Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока русского языка для 8 класса 

Вставные конструкции

Монастырская Мария Эллевна
Учебно-методический комплект: Рабочая программа для предметной линии учебников М.М. Разумовской, В.И.Капинос. Авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос. Москва «Дрофа» 2018 год. Учебник: М.М. Разумовская, В.И. Капинос. Москва «Дрофа» 2018 год.
Форма урока: традиционный.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Место урока (актуальность урока).
Цели урока:
- обеспечить условия для формирования представления о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных, обособленных конструкций, совершенствования произносительной (правильное чтение предложений с вставными конструкциями) и правописной (расстановка знаков препинания на письме) сторон речи;
- содействовать совершенствованию таких универсальных учебных действий, как преобразование (анализ, синтез), сохранение и передача информации, сравнение явления на основе самостоятельно выявленных или указанных признаков; определение цели предстоящей учебной деятельности, свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме;
- создание условий для возникновения потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремления к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Методы и приемы: эвристическая беседа, работа с текстом учебника, создание проблемной ситуации, выполнение практических заданий, самооценка и т.д.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
 
 
 
 
План-структура урока:
  1. Организационный момент.
    1.  Приветствие.
    2.  Определение отсутствующих.
    3.  Проверка готовности обучающихся к уроку.
    4.  Организация внимания.
  2. Этап всесторонней проверки знаний.
    1.  Орфографическая разминка «Третий лишний».
    2.  Проверка задания.
    3.  Полный синтаксический и пунктуационный разбор простого осложненного предложения.
    4.  Вопросы и задания.
  3. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.
    1.  Целеполагание.
    2.  Запись темы урока в тетрадях «Вставные конструкции».
    3.  Чтение материала учебника с. 182 (§62) и заполнение таблицы.
    4.  Организация работы с таблицей.
  4. Этап закрепления новых знаний.
    1. Работа с учебником.
    2. Запись предложений, анализ их синтаксической структуры в аспекте вставных конструкций (значение, степень распространенности, месторасположения, знаки препинания).
    3. Анализ исходного предложения.
  5. Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
    1.  Подведение итогов урока.
    2.  Домашнее задание.
    3.  Подсчет баллов, выставление оценок.
  6. Рефлексия.
 
 
Ход урока:

 
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1 2 3
Организационный момент Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Организация внимания.
На столе у каждого из Вас лежит «Карта мысли» (Приложение 1). Вам предстоит заполнить её в течение урока, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.
Итак, за работу (Демонстрация презентации. Приложение 2).Слайд 1.
Обучающиеся приветствуют учителя.
 
 
 

 
Этап всесторонней проверки знаний
 
Слайд 2
Орфографическая разминка «Третий лишний» (4 балла)
Вспомните соответствующие орфографические правила, т.е. правила написания слов. Найдите в каждом ряду слово, которое не подчиняется общему правилу правописания. Объясните, почему?
  1. соб_ратель, заж_гать, соч_тание, вн_мание;
  2. совреме_ик, связа_ы, естестве_о, пусты_ый;
  3. (по)французски, (по)зимнему, (по)нашему, (по)видимому;
  4. окруж_нный, холщ_вый, плеч_м, горяч_.
Проверка. Слайд 3
  1. собИратель, зажИгать, сочЕтание, внИмание (сочетание – слово-исключение среди корней с чередованием);
  2. совремеННик, связаНы, естествеННо, пустыННый (связаны – -н- в суффиксе краткого причастия);
  3. по-французски, по-зимнему/по зимнему (снегу), по-нашему/ по нашему (мнению), по-видимому/ по видимому (следу) (по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно);
окружЁнный, холщОвый, плечОм, горячО (окружённый – -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма глагола).
Слайд 4
Полный синтаксический и пунктуационный разбор простого осложненного предложения – 5 (списать предложенное предложение, расставить знаки препинания, разобрать по членам предложения, указать способ выражения членов предложения (часть речи), вид (сказуемое – простое глагольное сказуемое / составное глагольное сказуемое / составное именное сказуемое; определение – согласованное, несогласованное; дополнение – прямое, косвенное; обстоятельство – образа действия, времени, места, причины, следствия, уступки, условия, цели), дать характеристику предложения по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное; по интонации – восклицательное, невосклицательное; по наличию грамматических основ – простое, сложное; по наличию главных членов (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное); по составу всех членов предложения – полное, неполное; по наличию второстепенных членов – распространенное, нераспространенное; чем осложнено – однородными членами, обособленными членами, уточняющими членами, пояснительными членами; построить схему, объясняющую расстановку знаков препинания).
 
