Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
«МЫ ЛИШАЕМ ДЕТЕЙ БУДУЩЕГО, ЕСЛИ ПРОДОЛЖАЕМ СЕГОДНЯ УЧИТЬ ТАК, КАК УЧИЛИ ЭТОМУ ВЧЕРА» (Д.ДЬЮИ) Михайлова Марина Евгеньевна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт-Петербурга Российская Федерация Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост (Фишман И.С., Голуб Г.Б.)1 - Мама, мама, я сегодня получил тройку за контрольную работу, а Наташка четвёрку, хотя у меня и у неё одинаковое количество ошибок! Ребёнок расстроен из-за такой несправедливости. Мама либо пытается успокоить сына или дочь и объяснить по-своему, почему так произошло (но любой аргумент несчастному ученику не кажется убедительным), либо возмущается и звонит преподавателю, чтобы тот немедленно объяснил, за что так «наказан» её ребёнок. Желание учиться пропадает. Как знакома каждому учителю такая ситуация! Вопрос: «А за что?!» - мы слышим постоянно от наших учеников и их родителей. Становится ясно: система оценивания, применяемая в нашей стране долгие годы, требует корректировки. Не случайно в стандартах второго поколения особое внимание уделяется именно формирующему оцениванию. Чтобы понять значение термина «формирующее оценивание», обратимся к словарю. Слово «формировать» - синоним слова «создавать». Значит, оценка должна не только фиксировать уровень усвоения того или иного материала, но и способствовать созданию условий для успешного обучения и развития каждого ученика, формирования его личности. А это возможно только в том случае, если учителю удалось пробудить желание у ученика узнать новое по теме; если ребёнок осознаёт, что учитель – это человек, который стремится помочь ему преодолеть трудности на пути к знаниям, вселяет веру в его силы и возможности. Каждый ученик должен уметь оценить, каких успехов он достиг на данном этапе учебы, к чему ему необходимо стремиться. Таким образом, понятие «оценка» в современных условиях приобретает более широкое значение. Многие считают, что отметка и оценка – одно и то же. Но это не так. «Отметка – это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое) выражение оценки учебных достижений учащихся…» .2Следовательно, отметка – это один из этапов оценки достижений школьников. Но надо понимать: оценка и отметка должны способствовать формированию успешной личности. Постараемся разобраться, что и как необходимо оценивать, а также на каких этапах это должно происходить, чтобы достичь данных результатов. Оценка – это средство для выявления недостатков в организации учителем как учебной, так и воспитательной деятельности. Она должна помочь выяcнить, насколько ученик способен организовать свою самостоятельную деятельность, осуществлять рефлексию, если встретились затруднения. Таким образом, оценка – это показатель индивидуальных достижений школьника в процессе саморазвития. Такой подход даёт практически полную информацию, которая помогает учителю понять, какие проблемы возникли у каждого школьника на том или ином этапе обучения. На основании этого преподаватель делает выводы: какое направление по улучшению процесса обучения необходимо выбрать, составляет план работы. Следовательно, цель формирующего оценивания не создание основы для выставления отметок, а обеспечение условий по улучшению качества обучения. Формирующее оценивание также даёт возможность самому ученику участвовать в процессе оценивания. Это обеспечивает индивидуальный подход к школьнику на каждом этапе учения: ребёнок начинает понимать, какие пробелы в знаниях существуют. А учитель предлагает ему способы решения данной проблемы. И это чаще всего не вызывает у ребёнка отторжения, так как он сам или совместно с преподавателем определил слабые стороны в знаниях по той или иной теме. Приступая к изучению новой темы, учитель должен задать себе следующие вопросы: «Какими важными знаниями и умениями ученики должны овладеть с моей помощью?»; «Как выяснить, что они их освоили?»; «Что я могу сделать, чтобы помочь детям лучше учиться?». Формирующее оценивание не отменяет традиционное: опросы, контрольные и домашние задания, зачеты и т.