Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технология интегрированного обучения на уроках
русского языка и литературы

 
Игнатова Анна Владимировна,
учитель русского языка и литературы первой категории
ГБОУ СОШ № 570 Невского района Санкт-Петербурга
 
 
Вот уже много лет деятельность дополнительного образования нашей школы осуществляется по программе «Интеграция основного и дополнительного образования».
Разработанная программа основана на следующих принципах:
  • совместная творческая деятельность педагогов дополнительного образования и учителей-предметников;
  • вариативность, предусматривающая учёт интересов детей и подростков, свободно выбирающих интересующие их образовательные программы;
  • повышение качества учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении через вовлечение детей в активную поисковую и досуговую деятельность.
Работая по программе «Интеграция основного и дополнительного образования», мы стабильно имеем следующие результаты:
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • развитие индивидуальности ребёнка;
  • сохранение детской одарённости;
  • обеспечение непрерывности образовательного процесса (хоть и не всегда в формальных условиях);
  • обеспечение профилактики асоциального поведения детей и подростков.
            Практика показывает, что формализованное базовое образование всё больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остаётся одним из определённых факторов развития склонностей и интересов человека.
Основное образование призвано сформировать у ребенка ряд знаний, умений и навыков, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык с течением времени будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь. Круг общения, который ребёнок может получить на занятиях в отделении дополнительного образования, необычайно широк, что положительно влияет на коммуникативные навыки ребёнка. Помимо этого, в дополнительном образовании ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей.
Эффективность внедряемой модели интеграции основного и дополнительного образования и её развитие способствует совершенствованию деятельности всей школы.
 
