Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Урок построения системы знаний в 6 классе

Стили речи

Дементьева Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории  МБОУ Лицея № 15 
          Цель урока – построение системы знаний о стилях речи.        
         Содержание урока  -  подготовка к работе над текстом художественного стиля с большим количеством  
                                                научной информации на тему «Кижи».
         Методы обучения – проблемный метод, технология деятельностного метода.        
         Планируемые образовательные результаты.                
         Личностные:
  • стремление к постоянному совершенствованию соб­ственной речи, развитие эстетического вкуса,
  • овладение лекси­ческой и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения
  в разных коммуникатив­ных ситуациях;
  • воспитание любви к русскому языку, осознание потребности сохранять чистоту и поддер­живать нормы
  литературного языка,
  • умение работать в группе, уважительное отношение к мнению окружающих
Предметные:
  • закрепление таких базовых понятий, как текст и его признаки,
  • формирование обобщенных знаний о стилях речи,
  • закрепление способов деятельности по  использованию языковых средств, характерных для
                       официально-делового, научного стилей речи, языка художественной литературы,
  • умение проводить анализ текста,
  • овладение разными способами информационной переработки текста, создание текста.
              Метапредметные:
  • адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной уста­новки и основной мысли прочитанного речевого произ­ведения
  • владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редак­тировать текст и исправлять в нем сти­листические и речевые ошибки,
  • самостоятельное оценивание правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,
  • способность формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке
      общего решения в совместной деятельности.
 
             Трудовые действия учителя - формирование универсальных учебных действий.
 
                                                                                                                    Ход урока:
           
Этапы урока   Деятельность ученика
  1. Мотивация к учебной деятельности.
Задание: объясните смысл высказывания.
Слова, дружище, это — как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, — нужно учиться!
 М. Горький
- Как вы понимаете смысл высказывания?
 
 
 
- Умение пользоваться словом очень важно, и этому надо учиться.
Использование цитаты о значении слова в речи способствует включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
2. Актуализация знаний на практическом уровне.
2.1 Создание проблемной ситуации (использование так называемого «яркого пятна» как мотивирующего приема для актуализации знаний о стилях речи, для осмысления учащимися целей урока).
- Мысль о роли слова в нашей речи, письменной, устной, мы попробуем раскрыть во время выполнения следующего задания. Учащимся предложен для анализа текст, в котором нет стилевого единства.
Они должны увидеть эту ошибку и определить тему и цели урока.
       Предложения на экране, устный разбор.
 
Задание: подумайте, является ли данный набор предложений текстом? Докажите свою точку зрения.
 
Смысловым, композиционным центром Кижского погоста является деревянная 22-главая летняя Преображенскую церковь, построенная в 1714 году.  Три восьмерика создают пирамидальную основу церкви. Сооружение с четырех сторон света подпирают четыре прируба.
 Как прекрасна церковь в лучах восходящего солнца! Словно парит над островом!
 
 
 
 
 
 
 
 
- Нет стилевого единства. (Как можно разделить на части по стилевому признаку?)
Учащиеся должны
применить ранее полученные знания о признаках текста и прийти к выводу, что данные предложения не объединены общим смыслом и причина этого – в отсутствии стилевого единства.
2.2 Побуждение к осознанию противоречия
(- в формулировке задания, предполагающего попытку найти ошибку в тексте).      
   
 2.3 Поиск решения проблемы.
- Выдвижение гипотезы учащимися.
                             ИЛИ
- Подводящий к осознанию проблемы диалог: система вопросов, которые помогают ученикам в определенном направлении проанализировать текст, самостоятельно прийти к определенному выводу и найти стилистическую ошибку:
- Можно ли данные предложения объединить тематически?
- А какую цель ставит перед собой автор? Сообщение информации или воздействие?
- Прочитайте соответствующие предложения.
- Так в чем ошибка?
- Можно в связи с этим  определить основную мысль текста?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Описание Преображенской церкви
 
 
 
 
- Предложения разных стилей
- Есть затруднение.
 
