Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие функциональной грамотности обучающихся
на уроках русского языка в основной и средней школе

Аксенова Ирина Владимировна
Развитие функциональной грамотности учащихся-необходимое условие обучения в современной школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописано, каким должен быть выпускник современной школы. Это должен быть целеустремленный, активный человек, способный адаптироваться в сложной ситуации, ставить цель и задачи своей деятельности, составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе .
Перед школой стоит непростая задача – социально ориентировать личность ребенка, сформировать и развить у ребёнка функциональную грамотность. Интегрированные, бинарные уроки способствуют формированию у обучающихся понимания того, что в окружающем нас мире все процессы и явления находятся в тесной взаимосвязи и поэтому для постижения законов жизни необходимо изучать различные предметы.
Общеизвестно, что функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности. Основные признаки функциональной безграмотности – невразумительность речи устной и речи письменной, неспособность осмысленно прочитать простой текст .
Несомненно, основу развития функциональной грамотности у обучающихся составляет владение языковыми средствами родного языка. Поэтому изучение русского языка во взаимосвязи с литературой занимает важное место в процессе получения образования. В своей практике сталкиваемся с тем, что школьники часто не могут сформулировать своим мысли таким образом, чтобы они были понятны окружающим, то есть слушателям. Возникает противоречие: ребёнок вроде бы знает правила русского языка, а предложения оформить не получается. Подобная ситуация часто приводит к эмоциональному «срыву». И учителю необходимо не только успокоить ученика, не понимающего, отчего так происходит, но и научить его пользоваться теми знаниями, которые он уже имеет.
Уроки русского языка школьного курса обучения в основной и средней школе содействуют развитию функциональной грамотности у обучающихся путем формирования знаний о правилах, нормах чтения, письма, общения, создания текста; развития умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее при помощи правил или обращения к учебнику или справочнику; создания ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования текста;  развития универсальных способов деятельности – различных аналитических умений; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач .
Учителям-словесникам следует помочь школьнику увидеть требования общества к современному человеку. Ребёнку необходимо осознать, что современное общество нуждается в образованных, грамотных,  ответственных людях. Реализации этой цели способствует разговор с учениками разных возрастов на темы, которые предлагаются на итоговом сочинении в 11 классе. Даже пятиклассники с интересом обсуждают проблемы «Чтение литературного произведения – труд или отдых?», «Помогает ли человеку книга лучше понять себя?».Современные школьники с большим увлечением дискутируют на такие темы, как«Бывает ли общественное мнение ошибочным?», «Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?», «Что помогает человеку преодолеть страх?». Обсуждая предложенные темы, обучающиеся определяют для себя нравственные ориентиры и приходят к осознанию того, какого человека ждет современная действительность.
В аспекте формирования функциональной грамотности большое значение имеют комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, работа с текстами-миниатюрами, сравнение двух текстов и другие виды работ с текстами. Написание сочинений-рассуждений, мини-изложений и мини-сочинений, различные виды диктантов также способствуют развитию функциональной грамотности. Интерес к изучению предмета «Русский язык» активизируют нестандартные формы проведения учебных занятий, например: урок-экскурсия, урок-праздник, урок-практикум, урок-исследование, урок-творческая мастерская, урок-конкурс, урок-игра.
А если школьник мотивирован, значит, учится и развивается, что является основными индикатором формирования функциональной грамотности.  Учитель должен  выстроить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы ребенок учился учиться, был коммуникабельной, творческой личностью.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»