Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
В методическую копилку

Полезный приём для определения границ членов предложения

Гриценко Елена Эрнестовна
Большие трудности при синтаксическом разборе простого предложения или предикативной части сложного вызывает определение границ  его членов, грани­ц каждого члена предложения. 
Что необходимо для определения в определении членов предложения? Как ми­нимум  —  твердое знание грамматической характеристики каждого члена и по­нимание характера грамматических отношений между частями предложения. Но достаточно ли усвоить, что подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым. Не менее важно знать, что подлежащее обозна­ча­ет тот предмет, признак которого (т.е. действие, состояние , свойство, ка­чест­во) определяется сказуемым, раскрывается в нем. Сказуемое же — это со­отно­си­тель­ный подлежащему главный член, обозначающий признак (действие, со­стояние , свойство, качество) предмета мысли, выраженного подлежащим. Ха­рактер грамматических отношений строится в языке на сопоставле­нии грамматических форм и значений, в конечном счете — на противопоставле­нии, это противопоставление и есть форма их связи. Так противопоставляются друг другу формы двух чисел, трех родов, большинства падежей, формы лиц, видов, наклонений и т. д. отсутствие соотносительности всегда осложняет граммати­ческую классификацию. На противопоставлении конструктивных единиц од­ного уровня основаны и синтаксические отношения в языке. Ведь не случайно при синтаксическом разборе каждый член отыскивается по его, так сказать , противочлену: подлежащее — по сказуемому, определение — по определяемому  слову и т. д. Очень важно при этом  не сокращать и не расширять словесный объем анализируемого члена предложения, заботиться о достаточной, но в то же время минимальной полноте его содержания, отвечающей его семантиче­ской характеристике. Наибольшего к себе внимания требует составное именное сказуемое, грамматические формы которого повторяют грамматические  формы  подлежащего.
Рассмотрим примеры: Краткость — сестра таланта. (А.П. Чехов). Безделье —  вот отец трудностей.(Пословица). Повторенье — мать учения .( Пословица). Вернер — человек замечательный. (М.Лермонтов) Павел Петрович — человек очень неглупый. (Д.Писарев). Он мастер пыль в глаза пускать. (И.Гончаров). 
Подлежащие: краткость, безделье, повторенье, Вернер, Павел Петрович, он.
Сказуемыми должны быть соотносительные по смыслу и синтаксической функции слова или словосочетания, раскрывающие признаки названных  пред­метов: сестра таланта, отец трудностей, мать учения, человек замечатель­ный, мастер пыль в глаза пускать.
Принять или опровергнуть поможет прием условного сокращения словес­ного объема сказуемого. Если сокращение приведет к утрате запрограм­мирован­ного смысла грамматической основы — не говоря уже о полном его искажении — такое сокращение принято быть не может.
Краткость — сестра… Безделье — отец… Повторенье — мать... Вернер —человек… Он — мастер…
Поэтому все приведенные предложения — двусоставные, нераспространенные.
Давайте рассмотрим еще один пример: Безумство храбрых — вот мудрость жизни.
Попробуем сократить словесный объем главных членов: Безумство — вот мудрость. Получается абсурд: одно понятие ис­ключает другое. Остается единственно правильное: Безумство храбрых — подле­жащее, вот мудрость жизни — сказуемое.
Другой пример: Следовать за мыслями великого человека есть наука самая за­нимательная.(А.С. Пушкин)
Чтобы найти главные члены в предложении, по­пробуем сократить словесный их  объем:  следовать — есть наука, но в этом случае теряется смысл всего сказанного, поэтому предложение является дву­составным, нераспространенным.
При работе  с  составным именным сказуемым нужно помнить, что его состав спо­­­­­со­бен  еще и осложняться.
Рассмотрим несколько примеров:
Она была не тороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей… (А.С. Пушкин).  Это был человек лет пятидесяти, росту повыше сред­него, дородный, с широко развернутыми плечами. (Ф. Достоевский)
Старженецкий был красивый человек, еще молодой, широкоплечий, с военной выправкой.
Все предложения осложнены однородными членами предложения, поэтому они  двусоставные, нераспространенные.
Творчество — единственное, чему совершенно безраздельно отдает себя чело­век.
Предложение является простым нераспространенным, сказуемое здесь оформ­лено как придаточная часть сложноподчиненного предложения, но конструкция  по сути придаточной не является, а вместе со словоформой единственное обра­зует монолитное  сказуемое, сокращение которого влечет утрату смысла: твор­чество — единственное…
Таким образом, в этой статье я хотела показать , что объем какого бы то ни было главного или второстепенного члена не должен сму­щать. Важно правильно установить его границы, в которых без лишних слов, но достаточно полно отразилась бы  сущность данного члена предложения. И Большие трудности при синтаксическом разборе простого предложения или предикативной части сложного вызывает определение границ  его членов, грани­ц каждого члена предложения. 
