Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока в 8 классе

Тире между подлежащим и сказуемым

Богданова Ольга Николаевна,
ГБОУ СОШ 250 Санкт-Петербурга
Цели:
1 . Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»
2 . Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
3 . Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
4 . Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету
Оборудование:
Медиапроектор, карточки для индивидуальной самостоятельной  работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации
Ход урока
СЛАЙД 1
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Откройте тетради, запишите в них число, классная работа.
-А вот  о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:
Я минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут…              тире.
- О каком же знаке мы продолжим говорить на уроке? (тире)
СЛАЙД 2
  Итак, мы продолжим работу по постановке тире между подлежащим и сказуемым
2.Запишите ТЕМУ урока в тетрадь «Тире между подлежащим  и сказуемым»
Сегодня на уроке мы будем:(Цель)
  • Повторять ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»
  • Углублять знания я о постановке тире в простом предложении
  • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
  • Воспитывать бережное отношение к слову, к предмету  
СЛАЙД3
3.А сейчас обратимся к ЭПИГРАФУ  на доске
  • К уроку  я приготовила  эпиграфы А.П.Чехова и К.Г.Паустовского (послушайте их и  подумайте, как вы их понимаете?)
  • Соотносятся ли они с темой нашего урока?  
  • А сейчас я предлагаю вам познакомиться с некоторыми сведениями из истории русской пунктуации
СЛАЙД4

4. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ
А к доске идет выполнять:
  • Поморфемныйразбор слов: луноход, поверхность, пространство, прилуниться, испытатель
ПРОВЕРКА(лун-о-ход,по-верх-н-ость, про-стран-ств-о, при-лун-и-ть-ся,ис-пыт-а-тель)
  • В это время по карточкам работают (нужно выделить грамматическую основу предложений,  поставить знаки препинания, определить виды сказуемых)
  • Книга – это лучший подарок
Книга, конечно,лучший подарок
Хорошая книга как друг
Плохая книга не подарок
Библиотека у него дай Бог каждому
Хорошая книга понятна и доступна
Купить хорошую книгу – сделать хороший подарок
  • А  мы с вами запишем предложение Космонавт – это образованный человек, специально подготовленный для  совершения  полетов  в космическом пространстве.
( поставить знаки препинания, объяснить постановки знаков препинания, выписать все словосочетания, определить тип связи)
ПРОВЕРКА
* примыкание   -  специально подготовленный
*управление - подготовленный для полетов, для совершения полетов, полетов в пространстве
*согласование - образованный человек, подготовленный человек, в космическом пространстве 
ЯНа предыдущем уроке мы рассмотрели случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Скажите, какой случай представлен в нашем предложении?
(Начнем разбор с характеристики предложения по цели высказывания, по интонации, количеству грамматических основ - простое, по степени распространенности, осложненности) 
Я  В предложении был дан 1 случай постановки тире между главными членами, вспомните другие случаи
СЛАЙД 5
  • Когда ставится тире  
  1. гл. н.ф.             гл. неопр.формы
  2. существ.гл. неопр. формы
  3. существ.существ. в имен. падеже
  4. существ.числительн.в имен. падеже
  5. числит.числительн.  в имен. падеже
  6. При помощи слов – это, значит, вот, это значит
  7. Сказуемое выражено фразеологическим оборотом  
Вывод 
СЛАЙД 6
  • Ребята, но есть и случаи, когда тире не ставится; назовите их, когда тире не ставится  
  1. Подлежащие выражено личным или вопросительным местоимением
  2. Между подлежащим и сказуемым стоит 
  • Вводное слово,
  • Союз( как, точно, будто, что, все равно как)
  • Наречие
  • Частица (не, лишь)
  1. В предложениях разговорного стиля
  2. При обратном порядке следования главных членов предложения
  3. Авторское тире  
Вывод
СЛАЙД 7
5.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
  • Расставьте знаки препинания
  • интересная особенность жирафа это его длинная ...
  • Огромный кит вовсе не ...
  • Его огромная пасть не ...
  • ... окраска хамелеона это средство ...
  • Быстрые ноги зайца его единственное
  • Вывод 
    • Переделайте предложения
  • Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть.
  • Человека считают царем природы не случайно.
  • Серые журавли в нашем крае стали редкостью.
  • Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями.
  • Хозяин в поле трактор.
  •  
    6. ФИЗМИНУТКА 
    СЛАЙД  8 
    7. РАБОТА С ТЕКСТОМ
    Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается  в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
    Как прекрасна березовая роща!  Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.
    В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
    «Здравствуй, зима» - радостно говорят люди. 
    Вопросы для анализа
    1.Чтение текста уч-ся
    2.Тема, озаглавьте
    3.Стиль - доказать
    4.Тип текста - доказать
    5.Основная мысль текста
    6. Объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложения
    7.Из 1 абзаца выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова –касаются, загораются, зарослей
    8.Попробуйте переделать предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.
    *Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу
    * Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. 
     8. РЕФЛЕКСИЯ
  • На уроке я задумался над…
  • Я открыл для себя…
  • Урок помог мне…
  • Мои чувства по уроку можно выразить словами
  •  
    10.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
  • сочинение – рассуждение по словам А.П.Чехова(объем-50 слов)
  • «Почему, по мнению А.П. Чехова, знаки препинания     можно назвать «нотами при чтении»?

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»