Актуальность проекта
 
Современная наука рассматривает совокупность образовательных учреждений, участвующих в образовании, воспитании, развитии ребенка, как систему общего образования, в рамках которой ребенок должен иметь возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, способного реализовать его ожидаемые результаты, то есть быть готовым к самостоятельному решению проблемы, значимой для него. Поэтому актуальность приобретают вопросы интеграции (взаимосвязи, взаимодействия) разных типов образовательных учреждений, оптимизация обновления качества образования, с учетом внедрения новых образовательных стандартов, оптимального использования кадрового, научно – методического, материально – технического потенциала в интересах развития личности ребенка.
Советский энциклопедический словарь предлагает два значения этого слова, обратимся к интересующему нас:
«Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию».
Единой целью всего образовательно-воспитательного процесса можно считать формирование ключевых компетенций в различных сферах деятельности: познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурно-досуговой.
Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования и участие родительской общественности в учебно-воспитательном процессе – реальный путь утверждения вариативности в системе образования и воспитания детей.
Идея интеграции основного и дополнительного образования детей прозвучала в Концепции модернизации Российского образования, в которой перед школой стоит задача: направить образование не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие качество содержания образования.
Качество образования должно быть:
  • адекватно потребностям развивающейся личности;
  • направлено на формирование человека, способного позитивно изменить положение дел в обществе.
В то же время модернизация образования требует от школы существенных изменений на основе инновационных преобразований всех компонентов образовательного процесса (мотивы, цели, задачи, содержание, методы, формы, технологии, результаты). Эффективность подобных преобразований может быть усилена за счет дополнительного образования, характер которого предполагает высокую мотивацию обучающихся, свободу выбора видов деятельности, реальную индивидуализацию образовательных маршрутов, обучение в творческой деятельности.
Интеграция основного и дополнительного образования позволяет решать ключевые проблемы сегодняшнего дня:
  • обеспечить равные возможности всех детей;
  • сформировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, помогает формировать у учащихся исследовательский и познавательный интерес к учебным предметам.
Педагогическая наука вплотную подошла к проблеме проектирования образовательной среды, способствующей росту и творческому развитию личности в процессе освоения мира культуры, формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущего учителя.
Механизмами реализации формирования общекультурных и профессиональных компетенций являются групповые образовательные маршруты на основе технологии образовательного путешествия.
Концепция технологии образовательного путешествия основывается на ценностях открытого образования: образовательной мобильности, культурной грамотности, и является ответом на вызовы нашего времени.
Сегодня привязанность к территории своего проживания, к учебному учреждению, установка на получение знания от преподавателя, предметный подход к узнаванию мира становится тормозом в образовании. Время требует умения встраиваться в ситуацию, извлекать знание из любого источника, решать комплексные проблемы. Образовательная мобильность - качество как нельзя более актуальное - практически не представлена в технологиях российского образования.
Складывается образовательная мобильность не только из возможности перемещаться в поисках образовательных ресурсов, но подразумевает формирование умения учиться в разных географических и культурных средах, освоение культуры самообразования - основы будущей профессиональной и социальной мобильности будущих учителей географии.
Одной из эффективных технологий изучения географического, культурно-исторического пространства является технология образовательного путешествия.
Образовательное путешествие – это педагогическая технология, которая позволяет преобразовать окружающую среду в среду развития личности. Образовательное путешествие способно соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторических пространств. Технология образовательного путешествия может рассматриваться как уникальная стратегия освоения территории. Образовательное путешествие – это всегда путешествие в новое социально-культурное пространство, оно ориентировано не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение социального опыта человечества. Это, прежде всего, путь к новому, неизведанному, который предполагает активную работу по осмыслению различных понятий и явлений окружающего мира, а не просто передвижению в пространстве. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности обучающегося, ее самоопределение в пространстве.
Образовательное путешествие – это не экскурсия, как может показаться на первый взгляд. Путешествие отличается от обычной экскурсии тем, что предполагает наличие изначальной проблемы, чтобы получился конечный результат, реальный продукт в виде новых знаний, смыслов. Отправляясь по тому или иному маршруту образовательного путешествия, обучающийся знает цели и задачи своего путешествия (куда, зачем, что получу, как буду добывать, что потом с этим буду делать и т.д.).
Образовательные путешествия являются проверенной временем, но мало используемой в практике технологией. Они позволяют познать мир, больший, чем привычное окружение. Идеальным объектом для образовательного путешествия является новый незнакомый обучающимся регион, рассматриваемый как социально-экономический и культурный феномен. Он обладает рядом существенных черт, имеющих значение для реализации технологии, характеризуется единством и целостностью; познается изнутри, обладает свойством притягательности, позволяя «пережить» свое территориальное пространство, погрузиться в мир людей и идей, его составляющих.
При реализации метода образовательных путешествий регион превращается из объекта исследования в средство развития личности. Регион и его объекты, соответственно, воспринимаются не только как предметы, подлежащие исследованию, но и как способы выявления тех закономерностей и взаимосвязей, понимание которых позволит не только лучше понять исследуемое, но и послужит для продвижения на пути дальнейшего познания окружающего мира.
Становление профессиональной личности обучающегося проходит этапы от возникновения потребности в самостоятельной познавательной деятельности к ее освоению, затем осознанию ее личностных и общечеловеческих смыслов и дальнейшей успешной профессиональной самореализации – в этом состоит идея технологии образовательного путешествия.
Проект «Образовательное путешествие» – особая технология освоения мира, позволяющая организовать самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся, где учитель выступает в роли тьютора, сопроводителя ученика в его самообразовании, самостроительстве.
Цель всей этой совместной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовательские:
- исследование социальных связей в микросоциуме;
- проведение мониторинга запросов обучающихся  и их родителей;
- создание в школе банка данных на основе информации, предоставленной классными руководителями по организации свободного времени обучающихся;
2. Проектировочные:
- расширение круга социальных партнеров по разным направлениям учебной и внеурочной деятельности;
- разработка программ образования, направленных на достижение поставленных целей с использованием современных технологий
            3. Педагогические:
- развить способность обучающихся пользоваться эффективными приемами познавательной, исследовательской деятельности, повысить учебную мотивацию, использовать различные источники информации;
- научить учащихся решать стандартные жизненные ситуации, понимать сущность и значимость проблем;
- сформировать умение ориентироваться в мире ценностей, развить способности к определению критериев оценки явлений действительности;
- подготовить обучающихся к профессиональному выбору;
- научить решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие задачи, то есть подготовить к жизни в быстро меняющемся обществе.
            4. Методические:
- организация совместной методической работы учителей и педагогов дополнительного образования по направлениям: туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, техническое, социально-педагогическое, художественно-эстетическое;
- повышение квалификации педагогических кадров по различным направлениям работы.
Цели, задачи путешествия должны быть ориентированы на личностные интересы и потребности обучающихся и разрабатываться при их содействии. Они должны быть четкими, конкретными и понятными всем участникам путешествия. Каждому обучающемуся необходима личная цель, личный вопрос, на который он будет искать ответ.
Объектом исследования во время образовательного путешествия является: окружающий мир во всем его многообразии.
Субъектами образовательного маршрута являются обучающийся и его учитель. Во время путешествия они становятся равнозначными участниками путешествия, попутчиками.
Образовательное путешествие предполагает активную самостоятельную деятельность обучающего, что относится к сильной стороне этой технологии.
Есть у образовательного путешествия и слабые стороны. Это прежде всего – сложная, новая роль учителя, которая требует очень большой подготовки. Тьютору (учителю) довольно трудно решать одновременно задачи большого количества обучающихся, разделившихся на разные по своему познавательному интересу группы. Да ещё надо искоренить у детей (да и у родителей тоже) стереотип отношения к путешествиям, как к способу отдохнуть, развеяться, т.е. организовать путешествие таким образом, чтобы знания и опыт, полученные на маршрутах путешествия, рассматривались как первооснова, а не как сопутствующий результат.
 
