Болезнь гениев, или Дисграфия
Ходина Лариса Владимировна
В последнее время грамотность учащихся, к сожалению, снижается. Дети обладают бедным словарным запасом, не умеют пересказать текст, построить предложение. Учителя русского языка часто сталкиваются с такой проблемой, как стойкие ошибки на письме у учеников средних и старших классов, не связанные с орфографией. Часто причиной этих ошибок является дисграфия. Впервые понятие «дисграфия» возникло в 1877 году. Появилось много работ по этой проблеме, например, исследования Ткачева Р.А., Мнухина С.С.Дисграфия- это нарушение письма, не связанные с интеллектом. В основе этого явления лежат неполноценность фонематического слуха, неправильное произношение. «Королева детектива» Агата Кристи имела дисграфию, однако это не помешало ей стать известным писателем.
Известно, что для освоения письма необходимо овладение принципами русской орфографии.
- Фонетический принцип письма состоит в том, что слова пишутся точно так же, как слышатся. Основным достоинством этого принципа является то, что он не требует знания каких-либо грамматических правил, т.е. пишем так, как слышим. Однако встречаются дети, для которых использование этого принципа представляет большую сложность из-за невозможности четкого различения на слух звуков речи. Для четкого овладения фонетическим принципом письма необходимо, чтобы ребенок в дошкольном возрасте овладел рядом необходимых предпосылок: умением четко различать на слух все звуки речи, правильным произношением этих звуков. владением звуковым анализом и синтезом, знанием букв, четким различением их по виду
- Традиционным или исторический принцип заключается в том, что многие слова пишутся так, как писались раньше, без всякого учета современного состояния русского языка. Сюда же относятся и заимствованные слова. Единственный способ не делать ошибок в словах подобного рода - это помнить правильное написание слова наизусть» (Щерба Л.В., 1983, с. 56). Таким образом, овладение традиционным принципом письма связано по сути дела с механическим запоминанием большого количества слов.
- Овладение вышеперечисленными принципами орфографии немыслимо без целого ряда предпосылок, которые формируются в дошкольный период и продолжают активно развиваться в школьном возрасте. Дисграфия - серьезное препятствие в овладении грамотным письмом.
Существуют 5 форм дисграфии (классификация по Лалаевой) кафедра логопедии РГПУ им. А.И.Герцена.
- Артикуляторно-акустическая дисграфия вызвана расстройствами устной речи. Неправильное произношение звуков влияет на ошибки на письме. Упрощенно такое расстройство можно охарактеризовать фразой: «Пишу, как говорю». Оно обусловлено нарушением звукопроизношения, точнее опорой на дефектное проговаривание. Внешне это проявляется на письме в заменах, написание лишних слов(шишки-шишики) пропусках букв, соответствующих нарушениям устной речи.
- Часто происходит замена, смешения букв. Смешиваются свистящие и шипящие, парные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие фонемы, аффрикаты и их компоненты. Замены и смешения гласных встречаются реже. Возможны пропуски букв. В особо тяжёлых случаях дети путают буквы, обозначающие мало похожие звуки.
- Оптическая (искажения букв на письме, зеркальное написание, написание лишних элементов).
5.Акустическая.Для нее характерно нарушение Фонематического распознания звуков речи («лубит» «писмо»)
К специфическим ошибкам письма относят следующие:
– замены букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в сильной фонетической позиции– замены букв, обозначающих свистящие и шипящие согласные звуки [с] -[ш], [з] – [ж], [с'] – [ш'];
– замены букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты: [ч] – [ц], [ч] -[ш'], [ч] – [т'], [ц] – [с], [ц] – [т], [ц] – [т']– замены букв, обозначающих звуки [р] – [л;
– ошибки обозначения на письме твердости или мягкости согласных звуков;
- замены букв сходных по внешнему виду и написанию;
- зеркальное написание букв;
- пропуски букв и слогов;
– пропуски букв, обозначающих гласные звуки;
– пропуски букв, обозначающих согласные звуки– пропуски слогов;
- перестановки букв и слогов;
- вставки лишних букв и слогов;
- нарушение обозначения границ слов;
- нарушение обозначения границ предложения;
– отсутствие заглавной буквы в начале предложения или точки в конце предложения;
– нарушение согласования;
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки, отражающие трудности фонематического анализа – пропуск, перестановка, вставка;
-ошибки фонематического восприятия, приводящие к трудностям дифференциации фонем – проявляются в смешениях букв;
- ошибки, обусловленные смешением букв, у которых совпадает написание первого элемента;
-ошибки на уровне слова;
- ошибки, связанные с неспособностью верно определить границы слова – раздельное написание частей слова, слитное написание смежных слов;
-ошибки, обусловленные трудностями морфологического анализа и синтеза – обнаруживаются при подборе проверочных слов, в неправильном использовании приставок или суффиксов;
- ошибки на уровне предложения;
- отсутствие обозначения границ предложения, границы определяются неправильно;
- несогласованность членов предложения в роде, числе и падеже.
