Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Повторение темы «Лексика». Значение слова. Его строение и написание

(5 класс)
Родикова Анастасия Александровна
Цели и задачи урока:
  • обучающие:
повторить все основные понятия, изученные в разделе; показать учащимся связь значения, строения и написания слов; расширение лексикона учащихся; формирование первичных навыков лингвистического анализа текста.
  • развивающие:
развивать творческие способности и речь учащихся; формировать логическое мышление; развивать эстетическое восприятие действительности; развитие умения формулировать проблему; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать.
  • воспитывающие:
формировать чувство прекрасного; прививать любовь к русскому языку.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
                                                                ХОД УРОКА
|. Организационный момент. Психологическая установка.
||.  Работа с классом.
1.Терминологический диктант. Дать объяснение слову и привести пример употребления (устно).
Лексикон, омонимы, антонимы, омографы, неологизмы, архаизмы, синонимы, переносное значение, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы, лексика.
2. Третий лишний. Выписать, лишнее слово, объясняя, чем отличается.
А) Бежать, мчаться, побег;
Б) Золотое сердце, золотое кольцо, золотой самородок;
В)Точный, аккуратный, языкознание;
Г) Положить на стол, взять с полки,  повесить нос;
Д) Компьютер, аршин, армяк;
Е) Жираф, учебник, земля.
3. Списать предложение, вставив пропущенные орфограммы и пунктограммы, объясняя свой выбор.
(3 человека сдают тетради на проверку, один - комментирует)
На доске:
Нет слова которое было (бы) так замашисто бойко так вырывалось (бы) из(под) самого сер(?)ца так (бы) к…пело и животр..петало как метко сказанное  ру(с,сс)к…    слова писал Н.В.Гоголь.
- составить схему предложения.
- как вы понимаете смысл высказывания Н.В.Гоголя?
|||. Лингвистический анализ текста
На доске:
Мы зна…м (1), что ныне л…жит (на)весах
И что соверша…т(?)ся ныне.
Час мужества (про)бил на наших ч..сах,
И мужество нас (не)покин…т (2).
Не страшно под пулями мертвыми леч(?),
Не горько остат(?)ся (без)крова, -
И мы сохраним тебя, ру(с,сс)кая реч(?) (2),
Велик…  ру(с,сс)к…    слово (4).
Св…бодным и чистым тебя (пр…)н..сем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
                             А.А.Ахматова (февраль  1942)
                                «Мужество»
 
-Чтение учителем текса.
-Информационная справка учителя
Стиховорение написано А.А.Ахматовой 23 февраля   1942 года.  С какими событиями связано?
А.А. Ахматова создает произведение в эвакуации в Ташкенте в годы Великой Отечественной войны.
Является частью поэтического цикла «Ветер войны».  Это стихотворение - призыв, клятва, данная Родине.
-Определить стиль, тип речи, тему, основную идею.
-Какое бы название вы дали этому стихотворению? Объясните смысл названия, данного автором.
- От какого лица говорится в стиховорении? Почему?
-Какие художественные  средства использует автор?
(высокая лексика, эпитеты,; союз «и» - способ выражения отношения, оценки, усиливает эмоциональное завучание текста; обратный порядок  слов – «навеки» - в конце, т.к. несет основную смысловую нагрузку; усиление эмоциональной нагрузки – повтор одинаковых конструкций и слов «не…»; использование фразеологизма «лежит на весах» -  то, что мы имеем, но можем потерять и т.д.)
-Подберите синонимы к словам мужество, страшно, навеки, ныне, свободный, кров.
- Найдите примеры слов со стилистической пометой «высокое».
(кров, ныне и т.д.)
-Найдите слова, употребленные в переносном значении, определите их роль.
-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясните свой выбор.
-Объясните, как связано значение, строение и написание лова «русская». Выполните словообразовательный разбор.
- Выполнить разборы.
(1) – слова для фонетического разбора
(2) – слова для морфемного разбора
(4) – предложение для синтаксического разбора
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Беседа с классом
- Что такое лексика?
-Какие лексические единицы сегодня прозвучали на уроке?
- Какие лексические единицы вы знаете, но сегодня мы о них не говорили?
-Какие трудности возникли при анализе текста?
 
V. Домашнее задание :
На выбор:
1. подобрать из разных лингвистических словарей статьи об одном и том же слове и рассказать, что общего в этих статьях и чем они отличаются .
2. составить кроссворд по теме «Лексика».

 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»