 
 
 
 
Каждому обучающемуся дается для анализа отдельное предложение:

 
  1. Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству .
2.По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом.
3.Другой берег, плоский и песчаный, густо и нестройно покрыт тесной кучей хижин.
 
4.Небо раскрылось в вышине, прозрачно-льдистое и голубое.
 
5.Настасья Петровна обняла Егорушку, обозвала его ангельчиком и, заплаканная, стала собирать на стол.
 
6.      Хаджи Мурат остановился, бросив поводья, и, привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул ее.
7.      Александр Владимирович молча протиснулся вперед, отстранив жену, и, спустившись на две ступени, оглядел свысока поле боя.
8.      Пастух шел, напевая, за стадом жадных и пугливых овец.
9.      Через двор, не спеша, шагал приземистый, коротконогий, круглоголовый человек.
 
 
 
 
 
 
 
Вопросы и задания:
  1. Назовите встретившиеся Вам при разборе простого предложения синтаксические конструкции, которые осложняют его структуру?
 
  1. Какую функцию выполняют обособленные члены предложения в речи?
В случае затруднения, подвести обучающихся к ответу через примеры.
1) выражение добавочного высказывания: Создавая новую книгу, часто забываешь о предыдущей;
 
 
3. Вспомните и назовите синтаксические конструкции, которые так же, как и обособленные члены предложения, осложняют структуру простого предложения?
Полный синтаксический и пунктуационный разбор простого осложненного предложения:
  1. Списывание предложенных предложений.
  2. Расстановка знаков препинания.
  3. Разбор по членам предложения.
  4. Указывание способов выражения членов предложения (часть речи), вид (сказуемое – простое глагольное сказуемое / составное глагольное сказуемое / составное именное сказуемое; определение – согласованное, несогласованное; дополнение – прямое, косвенное; обстоятельство – образа действия, времени, места, причины, следствия, уступки, условия, цели).
  5. Характеристика предложений по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное; по интонации – восклицательное, невосклицательное.
  6. Характеристика предложений по наличию грамматических основ – простое, сложное; по наличию главных членов (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное).
  7. Характеристика предложений по составу всех членов предложения – полное, неполное; по наличию второстепенных членов – распространенное, нераспространенное; чем осложнено – однородными членами, обособленными членами, уточняющими членами, пояснительными членами
  8. Построение схем, объясняющих расстановку знаков препинания.
 
Необходимо указать, чем осложнены приведённые предложения.
 
-(определительный оборот).
 
 
-(обособленное определение, выраженное причастным оборотом)
 
-(одиночные (нераспространенные) определения).
 
-(одиночные (нераспространенные) определения).
 
-(одиночное (нераспространенное) определение).
 
 
 
-(распространенное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом)
 
 
-(распространенное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом)
 
-(нераспространенное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием)
-(нераспространенное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием)
 
 
 
 
 
 
 
Ответы обучающихся:
  1. Обособленное определение, обособленное обстоятельство.
 
 

 
  1. Выражение добавочного высказывания, пояснение.
 
 
 
 
 
 

 
  1. Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения: обращение, вводные слова, вводные словосочетания, вводные предложения
Слайд 5.
Определите, чем осложнено простое предложение. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Книга была (1) по его словам (2) единственным средством “добывания” информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.
1) 1, 2; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 3, 4; 4) 1, 3.
 
 
 
Вводным словосочетанием; 1) 1, 2. (Слайд 6)
Слайд 7.
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных», - писал Иван Александрович Гончаров еще в 19 веке.
А российский журналист 21 века Андрей Мирошниченко в одном из своих интервью заметил: «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
Вопрос: Как вы понимаете эти высказывания?
 
Устраните ошибки, допущенные в речи, используя знания о языке:
 
  1. Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных. (Слайд 8).
 
 
  1. У девочек устремленный взгляд в море. (Слайд 9).
 
 
  1. Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко. (Слайд 10).
 
 
  1. Я, значит, живу у самой реки. (Слайд 11).
 
 
Молодцы! С заданием справились. Но несмотря на это, я предлагаю Вам продолжить изучение языка. Согласны?
 
 

 
  1. Деепричастие должно обозначать действие подлежащего: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных.
 
  1. Включение определяемого слова в причастный оборот: У девочек взгляд, устремленный в море.
 
  1. Отрыв причастного оборота от определяемого слова: Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви, расположенные низко, обрубили.
 
