Как научить школьников правильно
читать задание ОГЭ и ЕГЭ
Лагуткина Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 110 Санкт-Петербурга
Известно, что приоритетами при оценивании функциональной грамотности обучающихся являются читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 110 Санкт-Петербурга
Под «читательской грамотностью» понимается способность учащихся к пониманию текстов, осмыслению информации в них содержащейся, а также интерпретация текстов. Прочитав текст, ребенок должен вобрать в себя ту информацию, которая ему может понадобиться в будущем, а также воспользоваться этой информацией впоследствии при необходимости. Обучающийся должен научиться формулировать свою точку зрения по итогам прочитанного, а также должен уметь отстоять ее, грамотно аргументируя свою позицию.
Я как учитель, работающий в выпускных классах, хочу отметить, что навык грамотного «функционального» чтения у выпускника – это половина успеха при сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Как ни прискорбно, одиннадцатиклассники «не умеют» читать. Они не могут вычленить необходимую информацию из задания. Невнимательность, подмена понятий, «домысливание» - вот чем страдают наши выпускники. Наша задача – помочь им. У девятиклассников дела с этим обстоят немного лучше (9-е классы – первая параллель, идущая по ФГОС).
Учим их читать задания ОГЭ и ЕГЭ. Это метапредметная задача. Что можно посоветовать учащимся? Какие же советы должен дать наставник?
- Внимательно прочитать задание КИМ. Читать нужно то количество раз, которое необходимое ученику для понимания информации, содержащейся в задании. Нужно осознать и принять то, о чем спрашивают авторы КИМ.
- Внимательно прочитать текст или предложения, с которыми придется работать.
- Найти ключевые слова и понятия, обвести их в овал.
- Понять, ЧТО именно «нужно найти», ЧТО «верно», ЧТО «неверно», ЧТО и с ЧЕМ «соотнести», ЧТО «сопоставить», а ЧТО «заменить».
Действительно, речь устная и письменная – это тот инструмент, пользоваться которым учим именно мы, учителя русского языка и литературы. Поэтому именно мы должны прежде всего научить ребят правильно читать задание, отбирать нужный материал и анализировать его.
Вот в ОГЭ, например, по биологии есть задание 22. Подобное же задание есть и в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Мы, учителя-филологи, учим выполнять подобное задание, используя следующий алгоритм действий:
- Внимательно прочитать сам текст задания и уяснить, что требуется выполнить
- Выделить ключевые слова в предложениях, данных для анализа ( мы их подчеркиваем или обводим в овал)
- Работа с приведенным ниже списком, используя метод наложения (ребята берут одно ключевое слово и накладывают его на каждое предложение, следом второе слово, а потом третье)
- Обводят номер правильного ответа, а в исходном предложении вычеркивают найденное понятие
Задание ОГЭ по биологии 28, так же, как и задание ЕГЭ 1,3 по русскому языку, предполагает анализ текста, поэтому оно для учащихся представляет большую сложность, ведь перед ними ставятся вопросы открытого типа, а это подразумевает более сложную мыслительную работу. Для правильного ответа на поставленный вопрос учащиеся должны:
- Внимательно прочитать предложенный для анализа текст задания
- Внимательнейшим образом прочитать предложенные вопросы
- Выделить в вопросах ключевые слова( мы их подчеркиваем или обводим в овал)
- Затем в тексте необходимо найти абзац, где будет находится ответ на вопрос
- Осмысленного прочтения текста
- Интерпретация текста
- Поиск абзаца, котором находится главная мысль текста – «текстообразующего» абзаца с обязательным выделением микротем
- Пересказ текстообразующего абзаца
- В нужном абзаце найти ответ , коротко и првильно его сформулировать
В 5-7 классах для обучения изложению текста мы их учим письменному и устному пересказу текста, в старшей школе (9-11 класс) – это многоаспектный анализ текстов (в том числе, текстов по биологии и по физике):
- Это выделение темы, идеи, всех микротем текста
- Работа с ключевыми понятиями – «концептами»
Исключение
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
- Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
- Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
Обобщение
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений;
- связанных одной мыслью, частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
Замена
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения - простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи - косвенной;
- части текста - одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
- Сформулировать получившееся предложение.
Список литературы:
1. Селевко. Г.К. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование, 2004. – № 4.
2. Сосновская О.В. Концептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя / О.В. Сосновская. – М., 2004.
3. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.
4. Интернет – ресурсы: - http://mcbs.ru/chtenie/ - http://www.openclass.ru/ - http://school-collection.edu.ru
5. http://pedsovet.su/ - http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/1320.
6. http://www.school2100.ru/upload/iblock/234/23417d35027c6e951eaa656deb230e8d.pdf