д. Но информация в этих случаях об усвоенных знаниях и полученных навыках поступает слишком поздно. Впоследствии трудно будет изменить ошибочные представления, которые уже сформировались. Поэтому нужного эффекта можно добиться в период до начала итогового контроля. Для этого важно наладить обратную связь с учениками на этапе формирования знаний, умений и навыков. Какие же трудности испытывает учитель, который решил приступить к применению формирующего оценивания? Исходя из личного опыта, могу сказать, что многие дети уже имеют представление о себе как об ученике (зачастую ложное). Это представление может быть сформировано учителями, родителями, одноклассниками, самим ребёнком на основании реакции окружающих на результаты его учебной деятельности. Также есть те, кто безразличен к учёбе. Но чаще всего отсутствие интереса к усвоению знаний связано с неправильной организацией учебного процесса, когда школьник лишён возможности осознать, опираясь на факты, каков разрыв между тем, что он знает, понимает и умеет, и тем, к какому уровню знаний он стремится. Также не созданы условия для активного участия в процессе освоения нового; нет возможности лично принимать решение, как действовать в той или иной учебной ситуации. Ученик не понимает, каков должен быть его вклад в происходящее на том или ином уроке и на что он рассчитывает по итогам работы. Но надо также понимать, что для каждого класса необходим индивидуальный подход. Критерии и формы оценивания, успешно работающие в одном коллективе, не приносят желаемых результатов в другом. Поэтому, понимая важность применения формирующего оценивания, я попыталась определить, какие техники возможно использовать в классах, где я работаю. Сначала я провела предварительную работу: всех учащихся условно разделила на группы. В первую вошли дети, хорошо успевающие, стремящиеся к знаниям. Они постоянно активны на уроках, им интересно учиться. Вторая группа – школьники, которые хорошо учатся, но стремления узнать больше у них нет. Из опыта работы знаю, что это «группа риска». В старших классах такие дети могут совсем потерять интерес к учёбе. Третья группа – это ученики, которые хотят учиться, но овладевают знаниями с трудом. И четвёртая – школьники, которые плохо учатся и не хотят что-либо менять в своем отношении к школе и учёбе. Такая работа дала возможность более детально и целенаправленно вести наблюдение (а это одна важных техник формирующего оценивания) за деятельностью учащихся на уроке, давать дифференцированные по уровню сложности задания. Многие могут возразить: зачем нужно делить учащихся, ведь мы и так знаем уровень всех учеников. Но, как мне кажется, такой подход даёт возможность не упустить ни одного школьника из виду. Обязательно пишу для себя комментарий, когда происходят какие-либо изменения: прогресс, регресс в знаниях или в отношении к учебному труду. Очень приятно, когда появляется возможность «перевести» ребёнка в другую группу, более высокого уровня. Ещё раз хочу обратить внимание, что деление на группы условно и существует только для удобства организации учебной деятельности. Ни дети, ни родители не должны знать об этой градации. Но обязательна публичная оценка положительных изменений каждого ученика. А о появившихся проблемах можно поговорить индивидуально как с детьми, так и с родителями. Как же с помощью формирующего оценивания создать условия для активной деятельности детей ? В пятых классах, кроме традиционной отметки за отлично выполненную домашнюю, классную работу или работу над ошибками, ученик может получить дополнительную оценку в виде штампика на внутренней стороне обложки тетради (в старших классах это другие способы поощрения). Пять таких оценок – и ученик получает пятёрку. Но мы понимаем, что есть дети, которые как бы ни старались, всё равно не могут идеально выполнить задание. Такой ученик не останется без внимания. Если я вижу прогресс в его деятельности, то этот школьник тоже поощряется. Также в конце работы я обязательно напишу каждому ребёнку, что меня порадовало. Если же есть какие–то недочёты, то обязательно в устной или письменной форме очень доброжелательно, при этом похвалив за работу в целом, сообщаю ученику, на что надо обратить внимание. Чтобы у школьника появилось желание овладевать знаниями, он, как уже говорилось выше, должен видеть положительную динамику в освоении знаний. Поэтому при проверке работ, особенно творческих, я не только отмечаю ошибки, но и выделяю особенно удачные фразы, предложения, абзацы. Для этого пользуюсь ручкой с зелёной пастой. Также обязательны комментарии после работы. Одной из техник формирующего оценивания является техника самооценки. Я не сторонник больших подробных недельных отчётов. На уроке неразумно тратить много времени на их составление, а давать на дом – забирать лишнее время у детей от отдыха в выходной день, особенно у добросовестных учеников. А кто регулярно не выполняет домашние работы, тот и не будет писать отчет. Мои ученики после выполнения домашнего задания, контрольной работы или написания сочинения пишут небольшой комментарий, какой вид работы вызвал трудность. Например: «Мама помогла мне разобрать слово по составу», «Трудно было подобрать литературный аргумент», «Не помню, как отличить обстоятельство от дополнения» и т.