Готовимся к ГИА
(из опыта работы)
Гладилова Галина Ивановна
Уважаемые коллеги, эта статья, в основном, для тех, кто впервые сдает выпускные экзамены со своими учениками по русскому языку. Хочу рассказать вам, как я готовлю своих ребят к этим испытаниям. Уже много - много лет я это делаю так. Завожу две тетради. Одна тетрадь для сочинений. Другую - оформляем в виде алфавитного справочника, только вместо букв ребята подписывают номера заданий. Страничек я отделяю разное количество. Например, для материалов к пятому заданию ОГЭ я оставляю листов пять. Каждая страничка начинается с небольшого теоретического пояснения, соответствующего теме. Таким образом, у ребят появляется очень краткий конспект- схема. Ученик может его вполне составить сам. Конспект должен быть понятным именно ему. Форма изложения материала выбирается самостоятельно. Приведу пример.Задание 10 ЕГЭ Написание приставок.
Даю ребятам таблицу, в которой указаны все группы приставок. Изучив ее, ученики смогут без особых сложностей выполнить задание по приставкам.
Когда ребята начинают самостоятельно выполнять тестовую часть, за консультацией они могут обратиться к своей тетради. Трудные, непонятные слова, попадающиеся в заданиях, тоже записываются в тетради. При работе над ошибками слова или предложения, вызвавшие затруднения, также могут появиться в тетради в соответствующем разделе. В конце тетрадки у нас есть «Копилка трудных слов», которая у каждого ученика своя. У кого-то в ней будет находиться слово с объяснениями «поскользнуться» или в слова- исключения добавится глагол 1 спряжения «зиждиться». Для кого-то трудным окажется прилагательное «удивительный».
Считаю необходимым сделать пояснение к заполнению страничек тетради- справочника к некоторым заданиям ЕГЭ.
Задание3. Здесь для кого- то будет полезным повторить части речи. У многих ребят эта страничка окажется почти пустой.
Задание 4 На страничках, посвященных орфоэпии, ученики собирают свои списки трудных слов. Они, эти списки ,будут разные и составлены по результатам проверки тестовых заданий. Орфоэпические нормы произношения слов представлены в распечатке, находящейся в папке (об этом скажу ниже)
Задания 5 и 6.Список паронимов постоянно пополняется. В него добавляются новые пары, например, адресат- адресант.
Задание7. Я бы посоветовала записать в тетрадь информацию о степенях сравнения прилагательных и наречий. Здесь же необходимо вспомнить об образовании форм числительных. Для этого в папке есть распечатка, знакомая и понятная ребятам, из учебника шестого класса.
Для выполнения 8-го задания необходимо вспомнить много материала: это и построение предложений разной синтаксической структуры, и употребление существительных с предлогами и другие вопросы тем, попадающихся в 8-м задании. Листочков в тетради необходимо оставить побольше.
Задание 9 в вариантах2021 года сформулировано с изменениями. Подход к решению вопросов правописания гласных в корнях остался прежним. Дети должны помнить, что безударная гласная в корне может быть проверяемая, непроверяемая и чередующаяся. 4 правила про выбор чередующейся гласной в корне я посоветовала бы свести в одну таблицу .У меня такая таблица появляется в пятом классе. 1) выбор гласной зависит от суффикса А, 2)выбор гласной зависит от ударения, 3)выбор гласной зависит от согласного звука и 4) выбор гласной зависит от значения слова.
Материал для страничек к заданиям 10,11,12 дети формулируют самостоятельно. Мы, учителя, должны только им напоминать, о чем идет речь в каждом задании.
Для выполнения 13, 14 заданий имеются распечатки и соответствующие комментарии в тетради- справочнике.
Задание 15. Это задание сложное. Чтобы приобрести уверенность в его выполнении, ребятам надо потратить много времени. Особенно сложным для учеников является распознавание отглагольных прилагательных. На это надо обратить особое внимание.
Задание16 Страничку в справочной тетради я советую детям начать с небольшой схемы.
Пунктуация в сложных предложениях
1)Сложносочиненное предложение ССП [ ], и [ ]. Части предложения могут соединяться запятой, точкой с запятой, тире. А еще между частями может отсутствовать запятая [общий второстепенный член предложения ]и [ ].
2) Сложноподчиненное предложение СПП [ ], (который )
3)Бессоюзное предложение [ ] [ ]. Части предложения могут соединяться запятой, точкой с запятой, тире и двоеточием.
4)Предложения с разными видами связи.
При выполнении 16-го задания ребята часто ошибаются в постановке запятых в предложениях с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами. Например. На клумбе были посажены яркие маки, и нежные тюльпаны, и мохнатые ноготки. Первая запятая ставится после первого однородного члена.
Обязательно надо дать список составных союзов, например, КАК, ТАК И и напомнить, что запятая ставится перед второй частью. Эта информация важна и для выполнения 8-го задания.
Задание 17. В тетради надо записать схемы причастных и деепричастных оборотов.
Задание18. Надо собрать в группы вводные слова, пояснить значения этих слов и подготовить распечатку.
Задание19. Для успешного выполнения этого задания надо приучить ребят обязательно делать схемы предложений. Это требование важно
для получения правильных ответов и в других заданиях.
Задание20. Я его называю «Стык союзов». Заучили с учениками фразу, обвели её в рамочку» или ТО, НО, или запятая»
Заданние21. Обязательно перечисляем все случаи и записываем их в тетрадь- справочник
1)когда ставятся запятые
2)когда ставятся тире
3)когда ставятся двоеточия
Задания 22-24 выполняются по тексту. Ребята записывают в тетрадь любую для них полезную информацию.
Задание 25. О нем сказано выше.
Задание26. Материалов по этому заданию много. Он представлен и в распечатках, и в кратких пояснениях в тетради.
Хочу напомнить, что эта тетрадь с номерами заданий не рабочая, а тетрадь- справочник.
А теперь несколько слов о папках с распечатками. Эти папки я с ребятами начинаю формировать в 9 классе. За два года материалов, конечно, прибавляется. Например, для заданий 2, 25 ЕГЭ имеется такая распечатка: