Игровые моменты на уроках русского языка
Ено Марина Николаевна
Любое познание начинается с удивления. А удивление - это не что иное как пробуждение познавательного интереса к предмету у каждого ребёнка. Любой учитель словесник хорошо знает , что русский язык довольно трудный предмет в школьном курсе обучения, и , к сожалению, не у всех учащихся пользуется популярностью.
Одна из серьёзных проблем школы - резкое падение интереса к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности , неумение грамотно выразить свою мысль.
Развитие любознательности у каждого ученика , воспитание у него тяги к знаниям, интереса к учебному процессу является главной задачей, стоящей перед учителем. Психология учит : чем ярче эмоциональная атмосфера на уроке . тем прочнее атмосфера на уроке , тем прочнее она запоминается.
Одной из причин того , что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку состоит в том, что учителя не всегда ярко и убедительно показывают учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые разные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных, чтобы ученики « дивились» « драгоценности нашего языка».
Каковы же пути ,позволяющие воспитывать интерес у учащихся к русскому языку? Таких путей много , но одним из них , на мой взгляд, является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении тем , а также разнообразные формы ведения уроков. Как писал К .Д. Ушинский «дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания.» Эти слова смело можно отнести к процессу обучения.
«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания»,-говорил Ф.И. Буслаев, русский филолог и искусствовед. Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности- его разнообразие: разнообразие изучаемого материала, поисков работы. Для того чтобы школьники с интересом ждали урока, чтобы им хотелось следить за происходящим в классе , необходимо , чтобы на каждом уроке было что-то новое. ..Если же этого нет , дети создают себе разнообразие сами, зачастую их активность оказывается в некотором противоречии с нашими педагогическими задачами, поэтому желательно на уроке создавать определённые ситуации , пробуждающие интерес к предмету.
Существует целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любому предмету, изучаемому в школе. Сюда относится , прежде всего, мотивация изучения предмета, активные действия школьника в процессе самостоятельного «открытия» новых знаний, разнообразие информации и способов действия в процессе учебного процесса, постоянные связи с усвоенным ранее интересным материалом, достаточная трудность обучения.
В своей работе я применяю такую форму развития познавательного интереса к русскому языку как игра и использование игровых моментов на уроках.
Игра- это естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В последние годы многие педагоги в своей работе учитывают эту важную особенность детской психики.
Игра характеризуется наличием двух планов. С одной стороны, играющий выполняет реальные задания, связанные с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью, наказуемостью, дать волю фантазии, снять барьер страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку. Игра требует сотрудничества всего коллектива. Она создаёт атмосферу здорового соревнования, мобилизует творческие способности учащихся , так как от его ответа зависит не только личная отметка , но и победа команды.
Игра, следовательно, вырабатывает у учащегося чувство долга перед коллективом.
А .С .Макаренко писал, что усилия, которые ученик делает в игре ,плодотворны, что в игре незаметно для себя учащиеся вырабатывают навыки и умения, необходимые для данного предмета, а так же такие, которые пригодятся в жизни. «Игра помогает не только проявить способности , но и совершенствовать их» ,-писал К. Д. Ушинский .
Игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие, как обучения ,так и воспитания ,требуя от участников большого умственного напряжения и принося в то же время большое удовольствие .
Характер игры, игровые ситуации определяются темой , возрастными особенностями участников ,их интересами.
Ученики 5-7 классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие , поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики совместного поиска.
Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми , состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры. Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе .Их интересуют социальные явления. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учеников 10-11 классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Старшеклассников привлекают и разные словесные игры : кроссворды, сканворды, шарады, развивающие память, логическое мышление, а также игры-состязания, ролевые игры. Особенностью игровой деятельности для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр ,а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей , слушателей ,экспертов .Об этих возрастных особенностях учитель должен помнить при организации игр. Значение игровых моментов на уроках русского языка состоит в том , что они создают особый тип взаимоотношений между учителем и учеником – партнёрские.
Начало любой игры – это прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребёнка. Установка на игру обычно создаётся в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Установочный элемент игры позволяет ввести учеников в игровую ситуацию .Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве ( сказочный лес, акватория океана и т. д.).В игровой ситуации участвует определённое количество человек , которые выполняют определённые действия. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи , которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном , неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Для соединения учебных и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих. Обеспечивают игрокам равные условия , выступают регулятором игрового действия .Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия ( слушать, чертить схему , решать задачу) и умственные( сравнивать , анализировать , классифицировать , обобщать).Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра .Игровые действия должны быть мотивированы и должны усложняться.
Во время игры у учащегося возникает определённое игровое состояние – важный элемент игры. Оно включает в себя переживания , активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности , поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревнования и занимательности.
Обязательным структурным элементом игры является её результат. Он может быть наглядным ( выиграл , отгадал , выполнил) , а может быть менее заметным ( получил удовольствие , заинтересовался вопросом) и отсроченным( создал свой вариант игры спустя какое-то время).
Различают результат игры для учителя ( игра продемонстрировала умения , уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников ( игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение ).
Каждый учитель напряжённо ищет и размышляет, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний .Для этой цели я использую на своих уроках игровые моменты.
Так, например, при изучении темы « Вводные слова» , при объяснении нового материала используем инсценировку сказки . Это помогает учащимся лучше запомнить материал , направленный на изучение случаев обособления вводных слов и вводных конструкций.
Хотите – верьте, хотите – нет, но однажды мне приснился дивный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес и на сцену один за другим выходят необыкновенные артисты: слова – члены предложения. Выстроились чинно, взялись за руки и составили такое предложение: «Наше представление вам понравится». Вдруг из-за кулис вынырнуло еще одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: «Наше представление, возможно, вам понравится». Прочитала – и взяло меня сомнение: что значит – возможно понравится? Выходит, что сами артисты не уверены в успехе? Даже предполагают другую возможность – не понравится? Но тут на сцену выскочило новое слово, растолкало всех, вытеснило слово возможно и заняло его место. Получилось: «Наше представление , бесспорно, вам понравится». Извините, думаю, но мне это вовсе не нравится, что значит – бесспорно? Ну и самоуверенность у этих артистов.
Однако члены предложения также проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово бесспорно, и оно было исчезло, но потом снова возникло и встало в начале предложения. Вышло еще хуже. «Бесспорно, наше представление вам понравится». Начался шум на сцене и в зале. Слово бесспорно перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы все кончилось, если бы на сцену не вышел сам режиссер. Он строго сказал что-то своенравному слову бесспорно и вывел его из предложения, а вместо него ввел слово возможно. Теперь предложение зазвучало так: «Наше представление, возможно, вам понравится». Мне такое предложение пришлось по душе: успех представления артистами предполагается, но не считается бесспорным. Чувствуется уважение к зрителю.
В 5 классе ,когда изучаем тему «Не с глаголами ученики с большим интересом слушают сказку Феликса Кривина о любви частицы НЕ и благородного Глагола .
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. ..Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил : «Люблю», а она ему .: «Не люблю» .Он признавался: : «Верю», а в ответ-«Не верю». Частица НЕ никогда не подходила близко к Глаголу и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах .Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью , если докажешь , что жить без меня не можешь» .Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой , она ,как обычно , отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности в объятиях Глагола . Так Глагол доказал, что в некоторых случаях , не только он , но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
С помощью таких грамматических сказок вырабатываются навыки грамотного письма. Эти сказки учащиеся помнят долго. В сказках отражается понимание детьми грамматического правила и умение применять его на практике.
В 9-11 классах провожу игру «Корректор». Учащимся даётся текст, где допущены ошибки и нужно их исправить. Эта игра учит орфографической зоркости, умению классифицировать ошибки, умению аргументировать свои варианты написаний.
Представьте, что корректор – это вы, вам нужно правильно расставить запятые, определить вид придаточных предложений.
Карточка №1.
- Грош цена человеку который не может сломить дурной привычки.
- Комната куда меня привели была похожа скорее на сарай.
- И нищий наездник таится в ущелье где Терек играет в свирепом веселье.
- По радио сообщили что такого засушливого лета не было тридцать лет.
- Нас не спрашивают хотим ли мы сдавать экзамены.