Методические принципы образовательного путешествия

 
  • Образовательное путешествие предполагает непосредственное взаимодействие обучающихся с природой, историей, культурой. Учитель ничего сам об изучаемом объекте не рассказывает и не даёт никакой информации. Другими словами, «не встаёт» между ребёнком и объектом, а выступает в роли организатора исследовательской деятельности учащихся.
  • В качестве источников информации об окружающем мире выступают имеющийся у ребёнка личный опыт и объекты окружающего мира.
  • В ходе путешествия детям предстоит найти необходимую информацию различными способами, но главное здесь то, что образовательный процесс идёт от личных ощущений и наблюдений детей к обобщению и формированию новых представлений
  • Путешествие предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановку опытов и экспериментов. Всё это дети делают самостоятельно.
  • Позволяет каждому ребёнку выдвигать собственные версии и корректировать их на основе группового обсуждения. Основной формой организации обсуждения является дискуссия, в ходе которой педагог задаёт уточняющие вопросы, обобщает высказанные версии, помогает учащимся выявить «слабые места» проведённого исследования.
 
Технология образовательного путешествия основана на положении: знание человечества становится твоим, если ты:
1. Сам формулируешь свой познавательный интерес, ставишь вопрос;
2. Сам ищешь ответ
3. Можешь сам представить найденное знание окружающим тебя людям.
В результате такого образования у ученика появляется тот багаж знаний, который им выявлен и пережит. Такой багаж становится личным богатством – это то, что уже не забывается.
 
Для реализации идеи интеграции педагогами ОДОД была начата работа по созданию Образовательной программы «Образовательные путешествия».  Объективно предпосылки для подобной интеграции существовали.
Во-первых, в рамках культурно-образовательной программы «Город в подарок» было разработано более двух десятков образовательных маршрутов по Санкт-Петербургу и его пригородам. Эта программа ставит цели непосредственного изучения учащимися объектов культурного пространства Санкт-Петербурга и приобретения представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в данных объектах. Школьные учителя используют эти разработки при изучении гуманитарных дисциплин основной школы – истории, мировой художественной культуры, литературы, истории и культуры Санкт-Петербурга; при реализации элективных курсов старшей профильной школы.
            Во-вторых, огромную методическую ценность представляют разработки, сделанные педагогами дополнительного образования для реализации программ походно-экспедиционной деятельности, это – подготовка, проведение, написание и защита отчётов туристских походов и экспедиций. При разработке образовательной программы нами использовался этот опыт.
На ранних этапах работы Образовательные путешествия осуществлялись только в каникулярный период: «Пещерные города Крыма», «Природа горного Крыма», «Средневековые крепости Псковщины», «Вулканы и гейзеры Камчатки»».
            В 2017 – 2018 учебном году программа «Образовательные путешествия. Крепости Северо-запада России» для учащихся 6 – 7 классов реализовывалась в течение всего учебного года (выезды в крепости Корела, Орешек, Великий Новгород, Старая Ладога, Усть-Ижору, Копорье и Ивангород).
Эта работа осуществлялась учителями истории и географии нашей школы, они же являются педагогами ОДОД. Работа педагогов и обучающихся в Образовательных путешествиях проходит в формате проектной деятельности.
Подтверждением эффективности такой формы интеграции основного и дополнительного образования можно считать перевод образовательной программы «Образовательные путешествия» из дополнительного образования в форму внеурочной деятельности школы в будущем 2020 – 2021 учебном году.
 