Одни и те же по внешним проявлениям ошибки могут иметь разную природу, разные механизмы.
Таким образом, симптомами дисграфии является обнаружение у ребенка стойких и специфических ошибок, причем такие ошибки должны быть не единичны – говорить о дисграфии можно лишь в том случае, если специфические ошибки встречаются у школьника довольно часто на протяжении длительного времени.
Приведу несколько методов при работе с дисграфией на уроках русского языка.
1.Узнавание звуки-буквы (нахождение буквы, которая соответствует определенному звуку).
2.Схема слова (ребенку дается картинка с изображением предмета и схема слова). Он называет предмет, изображенный на картинке, а затем звуки слова по порядку. Далее соотносит звук с буквой и записывает слово.
3.Метод Эббингауза (слова с пропущенными буквами).
4.Исправление ошибок (зрительный).
5.Звуко - буквенный анализ. Работа по картинке. Необходимо назвать предмет, записать слово, поставить ударение, определить количество слогов, назвать звуки, дать им характеристику.
Приведу некоторые задания, где отрабатываются приведенные методы. С целью корректировки дисграфии на уроках русского языка тщательно подбираю лингвистический материал.
Например, на каждом уроке в течение 10 минут ученик работает в книге над следующим заданием: зачеркни буквы, с которыми есть проблемы (г\д, у\ю, д\б)
Комментируем письмо: проговариваем вслух то, что пишем, выделяем голосом слабые позиции (на подОконнике стОяла ваза).
Предлагаю текст с пропущенными буквами (индивидуальные карточки)
Составь слово: малыши –ши + жи – ма = лыжи; наград + чи -на-да= грачи; чернослив- ый +о+слива-а =чернослив.
Убери букву, чтобы получилось слово (уксус, лампа, экран).
Запиши текст, вставляя буквы д\т
(…) ень был ( …) еплый (….)има Воло(…)я гуляли около( …)ачи .Мальчики по(…)ошли к высокому (…)ереву.У корней (…)ерева они уви(…)ели ро(…)ник.(коррекция акустической дисграфии)
Измени слово малыш - малыши; камыш-; голыш-; крепыш-; шалаш-; ландыш-; карандаш-; плохиш- (коррекция оптической дисграфии)
Упражнение с мячом. Бросаю детям мяч и прошу назвать одно-дву- и трехсложные слова. Ребенок определяет количество слогов, называет их (коррекция дисграфии на основе нарушений анализа и синтеза).
Составь предложение. Буквы Ж, Ш подчеркни разными карандашами (жужжит, шуршат, шипят, режет ужи,камыши) (Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии )
Замени словосочетание словом с приставкой (час перед рассветом, переход под землей).
Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великана - в большие (рука, нога, дом) (коррекция аграмматической дисграфии).
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что проблеме нарушения письма у детей -дисграфии- посвящено больщое количество исследований и публикаций однако актуальность ее изучения не снижается. Причины нарушения письма множественны, поэтому коррекционная работа должна учитывать имеющийся уровень сформированности базовых умений, составляющих развитие каждого ребенка. В целом учителю русского языка следует, возможно, более полно представлять все те трудности, которые приходится преодолевать школьнику при овладении письмом для того, чтобы правильно построить процесс обучения.
Список литературы.
- Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. СПб- 1999,-253 с.
- Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб-1997,-267 с.
- ЗегебартГ.М. Учение без мучений. Коррекция дисграфии, М., Генезик.,2007,-216с.
- Богомолова А.И. Нарушение произношения детей. М.-1979,- 149с.
- Садовникова И.Н.Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма-М., АРКТИ, 2005- 206 с.