Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Программа предметного элективного курса для учащихся 10 - 11 классов

Решение комбинированных и нестандартных задач по химии

(68часов. Новая редакция)
 Крутецкая Елена Дмитриевна
 Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 10 (11) классов и рассчитан на  68 часов в год (2 часа в неделю), из них 6 часов резервного времени. При условии, что на элективный курс выделено меньшее количество часов можно проводить его в течении двух лет (10 и 11 кл.)
Элективный курс «Решение комбинированных и нестандартных задач по химии» адресован учащимся  общеобразовательных школ, изучающим химию на базовом уровне и желающим расширить и углубить свои знания по предмету.
Для овладения теоретическим материалом необходимо научиться  решать расчетные задачи различных типов и уровня сложности. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует политехнической подготовке. В процессе решения задач развивается научно-теоретическое, логическое и творческое мышление.
Данная программа является дополнением к систематическому курсу химии и ставит своей задачей:
  • развитие логического мышления;
  • совершенствование и развитие расчетных навыков;
  • повышение креативности мышления;
  • подготовка к ЕГЭ и вступительным экзаменам в  ВУЗы химического и медицинского профиля.
  Реализация данного элективного курса предполагает сочетание разных форм и методов обучения, таких как лекции, семинары, работа в парах и малых группах, самостоятельная работа, зачеты.
 
 
Учебно-тематический план

 
 
 №
        
                         Тема занятия

 
 
К-во
часов
 
  Виды                   деятельности
   
1. Введение.
Цель  и задачи элективного курса.
Типы расчетных задач. Основные физические и химические величины.
Общие подходы к анализу условия, решению и оформлению решения задач.
 
1
Лекция, групповая и самостоятельная работа
 

 
   
2. Тема 1. Расчеты по химическим формулам.                                                                    
 
8 Алгоритмы решения задач, групповая и самостоятельная работа.    
  Основные формулы для решения задач.
Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро»,         « молярный объем газа».
1      
  Определение массовой доли элемента в веществе.
Определение относительной плотности газа

 
1      
  Определение молекулярной формулы вещества по результатам анализа. 1      
  Решение комбинированных задач 3    
  Зачётное занятие по теме. 2    
3 Тема 2 . Газовые законы. Смеси газов. 10 Алгоритмы решения задач, групповая и самостоятельная работа.    
  Расчеты с использованием газовых законов Бойля-Мариотта и Гей-Люссака и уравнения Менделеева-Клапейрона. 1      
  Объемные отношения газов при химических реакциях. 1      
  Смеси газов. Молярная масса газовой смеси.   Объемная и массовая доля газа в смеси. 3      
  Решение комбинированных задач. 3      
  Зачетное занятие по теме.
 
2      
4 Тема 3. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. 7 Алгоритмы решения задач, групповая и самостоятельная работа.    
  Скорость химических реакций, зависимость скорости реакции от концентрации вещества, температуры и давления. 2      
  Химическое равновесие, условия смещения химического равновесия. 1      
  Решение комбинированных задач. 3      
  Зачетное занятие по теме 1      
5 Тема 4.Растворы.
 
16 Алгоритмы решения задач, групповая и самостоятельная работа.
.
   
  Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе при дополнительном введении воды или твердого вещества.
 
2      
  Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе, полученном после смешивания  растворов с различным содержанием этого растворенного вещества. 2      
  Вычисление массовой доли  растворенного вещества, образовавшегося в результате взаимодействия растворенного вещества с водой. 2      
  Олеум. 2      
  Кристаллогидраты.
Определение массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном при растворении кристаллогидрата или при образовании осадка кристаллогидрата.
2      
  Растворимость веществ. Ненасыщенный и насыщенный  раствор.
Решение задач с использованием данных о растворимости веществ.
Определение массы выкристаллизовавшегося  вещества в результате  охлаждения раствора.
2 Практическая работа: приготовление насыщенных растворов    
  Решение комбинированных задач. 2      
  Зачетное занятие по теме «Растворы» 2      
6 Тема 5.Вычисления по химическим уравнениям. 10 Алгоритмы решения задач, групповая и самостоятельная работа.
 
 
 

 
  Определение состава образующейся соли. Определение состава смеси образующихся средних и кислых солей. 2      
  Расчеты по изменению массы . (“Пластинки”) 2      
  Определение массовой (объемной) доли выхода продуктов реакции в многостадийных процессах. 1      
  Решение комбинированных задач. 3      
  Зачетное занятие по теме «Вычисления по химическим уравнениям» 2      
7
 

 
Тема 6. Вычисления состава смесей исходных или полученных веществ.   10
 

 
Алгоритмы решения задач, групповая и самостоятельная работа.    
  Определение состава смеси, полученной при неполном разложении исходного вещества. 1      
  Определение состава смеси, в которой одно из исходных веществ, вступает в реакцию с соответствующим реагентом. 2      
  Определение состава смеси исходных веществ, по известным компонентам реакций, протекающих параллельно. 2      
  Решение комбинированных задач. 3      
  Обобщающее занятие по курсу. 2 Подведение итогов, защита курсовых работ.    
             