  1. Неоправданное употребление вводного слова без учета его значения. В этом случае вводные слова становятся словами-сорняками.
 
 

 
Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний Давайте сейчас произведем сравнение обособленных членов предложения и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения.
Прежде чем выполнить это задание, скажите, пожалуйста, что значит сравнить предметы, явления?
 
По каким, как Вы думаете, критериям можно сравнить обособленные члены предложения и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения? Слайд 12.
Обратите внимание на таблицы, которые расположены на ваших партах.
 
Проверка таблицы. Слайды 13–18.
 
При проверке пункта таблицы «Вводные конструкции. Общее грамматическое значение» уточнить, какие чувства могут передаваться вводными конструкциями.
 
 
 
 
Сравнить – значит найти отличительные и общие черты.
 
 
Значение, место в предложении, степень распространенности, грамматическая связь с другими членами предложения, выполняемая синтаксическая функция, интонация, знаки препинания.
 
 
 
 
 
Радость, удивление, сожаление, страх, стыд и т.д.
Физминутка
Общение людей происходит не только посредством языка, но и посредством мимики, жестов, позы. Давайте немного отдохнем. Я называю вводную конструкцию, передающее то или иное чувство, вы же это чувство изображаете при помощи мимики, жестов.
Страшное дело (удивление)
Чего доброго (страх)
К несчастью (сожаление)
    На радость (радость)
Обобщая результаты работы над таблицей, скажите, чем различаются обособленные члены предложения и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.
 
Что их объединяет?
Значение, связь с другими членами предложения, выполняемая синтаксическая функция, интонация, знаки препинания.
 
 
 
Степень распространенности, элементы интонации, знаки препинания.
Целеполагание. Слайд 19
Запишите предложение, расставьте знаки препинания, графически объясните их отсутствие или постановку:
Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора.
Вопросы:
  1. Что представляет собой конструкция это было уже в конце сентября? Слайд 20.
 
2. Посмотрите, у каждого из Вас остался незаполненным последний столбец таблицы. Как Вы думаете, почему?
 
3. Не зная названия этой синтаксической конструкции, не связанной с другими членами предложения, скажите, что ее может объединять с другими подобными конструкциями? Слайд 21.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Есть еще одна синтаксическая конструкция, грамматически не связанная с членами предложения, о которой мы не говорили/ не знаем.
 
 
Степень распространенности, отсутствие грамматической связи с другими членами предложения, отсутствие синтаксической функции.
Откройте Ваш учебник на странице 182 (§62) и сформулируйте тему урока. Слайд 22 Вставные слова, словосочетания и предложения.
Запись темы урока в тетрадях «Вставные конструкции».
Исходя из вышесказанного сформулируйте цели сегодняшнего урока.
Познакомиться с новой синтаксической конструкцией, грамматически не связанной с членами предложения (значение, роль в языке, знаки препинания).
Этап усвоения новых знаний Чтение материала учебника с. 182 (§62) и заполнение таблицы.
Проверка таблицы
Исходя из теоретического материала учебника, данных таблицы, давайте сформулируем определение: вставные конструкции – это…

 
 
Организация работы с таблицей.
Чем могут быть выражены вставные конструкции?
 
 
 
Каково общее грамматическое значение вставных конструкций?
 
 
 
 
Как связаны вставные конструкции с членами предложения?
 
 
 
 
В каком месте предложения могут находиться вставные конструкции?
 
Как в письменной речи выделяются вставные конструкции?
 
Как в устной речи выделяются вставные конструкции?
 
Итак, вставные конструкции – это… Слайд 23
 
Вставные конструкции могут быть выражены словом, словосочетанием, предложением – простым, сложным, придаточным.
 
Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки.
 
 
Не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей.
 
 
 
Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения.
 
На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире.
 
В устной речи вставные конструкции произносятся с интонацией включения.
 
…слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей.
Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения.
На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире.
В устной речи вставные конструкции произносятся с интонацией включения.
Этап закрепления новых знаний Работа с учебником.
Для определения роли вставных конструкций в языке (общего грамматического значения) давайте выполним упражнение 270 (устно).
 
 
В чем, на Ваш взгляд, состоит особенность употребления тире и скобок? Слайд 24.
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.
Запись предложений, анализ их синтаксической структуры в аспекте вставных конструкций (значение, степень распространенности, месторасположения, знаки препинания).
Молодой воробей выпал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно.
 
Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту.
 
 
 
Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора.
 
