Слитное и раздельное написание наречий
Фамилия, имя, отчество педагога | Коснырева Татьяна Вениаминовна |
Образовательное учреждение | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная ШКОЛА № 606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации К.Ю. Сомова |
Предмет | Русский язык |
Класс | 7 |
Тема урока | Слитное и раздельное написание наречий |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
УМК | Разумовская М.М., Капинос В.И., Львова С.И. «Русский язык», М., Просвещение, Дрофа 2020 |
Использованные технологии | Системно-деятельностный метод, технология проблемного обучения |
Приемы | Групповая работа, парная |
Оборудование | Мобильный класс, мультимедийный проектор, раздаточный материал, словари |
Цель | Изучение темы «Слитное и раздельное написание наречий», использование полученных знаний в практической деятельности |
Планируемые результаты | Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе,стремление к речевому совершенству; метапредметные: • способность извлекать информацию из предложенного текста; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); |
Предметные: • знать условия слитного и раздельного написания наречий; • отличать наречие от других частей речи; • уметь применять полученные знания при решении учебных задач. |
План урока (основные этапы)
- Организационный
Приём «Встаньте, если...»:
1) вам нравится зима;
2) сейчас у вас хорошее настроение;
3) готовы активно сотрудничать сегодня на занятии;
4) знаете, что наречия образуются от слов разных частей речи;
5) знаете, что обозначает наречие
- Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности
1. Какое правило объединяет слова? (Правописание наречий.)
Слайд
а) свеж.., певуч.., ещ.., скворч..нок, алыч…вый, теч..т, сбереж..нный;
б) издалек…, сначал…, влев.., затемн.., досрочн..;
в) светило (по) весеннему, (по) весеннему небу, говорить (по) дружески, (во)первых, когда (нибудь), мало (по) малу,(честь) честью;
г)лицо взволнова(н,нн)о, море взволнова(н,нн)о, говорить взволнова(н,нн)о;
д) н..куда не пойду, да и н..куда; н..чего не понимаю; н…чего думать;
е) (на) авось, (с) ходу, (за) границу,(на) удачу, (в) догонку, (с) размаху.
Техника формирующего оценивания – постановка вопросов.
- Какая строка задания 1 не вызывает у вас затруднения? Вспомните правило, вставьте пропущенные буквы в словах, раскройте скобки.
Выполнив задание, ученики по очереди демонстрируют свои решения (открывают на экране буквы, закрытые окошечками, называют орфограмму, с которой работали, объясняют правописание слов). Остальные ученики слушают объяснение товарищей, в рабочей тетради раскрывают скобки,вставляют пропущенные буквы, задают вопросы.
- Какое задание показалось самым сложным? Почему не выбрали последнее задание? (Если никто не выберет данное задание.)
- Какой вид орфограммы рассматривается в этих словах? (Слитное и раздельное написание наречий.)
- Постановка учебной задачи. (этап целеполагания)
Приём «Мозговой штурм».
• Как вы считаете, от чего зависит слитное и раздельное написание наречий?
Дети вносят свои предположения, учитель записывает их на доске.
Цель: определить условия слитного и раздельного написания наречий; проверить эти условия на практике.
- Постановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)
Приём «Обучая, учусь».
Учитель организует работу в группах, предлагает теоретический материал по новой теме, ориентировочные таблицы, которые ученики дополняют недостающей информацией (см. приложение).
1-я группа, пользуясь учебным материалом, предложенным учителем, изучает случаи слитного написания наречий.
2-я группа изучает раздельное написание наречий.
3-я группа рассматривает омонимичные слова смотреть вдаль — смотреть в даль моря и др., учится отличать наречие от других частей речи.
Выступление групп перед классом. Остальные задают вопросы. Группам, которые слушают, предлагается оценить работу товарищей (поставить нужный знак в таблицу)
№ группы | «+» – отличная работа (трудно улучшить) | «=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить) | «—» – слабая работа (многое нужно улучшить) |
- Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель предлагает объяснить правописание слов, которые появляются на экране
( слайд).
Во время экскурсии — вовремя передать информацию.
Смотреть вдаль — всматриваться в даль - смотреть в даль морскую.
Навсегда запомнить.
Присматриваться втихомолку.
Биться врукопашную.
Сгореть дотла.
Уйти без ведома.
Получить в обмен.
Сделать по совести.
