Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Итоговая аттестация учащихся за курс основной школы
по русскому языку: в чём составляющая успеха? 

Елисеева Елена Анатольевна
 Как лучше подготовить наших детей к итоговому  экзамену? – этот вопрос ставят перед собой каждый учитель, уже начиная преподавать в 5-м классе.
Но прежде  хотелось привести в пример одну  притчу: «Жили когда-то три человека, мечтавшие о плоде, хотя ни один из них в жизни не видел ни одного плода (в той стране плоды встречались крайне редко).
Случилось так, что все они пустились странствовать с целью найти эту почти совершенно незнакомую им вещь под названием «плод». И так вышло, что все они почти одновременно отыскали свой путь к плодовому дереву.
Первый человек был невнимателен. Добравшись до дерева, он не признал плода, потому что всё ещё продолжал размышлять о том, что делал всю дорогу и куда ему идти дальше. Его путешествие оказалось напрасным.
Второй человек был глуп: он понимал вещи чересчур буквально. Когда он увидел, что все плоды на дереве перезрели, то сказал:
— Вот я и увидел плод, но  не люблю гнилья, а таков, получается, удел всех плодов.
И с тем он пошёл дальше. Его путешествие оказалось напрасным.
Третий человек был мудр. Он сорвал несколько плодов и изучил их. Вспомнив всё, что мог, о несъедобных лакомствах, он разломил несколько плодов и внутри каждого обнаружил камешек. Так как он знал, что в действительности этот камешек представляет собой семя, то всё, что ему понадобилось сделать, это посадить его, присматривать за его ростом и ждать, пока вырастет новый плод».
Из притчи следует: педагогам необходимо обладать той мудростью, которой обладал «третий человек», чтобы из «камешков вырастить новый плод» - наших успешных учеников. А что для этого нужно? Конечно, учить учиться наших учеников.
Что же нужно, чтобы  наши ученики успешно сдали экзамены?  На мой взгляд, есть три наиболее значимых параметра: это владение материалом в полном объёме, знание процедуры экзамена и психологический настрой, то есть адекватная реакция на нестандартные ситуации.
Обратимся непосредственно к тому, что  должны уметь учащиеся, сдавая  экзамен:
- выполнить задания за определённый промежуток времени;
- уметь передавать основное содержание текста с соблюдением всех его микротем.
- выполняя задания с выбором ответа, находить  правильные  варианты из предложенных;
 - выполняя задания с кратким ответом, уметь  формулировать ответ с соблюдением орфографических норм;
 - написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста,  ответив на предложенный вопрос.
Чтобы выполнить каждое из этих заданий успешно, необходимо обладать определённым багажом знаний,  знаний, которые мы, учителя-словесники, «укладываем», начиная с первых дней обучения в пятом классе.
Как заинтересовать учащихся изучением  русского  языка? Какие средства использовать?
Конечно,  это и проведение нестандартных уроков (уроки-исследования, уроки - творческие мастерские и др.), и лингвистические разминки в начале урока (синтаксические, орфографические,  орфоэпические),  в качестве которых  можно использовать задания из вариантов регионального экзамена; и игры, например, «Лови ошибку!», «Рыцарский турнир», «За кем последнее слово»; и  написание грамматических сказок. Всё это не только развивает интерес к предмету, но и учит ребят учиться, применять свои знания, быть успешными.
Подготовка к  экзамену подразумевает и диагностику знаний и умений учащихся в течение года. В качестве диагностики мы все используем и тематические тесты, и контрольные работы, и обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.
Говоря о диагностике, нельзя не сказать и о мониторинге.  Ведь именно мониторинг помогает выявить уровень освоения каждой темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала, определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся, скорректировать работу. Большим подспорьем в этом  служит Дневник достижений учащихся. В нём отражены все успехи и затруднения ребёнка.  Кроме того,  Дневник помогает создавать и индивидуальные образовательные маршруты  каждому учащемуся.
И, как мне кажется, самое главное  в любой работе – это желание, осознание значимости своей работы  самим учащимся и кропотливая деятельность вместе с учителем.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»