Конспект урока по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России"
Разделительный твердый знак
Финикова Алина Сергеевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ лицей № 623 имени И.П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Цель: Формировать представление о том, в каких случаях пишется разделительный твердый знак, формировать навыки чтения слов с данной буквой.
Задачи:
- Образовательные: Познакомить детей с новой буквой; определить, совместно с учащимися, когда в словах пишется буква твердый знак; учить различать слова с разделительным твердым и разделительным мягким знаками.
- Развивающие: развивать мышление, внимание, речь.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Формирование УУД.
Познавательные УУД:
1.формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
2.формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные УУД:
1 формируем умение слушать и понимать других;
2 формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
Регулятивные УУД:
1 формируем умение высказывать своѐ предположение на основе
работы с материалом учебника;
2формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3 формируем умение прогнозировать
Личностные УУД:
1 формируем умение выказывать своѐ отношение к героям, выражать свои
эмоции;
2формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3 формируем умение оценивать поступки в соответствии с определѐнной ситуацией.
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|
|
|
- Сколько мы изучили гласных букв? - Сколько мы изучили согласных? - Какая буква не обозначает звука? - Какую роль выполняет мягкий знак?
- Как определить надо ли в слове писать разделительный мягкий знак? |
- 10
- 21
- Мягкий знак.
- Мягкий знак служит показателем мягкости согласных, а разделительный мягкий знак отделяет согласную от гласных я,ё,ю,е,и. - Если в слове после мягкого согласного звука слышится звук [й’], то в таком слове надо писать разделительный мягкий знак. |
|
- Сегодня мы познакомимся с еще одной буквой, которая не обозначает звука. - Прочитайте слово, написанное на доске. (на доске слово «сел») - Как мы можем это слово превратить в слово «съел»?
- Но мы не можем поставить разделительный мягкий знак, потому что звук [с] слышится твердо. Здесь нам нужен другой разделительный знак. Какой? - Совершенно верно, для этого случая существует буква – разделительный твердый знак. (Учитель вешает на доску изображение твердого знака). - Посмотрите как выглядит твердый знак. - Прочитайте слово, которое мы получили с помощью твердого знака. - Какая буква стоит после твердого знака? - Сколько звуков обозначает эта буква в данном слове? Какие? - Какие еще гласные буквы могут обозначать два звука? - Кто догадался, как нам определить, когда надо в слове писать разделительный твердый знак? |
- Сел
- Можно поставить разделительный знак между буквами «с» и «е».
- Твердый разделительный знак.
Кто-то из учеников читает вслух слово «съел».
- Буква Е.
- Два: [й’], [э]
- Я, е, ё, ю.
- Надо произнести слово. Если после твердого согласного в слове слышится звук [й‘], то надо писать разделительный твердый знак. |
|
- А теперь немного поиграем. Встаньте. Я буду произносить слова. Если в слове после твердого согласного слышится звук [й‘], то сядьте на корточки, если не слышится звук [й‘] – встаньте. |
Дети выполняют задание. |
|
- Откройте учебники на стр. 75. Прочитайте слова. (съел, съедят, въехал). - Какая буква стоит после твердого знака во всех этих словах? -Сколько звуков она обозначает? Какие? - Почему во всех словах стоит разделительный твердый знак, а не разделительный мягкий знак? - Прочитайте стихотворение:
«Мягкий знак и твердый знак Разговаривали так: - Сколько я пирожных съем? Мягкий знак ответил: - Семь»
- Найдите в этом стихотворении слово с разделительным твердым знаком. - Давайте повторим еще раз. Когда в слове мы будем писать разделительный твердый знак, а когда – разделительный мягкий знак.
|
Кто-то из учеников читает вслух.
- Буква «е».
- Два: [й’], [э]
- Потому что звук [й’] слышим после твердого согласного.
Читает кто-то из учеников.
- Съел.
- Если в слове слышится [й’] после твердого согласного, то пишем разделительный ъ, если звук [й’] слышится после мягкого согласного, то пишем разделительный ь. |
|
- Молодцы. А теперь попробуем применить наше правило. У вас на столах листочки. На каждом листе написано несколько предложений. Ваша задача прочитать предложения и исправить ошибки. Работу выполняем в парах.
«Сел кашу. Забил коля. Веду сёмку. Пю сок. Обявил каникулы»
- Проверим что у вас получилось.
- Поднимите руки, кому удалось исправить все ошибки верно. Молодцы! |
Выполняют задание.
Ученики читают исправленные предложения по цепочке. |
|
- Наш урок подходит к концу. Какую новую букву мы узнали сегодня на уроке? - Что вы о ней можете рассказать? - Молодцы! Вы хорошо поработали. Отдыхайте! |
|