Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие познавательных универсальных действий учащихся с применением ИКТ на уроках русского языка и литературы

(в рамках ФГОС второго поколения)

 

 

 

Гаспарян Валентина Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №277
Кировского района Санкт-Петербурга

 

Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование информационно компьютерных технологий(ИКТ) принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия.

Н.Ф. Талызина пишет, что «…главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».

Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальныеучебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия.

 Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.

Рассмотрим, как применение     информационных       технологий    в  преподавании русского   языка    и   литературы     способствуют        развитию познавательных  учебных действий. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.  

Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

   Методы обучения, для развития познавательных учебных действий применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Применяемые приемы: разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование.

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет:

-​ развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;

- расширить возможности предъявления учебной информации;

- сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

-усилить мотивацию учения;

-активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

-дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;

- расширить наборы применяемых учебных задач;

-качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

-позволяют приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.

Системное и целесообразное применение информационно-коммуникационных средств обучения в образовательном процессе,  позволяет оптимизировать деятельность учителя на уроке, т.е. повысить качество обучения школьников за счёт улучшения качества деятельности учителя (преподавания предмета).

Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее лингводидактические проблемы:

-совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

- ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;

- повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;

- ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;

- возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения.

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

Систематическое использование ИКТ и интерактивной доски на уроке дает нам:

-повышение уровня использования наглядности на уроке;

-​ повышение производительности урока;

-​ актуализацию познавательных интересов учащихся;

-​ логику подачи учебного материала,

-восприятие компьютера в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

На уроках с ИКТ каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Будучи уникальным современным средством наглядности, обеспечивающим учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, компьютер обладает способностью методически ярко предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркивания, динамики изображения, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т.д. Благодаря постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера школьники приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность.

Учащиеся также учатся анализировать и редактировать тексты, самостоятельно набирают тексты своих творческих работ, публикуют и оформляют свои стихи, составляют сборники, делают компьютерные рисунки,  доклады, рефераты с помощью компьютера, схемы, помогают делать тесты, пособия и брошюры по литературе, раздаточный и дидактический материал.

На уроках с использованием ИКТ планируется как фронтальная, так и самостоятельная работа, сочетаются задания на компьютере с обсуждением и общением с учениками, стараюсь оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса. Применение  ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в  музей, на родину писателя.

На уроках русского языка и литературы мы используем следующие варианты применения ИКТ: создание мультимедийных презентаций, слайдов с текстовым изображением, интернет - ресурсы, электронные учебники и электронные конспекты уроков, аудио и кино записи, работа с программой Microsoft Publisher , разработка дистанционных курсов в системе Moodle,  компьютерные тесты.

Наиболее  эффективная и наглядная форма представления материала по  литературе это  мультимедийная презентация. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Кроме того, при наличии принтера результаты деятельности учащихся  легко превращаются в  фактический материал.

Использование данной технологии позволяет значительно сэкономить время на уроке, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Так, например, в школе  проходил семинар на тему: «Формирование общенаучных и учебно-информационных умений и навыков учащихся как средство повышения качества образования», в ходе которого была продемонстрирована презентация урока русского языка в 11-ом классе. Это урок развития речи, на котором была показана подготовка к написанию сочинения-рассуждения с целью подготовки к ЕГЭ. Тема урока-презентации – «Наблюдения над научно-популярным текстом». Поставленные цели: совершенствование навыков анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры, совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения, а также воспитание любви к родному краю  – были достигнуты. Когда подобная работа становится еще и поводом для использования ИКТ - для реализации творческого и интеллектуального потенциала участников образовательного процесса, для их приобщения к современным способам получения и "переработки" информации, - это способствует большему взаимному обогащению учителя и ученика.

Активно используются в практике Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать каталоги, фонотеку, электронную библиотеку, портретные галереи: найти и прослушать записи произведений в исполнении самих авторов  или чтецов, подобрать видеофрагменты.

Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде буклета,  журнала, газеты, книжки, что будет использоваться для оформления результатов групповой работы, выпуска газеты, информационного листка.

Еще в своей практике использую показ экранизации классики. На уроке можно продемонстрировать фрагмент художественного или документального фильма. Здесь можно создать проблемную ситуацию, мотивирующую обращение школьников к литературному источнику, провести сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста;

Разработка дистанционных курсов в системе Moodle. Современный педагог должен ориентироваться и знать образовательные возможности сети Интернет и быть знакомым с дистанционным обучением, знать  педагогические технологии дистанционного обучения, уметь преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения.  Дистанционное обучение – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучающегося. Здесь предполагается разработка дистанционных курсов по русскому и литературе, которые дают много возможностей, в том числе и для развития познавательных универсальных действий.

Во внеурочной деятельности используем презентационно-иллюстративный материал, который готовит учитель, а также  ученики и их родители. Например, можно создать презентации по ключевым темам курса литературы.

Для контроля над  уровнем усвоения знаний на этапе закрепления и повторения используются компьютерные тесты, программы тренажеры по русскому языку и литературе.

Кроме того, в своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности с помощью ИКТ:

– работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема «живой» и «мертвой» души и т. д.) На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьезным обобщениям по предложенным темам;

– разнообразие жанров уроков  (ролевая игра: «Суд над Раскольниковым»).

На уроках русского языка в 7-м классе при изучении темы «Деепричастие» с целью развития языкового чутья учеников, творческого мышления проводятся игры «Восстановим истину», «Странные соответствия», «Грамматические кроссворды». При изучении темы «Наречие» – игра «Закончите слово», «7 клеточек», «Агентство Шерлока Холмса», а при повторении в конце года работаем с конструктором «Погадаем на ромашке» (конструирование предложений из слов). Использование дидактических игр дает возможность разрядить обстановку и еще раз поговорить о неисчерпаемых возможностях нашего родного языка.

На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на свих уроках я стараюсь создать условия для творчества, хотя приходится сталкиваться с трудностями, несмотря на использование разноуровневых заданий.

Подводя итог, можно сказать, что использование информационных  технологий на уроках русского языка и литературы позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого ученика, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить наглядность и темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.

Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале, а также огромный потенциал для развития универсальных учебных действия.

 

Литература

1.Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 113-116.

2. Талызина Н.Ф., педагогическая психология,: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998;

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»