 
 
Содержание программы
 
   Введение (1 час)  
Цель и задачи элективного курса. Типы расчетных задач. Основные физические и химические величины. Общие подходы к анализу условия, решению и оформлению решения задач. Основные формулы для решения задач.
 
  Тема 1. Расчеты по химическим формулам (8часов) Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», «молярный объем газа». Определение массовой доли элемента..
Определение массовой доли элемента в веществе. Определение относительной плотности газа.
Определение молекулярной формулы вещества по результатам анализа.
 
Тема 2 . Газовые законы. Смеси газов.(10 часов)
Определение относительной плотности газа. Расчеты с использованием газовых законов Бойля-Мариотта и Гей-Люссака и уравнения Менделеева- Клапейрона. Объемные отношения газов при химических реакциях. Смеси газов. Молярная масса газовой смеси.   Объемная и массовая доля газа в смеси.
 
Тема 3. Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
 
Скорость химических реакций, зависимость скорости реакции от концентрации вещества, температуры и давления. Химическое равновесие, условия смещения химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.
 
 
 Тема 4.Растворы ( 16 часов).
Способы выражения концентрации растворов (массовая доля растворенного вещества в растворе, молярная концентрация.). Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе, молярности.  Способы решения задач на растворы с помощью  рисунка «стакана».  Вычисление массовой доли растворённого вещества  в растворе при дополнительном введении воды или твердого вещества. Задачи на определение массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном после смешивания растворов  различной концентрации. Вычисление массовой доли  растворенного вещества, образовавшегося в результате взаимодействия растворенного вещества с водой. Вычисления массовой доли серной кислоты и оксида серы (VI) в олеуме. Кристаллогидраты. Определение массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном при растворении кристаллогидрата. Растворимость веществ. Ненасыщенный, насыщенный, перенасыщенный раствор. Решение задач с использованием данных о растворимости веществ. Определение массы кристаллизовавшегося вещества в результате охлаждения раствора.
 
 
   Тема 3. Задачи на вывод формулы вещества (7 часов).
Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества на основании массовой доли элементов. Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества на основании относительной плотности его паров и массовой доли элементов. Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания. Решение задач  на вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений. Задачи на вывод формулы кристаллогидрата.
 
   Тема 5. Вычисления по химическим уравнениям (10 часов).
Определение состава образующейся соли. Определение состава смеси образующихся средних и кислых солей. Расчеты по изменению массы
 (“Пластинки”).
 Определение массовой (объемной) доли выхода продуктов реакции в многостадийных процессах.
 
 
   Тема 6. Задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси (10 часа) Определение состава смеси, полученной при неполном разложении исходного вещества. Решение задач на смеси, если  одно вещество, входящее в состав смеси, реагирует с соответствующим реагентом.  Определение состава смеси исходных веществ, по известным компонентам реакций, протекающих параллельно.
 
 
Методические рекомендации.
 
При проведении занятий по решению расчетных задач целесообразно использовать активные методы обучения, больше внимания уделять самостоятельной работе учащихся,  предлагать учащимся работу в малых группах, парах постоянного и сменного состава. Очень эффективны задания по самостоятельному составлению условий задач определенного  типа.
В конце каждой темы необходимо проводить итоговые занятия (зачеты, контрольные работы, обобщающие семинары и т.д.), которые позволят определить степень усвоения материала. В качестве итоговой курсовой работы можно предложить учащимся разработку проекта на основе межпредметной интеграции.
 Например:
- Решение задач по химии с использованием математических уравнений .
-Использование растворов различной концентрации в медицинской практике.
- Законы Фарадея при решении химических задач.
 
 
Список литературы

 
  1. Воловик В.Б., Крутецкая Е.Д. Органическая химия. Вопросы, упражнения задачи, тесты. С-Пб: изд. СМИО Пресс, 2012г
  2. Воловик В.Б., Крутецкая Е.Д.Общая и неорганическая химия. Вопросы, упражнения, задачи, тесты. С-Пб: изд. СМИО Пресс, 2013г
  3. Домбровская С.Е., Кириллова М.А. Задачи по химии для выпускников и абитуриентов. СПб.: Интерлайн, Мир и семья,2000.
  4. Жуков П.А., Жукова И.Н., Смирнова Л.М. Сборник задач по органической химии. 10-11 классы. СПб.: Паритет, 2000.
  5. Хомченко И.Г. Решение задач по химии 8-11. М.: Новая волна, 2001.
  6. Хомченко г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы.М.: Новая волна, 2002.
 

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»