Контекстные задачи как инновационное оценочное
средство достижений учащихся на уроках химии
Зайцева Наталья Сергеевна
учитель ГБОУ СОШ № 277
Кировского района Санкт-Петербурга
В настоящее время одной из ведущих тенденций развития естественнонаучного образования признана идея его гуманизации. Данная идея предполагает не только учет индивидуально – личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения и самореализации ученика как личности. При этом изменяется и сам характер учебного процесса. Он строится как совместная поисковая деятельность учителя и ученика. Ведущей при этом выступает не репродуктивная, а проблемно-поисковая ориентация в обучении.учитель ГБОУ СОШ № 277
Кировского района Санкт-Петербурга
В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения требования к результатам освоения образовательной программы представлены в виде совокупности предметных, метапредметных и личностных достижений. Традиционные методы и средства педагогического контроля наиболее эффективны для оценивания предметных результатов и в меньшей степени – метапредметных и личностных. Эти достижения можно оценить с помощью инновационных оценочных средств. В данной статье представлен опыт разработки инновационного инструментария, который позволяет оценить образовательные достижения учащихся, соответствующие требованиям ФГОС.
Традиционные задания, используемые в процессе преподавания химии, направлены в основном на совершенствование логических умений: классификация, сравнение, установление последовательности и т.д. Современные подход к выделению метапредметных результатов обучения химии значительно расширяет область формируемых способов деятельности и умений. В последние годы стало актуальным разработка заданий ориентированных на развитие универсальных учебных действий и соответствующим идеям стандартам второго поколения. В моей профессиональной деятельности как инновационное оценочное средство я использую контекстные задачи.
Контекстными называют задачи, в которых содержится относительно законченный по смыслу текст, достаточный для понимания сути описанного и восприятия представленной информации. Контекст способствует мотивации учащихся на познавательную деятельность. В контекстных задачах могут быть отражены условия жизни и деятельности человека, особенности развития окружающего мира и т. д.
Применение контекстных задач на уроке химии дает возможность подвести учащегося к осознанию того, что химические знания применяются в жизни очень и очень часто. Эти задачи строятся на основе рассмотрения ситуаций, направленных на освоение учениками знаний по соответствующему разделу учебного материала по химии.
На уроке в 9 классе по теме: «Общая характеристика галогенов» я организую работу учащихся в группах. Каждая группа решает ряд контекстных задач. По мере выполнения работы учащиеся представляют их решения. Данная форма проведения урока способствует формированию познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий.
Задача №1
Известно, что галогены – ядовиты, но вместе с этим они необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.
Задание: Внимание! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
– В каком виде галогены содержатся в организме человека?
– Каково биологическое действие галогенов на организм?
- Какие продукты содержат галогены?
Схема для ответа:
№ | Содержание элемента в организме | Продукты питания, содержащие элемент | Биологическая роль элемента |
Биологическая роль химических элементов. ЙОД
Йод в довольно большом количестве содержится в морской капусте, кальмарах, креветках, морской рыбе. Есть он также в хлебобулочных изделиях, молочных продуктах. Суточная потребность в йоде для взрослого здорового человека составляет 0,1-0,2мг.
Есть места, где содержание йода заметно снижено в почве, воде, местных пищевых продуктах. Это вызывает развитие эндемического зоба, характеризующееся нарушением синтеза гормонов щитовидной железы, что сопровождается вялостью, сонливостью, апатией, нарушением обмена веществ. Для профилактики этого заболевания в питании населения этих мест используется иодированная поваренная соль. При значительном дефиците в рационе йода, кобальта, меди, марганца нарушается обмен витамина С, снижается количество эритроцитов крови.
Источник информации для группы №2:
Биологическая роль химических элементов. ХЛОР
С поваренной солью в организм человека поступает и хлор. Суточная потребность в нем составляет примерно 5г. Физиологическое значение этого элемента связано с его участием в регуляции вводно-солевого обмена и осмотического давления в тканях и клетках. Хлор входит в состав соляной кислоты желудочного сока.
Хлор участвует в проведении нервных импульсов, активизирует работу пищеварительных ферментов желудочного сока.
