Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как научить школьников правильно
читать задание ОГЭ и ЕГЭ

Лагуткина Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 110 Санкт-Петербурга
Известно, что приоритетами при оценивании функциональной грамотности обучающихся являются читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.
Под «читательской грамотностью» понимается способность учащихся к пониманию текстов, осмыслению информации в них содержащейся, а также интерпретация текстов. Прочитав текст, ребенок должен вобрать в себя ту информацию, которая ему может понадобиться в будущем, а также воспользоваться этой информацией впоследствии при необходимости. Обучающийся  должен научиться формулировать свою точку зрения по итогам прочитанного, а также должен уметь отстоять ее, грамотно аргументируя свою позицию.
Я как учитель, работающий в выпускных классах, хочу отметить, что навык грамотного «функционального» чтения у выпускника – это половина успеха при сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Как ни прискорбно, одиннадцатиклассники «не умеют» читать. Они не могут вычленить  необходимую информацию из задания. Невнимательность, подмена понятий, «домысливание»  - вот чем страдают наши выпускники. Наша задача – помочь им.  У девятиклассников дела с этим обстоят  немного лучше (9-е классы – первая параллель, идущая по ФГОС).
Учим их читать задания ОГЭ и ЕГЭ. Это метапредметная задача. Что можно посоветовать учащимся? Какие же советы должен дать наставник?
  1. Внимательно прочитать задание КИМ. Читать нужно то количество  раз, которое необходимое ученику  для понимания информации, содержащейся в задании. Нужно осознать и принять то, о чем спрашивают авторы КИМ.
  2. Внимательно прочитать текст или предложения, с которыми придется работать.
  3. Найти ключевые слова и понятия, обвести их в овал.
  4. Понять, ЧТО именно «нужно найти», ЧТО «верно», ЧТО «неверно», ЧТО и с ЧЕМ «соотнести», ЧТО «сопоставить», а ЧТО  «заменить».
Также на ОГЭ и ЕГЭ проверяются навыки учащегося понимания глубинной информации, содержащейся в тексте. Понимание проблемы, позиции автора по этой проблеме – это и есть проверка того, насколько учащийся осмысленно прочитал и понял текст. Ведь осмысленное чтение - это залог успеха нашего ученика на других уроках, в жизни. Если подросток знает, зачем он это делает, как он может воспользоваться полученной информацией, умение разграничивать первостепенную и вторичную информацию, умение «обрабатывать» в голове как научный, публицистические тексты, так и тексты художественного стиля, то ему определенно легче ориентироваться в окружающей его среде. Следовательно, он чувствует себя комфортно, самооценка его повышается. Следовательно, он будет успешным не только на экзаменах, но и в дальнейшей жизни
 
Действительно, речь  устная и письменная – это тот инструмент, пользоваться которым учим именно мы, учителя русского языка и литературы. Поэтому именно мы должны прежде всего научить ребят правильно читать задание, отбирать нужный материал и анализировать его.
Вот в ОГЭ, например,  по биологии  есть задание 22. Подобное же задание есть и в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Мы, учителя-филологи,  учим выполнять подобное задание, используя следующий алгоритм действий:
  1. Внимательно прочитать сам текст задания и уяснить, что требуется выполнить
  1. Выделить ключевые слова в предложениях, данных для анализа ( мы их подчеркиваем или обводим в овал)
  1. Работа с приведенным ниже списком, используя метод наложения (ребята берут одно ключевое слово и накладывают его на каждое предложение, следом второе слово, а потом третье)
  2. Обводят номер правильного ответа, а в исходном предложении вычеркивают найденное понятие
Таким образом можно рекомендовать работать со всеми ключевыми понятиями.
            Задание ОГЭ по биологии 28, так же, как и задание ЕГЭ 1,3 по русскому языку,  предполагает анализ текста, поэтому оно для учащихся представляет большую сложность, ведь  перед ними ставятся вопросы открытого типа, а это подразумевает более сложную мыслительную работу. Для правильного ответа на поставленный вопрос учащиеся должны:
  1. Внимательно прочитать предложенный для анализа текст задания
  2. Внимательнейшим образом прочитать предложенные вопросы
  3. Выделить в вопросах ключевые слова( мы их подчеркиваем или обводим в овал)
  4.  Затем в тексте необходимо найти абзац, где будет находится ответ на вопрос
Для этого на уроках русского языка и литературы соответственно мы отрабатываем следующие навыки:
  • Осмысленного прочтения текста
  • Интерпретация текста
  • Поиск абзаца,  котором находится главная мысль текста – «текстообразующего» абзаца с обязательным выделением микротем
  • Пересказ текстообразующего абзаца 
  1. В нужном абзаце найти ответ , коротко и првильно его сформулировать
Именно для того, чтобы привить учащимся подобные метапредметные навыки, на уроках русского языка мы используем данные методы для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку – написанию сжатого изложения и сочинения по ключевому слову – «концепту».
В 5-7 классах для обучения изложению текста мы их учим письменному и устному пересказу текста, в старшей школе (9-11 класс) – это многоаспектный анализ текстов (в том числе,  текстов по биологии и по физике):
  • Это выделение темы, идеи, всех микротем текста
  • Работа с ключевыми понятиями – «концептами»
Так как у нас на ОГЭ по русскому языку сжатое изложение,  то мы учим ребят сжато и логично отбирать прослушанный материал, используя различные приемы сжатия (компрессии текста): 
 
Исключение  
  • вводных слов; 
  • однородных членов предложения; 
  • повторов; 
  • однотипных примеров; 
  • риторических вопросов и восклицаний; 
  • цитат; 
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 
  • пояснений; 
  • рассуждений; 
  • описаний; 
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.   
При исключении необходимо 
  1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 
  2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 
Пример: 
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)  
Обобщение 
  • парцеллированных предложений; 
  • ряда предложений; 
  • связанных одной мыслью, частей предложений; 
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.   
При обобщении необходимо 
  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты. 
  2. Найти в них общее. 
  3. Объединить эти факты на основе общего. 
  4. Сформулировать получившееся предложение. 
Пример: 
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)  
Замена 
  • однородных членов обобщающим словом; 
  • сложного предложения -  простым; 
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 
  • прямой речи - косвенной; 
  • части текста - одним предложением; 
  • части предложения местоимением и т.д.   
При замене необходимо 
  1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 
  2.  Сформулировать получившееся предложение. 
При подготовке к сочинению в формате ОГЭ мы учим школьников работать с ключевым понятием – концептом, давать определение,  его интерпретировать и комментировать,  также аргументировать свою точку зрения
Список литературы:
1. Селевко. Г.К. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование, 2004. – № 4.
2. Сосновская О.В. Концептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя / О.В. Сосновская. – М., 2004.
3. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.
4. Интернет – ресурсы: - http://mcbs.ru/chtenie/ - http://www.openclass.ru/ - http://school-collection.edu.ru
5. http://pedsovet.su/ - http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/1320.
6. http://www.school2100.ru/upload/iblock/234/23417d35027c6e951eaa656deb230e8d.pdf

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»