Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Односоставные предложения.
Определенно-личные предложения

Толова Ирина Александровна
Цели:
Обучающая
- Вспомнить отличие односоставных и   двусоставных предложений;
- Уметь находить односоставные и двусоставные предложения;
- Познакомить обучающихся с определенно-личными предложениями, их особенностями и структурой.
Развивающая
- Развивать навыки грамотного письма и орфографическую зоркость, умение находить односоставные предложения в тексте.
Воспитательная
- Прививать любовь к русскому языку.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы обучения:      Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.
Оборудование и ТСО  1. Учебник.
2. Тетрадь.
3. Компьютерная презентация.
                                       4. Интернет урок
                                       5. Карточки с предложениями.
                                               
Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения. 
Ход урока
  1. Оргмомент
  1.  Вступительное слово учителя. Постановка учебной задачи.
  2. "Не стыдно не знать, стыдно не учиться"
  3. Сегодняшний урок проведем под девизом. Ведь Бернард Шоу сказал: "Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность"
  4.   - Запишите число, классная работа.  
На столе у каждого лежит лист самооценки.По мере выполнения заданий вы будете оценивать себя самостоятельно. Если вы выполнили задание без ошибок, поставьтесебе «5» баллов; если 1-2 ошибки, то «4» балла, а если 3 и более ошибок – «3» балла. Все результаты заносите в лист самооценки. В конце урока каждый подведет итоги и сам оценит свою работу.
Вид работы                                                                                        
  1. Словарный диктант
2. Цифровой диктант            
3. Лингвоминутка         
  1. комментированное письмо
5. работа по карточке
6. Итоговая оценка       

 
  1.  
  1.  
  1.  
  1. Словарный диктант и самопроверка
  2. Целеполагание.
Напоминаю, что формулировка целистроится по плану «вспомнить – узнать -научиться»
- формулировка цели;
- Запишите тему в тетрадях.
  1.  . Актуализация изученных знаний.
а) повторение по контрольным вопросам:
    По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?       
     Какие предложения называются двусоставными/ односоставными?                                
            б) цифровой диктант (1-если предложения односоставные, 2-если предложения   двусоставные.
               Я помню чудное мгновенье. Яд каплет сквозь его кору. Зима. И я судьбу
              Благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Отчизне
              Посвятим души прекрасные порывы! Приветствую тебя, пустынный уголок.
              Я гимны прежние пою.    (22121112)  
 - Ребята, не забудьте оценить себя. (результат в лист самооценки).
U. Лингвофизминутка.
- Немного отдохнем. Я называю двусоставное предложение – вы хлопаете, односоставное – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны!
Утро в деревне (односост.), Я услышала странный шум (двусост.), В дверь стучали (односост.),  Сердце замирало от страха (двусост.), Внезапно небо потемнело. (двусост.), Цыплят по осени считают (односост.).
UI.Изучение нового материала. Интернет урок
UII. Повторение  алгоритма. Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно определить вид предложения?  Повторим алгоритм.
  1.  нахожу грамматическую основу
  2. смотрю: односоставное или двусоставное предложение
  3. если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое
  4. если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения
  5. если подлежащее - только назывное.
UIII. Найти ОЛП (слайд)
IX Комментированное письмо.
Определите, какие формы глагола (наклонение, лицо, число) используются в о-л предложениях?
Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв.накл., 1 л. Мн.ч., )
Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв. Накл., 2 л., ед.ч.)
Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В.Гоголь) (изъяв. Накл., 2 л., мн.ч.)
И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов)    (изъяв. Накл., 1 л, ед.ч.) .
Всем: Какие предложения называются определенно-личными? В какой форме должен стоять глагол? В каком лице, числе?
(Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед.числа, мн.ч. изъявительного и повелительного наклонения).
Проблемный вопрос:
  • На какие формы глагола здесь нет примеров? (составить предложение)
Вывод: глаголы в форме 1, 2 лица ед.ч. и мн.ч.  изъяв., повел. накл.
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.
  1. .Работа по карточкам (контроль на слайде после выполнения работы)
-Ребята, у вас на партах листочки с предложениями.  Вам предстоит работа по вариантам.
1вариант
Среди предложений отметить только двусоставные. Выпишите номера предложений.(2,4,11,12)  и грамматическую основу.
2 вариант
Среди предложений отметить только односоставные определенно-личные. Определить, какой частью речи может выражаться главный член предложения. Выпишите номера  предложений.(1,5,7,9,10) и грамматическую основу
 3.группа
 Среди предложений отметить только односоставные назывные. Определить, какой частью речи выражается главный член предложения. Выпишите номера предложений.(3,6,8) и грамматическую основу.
 
1. Люблю грозу в начале мая. (о/л).
2. В садах  ученики окапывают деревья. (дв).
 3. Осень.(н).
 4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!(дв).
5 Поедешь со мной? (о/л).
6. Раннее утро. (н).
7. Стой за правду горой. (о/л).
 8. Вот и беседка (н).
9. Верните книгу в библиотеку. (о/л).
10. Посмотрите на них! (о/л).
11. Дождь шумел гудел хлопал. (дв).
12. Я сердце по свету рассеять готов. (дв).
Оцените себя.
  1. . Вывод по уроку.
      X. Домашнее задание (дифференцированное):
  1.  
2. Выписать из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 5 предложений о/л
  1. . Рефлексия 
- Я думаю, что сегодня все потрудились на славу, и пришло время узнать, насколько же понятна вам тема этого урока.
                    Спасибо за урок
 
Анализ урока

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»