Толерантность на уроках русского языка
- Тема: Текстоведение. Текст как произведение речи. (Толерантность на уроках русского языка). 7 кл.
- Цели: 1) образовательные: учить анализировать текст как произведение речи, писать сочинение - рассуждение на заданную тему; 2) развивающие: развивать речь учащихся, умение доказывать своё мнение; 3) воспитательные: воспитывать любовь к слову, терпимость друг к другу.
Ход урока
- Организационный момент
- - Начнём мы наш урок со слов Г. Я Солганика, который говорит о том, что "Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно-выразительные средства языка, постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой человек пригоршнями может брать несметные драгоценности".
- Как вы понимаете это высказывание ?
- Скажите, задумываемся ли мы, когда разговариваем или пишем о том, из какого языка пришли к нам те или иные слова ?
- Приведите мне примеры заимствованных слов. Таких очень много !
- Как вы думаете, почему это приходит ? Необходимо ли это нашему языку ?
- В упр. 360, стр. 137 вам предлагается проанализировать текст: определить его тему, основную мысль, тип речи, стиль текста. А ещё выпишите из текста заимствованные слова. И подумайте, из каких языков они к нам могли "прийти". (Работа с этимологическим словариком в приложении к учебнику). - Посмотрите, перед нами небольшой текст, а сколько иноязычных слов мы выписали ! Причём, все они разного происхождения. - Какой вывод мы можем из всего этого сделать ?
- - Сегодня мне бы с вами хотелось ещё поговорить о толерантности.
- Что это такое ?
Историческая справка (рассказывает один подготовленный ученик)
1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности . С того времени слово прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой чётко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia- терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира , наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".
Толерантность - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованьям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т. д...
Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира.
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.
- Почему именно сейчас мы заговорили с вами о толерантности ?
- Вольтер говорил:"Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать своё собственное мнение ". Как вы можете объяснить эти слова Вольтера ? - Напишите небольшое сочинение-рассуждение по этому поводу ( не менее 50-ти слов, по формуле - тезис -> аргумент -> вывод ).
- - Сегодня мы с вами плодотворно поработали. Домашнее задание будет по выбору.
- Ответить на вопрос, приводя свои аргументы ( письменно в тетради ) Нужно ли русский народ учить толерантности, ведь она заложена в нём на генетическом уровне ?
- Письменно ответьте на вопрос: " Как вы относитесь к такому высказыванию: выразите своё " несогласие или приведите доводы "за": "Толерантность - важное понятие, но также важно обозначить её границы. Нужно помнить, что есть вещи и организации, к которым относиться толерантно, то есть терпимо, никак не следует.
- Какие "вещи" и "организации" имел в виду автор ?