Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
Орфоэпия
Галушкина Валентина Алексеевна
Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.
Форма урока:традиционный.
Метод: комбинированный, игровой.
Цель урока: познакомить с термином «орфоэпия»
Задачи урока:
1. Образовательные:
ü развить умение формулировать определение понятий;
ü формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);
ü развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
ü обогащать словарный запас учащихся;
ü совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
ü осуществление системно-деятельностного подхода;
ü развитие критического мышления;
ü развитие внимания;
ü формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o развивать умение применять новые знания;
o развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o формирование логических умений;
o развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
o развитие умения формулировать проблему;
o развитие умения работы в парах.
3. Воспитательные:
ü воспитание интереса и уважения к родному языку;
ü воспитание ценностного отношения к слову;
ü развитие коммуникативных УУД:
o создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
o взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
§ ПК;
§ мультимедийный проектор;
§ мультимедийная презентация к уроку;
§ информационный лист.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка учебной задачи.
4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
5) Физ. минутка.
6) Закрепление изученного материала.
7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). |
Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Добрый день!» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь (Слайд 1) (мордашки) |
Приветствие учащихся. |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний (4 минуты)
3. Постановка учебной цели. (1минута) |
На доске написаны слова: стрелки и гвоздики. (слайд 2) Ребята, нарисуйте эти предметы. Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? (слайд3) Как вы думаете? (На доске прикреплены 4 рисунка) (В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).
- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. (слайд4) Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения?( Орфоэпия) - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? (слайд5) (“Орфо” - правильный, “эпос” - речь. Правильная речь) Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (научиться правильно ставить ударение) |
Рисуют предметы на доске.
Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы Запись учащимися числа, «Классная работа»,
темы урока
Формулируют цель урока |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4. Усвоение новых знаний.
4 минуты
Первичное закрепление знаний.
10 минут
Физ. минутка (пауза релаксации) 2 минуты
5 минут
|
I. - Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определения)
Задание 1.-Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: 1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь. - Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? - Молодцы, все справились с заданием. Отгадайте загадку.
Шутник он, невидимка-молоток, - Кто этот шутник, ребята? (Ударение) - Чем отличается ударный слог от безударного? Задание 2 В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда.)
- Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. Отгадайте загадки.
1) Я травянистое растение
2) Я сборник карт: от ударения Задание 3 Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах) Пропасть, село, хлопок. (слайд6) - В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)
А сейчас мы проведем орфоэпический диктант. - Отгадайте загадки, т.к. иногда рифма подсказывает правильное ударение в словах. 1) Буквы – значки,
2) Из меня посуду тонкую,
3) Чтоб скорей в библиотеке
Физкультминутка (слайд 8) |
Работают с учебником
Несколько учащихся озвучивают свои примеры
3 уч-ка у доски Рабочий лист к уроку
Отгадывают загадки, записывают отгадки и ставят ударение
Работают со словапи, записывают в тетрадь. (Задание выполняется в парах)
Отгадывают и записывают на доске и в тетрадях
Физкультминутка |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с пословицами: определяют тему и главную мысль).
|
Закрепление изученного материала
13 минут
|
II.Закрепление изученного материала (слайд 9) Задание 4 Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах. Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин. Мы справились с этим заданием. Теперь эти слова будем произносить правильно. - Вспомните, что изучает орфоэпия?
Задание 5 Лексический диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите, объясняя орфограммы. 1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.) 2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.) 3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].) 4. Знак препинания. (Ти[рэ].) 5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.) 6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.) 7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.) 8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].) 9. Название научного понятия. (Термин[т`э].) 10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].) 11. Гостиница. (О[тэ]ль.) - Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения? III.Проверочная работа. (Задание выполняется самостоятельно, по рядам) 1. Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.
Косит косец,
На путях я вижу сорок 2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).
Столяр сделал книжные полки. 3. Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков. На выставке в музее мы видели модель нового самолета. Портрет Пушкина работы художника Кипренского. С самолета был выброшен парашютный десант. Мечта каждого – иметь персональный компьютер. Детектив исследовал место происшествия. Проверка заданий. |
Работают в рабочих листах
Проверяют
Делают вывод
Пишут под диктовку, проверяют на слайдах
(Задание выполняется самостоятельно, по рядам)
|
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности.
3 минуты
|
Мини-тест (каждый делает самостоятельно).
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок (слайд 9) |
Выполняют мини-тест
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. 2 минуты |
П.62, упр319 У.76 (раб. тетрадь) |
Запись учащимися задания в дневники. |
|