Урок построения системы знаний в 6 классе
Стили речи
Дементьева Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории МБОУ Лицея № 15
Цель урока – построение системы знаний о стилях речи. учитель русского языка и литературы
высшей категории МБОУ Лицея № 15
Содержание урока - подготовка к работе над текстом художественного стиля с большим количеством
научной информации на тему «Кижи».
Методы обучения – проблемный метод, технология деятельностного метода.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные:
- стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса,
- овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения
- воспитание любви к русскому языку, осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы
- умение работать в группе, уважительное отношение к мнению окружающих
- закрепление таких базовых понятий, как текст и его признаки,
- формирование обобщенных знаний о стилях речи,
- закрепление способов деятельности по использованию языковых средств, характерных для
- умение проводить анализ текста,
- овладение разными способами информационной переработки текста, создание текста.
- адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения
- владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем стилистические и речевые ошибки,
- самостоятельное оценивание правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,
- способность формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке
Трудовые действия учителя - формирование универсальных учебных действий.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность ученика | |||||||||||
Слова, дружище, это — как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, — нужно учиться! М. Горький |
- Как вы понимаете смысл высказывания? - Умение пользоваться словом очень важно, и этому надо учиться. |
Использование цитаты о значении слова в речи способствует включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | ||||||||||
2. Актуализация знаний на практическом уровне. 2.1 Создание проблемной ситуации (использование так называемого «яркого пятна» как мотивирующего приема для актуализации знаний о стилях речи, для осмысления учащимися целей урока). |
- Мысль о роли слова в нашей речи, письменной, устной, мы попробуем раскрыть во время выполнения следующего задания. | Учащимся предложен для анализа текст, в котором нет стилевого единства. Они должны увидеть эту ошибку и определить тему и цели урока. |
||||||||||
Предложения на экране, устный разбор. Задание: подумайте, является ли данный набор предложений текстом? Докажите свою точку зрения. Смысловым, композиционным центром Кижского погоста является деревянная 22-главая летняя Преображенскую церковь, построенная в 1714 году. Три восьмерика создают пирамидальную основу церкви. Сооружение с четырех сторон света подпирают четыре прируба. Как прекрасна церковь в лучах восходящего солнца! Словно парит над островом! |
- Нет стилевого единства. (Как можно разделить на части по стилевому признаку?) |
Учащиеся должны применить ранее полученные знания о признаках текста и прийти к выводу, что данные предложения не объединены общим смыслом и причина этого – в отсутствии стилевого единства. |
||||||||||
2.2 Побуждение к осознанию противоречия (- в формулировке задания, предполагающего попытку найти ошибку в тексте). |
||||||||||||
2.3 Поиск решения проблемы. - Выдвижение гипотезы учащимися. ИЛИ - Подводящий к осознанию проблемы диалог: система вопросов, которые помогают ученикам в определенном направлении проанализировать текст, самостоятельно прийти к определенному выводу и найти стилистическую ошибку: - Можно ли данные предложения объединить тематически? - А какую цель ставит перед собой автор? Сообщение информации или воздействие? - Прочитайте соответствующие предложения. - Так в чем ошибка? - Можно в связи с этим определить основную мысль текста? |
- Описание Преображенской церкви - Предложения разных стилей - Есть затруднение. - А без идеи нет текста! |
Если учащиеся не выдвигают никаких предположений, учитель может использовать подводящий к осознанию противоречия (наличия проблемы) диалог. |
||||||||||
2.4 Формулирование проблемы. - Итак, мы нашли ошибку в высказывании. Как на основании этого можно сформулировать проблему, которую мы будем решать с вами на этом уроке? |
- Проблема: могут ли сочетаться в одном тексте разные стили речи, и если да, как правильно сочетать разные стили речи. |
Формулировка проблемы, к которой пришли учащиеся, анализируя предложения, поможет сформулировать цель урока. |
||||||||||
Таким образом, на первых этапах урока используется «Сокращенный проблемный метод» (по классификации Мельниковой Е.Л.). |
||||||||||||
3.1 Формулирование цели урока учащимися от проблемы. - Какова цель урока? (Что мы должны еще раз вспомнить, чтобы не делать подобных ошибок?) - Конкретно, что необходимо вспомнить о стилях? - А для чего это необходимо? |
