Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Принципы обучения русскому языку

Белоглядова Наталья Ивановна
Принципы обучения можно понять как наличие идей, положений, оснований для выработки методов и приемов обучения.  Основу преподавания русского языка составляют  методические положения, которые базируются на специфике русского языка как науки и социально-психологических функциях языка.  Современная методика русского языка подразумевает наличие некоторых типологий принципов обучения, основанных на разных факторах.
   Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:
• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);
• обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
• порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
• обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;
• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.
Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Такое их деление условно: значение каждого принципа не ограничивается только рамками своей группы. Однако оно методически правомерно, так как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить? Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем (преподавателем), и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.
 Некоторые методисты выделяют такие принципы, как: стратегические и тактические.
К стратегическим принципам относят:
•      Развитие речи как основной принцип преподавания русского языка;
•      Развитие мыслительной способности и деятельности учащихся во взаимосвязи с развитием связной речи, а также активизация этой деятельности.
К тактическим принципам относят:
•      Принцип использования индукции как предпочтительный для проявления мышления на этапах изучения языковых явлений и категорий;
•      С учетом познания внутренней системы единиц и законов уровней языка, применим принцип взаимосвязи отдельных уровней языка в процессе его изучения;
•      Опору на единицы речи с точки зрения изучения отдельных уровней языка и опору на единицу языка с точки зрения работы с различными жанрами.
  Принципы обучения русскому языку в следствии закономерностей усвоения родной речи определяются следующим образом:
              Принцип внимания к материи языка. Ребенку необходимо управлять своим речевым аппаратом, поэтому педагог предлагаем ему именно тот дидактический материал, который этому способствует, а также учит ребенка слушать и слышать текст, подражать образам речи, воспроизводить особенности звучащего текста в собственной речи;
Принцип понимания языковых значений. Учащемуся необходимо понимать смысл лексических и грамматических значений единиц, с которыми он работает на уроке. Именно с этой точки зрения педагог подбирает дидактический материал.
Принцип развития выразительности речи. Ребенку необходимо уметь выражать свое эмоциональное состояние, вникать в поэтический строй речи, оценивать окружающий мир средствами родного языка. Для этого педагог подбирает соответствующий этим потребностям дидактический материал.
             Принцип развития чувства языка.  Дидактический материал подбирается учителем с учетом содействия запоминанию традиций употребления;
Принцип сопоставления устной и письменной речи. Для начала учитель работает с устным анализом языковых явлений, работе по образцам. Далее педагог переходит к выполнению письменной работы учащимися.
                 Существуют, также, специальные, общие и частные принципы изучения науки о языке.
К специальным принципам относятся:
             Принципы изучения фонетики: опора на речевой слух, рассмотрение звука в морфеме-понимание его изменения с учетом чередования фонем, сопоставление букв и звуков для предупреждения их смешения;
                 Принципы изучения лексики и фразеологии: сопоставление лексического и грамматического значений, системный учет лексики, контекстуальный учет-рассмотрение слов в контексте;
             Принципы изучения словообразования: сопоставление структуры слова и его образования, сопоставление лексического и словообразовательного значения, определение структуры слов;
        Принцип изучения морфемики: сопоставление лексического и категориального значения слова как части речи, сопоставление косвенных и исходных форм, сопоставление части речи и члена предложения;
            Принцип изучения синтаксиса: интонационный, морфолого-синтаксический;
         Принципы изучения орфографии: правописание в русском языке и положения его определяющие. 
     К общим принципам относятся:
            Русская орфография имеет взаимосвязь со всем языком, а именно: с фонетикой (звук, способы его передачи), с морфемикой (структура слова, орфограмма в той или иной части слова), с морфологией (формообразование, грамматические категории выбора орфограмм), с синтаксисом (слово в предложении, члены и нечлены предложения).
Связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики.  Принцип рассматривает необходимость усвоения учащимися опорных для орфографии сведений о языке и повторение этих сведений перед освоением той или иной орфограммы.
             Опознавательные признаки орфограммы. Это предполагает освоение и применение правил при изучении орфографических норм и обучение учащихся использованию этих знаний в письменной речи. В данном принципе необходимо создание особых условий, сигнализирующих о возможном наличии орфографической проблемы.
       К частным принципам относятся:
           Принцип сопоставления звука и его фонетического окружения. Основа принципа-русская орфография.
Принцип сопоставления собственного имени и наименования и нарицательного имени. Основа принципа-семантика русской орфографии.
         Принцип сопоставления семантики слова и его структуры, части речи и члена предложения. Основа данного принципа-лексико-морфологическая составляющая русской оргфографии)
Принцип сопоставления звуков слабой позиции со звуками сильной позиции. Основа принципа-фонематика русской орфографии.
 
 
Литература
1. Гац, И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка : учебно-методическое пособие / И. Ю. Гац. – М. : Дрофа, 2003.
2. Дудников, А.В. Современный русский язык : учебник для вузов / А.В. Дудников. – М. : Высшая школа, 1990.
3. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении / В. К. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1991.
4. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М. Р. Львов. – М. : Академия, 1999.
5. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. – М. : Академия, 2000.
6. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку : пособие для учителей / Л. П. Федоренко. – М. : Просвещение, 1973.
7. Федоренко, Л. П. Анализ теории и практики методики русского языка / Л. П. Федоренко. – Курск, 1995.

 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»