В какой речи (устной или письменной) чаще всего употребляются вставные конструкции и почему?
 
 
 
 
 
Вставное предложение (простое), значение – дополнение, пояснение содержания основного предложения.
 
Вставное слово, значение – пояснение отдельного слова в основной части предложения.
 
 
Вставное предложение (простое), значе-ние – дополнение, пояснение содержания основного предложения.
Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению Подведение итогов урока.
- Продолжите фразу. Сегодня на уроке я …
- Скажите, какую цель Вы поставили сегодня на уроке перед собой? Достигли ли Вы ее? Если да, то как, если нет, то почему?
 
Домашнее задание.
  1. §36, упр.271
  2. Используя данные таблицы, сравнить любые две синтаксические конструкции.
 
Подсчет баллов, выставление оценок. (Слайд 26)
34 – 36 б. – «5»;
28 – 33 б. – «4»;
20 – 27 б. – «3».
(Слайд 27)
В заключение урока мне хочется привести слова филолога 20 века Дмитрия Сергеевича Лихачева, который был убежден: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Слайд 27)
Будьте внимательны к родному языку. В речи используйте те знания, которые получаете о языке на уроках. Я верю в Вас.
Спасибо за урок.
 
Рефлексия.
 
На карточке отметьте, пожалуйста, уровень состояния Ваших знаний после сегодняшнего урока (Слайд 28)
Если Вы ничего не поняли сегодня, оставьте мне!
Если Вы поняли, но не все, в чем-то запутались, оставьте?
Если Вы поняли, что такое вставные конструкции, то оставьте.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
КАРТА МЫСЛИ  
 
Название  этапа Количество заданий Количество допущенных ошибок Самооценка Оценка
учителя
Орфографическая разминка 4      
Полный синтаксический и пунктуационный разбор простого осложненного предложения 5      
Тестовый вопрос 2      
Исправь ошибки 4      
Сопоставительная таблица 6      
Постановка цели урока 1      
Заполнение таблицы 6      
Запись и анализ предложений 6      
Подведение итогов 2      
ИТОГО 36      
 
 
     
 
Сравнительная таблица
 
Критерии сравнения Обособленные члены Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение Вводные слова, словосочетания, предложения  
Степень распространенности Нераспространённые.
Распространенные
Слово
Словосочетание
Предложение
Слово
Словосочетание
Предложение
 
Роль в языке (общее грамматическое значение) Выражение добавочного высказывания, пояснение. Название лица или кличка одушевленного существа для привлечения его внимания и для выражения отношения к нему Выражение говорящим своего отношения к тому, что он сообщает. Указание на источник сообщения. Указание на последовательность изложения.  
Связь с другими членами предложения Определяемое слово – обособленный член предложения Не связано грамматически с членами предложения Не связано грамматически с членами предложения  
Выполняемая синтаксическая функция Определение
Обстоятельство
vvvvvvvv +++++++  
Место в предложении Начало
Середина
Конец
Начало
Середина
Конец
Начало
Середина
Конец
 
Знаки препинания , ! ,  
Интонация Интонация обособления – усиление ударения, паузы, убыстрение темпа Звательная интонация Интонация водности – паузы, понижение силы голоса и более быстрое произношение вводных слов  
 
 
Приложение 3
Предложения для синтаксического анализа:
 
  1. Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству.
  2. По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом.
  3. Другой берег, плоский и песчаный, густо и нестройно покрыт тесной кучей хижин.
  4. Небо раскрылось в вышине, прозрачно-льдистое и голубое.
  5. Настасья Петровна обняла Егорушку, обозвала его ангельчиком и, заплаканная, стала собирать на стол.
  6. Хаджи Мурат остановился, бросив поводья, и, привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул ее.
  7. Александр Владимирович молча протиснулся вперед, отстранив жену, и, спустившись на две ступени, оглядел свысока поле боя.
  8. Пастух шел, напевая, за стадом жадных и пугливых овец.
  9. Через двор, не спеша, шагал приземистый, коротконогий, круглоголовый человек.
Приложение 4
Предложения для устранения ошибок
 
Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных (деепричастие должно обозначать действие подлежащего: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных).
 
У девочек устремленный взгляд в море (включение определяемого слова в причастный оборот: У девочек взгляд, устремленный в море)
 
Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко (отрыв причастного оборота от определяемого слова: Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви, расположенные низко, обрубили). 
 
Я, значит, живу у самой реки (неоправданное употребление вводного слова без учета его значения. В этом случае вводные слова становятся словами-сорняками).
 
 
 
 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»