3. Слитно или раздельно? Задание в ноутбуке
Слитно Раздельно
(За)частую
(На)совесть
(В)глубь леса
(В)насмешку
(По)двое
(После)завтра
Надеяться (в)тайне
Держать (в)тайне
(С)начала года
Вернуться (на)утро
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
Приём «Найди пару».
Учитель предлагает карточки, на которых записаны фразеологические обороты.
Карточки разрезаны пополам. Нужно найти свою пару, раскрыть скобки в наречиях, объяснить значение фразеологизма. В случае затруднения можно воспользоваться фразеологическим словарём.
Бабушка | (на) голову |
разбить | (на) двое сказала |
пойти | (на) распашку |
душа | (на) мировую |
застать | (во) свояси |
убраться | (в) расплох |
- Включение в систему знаний и повторения.
Учитель предлагает парам набор карточек, на которых написаны слова с нераскрытыми скобками. На доске с правой стороны прикрепляется табличка «Слитно», с левой стороны — «Раздельно». Ученики прикрепляют свои карточки на доске согласно написанию. В случае затруднения пользуются орфографическим словарём.
Результатом работы становится Словарик слитного и раздельного написания наречий.
Вообще — в общем.
Вмиг — на миг.
Вслух — на слух.
Вовеки, вовек — во веки веков.
Учитель обращает внимание на то, что этот словарик можно дополнить другими примерами. Предлагает найти подобные пары в опорном конспекте (назло — со зла, поодиночке — в одиночку, в одиночку — по-
одиночке). Словарик дополняется и записывается в рабочую тетрадь.
Техника формирующего оценивания – индивидуальное оценивание
Самодиагностика «Как я справился с заданиями». Предлагаются таблицы для самодиагностики
задание | уверенно | Не очень уверенно | Неуверенно | Довольно неуверенно |
1 - объяснение правописания слов | ||||
2 - задание на распределение по группам | ||||
3- работа с фраз. Оборотом | ||||
4 – составление словаря наречий |
- Рефлексия деятельности в технологии формирующего оценивания
В течение последних нескольких минут урока учитель просит учеников на половинке листка бумаги закончить следующие предложения:
1. Полезным и значимым для меня на уроке было... .
2. Мне нужно ещё... .
3. Захотелось узнать... .
Приложение 1
Пять условий слитного написания наречий
1. Наречия, образованные от наречий: доныне, извне, навсегда, послезавтра, позавчера.
2. Наречия, образованные от собирательных числительных с приставкой в-, на-: вдвое, надвое.
Но: по двое, в оба.
3. Наречия с приставкой в- и конечным слогом -ку: вдогонку, вприсядку, вперемежку. Но:
в насмешку, в рассрочку, в диковинку.
4. в, на, за + -ую: вкрутую, вплотную, врукопашную, вручную, зачастую, напропалую.
Запомните: в открытую, на боковую, на мировую.
5. Наречия, в состав которых входят не употребляющиеся в современном русском языке имена существительные.
Воочию (очи), всмятку (смятка — некрутое состояние), вопреки (прек — спор), исподтишка
(тишок — от тихий), дотла (тло — земля, основание ).
Приложение 2
Три условия раздельного написания
1. Если предлог оканчивается на согласную, а слово начинается с гласной:
в обрез, в одиночку, в обтяжку, в упор.
2. С предлогами без, до, на, с: без_устали, без толку, до_упаду, до_отвала, на_скаку, на_диво,
на_авось, на ощупь, с размаху, с_ходу.
Запомните: дотла, смолоду.
3. С различными предлогами, если существительное сохранило некоторые падежные формы
(т. е. употребляется в другом падеже или числе):
на корточки — на корточках, на цыпочки — на цыпочках, на совесть — по совести, за границу — за границей
Искл.: со зла — назло; в одиночку — поодиночке, насилу — под силу.
Приложение 3
Как отличать наречие от других частей речи
1. Наречия места и времени, образованные от существительных верх, низ, глубь, высь, даль,
ширь, начало, конец, век, пишутся слитно: примерь сначала, смотреть вдаль.
Но при наличии пояснительного слова эти слова пишутся раздельно и являются существи-
тельными: читать с начала книги, смотреть в даль моря.
Помните, что с глаголами всматриваться,вглядываться, вслушиваться в даль пишется
раздельно.
2. Отличайте но значению: сделать вовремя
(своевременно) — играть во время перемены; нарушение налицо (явно) — снег падает на лицо;
действовать втайне (тайно) — хранить в тайне (в секрете): вернуться наутро (утром) —
перенести на утро.