Детство как состояние человека
Кружова Татьяна Николаевна
1. Национальный подход.Каждая страна отличается своей национальностью, религией, обычаями, традициями, а также, своим отношением к возрасту, в особенности между странами востока с запада имеются колоссальные различия относительно понятий о детстве и юношестве. Так, например, в азиатских странах, с преимуществом мусульманской веры девушек выдают, замуж начиная с 12 лет, где, по существу, в странах запада человек такого возраста считается ребенком, не достигшим даже судебной ответственности, не говоря уж о таких вещах, как рождение и воспитание собственных детей.
Однако, в разное время возрастной контент человека оценивался по-своему. Например, в исследовании положения рабочего класса в Англии Ф. Энгельс ссылался на отчет комиссии, созданной английским парламентом в 1833 году для обследования условий труда на фабриках: дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов. Принято считать, что статус детства пролетарского ребенка формируется лишь в XIX-XX веках, когда с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться детский труд. Но хотя в наше время и существует запрет на детский труд, нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества.
Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Слово «ребенок» долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, характерно, например, что в средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом для понятия «дурак». Важным символом изменения отношения к детству служит, по мысли исследователя, одежда в средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения. Только в XV1-XVII веках появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Но затем появились некоторые преобразования в одежде детей и взрослых.
Как подчеркивает Ф. Ариеса, формирование детского костюма стало внешним проявлением глубоких внутренних изменений отношения к детям в обществе – теперь они начинают занимать важное место в жизни взрослых.
Д. Б. Эльконин считал, что детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности.
Путь развития человека не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие – это непреформированный тип развития, но совершенно особый процесс-процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, проходящий у каждого по-разному и не имеющий аналогов.
2 Ментальный аспект.
Один из психологических подходов к пониманию детства – психоаналитический. Эрик Эриксон – представитель неопсихоанализа, его социологического направления. Американского психоаналитик Эрик Эриксон создал свою, эпигенетическую теорию развития человека. Уже довольно сильно отошел во многих своих положениях от ортодоксального психоанализа: однако, при этом, в отличии, например, от Фромма он остался в его рамках. Тем более интересно рассмотреть его теорию, понять, таким образом, развитие психоанализа.
В своей эпигенетической концепции развития личности он попытался соединить и установить взаимосвязи между общественно-историческими условиями формирования личности и ее собственной активности. По его мнению, этнические и исторические особенности воспитания ребенка очень во многом определяют строение и функционирование личности. Чтобы понять эти культурные и исторические детерминанты, в своих исследованиях он рассматривал зрелую личность, а затем пытался найти истоки ее организации, строения и функционирования на предыдущих стадиях развития общества.
Всю жизнь человека можно разбить на стадии развития личности. Это разбиение производится Эриксоном на основании смены специфических задач, выдвигаемых обществом. Эти задачи могут решаться как положительно, так и отрицательно – в первом случае происходит нормальное развитие, во втором – ненормальное, именно в этом случае у человека могут возникать неврозы. В отличие от классиков психоанализа, Эриксон рассматривает развитие личности человека не только до полового созревания, но и на протяжении всех последующих лет его жизни. Переход с одной ступени на другую, по мнению автора, всегда сопровождается кризисами, которые, однако, далеко не всегда подразумевают мучительную борьбу, катастрофу и т.д., но всегда это ”поворотный пункт, момент, решение и выбор между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой”. На основании этих (и ряда других) положений
Эриксон выделил основную возрастную периодизацию развития и формирования личности:
1. Младенчество (базовое доверие или его отсутствие): протекает от рождения и до года малыша. На самом раннем этапе развития закладываются основы доверия и чувства защищенности благодаря материнской заботе. Если же мать отвергает ребенка и плохо о нем заботится, то в малыше формируются страх и недоверие.
2. Очень раннее детство (независимость или чувство стыда и сомнения): протекает от года до трех. Формируется фундамент для самостоятельности малыша, расширяется кругозор, ребенок постепенно учится контролировать себя. При слишком сильной опеке или, наоборот, неоправданных ожиданиях родственников в малыше зарождаются неуверенность, чувство стыда или сомнения.
