Методическая разработка по русскому языку. 7 класс
Правописание союзов «зато», «тоже», «также», «чтобы»
Акимова Светлана Сергеевна
Цель: изучение правил написания и морфологического разбора союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.ЧТОБЫ.
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по изучению правописания союзов зато, тоже, также, чтобы;
- способствовать формированию умения находить союзы и отличать их от других частей речи;
- отработать условия различения на письме союзов, наречий и местоимений с частицами;
- воспитывать личностные качества, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, трудолюбия.
Ход урока
1. Индивидуальная работа по карточкам каждого ученика (в тетради). – Класс – проверка Д/З.
Карточка 1. Списать, вставить пропущенные буквы.
По окончани… школы; по прибыти…. в город; по окончани… собраия; болеть в продолжени… недели; вопреки предсказани…; вследстви… непогоды; согласно распоряени… диектора; не видел в течени… дня; согласно приказ… командира; по окончани… занятий; вследстви… тяжёлой болезни; по прибыти… в город; по предъявлени… документов.
Карточка 2. Составить и записать предложения со словами:
вследствие – в следствии; не смотря на – несмотря на. Указать часть речи, какой являются эти слова.
Карточка 3. Составить и записать предложения, в которых слова согласно, вокруг, внутри, вблизи выступали бы то как наречия, то как предлоги.
Карточка 4. Подобрать синонимы к предлогам возле, в течение, ввиду, согласно, вследствие. Составить с ними предложения.
2. Словарный диктант.Семафор, светофор, кромешный, реальный, ситуация, шевелиться, тревога, впоследствии, изобразить, брезент, владение, вследствие болезни, резиденция, резолюция, претендовать, президент, ориентироваться, нимало, аплодировать, авантюра.
3. Объяснение нового материала.
- Какие союзы называются сочинительными, какие подчинительными?
- Слитное и раздельное написание союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ (работа с учебником).
Союзы | Омонимичные словосочетания |
Нельзя убрать или переместить часть на другое место. | Можно переместить часть на другое место. |
Нельзя поставить вопрос. | Можно поставить вопрос. |
Не является членом предложения. | Является членом предложения. |
Играет связующую роль. | Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи). |
Заменяем союзами: тоже, также=и, чтобы= для того чтобы, зато= но. |
4. Запись предложений под диктовку.
- Все народы мира хотят, чтобы (союз) не было войны. Что (мест.) бы я мог почитать о космосе? (Что я могу почитать о космосе?).
- Наш класс тоже (союз) пойдёт в музей. (И наш класс пойдёт в музей). Мы обнаружили в горах то (мест.) же озеро, что и геологи. (Мы обнаружили в горах то самое озеро, что и геологи).
- Я также (союз) поеду на экскурсию по Ленинграду. (И я поеду на экскурсию по Ленинграду). Я сделал это так (наречие) же, как и он.
- Мал золотник, зато (союз) удал. (Мал, но удал). Я спрятался за то (мест.) дерево.
5. Диктант.
Петя понял, что расспрашивать не надо, но также (союз = и) не надо сердиться на раздражительность толпы.
Пете снилось то же (местоим. с частицей) самое, что совсем недавно было с ним наяву.
Он также (союз = и), подписав свою фамилию, не забыл поставить точку.
Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, зато (союз) часто присылал с земляками гостинцы и письма.
И что бы (местоим. с частицей) она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал…
Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же (местоим. с частицей) лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.
В деревне такой уж обычай: сын женится,дома была помощница.
причину пощады, мне оказанной.
6. Выпишите в первую колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во вторую с подчинительными.праздники, за (то) част о присылал с земляками гост инцы и письма.
1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали. 2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки. 3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала. 4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал. 5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело. 6. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака. 7. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь. 7. Хотя ещё нет яркого солнца, сквозь свинцово- белые облака уже голубеет край неба. 8. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
7. Даётся план морфологического разбора союза.
8. Рефлексия.
- Ребята, чему новому вы сегодня научились?
- Что у вас получилось?
- Над чем ещё нужно поработать?