 
-  А без  идеи нет текста!
 
 
 
Если учащиеся не выдвигают никаких предположений, учитель может использовать подводящий к осознанию противоречия (наличия проблемы) диалог.
2.4 Формулирование проблемы.
 
- Итак, мы нашли ошибку в высказывании. Как на основании этого можно сформулировать проблему, которую мы будем решать с вами на этом уроке?
 

 
 
 
- Проблема: могут ли сочетаться в одном тексте разные стили речи, и если да, как правильно сочетать разные стили речи.
   
 
Формулировка проблемы, к которой пришли учащиеся, анализируя предложения, поможет сформулировать цель урока.
Таким образом, на первых этапах урока используется
                                  «Сокращенный проблемный метод» (по классификации Мельниковой Е.Л.).
     3.1 Формулирование цели урока учащимися от 
         проблемы.
 - Какова цель урока? (Что мы должны еще раз вспомнить, чтобы не делать подобных ошибок?)
- Конкретно, что необходимо вспомнить о стилях?
 
- А для чего это необходимо?

 
 
 
 
- Стили речи.
 
- Признаки того или иного стиля речи.
 
- Систематизировать, обобщить наши знания, чтобы умело ими пользоваться.
 
 
Учащиеся должны прийти к выводу, что для решения данной проблемы необходима систематизация и обобщение знаний по теме «Стили речи».
        3.2  Обозначение  темы урока                          
                                 Стили речи.     
                     

 
 
 

 
 
 

 
Основной этап урока
Цель основного этапа урока – обучение учащихся способам действий  для более рационального использования полученных знаний о стилях речи. На данном этапе используются технологии деятельностного метода.

 
    4. Фиксация затруднения и построение проекта
        выхода из него.
 
(Этап осознания учащимися причин затруднения, а также необходимости построения системы знаний для выхода из этого затруднения -  учащиеся должны определить средства и способы деятельности, чтобы уяснить: как соединить в одном тексте разные стили речи.
Направления деятельности:
  1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Разновидности стилей речи».
  2. Обобщение и систематизация знаний по теме «Особенности научного, делового стилей и языка художественной литературы».
  3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Что такое текст».)
 
Вопрос: Так в каком стиле речи можно описать Кижи? Только в научном?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Чтобы ответить на тот вопрос, сначала выстроим систему знаний о стилях речи.
 
 
 
 
На этом этапе формулируется задача урока: подготовка  к работе над текстом художественного стиля с большим количеством научной информации на тему «Кижи».

 
    5. Построение системы и обобщение знаний по  
         теме «Стили речи».
 5.1 Этап реализации построенного проекта.
  На данном этапе используются задания творческо-  преобразующего типа: анализ текстов научного и официально-делового стилей, сравнительный анализ текстов художественного стиля.
 
 
 
 
   
   
 
В центре урока – речевые ситуации по применению полученных навыков анализа текста (учащиеся (в группах) анализируют тексты разных стилей, чтобы вспомнить и систематизировать признаки трех стилей речи).
В результате выстраивается система знаний, правильное использование которой позволит учащимся верно решать поставленные перед ними
коммуникативные задачи.
5.1 Этап реализации построенного проекта.
     I этап. Фронтальный опрос.
         - какие 2 основные стиля речи мы знаем?
        
      - перечислите, какие стили речи называют книжными?
 
 
- Разговорный и книжный  стили.
- Научный, официально-деловой стили, язык художественной литературы

 
 
 5.1
 II этап. Анализ текста научного и официально-делового стиля.
         Задание: перед вами текст; определите стиль, 
  докажите свою точку зрения.   
                        
   
 Самостоятельная работа в группах по вариантам .
 
Текст №1 для анализа.
   Река Сотюга – река Сибири, в русле которой встречается несколько каменистых участков (порогов) с повышенной скоростью течения, что  затрудняет судоходство и сплав, вызывает необходимость сооружения обводных каналов.  
 