д. Если же трудностей не возникло, то это можно изобразить в виде рисунка (в 5-6 классах): пьедестал почёта, где ребёнок изображает себя на первом месте; кубок победителя; смайлик и др. Все сведения обобщаются. Они помогают спланировать дальнейшую работу. Одной из целей формирующего обучения является необходимость показать ребенку, каких результатов надо достичь и на каком уровне находятся его знания на данный момент. Это позволяет каждому ученику и коллективу в целом составить план последующих действий. Поэтому, приступая к работе над новой темой, дети заполняют таблицу. Таблица заполняется три раза: на первом уроке перед изучением темы (чтобы каждый ребёнок понял, какими знаниями ещё не овладел), в середине и на этапе обобщения материала, за два урока до контрольной работы, чтобы была возможность скорректировать знания, умения и навыки. Такая работа даёт возможность ученику увидеть, насколько успешно он овладевает материалом и над чем ему предстоит ещё поработать. Главное, чтобы дети знали: отметки в журнале не будет, эти сведения необходимы прежде всего им самим. Тогда только дети стараются честно заполнить графы. Как уже говорилось выше, целью методики формирующего оценивания является проверка уровня овладения учеником конкретными умениями. Поэтому в конце каждого урока я провожу небольшую самостоятельную работу. Дети знают, что за неё они не получат плохих отметок, но смогут понять, на каком уровне усвоен материал, изученный на уроке. Поощрением за хорошую работу будет штампик на обложку тетради (5-6 классы). В старших классах – другие способы поощрения. Изучив, например, тему «Обстоятельство», ученики получают задание выписать из нескольких предложений словосочетания с этими второстепенными членами, поставить к ним вопросы или в тексте из 3-4 предложений найти обстоятельства и подчеркнуть их. После изучения темы «Переходные и непереходные глаголы» ученикам предлагается выписать переходные глаголы и найти способ объяснить свой выбор. Если ребёнок не смог выполнить работу, он пишет, что вызвало трудность. Но необходимо помнить, что дети должны получать чёткие инструкции по выполнению задания. Затем я собираю тетради и, проверив их, уже могу спланировать дальнейшие действия. Такая методика даёт возможность оценить степень овладения конкретными умениями – это уровень знания, понимания или применения. Для этого специально подбирается материал разной степени сложности. Например, среди предложений с обстоятельствами будет одно, практически схожее с тем, которое разбиралось на уроке, а последнее – повышенной сложности: чтобы его разобрать, необходимо достичь уровня не только знания и понимания, но и умения. Следующий урок начинается опять же с самостоятельной работы на 2-3 минуты. Дети выполняют небольшое задание, затем сверяют с образцом: отмечают плюсом, что выполнено правильно, и минусом – что неправильно. Затем по количеству плюсов и минусов оценивают себя с помощью баллов. Нет ошибок – 5 баллов, 1-2 ошибки – 4 балла, 3 – 3 балла, 4 – 2 балла, более четырёх – 0 баллов (критерии зависят от объема работы). После того как они себя оценили, учитель просит поднять руки тех, кто выполнил без ошибок или с одной – двумя ошибками. Становится понятно, насколько хорошо усвоен материал предыдущего урока. Такой подход дает возможность скорректировать план работы непосредственно на уроке. Становится понятно, на чём сделать акцент. В течение урока с помощью вопросов и небольших самостоятельных работ (см. предыдущий абзац) выясняется, какова степень усвоения материала. Таким образом, на каждом этапе урока осуществляется контроль уровня овладения умениями. Но самое главное, не только учитель видит результаты, но и дети, когда оценивают свою деятельность баллами. Также часто по итогам урока я прошу учеников рассказать о своём эмоциональном состоянии. Для этого они рисуют цветок с пятью лепестками. Закрашивают столько из них, на сколько они оценили свою работу на уроке: пять лепестков – 5, четыре лепестка – 4 и т.