Источник информации для группы №3:
Биологическая роль химических элементов. ФТОР
Фтор принимает участие в образовании костей и зубов. Суточная потребность в нем не установлена. Основным источником фтора является питьевая вода, содержащая обычно около 1мг этого элемента на 1л. Богата фтором рыба (особенно треска и сом), орехи и печень. В местности, где содержание фтора в питьевой воде ниже 0,5мг/л, ее обычно фторируют для профилактики кариеса зубов. Избыточное поступление в организм фтора вызывает развитие флюороза, которое проявляется крапчатостью зубной эмали.
Источник информации для группы №4:
Биологическая роль химических элементов. БРОМ
Соединения брома регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы, поэтому для лечения нервных болезней (бессонницы, истерии, неврастении и т. д.) врачи прописывают бромсодержащие препараты. Бром активно накапливают морские водоросли и морские организмы. Именно море служит главным поставщиком брома. Подсчитано, что ежегодно вместе с морской водой в воздух переходит около 4 млн. т. брома. Это одна из причин, почему так полезно дышать морским воздухом. Бром применяется в медицине для лечения ожирения, в ультрамалых дозах лечит эндокринные заболевания.
Содержание брома в организме человека (массой 70 кг) составляет 260 мг.
Критерии оценивания:
- содержание элемента в организме – 2 балла;
- биологическая роль элемента в организме человека – 2 балла;
- продукты питания, в которых содержится данный элемент – 2 балла.
Задача №2
Вы – продавец магазина “Химреактив”. Покупатель – начинающий химик. Познакомьте начинающего химика с физическими свойствами галогенов. Предупредите покупателя о воздействии галогенов на организм.
Задание: Внимание! Прочитайте тексты. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
– Перечислите физические свойства галогена;
– Каково действие галогена на организм человека?
- Перечислите области применения галогена.
Бланк ответа:
Элемент | Физические свойства | Особенности действия на организм человека |
Области применения |
Первый раз в жизни Артур Доуэль почувствовал, что не в состоянии овладеть чужой волей. Связанный, беспомощный, лежащий на полу человек издевался над ним. За дверью раздалось какое-то шипение. Доуэль продолжал петь все громче, но вдруг поперхнулся. Что-то раздражало его горло. Доуэль потянул носом и почувствовал запах. В горле и носоглотке неприятно щекотало, вскоре к этому присоединилась режущая боль в глазах. Запах усиливался.
Доуэль похолодел. Он понял, что Равино отравил его хлором. Настал его смертный час. Затем свет погас, и Доуэль словно провалился … Очнулся он от свежего ветра, который трепал его волосы.
А.Р.Беляев. «Голова профессора Доуэля»
Источник информации для группы №2:
Из медикаментов у Юрия Андреевича остались только хина, йод и глауберова соль. Йод, требовавшийся для операций и перевязок был в кристаллах. Их надо было распустить в спирту. Пожалели об уничтоженном производстве самогона и обратились к наименее виновным, в свое время оправданным винокурам с поручением починить сломанную перегонную аппаратуру или соорудить новую.
Выгонку вещества довели почти до ста градусов. Жидкость такой крепости хорошо растворяла кристаллические препараты. Этим же самогоном, настоянном на осиновой коре, Юрий Андреевич позднее, в начале зимы, лечил возобновившиеся с холодами случаи сыпного тифа.
Б.Л.Пастернак. «Доктор Живаго»
Источник информации для группы №3:
Английский поэт Уилфред Оуэн, погибший в сражениях первой мировой войны, оставил такие строки:
Газ! Газ! Скорей! - неловкие движенья,
Напяливание масок в едкой мгле!
Один замешкался, давясь и спотыкаясь, Барахтаясь, как в огненной смоле,
В просветах мутного зеленого тумана.
Бессильный, как во сне, вмешаться и помочь,
Я видел только - вот он зашатался,
Рванулся и поник – бороться уж невмочь.
Источник информации для группы №4:
Галогены.
Хлор хвалился: «Нет мне равных!
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Всех на свете отбелю!»
Йод красой своей гордился,
Твердым был, но испарился.
Фиолетовым, как ночь,
Далеко умчался прочь.
Бром разлился океаном,
Хоть зловонным, но румяным.
