Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Слитное и раздельное написание наречий

Фамилия, имя, отчество педагога Коснырева Татьяна Вениаминовна
Образовательное учреждение Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
ШКОЛА № 606
с углубленным изучением английского языка
Пушкинского района Санкт-Петербурга
имени Героя Российской Федерации К.Ю. Сомова
Предмет Русский язык
Класс 7
Тема урока Слитное и раздельное написание наречий
Тип урока Урок усвоения новых знаний
УМК Разумовская М.М., Капинос В.И., Львова С.И. «Русский язык», М., Просвещение, Дрофа 2020
Использованные технологии Системно-деятельностный метод, технология проблемного обучения
Приемы Групповая работа, парная
Оборудование Мобильный класс, мультимедийный проектор, раздаточный материал, словари
Цель Изучение темы «Слитное и раздельное написание наречий», использование полученных знаний в практической деятельности
Планируемые результаты Личностные:    желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе,стремление к речевому совершенству;
метапредметные: •   способность извлекать информацию из предложенного текста;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);   
   
  Предметные: • знать условия слитного и раздельного написания наречий;
• отличать наречие от других частей речи;
• уметь применять полученные знания при решении учебных задач.

 
 
 
 
План урока (основные этапы)

 
  1. Организационный     
Цель: психологическая готовность класса к уроку,  организация внимания всех учащихся.
               Приём «Встаньте, если...»:
1) вам нравится зима;
2) сейчас у вас хорошее настроение;
3) готовы активно сотрудничать сегодня на занятии;
4) знаете, что наречия образуются от слов разных  частей речи;
5) знаете, что обозначает наречие
                                                                      
  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности
Цель: Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий
1. Какое правило объединяет слова? (Правописание наречий.)
Слайд
а) свеж.., певуч.., ещ.., скворч..нок, алыч…вый, теч..т, сбереж..нный;
б) издалек…, сначал…, влев.., затемн.., досрочн..;
в) светило (по) весеннему, (по) весеннему небу, говорить (по) дружески, (во)первых, когда (нибудь), мало (по) малу,(честь) честью;
г)лицо взволнова(н,нн)о, море взволнова(н,нн)о, говорить взволнова(н,нн)о;
д) н..куда не пойду, да и н..куда; н..чего не понимаю; н…чего думать;
е) (на) авось, (с) ходу, (за) границу,(на) удачу, (в) догонку, (с) размаху.
 
Техника формирующего оценивания – постановка вопросов.
  • Какая строка задания 1 не вызывает у вас затруднения? Вспомните правило, вставьте пропущенные буквы в словах, раскройте скобки.
Техника формирующего оценивания – наблюдение.
Выполнив задание, ученики по очереди демонстрируют свои решения (открывают на экране буквы, закрытые окошечками, называют орфограмму, с которой работали, объясняют правописание слов). Остальные ученики слушают объяснение товарищей, в рабочей тетради раскрывают скобки,вставляют пропущенные буквы, задают вопросы.
  • Какое задание показалось самым сложным? Почему не выбрали последнее задание? (Если никто не выберет данное задание.)
  • Какой вид орфограммы рассматривается в этих словах? (Слитное и раздельное написание наречий.)
Сформулируйте тему урока. Слитное и раздельное написание наречий.
 
  1.        Постановка учебной задачи. (этап целеполагания)
Цель этапа: Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.
Приём «Мозговой штурм».
• Как вы считаете, от чего зависит слитное и раздельное написание наречий?
Дети вносят свои предположения, учитель записывает их на доске.
Цель: определить условия слитного и раздельного написания наречий; проверить эти условия на практике. 

 
  1. Постановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)
Цель этапа: Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
Приём «Обучая, учусь».
Учитель организует работу в группах, предлагает теоретический материал по новой теме, ориентировочные таблицы, которые ученики дополняют недостающей информацией (см. приложение).
1-я группа, пользуясь учебным материалом, предложенным учителем, изучает случаи слитного написания наречий.
2-я группа изучает раздельное написание наречий.
3-я группа рассматривает омонимичные слова смотреть вдаль — смотреть в даль моря и др., учится отличать наречие от других частей речи.
Выступление групп перед классом. Остальные задают вопросы. Группам, которые слушают, предлагается оценить работу товарищей (поставить нужный знак в таблицу)

 
№ группы «+» – отличная работа (трудно улучшить) «=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить) «—» – слабая работа (многое нужно улучшить)
       
       
       
 
 
  1. Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи
Цель: Усвоить учащимися новый способ действия.
 