- Суеверные люди уверяют будто встреча с черной кошкой сулит несчастье.
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием , а сейчас вас ждет «орфографические дуэль»: «сражаемся» с чередующимися гласными в корне слова.
Задание: записать только гласную в корне с чередованием. (Слова диктуются по три сразу, строчка потом повторяется. Заранее либо вырезается перфокарта на отдельном листе, либо делается заготовка в тетради. Если задание выполняется в первый раз, первую строчку можно сделать тренировочной, показав, как надо оформлять запись.)
|
1 |
2 |
3 |
1 |
прилагать |
выращивать |
озарённый |
2 |
обмакнуть |
уровень |
коснуться |
3 |
уравнять шансы |
загорать |
загорелый |
4 |
касательная |
отрасль |
сравнительный |
5 |
росток |
предложить |
зарница |
6 |
вымокнувший |
ровесники |
равнина |
7 |
наклонение |
подскочить |
плавучесть |
8 |
скачок |
неотлагательная |
прискакавший |
Проверка. Победитель в орфографической дуэли тот, у кого сложилась «5» из букв «а». Её можно нарисовать на доске:
а а а
а
а
а а а
а
а
а
а а а
При обобщении знаний важно использовать кроссворды .На заключительных уроках при изучении определённой темы учащиеся сами составляют кроссворды. Этап урока «Кроссворд приходит на урок» экономит время, помогает за небольшой промежуток времени проверить знания учащихся по целой теме .Например, в11 классе кроссворд по теме «Выразительные средства речи».
Фрагмент урока «Разбор заданий ЕГЭ»(11 класс)
Прежде чем, выполнить задание В8 в ЕГЭ разгадаем кроссворд и ответим на вопрос «К какой теме относятся слова данного кроссворда?»( выразительные средства языка- тема кроссворда.).
По горизонтали:
- Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений , одинаковое расположение в них сходных членов предложения.
- Определение при слове влияющее на его выразительность.
- Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим, всегда имеет сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными конструкциями как, будто ,словно, точно, как будто.
- Троп содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы значения какого –либо явления.
- Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений , из которых состоит высказывание.
По вертикали:
- Художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства.
- Расположение слов, выражений или образов, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся или ослабляющееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление , производимое группой слов.
- Речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое
- Троп содержащий непомерное преувеличение силы ,размера, значения какого –либо явления.
|
|
|
|
|
|
|
|
1о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
1п |
а |
р |
а |
л |
л |
е |
л |
и |
з |
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ц |
|
|
|
4г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
3м |
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
2э |
п |
и |
т |
е |
т |
|
е |
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
т |
|
е |
|
|
|
|
|
|
2г |
|
|
4л |
и |
т |
о |
т |
а |
|
р |
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
р |
|
ф |
|
б |
|
|
|
|
3с |
р |
а |
в |
н |
е |
н |
и |
е |
|
о |
|
о |
|
|
|
|
|
|
д |
|
|
|
|
|
н |
|
р |
|
л |
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
и |
|
5а |
н |
а |
ф |
о |
р |
а |
|
|
ц |
|
|
|
|
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для того чтобы легче было запомнить орфографические правила, необходимо также использовать весёлые рифмы.
1.Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Держать, слышать,
Ненавидеть ,
И обидеть, и терпеть
Вы запомните ,друзья
Их на –е- писать нельзя!.
2.Чтобы буква гласная
Не вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
3.Кое-, -либо , -то , - нибудь
Через дефис написать не забудь!
При использовании игровых моментов на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) Доступность для учащихся данного возраста;
3) Умеренность в использовании игровых моментов на уроках;
4) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий , которые обычно предлагаются на традиционном уроке( орфографическая дуэль, игра корректор и т.д.)
5) Использование игры на определённом этапе урока( начало, середина, конец, знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного)
Игровые моменты занимают важное место в учебно- воспитательном процессе , так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
2 )игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
3) Игра- один из приёмов преодоления пассивности учеников.
4) В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом , соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Список литературы
1. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.
2. Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика. Волгоград,1961.
3. Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина. Волгоград, 2011.
4. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку. М.: Просвещение, 1989.