Бил себя он грозно в грудь:
« Я ведь бром! Не кто-нибудь!..»
Фтор молчал и думал:
«Эх!..Ведь приду - окислю всех…»
Л.Е. Сомин. «Увлекательная химия»
Критерии оценивания:
- физические свойства элемента – 2 балла;
- особенности действия на организм человека – 2 балла;
- области применения – 2 балла.
Задача №3 для всех групп
Миша с пеленок был заядлым экспериментатором. Однажды он решил получить кристаллы йода из 5%-го спиртового раствора йода путем выпаривания спирта. В выпарную чашку он вылил из флакончика 25 г раствора и начал процесс выпаривания.
Задание: Объясните, почему в конце работы у Миши округлились глаза, и было недоумевающее лицо. Сколько граммов йода мог бы получить Миша теоретически?
Источник информации: При обычных условиях йод – твердое вещество с молекулярной кристаллической решеткой. Молекулы йода двухатомны. Когда молекулы улетучиваются с поверхности жидкости – это называется испарением. Когда молекулы улетучиваются с поверхности твердого вещества - это называется возгонкой. И при испарении, и при возгонке получаются пары. Фиолетовый дым - это пары йода, при легком нагревании происходит возгонка йода: переход из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое.
Модельный ответ: 1.В выпарной чашке ничего не осталось. Йод испарился, как и спирт. Испарение твердых веществ, минуя жидкую фазу, называют возгонкой.
2. Теоретически можно было бы получить 1,25 г йода.
Критерии оценивания:
Ответ на вопрос -2 балла;
Решение задачи - 3 балла.
Примеры контекстных задач.
8 класс. Тема: «Свойства оснований».
Ковбой Торопыга Джон по ошибке выпил раствор едкой щелочи и почувствовал себя дурно. Его друзья стали предлагать меры первой помощи. Лимонадный Джо заявил: «Бедняге Джону надо выпить бутылочку-другую лимонада. Газированный лимонад – универсальный бальзам для души и тела!». Грубый Хью сказал: «Для кого как, а для Джона бальзамом служит отнюдь не лимона! Стаканчик-другой алкоголя – вот что поможет Джону!». «Надо отправить посыльного на кожевенную фабрику за склянкой азотной кислоты. Реакция нейтрализации спасет нашего друга!» – воскликнул Красавчик Вилли.
« Напоить беднягу еще и кислотой? Оставьте несчастного Джона в покое! Я вызову у Торопыги рвоту, и желудок очистится от щелочи», - закончил спор Большой Билли.
Внимание! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Кто из ковбоев предложил верное решение?
- Объясните верное решение с химической точки зрения.
На улицах и стройплощадках Москвы нередко можно увидеть образцы разрушения металла под действием окружающей среды. Не пощадила коррозия и металлоконструкции первой радиобашни на Шаболовке, разработанную инженером В. Г. Шуховым. Трансляция радиопередач с уникальной антенной башни ведется с марта 1922 года.
Внимание! Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
Как вы думаете, какие факторы окружающей среды могли быть причиной коррозии металлов?
9 класс. Тема: «Свойства фосфора»
В 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. В те времена спички были весьма опасны: мало того, что зажигались они очень легко, а порой и неожиданно, в них содержался сильно ядовитый белый фосфор.
Внимание! Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
1. Какими свойствами обладает простое вещество фосфор?
2. Запишите соответствующее уравнение химической реакции.
Мой опыт показывает, что даже самые слабые и равнодушные к учёбе ученики оживляются, включаются в обсуждение и решение таких задач. Обучение становится личностно значимым, что способствует формированию мотивационной сферы. Учащиеся мыслят творчески, приучаются к поиску. Такое обучение более эмоционально, способствует повышению интереса к химии. Как известно, знания, добытые самостоятельно, всегда удерживаются сознанием дольше, чем полученные в готовом виде.
Список литературы
- Заграничная Н.А. О метапредметных результатах изучения школьного курса химии // Химия в школе. - 2011. - №4.
- Маркина И.В. Современный урок химии. Технологические приемы. Разработки учебных занятий. Академия развития, 2008.
- Шалашова М.М. Использование контекстных задач для оценивания компетенций учащихся // Химия в школе. – 2009. - №4.