Текст №2 для анализа.
   В русле реки Сотюга обнаружено 2 порога. На этих участках, протяженностью по 1 км каждый, зафиксировано повышение скорости течения в 8 раз, а также колебания уровня воды  от 1,7 м до 4м. Данные пороги будут затруднять сплав древесины. Необходимость сооружения  обводного канала подтверждается.

 
 
 
 
Текст научного стиля.
 
 
 
Текст официально-делового стиля.

 
На этом этапе осуществляется дифференцированный подход: особая группа (№1,2) детей с повышенной тревожностью и заниженной самооценкой анализирует текст с подсказкой, где уже отмечена лексика, систематизируя которую можно определить стилевые признаки сделать правильный вывод – тем самым создается ситуация успеха.
Также в помощь каждой группе дается система вопросов, направляющих их деятельность по анализу текста. Причем группы №1,2 получили алгоритм действий по принципу: от простого в сложному – от наблюдения за лексикой к выводу о цели высказывания.
5.2-II. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
Основной целью этого этапа является усвоение учащимися системы изученных знаний и областей их применения.
а). Обобщение знаний о научном и официально-деловом стилях речи - проверка самостоятельной работы  по эталону (коллективная работа под руководством учителя)/
б). Систематизация знаний о научном и официально-деловом стилях речи - проверка по эталону:
        - проверим, все ли признаки научного (или
          официально-делового) стиля мы назвали.
 
 
 
Признаки научного стиля речи:
  • цель – точная передача научных знаний
                       (сообщение +объяснение)
  • точность
  • доказательность
  • обобщенность       
  • отсутствие авторской оценки
  • особенности лексики:
         - слова с обобщенным и отвлеченным значением
         - научные термины
         - преобладание имен существительных и прилагательных 
         - глаголы со значением отношения, а не действия
 
Признаки официально-делового стиля речи:
  • цель – передача сведений практического значения
                           (сообщение + инструкция)
  • официальность:
           -  книжные, официальные слова и выражения
             -  полные наименования
  • точность:
           - обозначение дат, количеств, величин
             - употребление слов только в их прямом значении
  • бесстрастность
 
 
 
 
Учащиеся обсуждают точку зрения отвечающего, сверяются с правильным ответом на smart-доске.
 
Учащиеся по схеме «Признаки научного (официально-делового) стиля» выверяют свои знания о стилях речи как системе.
 
Учащиеся с помощью эталона восстанавливают недостающие элементы системы, выстраивают их в нужном порядке.
 
5.1
III этап. Сравнительный анализ текстов    художественного стиля
(индивидуальная самостоятельная + коллективная формы работы).
      1.Предварительная домашняя работа – анализ текстов
        художественного стиля.
       2. Коллективная корректирующая деятельность под  
        руководством учителя.
Задание:
          - Сравним 2 текста той же тематики
            художественного стиля.
           В чем особенность 2-го текста?   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Во 2 тексте ярче, образнее описывается река Сотюга за счет обилия художественных средств выразительности.
 
 Учащие производят сравнительный анализ 2 текстов с целью выяснить, чем отличается язык художественной литературы, и
приходят к выводу, что средства выразительности делают нашу речь богаче, разнообразнее, способствуют более точному, красочному выражению мысли, отношения.

 
Текст №1.
 Сотюга – порожистая река. Обычно в тихую погоду на всем протяжении ее слышен шум воды. Сегодня же кругом стоит тишина, так как поднявшаяся после  сильных дождей  вода затопила пороги.
   
Текст №2.
 Веселая, речистая река Сотюга. Ясным страдным вечером едешь – заслушаешься: на все лады поют, заливаются пороги. А сегодня сколько километров отмахали – и полная немота. Захлебнулись пороги. Начисто. Как в половодье.
   
5.2-III. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Основной целью этого этапа является усвоение учащимися системы изученных знаний и областей их применения.
Систематизация знаний о языке художественной литературы - проверка по эталону:
        - проверим, все ли признаки художественного  
         стиля мы назвали.
    