д. А их цвет должен соответствовать настроению школьника. А именно: красный – радость, зелёный – безразличие, синий – грусть, уныние. Это очень важная информация для дальнейшей организации учебного процесса. От эмоционального состояния ребёнка зависят его успехи в учёбе. Большое количество информации об усвоении знаний, умений, навыков даёт работа над ошибками. Часто дети либо не выполняют её, либо переписывают слово без ошибки и на этом останавливаются. Правильно выполняют единицы. Почему так происходит? Дело, как мне кажется, в том, что работа над ошибками – это самый высокий уровень овладения умениями – уровень понимания, когда необходимо уметь применять знания для решения практических задач. Поэтому работа над ошибками даёт возможность оценить уровень сформированности умений. В начале учебного года пятиклассники получают чёткие инструкции по выполнению этого вида деятельности. Каждый вид орфограммы разбирается, выполняются тренировочные упражнения. Также дети получают памятку для работы над ошибками. Затем они выполняют самостоятельно упражнения на других примерах по определению вида орфограммы, умению найти способ объяснения правильного написания. Работа идёт поэтапно, каждый этап работы всего класса и отдельного ученика анализируется. Школьники тоже оценивают свой уровень умений. Такая предварительная работа с использованием формирующего оценивания даёт положительные результаты: 90% учеников выполняют работу над ошибками, 78% из них почти не допускают ошибок в объяснении правильного написания. Если ребёнок не справляется, то я прописываю в тетради алгоритм работы с данной орфограммой, даю образец и предлагаю несколько слов для разбора по образцу. Такой метод дает хорошие результаты. Какую информацию можно получить, проанализировав выполнение работы над ошибками в творческих заданиях? Часто разбор ошибок в сочинениях, изложениях сводится к тому, что мы находим какие-то фразы, зачитываем их, дети посмеялись, мы устно проговорили правильный вариант, или каждый ребенок поработал со своими ошибками, и все. Я же при проверке работ сразу выписываю нужные фразы. На уроке раздаю на каждую парту или каждому ученику экземпляр, где указаны предложения или части текста с речевыми, грамматическими, логическими ошибками из их сочинений или изложений. Учащиеся анализируют примеры, определяют тип ошибки и рядом записывают исправленный вариант. Такая работа дает возможность как учителю, так и ученику понять, насколько хорошо усвоены знания правил речевой грамотности, сформированы речевые навыки старшеклассников. Ученики пишут небольшой отчет о том, с какими трудностями они столкнулись во время выполнения упражнений, а также определяют, какая тема плохо усвоена. В старших классах проходят также уроки публичных выступлений. Чтобы проследить прогресс каждого ученика, я использую таблицы, где чётко прописаны критерии оценки такого вида деятельности. Таблицы выдаются заранее. Школьники готовятся, основываясь на них. Когда ученик выступает, остальные оценивают его речь по тем же критериям по шкале от 0 до 3, пишут заметки, отмечая обязательно сильные стороны выступления. Также дают рекомендации, на что обратить внимание. После выступления оратор также оценивает себя, пояснив, что получилось, а что нет. Следующий раз он уже готовит речь с учетом прежних рекомендаций. В подавляющем большинстве последующие выступления строятся более грамотно, они становятся содержательнее, а оратор чувствует себя увереннее, т.к. он постарался исправить прежние ошибки. Данные техники я использую второй год. За это время в классах выросла заинтересованность в учебе (на 10%), качество знаний (на 11%), улучшился общий эмоциональный фон. Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать вывод, что формирующее оценивание дает возможность не только предупредить и устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках, но и способствует общему развитию школьника, а также выполняет воспитательные функции. Список использованной литературы: 1.Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара, 2007. – 244 с. - ISBN 978-5-9507-0542-7 2.Оценка (педагогика). - Текст: электронный // Академик : [сайт]. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1081450. – URL: (Дата обращения:31.05.2023). 3.Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. – Текст: электронный//Правительство Российской Федерации: официальный сайт. – 2016. - URL:http://government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf. – (Дата обращения: 31.05.2023). 4.Пинская,М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – Текст: электронный. URL:: http://pedportal.net/attachments/000/431/513/431513.pdf?1426897377. - (Дата обращения: 31.05.2023). 5.Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. Учебное пособие. - М.: Логос, 2010.- 96 с. 6.Тряпицына Н.П., Родионова Н.Ф. Модернизация общего образования: оценка образовательного результата. - СПб., 2002.- 225 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»