- Стили речи. - Признаки того или иного стиля речи. - Систематизировать, обобщить наши знания, чтобы умело ими пользоваться. |
Учащиеся должны прийти к выводу, что для решения данной проблемы необходима систематизация и обобщение знаний по теме «Стили речи». |
||||||||||
3.2 Обозначение темы урока Стили речи. |
|
|
||||||||||
Основной этап урока Цель основного этапа урока – обучение учащихся способам действий для более рационального использования полученных знаний о стилях речи. На данном этапе используются технологии деятельностного метода. |
||||||||||||
4. Фиксация затруднения и построение проекта выхода из него. (Этап осознания учащимися причин затруднения, а также необходимости построения системы знаний для выхода из этого затруднения - учащиеся должны определить средства и способы деятельности, чтобы уяснить: как соединить в одном тексте разные стили речи. Направления деятельности:
Вопрос: Так в каком стиле речи можно описать Кижи? Только в научном? |
- Чтобы ответить на тот вопрос, сначала выстроим систему знаний о стилях речи. |
На этом этапе формулируется задача урока: подготовка к работе над текстом художественного стиля с большим количеством научной информации на тему «Кижи». |
||||||||||
5. Построение системы и обобщение знаний по теме «Стили речи». 5.1 Этап реализации построенного проекта. На данном этапе используются задания творческо- преобразующего типа: анализ текстов научного и официально-делового стилей, сравнительный анализ текстов художественного стиля. |
В центре урока – речевые ситуации по применению полученных навыков анализа текста (учащиеся (в группах) анализируют тексты разных стилей, чтобы вспомнить и систематизировать признаки трех стилей речи). В результате выстраивается система знаний, правильное использование которой позволит учащимся верно решать поставленные перед ними коммуникативные задачи. |
|||||||||||
5.1 Этап реализации построенного проекта. I этап. Фронтальный опрос. - какие 2 основные стиля речи мы знаем? - перечислите, какие стили речи называют книжными? |
- Разговорный и книжный стили. - Научный, официально-деловой стили, язык художественной литературы |
|||||||||||
5.1 II этап. Анализ текста научного и официально-делового стиля. Задание: перед вами текст; определите стиль, докажите свою точку зрения. |
||||||||||||
Самостоятельная работа в группах по вариантам . Текст №1 для анализа. Река Сотюга – река Сибири, в русле которой встречается несколько каменистых участков (порогов) с повышенной скоростью течения, что затрудняет судоходство и сплав, вызывает необходимость сооружения обводных каналов. Текст №2 для анализа. В русле реки Сотюга обнаружено 2 порога. На этих участках, протяженностью по 1 км каждый, зафиксировано повышение скорости течения в 8 раз, а также колебания уровня воды от 1,7 м до 4м. Данные пороги будут затруднять сплав древесины. Необходимость сооружения обводного канала подтверждается. |
Текст научного стиля. Текст официально-делового стиля. |
На этом этапе осуществляется дифференцированный подход: особая группа (№1,2) детей с повышенной тревожностью и заниженной самооценкой анализирует текст с подсказкой, где уже отмечена лексика, систематизируя которую можно определить стилевые признаки сделать правильный вывод – тем самым создается ситуация успеха. Также в помощь каждой группе дается система вопросов, направляющих их деятельность по анализу текста. Причем группы №1,2 получили алгоритм действий по принципу: от простого в сложному – от наблюдения за лексикой к выводу о цели высказывания. |
||||||||||
5.2-II. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. Основной целью этого этапа является усвоение учащимися системы изученных знаний и областей их применения. а). Обобщение знаний о научном и официально-деловом стилях речи - проверка самостоятельной работы по эталону (коллективная работа под руководством учителя)/ б). Систематизация знаний о научном и официально-деловом стилях речи - проверка по эталону: - проверим, все ли признаки научного (или официально-делового) стиля мы назвали. Признаки научного стиля речи:
- научные термины - преобладание имен существительных и прилагательных - глаголы со значением отношения, а не действия Признаки официально-делового стиля речи:
- полные наименования
- употребление слов только в их прямом значении
|
Учащиеся обсуждают точку зрения отвечающего, сверяются с правильным ответом на smart-доске. Учащиеся по схеме «Признаки научного (официально-делового) стиля» выверяют свои знания о стилях речи как системе. |
Учащиеся с помощью эталона восстанавливают недостающие элементы системы, выстраивают их в нужном порядке. |
||||||||||
5.1 III этап. Сравнительный анализ текстов художественного стиля (индивидуальная самостоятельная + коллективная формы работы). 1.Предварительная домашняя работа – анализ текстов художественного стиля. 2. Коллективная корректирующая деятельность под руководством учителя. Задание: - Сравним 2 текста той же тематики художественного стиля. В чем особенность 2-го текста? |
- Во 2 тексте ярче, образнее описывается река Сотюга за счет обилия художественных средств выразительности. |
Учащие производят сравнительный анализ 2 текстов с целью выяснить, чем отличается язык художественной литературы, и приходят к выводу, что средства выразительности делают нашу речь богаче, разнообразнее, способствуют более точному, красочному выражению мысли, отношения. |
||||||||||
Текст №1. Сотюга – порожистая река. Обычно в тихую погоду на всем протяжении ее слышен шум воды. Сегодня же кругом стоит тишина, так как поднявшаяся после сильных дождей вода затопила пороги. |
||||||||||||
Текст №2. Веселая, речистая река Сотюга. Ясным страдным вечером едешь – заслушаешься: на все лады поют, заливаются пороги. А сегодня сколько километров отмахали – и полная немота. Захлебнулись пороги. Начисто. Как в половодье. |
||||||||||||
5.2-III. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Основной целью этого этапа является усвоение учащимися системы изученных знаний и областей их применения. Систематизация знаний о языке художественной литературы - проверка по эталону: - проверим, все ли признаки художественного стиля мы назвали. Признаки стиля художественной литературы:
для создания конкретных картин и образов) |
Учащиеся по схеме «Особенности языка художественной литературы» выверяют свои знания о стилях речи как системе. |
Учащиеся с помощью эталона восстанавливают недостающие элементы системы, выстраивают их в нужном порядке. |
||||||||||
6. Включение нового знания в систему знаний. Цель – осознание учащимися границ применения построенной системы и обеспечения содержательной непрерывности. Ее решение предполагает организацию выполнения интересных для учащихся заданий, в которых они проверяют, как усвоили систему знаний и расширяют свои представления об этой системе знаний. Вопрос: Итак, мы систематизировали знания о стилях речи. С какой целью мы это делали? |
- Чтобы умело пользоваться знаниями, не допускать ошибок. - Чтобы выяснить, могут ли в 1 тексте сочетаться разные стили речи. |
|
||||||||||
Возвращение к проблеме, сформулированной в начале урока: могут ли в 1 тексте сочетаться разные стили речи. |
||||||||||||
Задание: определите стиль текста, есть ли в нем элементы научного стиля речи. Текст Е.И. Осетрова. Кижи… Глядя на купола, отраженные в воде, на солнце, краснеющее в волнах, облака, проплывающие, словно невесомые корабли, вспоминаешь пейзажи Рериха, Нестерова… Кажется, будто ты в волшебной сказке. Множество, множество куполов, покрытых лемехами – резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с ними и здания устремляются вверх, в заоблачные выси. Кто создал эту озерную сказку, эту необыкновенно хрупкую, волшебную красоту? |
- текст художественного стиля с элементами научного стиля. |
Имея систематизированные знания о стилях речи, учащиеся могут увидеть сочетание в тексте научного и художественного стилей речи и впоследствии использовать в своих работах. |
||||||||||
7. Рефлексия учебной деятельности. 7.1 Вопросы на этапе рефлексии:
3. В каких случаях это необходимо? |
- Да, возможно. - Органичным, таким, чтобы не терялась основная мысль текста. - Например, при работе над текстом художественного стиля с большим количеством научной информации. |
Фиксация цели учебной деятельности и шагов по ее достижению, самооценка учащимися собственной учебной деятельности, ее результатов, фиксация направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания – творческого. . |
||||||||||
7.2 Самооценка учащимися собственной учебной деятельности, ее результатов. |
Оценка работы на уроке.
|
Учащиеся оценивают результативность своей деятельности на уроке в таблице по шкале от 1 до 5. |
||||||||||
7.3 Домашнее задание. Мы выполнили поставленную на уроке задачу - как написать сочинение на материале, содержащем большое количество информации, научной например. Д/З - создать свой текст художественного стиля, использовав как можно больше образных выражений для рассказа о Кижах и как можно больше научной информации. Тема сочинения: «Кижи - бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем» (Е.И. Осетров). О чем можно рассказать в сочинении: 1) исторические сведения, 2) уникальность архитектурного ансамбля, 3) отношение современников. |
Учащиеся на предыдущих уроках готовили материал о Кижах. Теперь они имеют примерный план к сочинению, а также знают, в каком стиле речи лучше писать работу на подобном материале. |
Имея систематизированные знания о стилях речи, учащиеся могут увереннее справиться с творческим домашним заданием – написать сочинение о Кижах, выразить свое отношение, свое мнение. |