Что необходимо для определения в определении членов предложения? Как ми­нимум  —  твердое знание грамматической характеристики каждого члена и по­нимание характера грамматических отношений между частями предложения. Но достаточно ли усвоить, что подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым. Не менее важно знать, что подлежащее обозна­ча­ет тот предмет, признак которого (т.е. действие, состояние , свойство, ка­чест­во) определяется сказуемым, раскрывается в нем. Сказуемое же — это со­отно­си­тель­ный подлежащему главный член, обозначающий признак (действие, со­стояние , свойство, качество) предмета мысли, выраженного подлежащим. Ха­рактер грамматических отношений строится в языке на сопоставле­нии грамматических форм и значений, в конечном счете — на противопоставле­нии, это противопоставление и есть форма их связи. Так противопоставляются друг другу формы двух чисел, трех родов, большинства падежей, формы лиц, видов, наклонений и т. д. отсутствие соотносительности всегда осложняет граммати­ческую классификацию. На противопоставлении конструктивных единиц од­ного уровня основаны и синтаксические отношения в языке. Ведь не случайно при синтаксическом разборе каждый член отыскивается по его, так сказать , противочлену: подлежащее — по сказуемому, определение — по определяемому  слову и т. д. Очень важно при этом  не сокращать и не расширять словесный объем анализируемого члена предложения, заботиться о достаточной, но в то же время минимальной полноте его содержания, отвечающей его семантиче­ской характеристике. Наибольшего к себе внимания требует составное именное сказуемое, грамматические формы которого повторяют грамматические  формы  подлежащего.
Рассмотрим примеры: Краткость — сестра таланта. (А.П. Чехов). Безделье —  вот отец трудностей.(Пословица). Повторенье — мать учения .( Пословица). Вернер — человек замечательный. (М.Лермонтов) Павел Петрович — человек очень неглупый. (Д.Писарев). Он мастер пыль в глаза пускать. (И.Гончаров).
 Подлежащие: краткость, безделье, повторенье, Вернер, Павел Петрович, он.
Сказуемыми должны быть соотносительные по смыслу и синтаксической функции слова или словосочетания, раскрывающие признаки названных  пред­метов: сестра таланта, отец трудностей, мать учения, человек замечатель­ный, мастер пыль в глаза пускать.
Принять или опровергнуть поможет прием условного сокращения словес­ного объема сказуемого. Если сокращение приведет к утрате запрограм­мирован­ного смысла грамматической основы — не говоря уже о полном его искажении — такое сокращение принято быть не может.
Краткость — сестра… Безделье — отец… Повторенье — мать... Вернер —человек… Он — мастер…
Поэтому все приведенные предложения — двусоставные, нераспространенные.
Давайте рассмотрим еще один пример: Безумство храбрых — вот мудрость жизни.
Попробуем сократить словесный объем главных членов: Безумство — вот мудрость. Получается абсурд: одно понятие ис­ключает другое. Остается единственно правильное: Безумство храбрых — подле­жащее, вот мудрость жизни — сказуемое.
Другой пример: Следовать за мыслями великого человека есть наука самая за­нимательная.(А.С. Пушкин)
Чтобы найти главные члены в предложении, по­пробуем сократить словесный их  объем:  следовать — есть наука, но в этом случае теряется смысл всего сказанного, поэтому предложение является дву­составным, нераспространенным.
При работе  с  составным именным сказуемым нужно помнить, что его состав спо­­­­­со­бен  еще и осложняться.
Рассмотрим несколько примеров:
Она была не тороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей… (А.С. Пушкин).  Это был человек лет пятидесяти, росту повыше сред­него, дородный, с широко развернутыми плечами. (Ф. Достоевский)
 Старженецкий был красивый человек, еще молодой, широкоплечий, с военной выправкой.
Все предложения осложнены однородными членами предложения, поэтому они  двусоставные, нераспространенные.
Творчество — единственное, чему совершенно безраздельно отдает себя чело­век.
 Предложение является простым нераспространенным, сказуемое здесь оформ­лено как придаточная часть сложноподчиненного предложения, но конструкция  по сути придаточной не является, а вместе со словоформой единственное обра­зует монолитное  сказуемое, сокращение которого влечет утрату смысла: твор­чество — единственное…
Таким образом, в этой статье я хотела показать , что объем какого бы то ни было главного или второстепенного члена не должен сму­щать. Важно правильно установить его границы, в которых без лишних слов, но достаточно полно отразилась бы  сущность данного члена предложения. И приём условного сокращения словесного объёма сказуемого может оказаться весьма полезным. 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»