Учитель предлагает объяснить правописание слов, которые появляются на экране
( слайд).
Во время экскурсии — вовремя передать информацию.
Смотреть вдаль — всматриваться в даль -  смотреть в даль морскую.
Навсегда запомнить.
Присматриваться втихомолку.
Биться врукопашную.
Сгореть дотла.
Уйти без ведома.
Получить в обмен.
Сделать по совести.
3. Слитно или раздельно?  Задание в ноутбуке
Слитно                    Раздельно
(За)частую
(На)совесть
(В)глубь леса
(В)насмешку
(По)двое
(После)завтра
Надеяться (в)тайне
Держать (в)тайне
(С)начала года
Вернуться (на)утро
 

 
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
 
Приём «Найди пару».
Учитель предлагает карточки, на которых записаны фразеологические обороты.
Карточки разрезаны пополам. Нужно найти свою пару, раскрыть скобки в наречиях, объяснить значение фразеологизма. В случае затруднения можно воспользоваться фразеологическим словарём.
Бабушка (на) голову
разбить (на) двое сказала
пойти (на) распашку
душа (на) мировую
застать (во) свояси
убраться (в) расплох
 
  1. Включение в систему знаний и повторения.
Цель: Включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.
 
Учитель предлагает парам набор карточек, на которых написаны слова с нераскрытыми скобками. На доске с правой стороны прикрепляется табличка «Слитно», с левой стороны — «Раздельно». Ученики прикрепляют свои карточки на доске согласно написанию. В случае затруднения пользуются орфографическим словарём.
Результатом работы становится Словарик слитного и раздельного написания наречий.
Вообще — в общем.
Вмиг — на миг.
Вслух — на слух.
Вовеки, вовек — во веки веков.
Учитель обращает внимание на то, что этот словарик можно дополнить другими примерами. Предлагает найти подобные пары в опорном конспекте (назло — со зла, поодиночке — в одиночку, в одиночку — по-
одиночке). Словарик дополняется и записывается в рабочую тетрадь.
Техника формирующего оценивания –   индивидуальное оценивание
 
Самодиагностика «Как я справился с заданиями». Предлагаются таблицы для самодиагностики

 
задание уверенно Не очень уверенно Неуверенно Довольно неуверенно
1 - объяснение правописания слов        
2 - задание на распределение по группам        
3-  работа с фраз. Оборотом        
4 – составление словаря наречий        
 
  1. Рефлексия деятельности в технологии  формирующего оценивания
Цель: Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий.
В течение последних нескольких минут урока  учитель просит  учеников на половинке листка бумаги закончить следующие предложения:
 
1. Полезным и значимым для меня на уроке было... .
2. Мне нужно ещё... .
3. Захотелось узнать... .

Приложение 1
Пять условий слитного написания наречий
 
1. Наречия, образованные от наречий: доныне, извне, навсегда, послезавтра, позавчера.
2. Наречия, образованные от собирательных числительных с приставкой в-, на-: вдвое, надвое.
Но: по двое, в оба.
3. Наречия с приставкой в- и конечным слогом -ку: вдогонку, вприсядку, вперемежку. Но:
в насмешку, в рассрочку, в диковинку.
4. в, на, за + -ую: вкрутую, вплотную, врукопашную, вручную, зачастую, напропалую.
Запомните: в открытую, на боковую, на мировую.
5. Наречия, в состав которых входят не употребляющиеся в современном русском языке имена существительные.
Воочию (очи), всмятку (смятка — некрутое состояние), вопреки (прек — спор), исподтишка
(тишок — от тихий), дотла (тло — земля, основание ).
 
Приложение 2
 
Три условия раздельного написания
1. Если предлог оканчивается на согласную, а слово начинается с гласной:
в обрез, в одиночку, в обтяжку, в упор.
2. С предлогами без, до, на, с: без_устали, без толку, до_упаду, до_отвала, на_скаку, на_диво,
на_авось, на ощупь, с размаху, с_ходу.
Запомните: дотла, смолоду.
3. С различными предлогами, если существительное сохранило некоторые падежные формы
(т. е. употребляется в другом падеже или числе):
на корточки — на корточках, на цыпочки — на цыпочках, на совесть — по совести, за границу — за границей
Искл.: со зла — назло; в одиночку — поодиночке, насилу — под силу.
 
Приложение 3
Как отличать наречие от других частей речи
1. Наречия места и времени, образованные от существительных верх, низ, глубь, высь, даль,
ширь, начало, конец, век, пишутся слитно: примерь сначала, смотреть вдаль.
Но при наличии пояснительного слова эти слова пишутся раздельно и являются существи-
тельными: читать с начала книги, смотреть в даль моря.
Помните, что с глаголами всматриваться,вглядываться, вслушиваться в даль пишется
раздельно.
2. Отличайте но значению: сделать вовремя
(своевременно) — играть во время перемены; нарушение налицо (явно) — снег падает на лицо;
действовать втайне (тайно) — хранить в тайне (в секрете): вернуться наутро (утром) —
перенести на утро.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»