление новых знаний |
Тест приложение 7 |
Предлагает выполнить тест |
Выполняют тест и взаимопроверку, результаты занести в таблицу самопроверки. |
Умение определять область знаемого и незнаемого. |
5-7 мин |
|
Домашнее задание |
Приложение 8 |
Дифференцированное |
Записывают домашнее задание. |
|
2 мин |
|
Рефлексия |
приложение 9 |
Достигли ли вы цели, поставленной перед изучением нового материала? Что вызвало больший интерес? Что на уроке не понравилось? Почему |
Заполняют приложение |
Умение анализировать результаты своей деятельности. |
2 мин |
|
Окончание урока. |
|
Подведение итогов. |
|
|
1 мин |
ФОРМЫ И МОТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНЫХ. МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
Результаты |
Результаты данного урока |
Форма и методы диагностики |
Время диагностики |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей. Планирования. Самоконтроля и оценки результатов своей деятельности. Умение предвидеть возможные результаты своих действий
|
Умение определять область знаемого и незнаемого |
Ученики отмечают вопросы, на которые могут ответить. Учитель спрашивает и оценивает полноту и правильность ответа |
Изучение нового материала |
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения. Теоретическими моделями и реальными объектами. Овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Разработке теоретических моделей процессов и явлений |
Развитие теоретического мышления учащихся на основе объяснения характеристик различных фаз и агрегатного состояния вещества |
Фронтальный устный опрос по тесту |
На этапе актуализации знаний |
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах. Анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста. Находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его |
Развитие навыков знаково-символического моделирования |
Выполнение заданий по учебнику
|
Изучение нового материала |
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач |
Развитие умения учащихся выбирать и анализировать информацию из различных источников |
Устные ответы учеников по картинкам, по таблицам из учебника |
Изучение нового материала, выполнение домашнего задания |
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. |
|
Устные ответы учеников |
Во время всего урока |
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей. Предъявлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию |
|
|
|
ПРЕДМЕТНЫЕ Умение применять теоретические знания на практике, решать химические задачи на применение полученных знаний |
Понимание учащимися ценности приобретения знаний о процессах перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое |
Устные и письменные ответы учащихся |
Выполнение тренировочных упражнений |
Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, объяснять полученные результаты. Делать выводы |
Формирование у учащихся умения наблюдать и описывать процессы, проводить химический эксперимент
|
Фронтальный эксперимент Обсуждение наблюдений и результатов |
Изучение нового материала |
Понимание и способность объяснить зависимость скорости химической реакции от различных факторов. |
Приобретение учащимися знаний о тепловых процессах перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое |
Письменный тест |
Закрепление нового материала |
Умение проводить эксперимент |
Формирование у учащихся умения работать с лабораторным оборудованием, с реактивами. Со спиртовкой |
По факту проведения эксперимента |
Изучение нового материала |
Информационная компетенция– умение находить, отбирать нужную информацию из различных источников, умение переводить информацию из одной формы в другую, словесную в табличный и знаковую и т.д.).
Речевые компетенции - обладание монологической и логической речью, умение выражать свои мысли, умение строить высказывание в устной и письменной форме.
Мыслительные компетенции– умения структурировать знания, выбирать эффективные способы решения, выявлять причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и приводить аргументы и факты для их подтверждения.
Практические компетенции– умения пользоваться методами научного исследования природы. Проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты. Правильно пользоваться лабораторным оборудованием, предоставлять результаты наблюдений в виде схем.
Творческие компетенции– умения применять полученные знания на практике, самостоятельность в создании собственного продукта.