Этапы работы
Первый этап
Подготовительный
  • Сначала надо определиться с маршрутом. Обучающиеся (или группа обучающихся – единомышленников) определяют тему маршрута и идею (задают себе проблемный вопрос).
  • Каждой группе или каждому обучающемуся предлагаем разработать план маршрута, обосновав его образовательными целями (что нового мы увидим, узнаем).
  • Разработка маршрутного листа (ход путешествия: куда пойдём, чтобы найти ответ на вопросы; что там будем делать; с кем встретимся; какие наблюдения проведём и т.д.)
Второй этап 
Экспедиционный (практический)

 
  • Сбор материала
  • анализ материала
  • обработка материала.
 
В качестве активной формы обучения на втором этапе может быть предложен такой игровой метод, как квест-игра. Участники квест-игры путешествуют по крепости и выполняют задания при помощи специальных описаний архитектурных или исторических достопримечательностей, где они должны оказаться и выполнить какое-либо задание. Это могут быть описания внешнего вида архитектурных или исторических достопримечательностей, их географические координаты и даже спутниковые снимки.

 
Третий этап
Презентационный (рефлексивно-оценочный)

 
Предоставление результатов в виде: отчета с презентаций, статьей, видеосюжетов, создания нового туристического маршрута.
Рефлексивная деятельность может осуществляться не только в конце путешествия по крепости, но и на любом из ее этапов.

 
 
Задачи тьютора (учителя) на этапах
 
1. Работа по выявлению индивидуального интереса обучающегося.
2. Сопровождение деятельности обучающегося в его индивидуальном маршруте. Обучающийся самостоятельно осуществляет внеурочную образовательную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с обучающимся: зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чём причины успеха или неудачи и т.д.
3. Работа с обучающимися по определению ими способов сбора и обработки материала.
4. Организация презентационного этапа.
 
Ожидаемые результаты
Базовые:
  • Осознание обучающимся открытости образовательного пространства.
  • Готовность обучающегося к самообразованию через осознание своих образовательных потребностей, интересов;
  • Освоение методики исследовательской и проектной деятельности, работы с различными источниками знаний;
  • Освоение различных форм оформления и презентации результатов своей работы.
 
Сопутствующие:
При этом важным для обучающихся становится приобретение опыта управления различными аспектами человеческой деятельности:
  • управление собственной деятельностью, владение мышлением, чувствами, поведением;
  • управление коммуникацией, способность видеть и слышать, понимать людей, работать в команде;
  • социальная ответственность
  • творческая самореализация школьников
Для администрации:
  • Формирование системы работы с талантливыми детьми;
  • обеспечение преемственности на всех ступенях образования;
  • создание здоровьесберегающей среды;
  • формирование ключевых компетенций обучающихся;
  • рост качества образования;
  • повышение квалификации педагогов;
 
Именно к решению этих задач и призывают нас новые федеральные стандарты.
 
Тиражируемость проекта
 
Проект «Образовательные путешествия» может быть востребован в любом образовательном учреждении, имеющем структурное подразделение дополнительного образования.
 
Эффективность реализации проекта
 
Нам исключительно повезло работать в школе XXI века, которая требует от нас всё новых и новых подходов к обучению и воспитанию наших учеников. Предметный подход к познанию мира, и, соответственно – его носитель – учитель, перестают быть для ученика единственным источником знаний. Обсуждаемые новые концепции образования предполагают, что 40% знаний обучающиеся должны приобретать не на уроке, а во внеурочное время. То есть задача учителя, классного руководителя не столько в том, чтобы дать обучающимся определённый багаж знаний, сколько в развитии компетенций учащегося – и учебных, и социальных. Необходимо стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать творческую активность, умение работать в коллективе.
И тут возможности проекта «Образовательные путешествия» безграничны.
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»