Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

  Развитие умений устной речи. Дебаты

Ухова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
АНО общеобразовательная
«Санкт-Петербургская международная школа»
 
   «Умение говорить – это наикратчайший путь к известности», -  утвержал Дейл Карнеги.  Одним  из способов  развития умений говорения и достижения успеха  являются  дебаты. (Под дебатами понимаются прения, обмен мнениями). 
   Технология дебатов, разработанная К. Поппером, позволяет развивать как коммуникативные умения учащихся, так и  умения грамотно вести полемику, отстаивать свою позицию на основе знаний и логических рассуждений. Помимо других предметов,  дебаты, безусловно,  уместны и на уроках русского языка. Они, как всякий вид игровой деятельности, могут эффективно использоваться на любом этапе систематизации знаний.
  Данная технология предусматривает участие двух команд (одна команда утверждает тезис, другая - опровергает его); команды имеют право на 5-минутный тайм-аут для консультации друг с другом перед выступлением; дебаты судит судейская коллегия (жюри).
   Безусловно, проведению дебатов должна предшествовать большая подготовительная работа.  Важнейший этап  - формулировка темы. Тема должна быть актуальной, представлять интерес для сторон и быть пригодной для спора.
   На уроке русского языка в начале года  в курс 10 класса может вписаться для дебатов  тема «Действительно ли русский язык является языком межнационального и международного общения?» Обсуждение данного вопроса может занять целый урок, а может быть включено в урок как его элемент.
   Для подготовки к дебатам можно использовать прием «параллельные тексты» - организация работы с текстами, имеющими аргументы в поддержку различных точек зрения. При работе с текстами учитель моделирует сводную таблицу и демонстрирует  ее на экране. Можно обсудить с учащимися, чьи аргументы были более убедительными.
    Сложность данного приема в том, что параллельные  тексты могут завести учащихся в тупик – для них сложно принять точку зрения одного из авторов, так как чаще всего аргументы обоих весьма убедительны.
    Возникает проблемная учебная ситуация. Учителю необходимо показать, как можно анализировать аргументы авторов, но при этом  важно оставить ситуацию открытой, чтобы учащиеся поняли, что обе точки зрения имеют право на существование. В этом и есть суть стратегии:  надо учиться понимать  и принимать разные мнения.
    Педагог должен помнить о дидактических функциях использования дебатов на уроках. Можно выделить задачи содержательного плана (осознание учащимися противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения) и задачи организации взаимодействия в группе (выполнение коллективной задачи; согласованность в обсуждении проблемы и выработка подхода к ее решению; соблюдение специально принятых правил и процедур совместной деятельности).
   На пересечении этих задач происходит переработка сведений для убедительного изложения, представление своей позиции, ее аргументация, выбор и взвешивание подходов к рассмотрению и решению проблемы.
   Можно выделить следующие условия эффективной деятельности учителя, использующего технологию дебатов:
  1. Необходимо научить участников дебатам на уроках и вне урока (элективные курсы, факультативные занятия);
  2. У участников дебатов должна быть мотивация к занятию (и у учеников, и у учителя);
  3. Учителю необходимо предложить  школьникам широкий список литературы, доступной для изучения;
  4.  Нельзя репетировать дебаты, так  как игра предполагает свободное обсуждение вопросов;
  5. Учителю необходимо анализировать каждый урок, построенный с применением данной технологии. При анализе он должен опираться на положительный результат, которого добились ученики;
  6. Учитель должен поощрять самостоятельность учеников;
  7. Педагог должен быть готов выслушать любое мнение, даже не совпадающее с его представлениями о предмете, должен быть внутренне настроен на освоение философии дебатов – нужно постоянно делать выбор.
    Предварительным шагом на пути реализации дебатов на уроках является использование следующих элементов дебатов: работа с определениями понятий, конструирование системы аргументов и контраргументов, сравнение аргументов, создание системы поддержки аргументов, составление речей, регламентируемых по времени и др.
   Таким образом, дебаты могут стать отличным помощником для учителя, способствуя развитию умений устной речи. Также использование данного  приема способствует формированию устойчивой мотивации к изучению предмета.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»