Принципы обучения русскому языку
Белоглядова Наталья Ивановна
Принципы обучения можно понять как наличие идей, положений, оснований для выработки методов и приемов обучения. Основу преподавания русского языка составляют методические положения, которые базируются на специфике русского языка как науки и социально-психологических функциях языка. Современная методика русского языка подразумевает наличие некоторых типологий принципов обучения, основанных на разных факторах.Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:
• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);
• обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
• порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
• обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;
• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.
Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Такое их деление условно: значение каждого принципа не ограничивается только рамками своей группы. Однако оно методически правомерно, так как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить? Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем (преподавателем), и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.
Некоторые методисты выделяют такие принципы, как: стратегические и тактические.
К стратегическим принципам относят:
• Развитие речи как основной принцип преподавания русского языка;
• Развитие мыслительной способности и деятельности учащихся во взаимосвязи с развитием связной речи, а также активизация этой деятельности.
К тактическим принципам относят:
• Принцип использования индукции как предпочтительный для проявления мышления на этапах изучения языковых явлений и категорий;
• С учетом познания внутренней системы единиц и законов уровней языка, применим принцип взаимосвязи отдельных уровней языка в процессе его изучения;
• Опору на единицы речи с точки зрения изучения отдельных уровней языка и опору на единицу языка с точки зрения работы с различными жанрами.
Принципы обучения русскому языку в следствии закономерностей усвоения родной речи определяются следующим образом:
Принцип внимания к материи языка. Ребенку необходимо управлять своим речевым аппаратом, поэтому педагог предлагаем ему именно тот дидактический материал, который этому способствует, а также учит ребенка слушать и слышать текст, подражать образам речи, воспроизводить особенности звучащего текста в собственной речи;
Принцип понимания языковых значений. Учащемуся необходимо понимать смысл лексических и грамматических значений единиц, с которыми он работает на уроке. Именно с этой точки зрения педагог подбирает дидактический материал.
Принцип развития выразительности речи. Ребенку необходимо уметь выражать свое эмоциональное состояние, вникать в поэтический строй речи, оценивать окружающий мир средствами родного языка. Для этого педагог подбирает соответствующий этим потребностям дидактический материал.
Принцип развития чувства языка. Дидактический материал подбирается учителем с учетом содействия запоминанию традиций употребления;
Принцип сопоставления устной и письменной речи. Для начала учитель работает с устным анализом языковых явлений, работе по образцам. Далее педагог переходит к выполнению письменной работы учащимися.
Существуют, также, специальные, общие и частные принципы изучения науки о языке.
К специальным принципам относятся:
Принципы изучения фонетики: опора на речевой слух, рассмотрение звука в морфеме-понимание его изменения с учетом чередования фонем, сопоставление букв и звуков для предупреждения их смешения;
Принципы изучения лексики и фразеологии: сопоставление лексического и грамматического значений, системный учет лексики, контекстуальный учет-рассмотрение слов в контексте;
Принципы изучения словообразования: сопоставление структуры слова и его образования, сопоставление лексического и словообразовательного значения, определение структуры слов;
Принцип изучения морфемики: сопоставление лексического и категориального значения слова как части речи, сопоставление косвенных и исходных форм, сопоставление части речи и члена предложения;
Принцип изучения синтаксиса: интонационный, морфолого-синтаксический;
Принципы изучения орфографии: правописание в русском языке и положения его определяющие.
К общим принципам относятся:
Русская орфография имеет взаимосвязь со всем языком, а именно: с фонетикой (звук, способы его передачи), с морфемикой (структура слова, орфограмма в той или иной части слова), с морфологией (формообразование, грамматические категории выбора орфограмм), с синтаксисом (слово в предложении, члены и нечлены предложения).
Связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики. Принцип рассматривает необходимость усвоения учащимися опорных для орфографии сведений о языке и повторение этих сведений перед освоением той или иной орфограммы.
Опознавательные признаки орфограммы. Это предполагает освоение и применение правил при изучении орфографических норм и обучение учащихся использованию этих знаний в письменной речи. В данном принципе необходимо создание особых условий, сигнализирующих о возможном наличии орфографической проблемы.
К частным принципам относятся:
Принцип сопоставления звука и его фонетического окружения. Основа принципа-русская орфография.
Принцип сопоставления собственного имени и наименования и нарицательного имени. Основа принципа-семантика русской орфографии.
Принцип сопоставления семантики слова и его структуры, части речи и члена предложения. Основа данного принципа-лексико-морфологическая составляющая русской оргфографии)
Принцип сопоставления звуков слабой позиции со звуками сильной позиции. Основа принципа-фонематика русской орфографии.
Литература
1. Гац, И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка : учебно-методическое пособие / И. Ю. Гац. – М. : Дрофа, 2003.
2. Дудников, А.В. Современный русский язык : учебник для вузов / А.В. Дудников. – М. : Высшая школа, 1990.
3. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении / В. К. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1991.
4. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М. Р. Львов. – М. : Академия, 1999.
5. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. – М. : Академия, 2000.
6. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку : пособие для учителей / Л. П. Федоренко. – М. : Просвещение, 1973.
7. Федоренко, Л. П. Анализ теории и практики методики русского языка / Л. П. Федоренко. – Курск, 1995.