  Признаки стиля художественной литературы:
  • Цель – воздействие на читателя
  • Образность
  • Выразительность
  • Эмоциональность
             (использование различных приемов и средств выразительности
              для создания конкретных картин и образов)
 
 
 
Учащиеся по схеме «Особенности языка художественной литературы» выверяют свои знания о стилях речи как системе.
 
Учащиеся с помощью эталона восстанавливают недостающие элементы системы, выстраивают их в нужном порядке.
6. Включение нового знания в систему знаний.
Цель – осознание учащимися границ применения построенной системы и обеспечения содержательной непрерывности.
Ее решение предполагает организацию выполнения интересных для учащихся заданий, в которых они проверяют, как усвоили систему знаний и расширяют свои представления об этой системе знаний.
Вопрос:
 Итак, мы систематизировали знания о стилях речи. С какой целью мы это делали?
 
 
 
 
 
 
 
 
-  Чтобы умело пользоваться знаниями, не допускать ошибок.
-  Чтобы выяснить, могут ли в 1 тексте сочетаться разные стили речи.
 
 

 
Возвращение к проблеме, сформулированной в начале урока:
могут ли в 1 тексте сочетаться разные стили речи.
   
Задание:  определите стиль текста, есть ли в нем элементы научного стиля речи.
Текст Е.И. Осетрова.
Кижи… Глядя на купола, отраженные в воде, на солнце, краснеющее в волнах, облака, проплывающие, словно невесомые корабли, вспоминаешь пейзажи Рериха, Нестерова… Кажется, будто ты в волшебной сказке. Множество, множество куполов, покрытых лемехами – резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с ними и здания устремляются вверх, в заоблачные выси.
Кто создал эту озерную сказку, эту необыкновенно хрупкую, волшебную красоту?
 

 
 
- текст художественного стиля с элементами научного стиля.
 
Имея систематизированные знания о стилях речи, учащиеся могут увидеть сочетание в тексте научного и художественного стилей речи и впоследствии использовать в своих работах.
7. Рефлексия учебной деятельности.
7.1 Вопросы на этапе рефлексии:
  1. Можно соединить в 1 тексте несколько стилей речи?
  2. Каким должно быть это сочетание?
 
 
    3.  В каких случаях это необходимо?
 
 
 
- Да, возможно.
 
- Органичным, таким, чтобы не терялась основная мысль текста.
 
- Например, при работе над текстом художественного стиля с большим количеством научной информации.
 
Фиксация цели учебной деятельности и шагов по ее достижению, самооценка учащимися собственной учебной деятельности, ее результатов, фиксация направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания – творческого.
 
 
 
.

 
7.2 Самооценка учащимися собственной учебной  
      деятельности, ее результатов.
 

 
Оценка работы на уроке.                                                             
ФИ
 
оценка
Активно работал в группе  
Справился с домашним заданием  
Открыл для себя новое знание  
Надо тему повторить  
Учащиеся оценивают результативность своей деятельности на уроке в таблице по шкале от 1 до 5.
 
7.3 Домашнее задание.
Мы выполнили поставленную на уроке задачу - как написать сочинение на материале, содержащем большое количество  информации, научной например.
Д/З - создать свой текст художественного стиля, использовав как можно больше образных выражений для рассказа о Кижах и как можно больше научной информации. 
Тема сочинения: «Кижи - бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем» (Е.И. Осетров).
        О чем можно рассказать в сочинении:
             1) исторические сведения,
            2) уникальность архитектурного ансамбля,
            3) отношение современников.

 
 
Учащиеся на предыдущих уроках готовили материал о Кижах.
Теперь они имеют примерный план к сочинению, а также знают, в каком стиле речи лучше писать работу на подобном материале.
 
Имея систематизированные знания о стилях речи, учащиеся могут увереннее справиться с творческим домашним заданием – написать сочинение о Кижах, выразить свое отношение, свое мнение.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»