3. Игровой период (инициативность или вина): длится от трех до шести лет. В этот возрастной период ребенок активно познает мир, приобретает новые навыки. Социум ждет от него активности, у него возникают обязанности по отношению к себе, иногда – к младшим детям или домашним питомцам. Родители, поощряющие любознательность ребенка, тем самым помогают ему стать независимым. А те, кто ограничивает, формируют в нем пассивность и вину.
4. Школьный возраст (трудолюбие или неполноценность): длится от шести до двенадцати лет. В этот период дети обучаются дисциплине, системности, приобщаются к работе, расширяют свои знания и опыт. Если не поддерживать ребенка, в нем может развиться чувство неполноценности и неуверенности перед друзьями.
5. Юность/постепенное созревание (эго-идентичность или смещение социальных ролей): основная стадия, по мнению Эриксона. Это период становления основной положительной эго-идентичности. Будущее человека приобретает более четкие очертания и становится реально осуществимым. Подростки осваивают новые социальные роли, но при неудачном их освоении происходит ролевое смещение.
6. Молодость/зрелость (интимность или изоляция): длится примерно с двадцати до двадцати шести лет. Под интимностью подразумевается ощущение близости, которую мы проявляем по отношению к родным и дорогим людям. При неудачных попытках контактирования или налаживания взаимоотношений возникают одиночество и обособленность.
7. Зрелость (работоспособность/активность или инертность): длится до 64 лет. В этот возрастной период люди проявляют заботу о младшем поколении, пытаются быть полезными. При ощущении ненужности или отсутствии объекта заботы формируется инертность и пассивность.
8. Старость (эго-целостность или отчаяние): от 65 лет. Возникает ряд новых проблем: болезни, отсутствие сил, постоянная усталость, боль. Приходится привыкать к новому ментальному состоянию. Размышления о приближающейся смерти. Происходит анализ прошлых стадий жизни. В старости приходит подлинная мудрость и понимание происходящего.
Восемь стадий психосоциального развития можно представить в виде эпигенетической карты
СТАДИЯ | ВОЗРАСТ | Психосоциальный кризис | Сильна сторона |
Младенчество | Рождение – 1 год | Доверие/недоверие | Надежда |
Раннее детство | 1 – 3 года | Автономия- стыд/сомнение | Сила воли |
Возраст игры | 3-6 лет | Инициативность/вина | Цель |
Школьный возраст | 6 – 12 лет | Трудолюбие/неполноценность | Компетентность |
Юность (подросток) |
12 – 19 лет | Эго-идентичность – ролевое смещение | Верность |
Ранняя зрелость | 20 – 25 лет | Интимность/изоляция | Любовь |
Средняя зрелость | 26-64 года | Продуктивность/застой | Забота |
Поздняя зрелость | 65 - смерть | Эго-интеграция/отчаяние | Мудрость |
Эрик Эриксон и его книги внесли огромный вклад в развитие психологии. В них люди могут найти в краткой или полной формулировке ответы на многие жизненные вопросы.
Связи эти логически вполне понятны. Можно сказать, что Эриксон в своей теории сумел охватить многие особенности, связанные с социальной жизнью личности, которые не были охвачены в классическом психоанализе. Создавая свою психоаналитическую концепцию развития ребенка, он развил и, если можно так выразится, модифицировал представления психоаналитиков об этом периоде жизни человека. Он создал, на наш взгляд, более широкую теорию, чем только концепцию детства. После рассмотрения психоаналитических взглядов на проблему детства можно подвести некоторые итоги. Концепция Эриксона, безусловно, признает большую роль этого периода во всей последующей жизни человека. По его мнению, именно в детстве закладываются подавляющее большинство возможностей, как для развития личности, так и для личностных проблем. Таким образом за те без малого сто лет, что развивается психоанализ, его границы сильно расширились и, как мы уже замечали, он перестал быть просто терапевтической техникой, но в определенном смысле стал философией.
Заканчивая свое краткое рассмотрение, хотелось бы еще раз отметить, что психоанализ, безусловно, внес и, наверняка, еще внесет немалый вклад в понимание проблем детства, а, следовательно, и всей жизни человека.
3 Генетический аспект
Занимаясь психологией, забывая про физиологию и генетику – неверно. Основы генетики должен знать любой психолог. Мы не знаем, есть ли с рождения у ребенка хотя бы зачатки разума, воли и духа, но у ребенка с рождения есть его гены, которые определяют его жизнь и развитие. Генетика человека – это врожденные особенности человека, передаваемые через гены.
Гены – это участки ДНК, несущие информацию о наследственности. Врожденные особенности человека, передаваемые через гены - генетика человека. Генотип – это набор генов организма, фенотип – это внешние проявления этих генов, набор признаков организма. Фенотип – это все то, что можно увидеть, посчитать, измерить, описать, просто глядя на человека (голубые глаза, светлые волосы, низкий рост, темперамент – холерик и так далее). Есть убеждение, что у мужчин более изменчив генотип, у женщин - фенотип.
По мнению некоторых генетиков, гены передают программы в большей степени не следующему поколению, а через поколение, то есть ваши гены будут не у ваших детей, а у ваших внуков. А у ваших детей - гены ваших родителей.
Что определяют наши гены? Гены определяют наши физические и психические особенности, гены задают, что мы, как люди, не можем летать и дышать под водой, но можем обучаться человеческой речи и письму. Мальчики легче ориентируются в предметном мире, девочки - в мире отношений. Кто-то родился с абсолютным музыкальным слухом, кто-то - с абсолютной памятью, а кто-то с самыми средними способностями.
Гены определяют черты характера и склонности. У мальчиков - это склонность заниматься машинками, а не куклами. Гены влияют на наши индивидуальные предрасположенности, в том числе к болезням, к асоциальному поведению, к таланту, к физической или интеллектуальной деятельности и т.д. При этом важно всегда помнить: склонность подталкивает человека, но не определяет его поведения. За склонность отвечают гены, за поведение - человек. Гены определяют время, когда какой-то наш талант или склонность проявится или нет. Гены определяют время, когда какой-то наш талант или склонность проявится или нет.
Проанализировав данные по более чем 900 парам близнецов, психологи Эдинбургского университета обнаружили доказательства существования генов, определяющих черты характера, склонность к счастью, способность легче переносить стресс.
Агрессивность и доброжелательность, гениальность и слабоумие, аутизм или экстраверсия - передаются детям от родителей как задатки. Все это изменяемо воспитанием, но в разной степени, поскольку и задатки бывают разной силы. Обучаем ребенок или нет, это также связано с его генетикой. Гены - носители наших возможностей, в том числе возможностей к изменению и совершенствованию. Интересно, что у мужчин и женщин в этом отношении разные возможности. Гены дарят нам наши возможности, и гены же наши возможности ограничивают.
Человек - часть природы. Гены предопределяют границы наших возможностей, в том числе наши возможности менять себя, стремиться к росту и развитию. Много ли в нас генетически заложенного - вопрос очень спорный (взаимодействие наследственности и среды изучает психогенетика). Скорее правда, что чем более человек удаляется от животного мира, тем меньше в нем врожденного и больше приобретенного. Пока нужно признать, что в большинстве из нас врожденного очень много. В среднем, по мнению генетиков, гены определяют поведение человека на 40%.Человек появляется на свет со своим характером, и он бывает очень разным. Некоторые дети рождаются сразу «домашними» — характер легкий, податливый, со взрослыми дружат и их слушают. У других характер самого начала трудный: им тяжело самим, тяжело с ними.
Может ли человек менять, когда-то преодолевать, а когда-то улучшить свою генетику? Ответ на этот вопрос не может быть общим, поскольку и это задано индивидуально генетически. В целом правильно говорить, что развитие ребенка определяют склонности плюс воспитание. Однако у одного ребенка с рождения 90% определяется его склонностями и только 10% можно добавить воспитанием (неподатливый ребенок), у другого, податливого - он почти как чистый лист, 10% склонностей и на 90% что вложите воспитанием, то и будет. И то, и другое соотношение - врожденная характеристика ребенка.
4 Духовный аспект
Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, всего, что наиболее для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов напротив Ребенок, привыкший к опрятности, при неблагополучном течении кризиса часто возвращается на протяжении всей жизни и уже в более позднем возрасте в этом отношении к ранней стадии. Ночные страхи, неспокойный сон и другие невропатические симптомы, иногда резкие затруднения в речи, заикание, крайнее обострение негативизма, не отступают при любом возрасте, если этот этап не был пройден на начальном этапе кризиса.
Что существенно перестраивается во время кризиса? Социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Происходит также кризис личности - «я», т. Е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием, мотив дифференцирован от ситуации. Проще говоря, кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Детский возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом.
Ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Утеря непосредственности означала привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.
Когда же у взрослых людей детской наивности, непосредственности очень мало, и наличие их у взрослых производит комическое впечатление. Например, Обломов: в детстве его окружала любовь и забота и в жизни у него было предубеждение, что все «сделается само» за него и, став взрослым, он все равно лежит на диване и мечтал «хоть бы все сделалось само» и Обломов злится и переживает из-за этого. Обломов-герой, для которого детство –золотая пора, а мечты о прошлом для него более реальны ,нежели действительность в которой он живет на самом деле и, поэтому, он будет постоянно туда возвращаться
Этот эпизод позволяет нам задуматься над разницей между взрослыми и детьми, если в детстве человек испугался и с возрастом он может себе внушить, что не надо бояться чего-либо – это его и отличает от ребенка.
Также, в «Душечке» Чехова проблема главной героини Оленьки- отсутствие собственного мнения: когда она вышла замуж в первый раз за актера , считала что театр -«самое важное и нужное на свете».После его смерти она вышла замуж за Пустовалова и если раньше сидела в кассе в театре ,то сейчас оформляла в конторе счета и торговала лесом. Когда через 6 лет супружеской жизни ее муж умер, она снова стала зависима от ветеринара – рассуждала, что нужно следить за домашними животными и когда он уехал с полком в Сибирь и она осталась одна: «похудела, подурнела, а главное, что хуже всего у нее уже не было никаких мнении и есть было жутко и горько, будто она объелась полынью». Затем, ветеринар вернулся с женой и сыном Сашей, и Оленька переключилась на Сашу: она стала его воспитывать, и у нее снова появилось мнение. Как только появилось мнение-появился смысл в жизни.
Это произведение говорит о том, что человек, который в детстве не сформировался и даже не приучен формировать свое мнение, легко поддается влиянию других людей, которые, в свою очередь, становится опорой в жизни и «теряет себя» в этом человеке.
Существуют некоторые генетические черты характера, передающиеся родителями при рождении, но есть и иные, закладываемые человеком в раннем возрасте, которые необходимо вырабатывать самостоятельно.
5 Положительный аспект
«Будьте как дети» - говорит Иисус
Несмотря на некоторыеотрицательные моменты и своеобразные внутренние конфронтации мы не должны забывать, что в детстве есть огромное количество преимуществ по сравнению с «взрослостью», например такие бесценные моменты, как свежесть восприятия, искренность (ведь вспомните старую мудрую фразу «устами младенца глаголет истина») необремененность, неосложненность жизни и множество других замечательных вещей. Вырастая, прежде всего, испытываем утрату детской непосредственности.
Также, у ребенка нет настоящей самооценки, самолюбия, которая вырабатывается только с возрастом. Со временем возникает смысловое переживание. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты – побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна с определенным возрастом.
Все эти факторы делают возможным новый этап развития. Для ребенка изменилось отношение к среде, значит, изменилась и сама среда, значит, изменился ход развития ребенка, наступала новая эпоха в развитии.
Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Когда ребёнок станет чуть- чуть старше надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка с взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.
Следует заметить , что такой фактор ,как фантазия ,присутствует иногда как у детей так и у взрослых, но все же принято считать что у детей больше развита фантазия .Прямое тому подтверждение в повести Толстого «Детство»,где главному герою Николеньке исполняется 10 лет и он просыпается от того ,что Карл Иванович хлопает у него надголовой хлопушкой от мух. Мальчик начинает «в сердцах» винить деда,посчитав,что над Володей, братом, он не стал бы этого делать, и «колпачок у него плохой»…Когда же Карл Иванович начинает щекотать пятки Николеньке, ему становится стыдно за свои дурные мысли, и он начинает плакать. На вопрос деда, почему заплакал Николенька, тот сочиняет, что ему приснилось, как его мама умерла.
Эта повесть свидетельствует о том, что ребенок не может адекватно оценить себя и других людей. Иногда ребенок даже верит тому, что он сочинил, верит своим фантазиям и зачастую его сложно убедить в том, что он сказал неправду, он не может адекватно оценить себя и других людей. Но с другой стороны, ребенок открыт и воспринимает людей душой и сердцем, а не только разумом и это свидетельствует в некоторой степени о положительных аспектах – фантазии, непринужденности и т.п.