Технология интегрированного обучения на уроках
русского языка и литературы
Игнатова Анна Владимировна,
учитель русского языка и литературы первой категории
ГБОУ СОШ № 570 Невского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 570 Невского района Санкт-Петербурга
Вот уже много лет деятельность дополнительного образования нашей школы осуществляется по программе «Интеграция основного и дополнительного образования».
Разработанная программа основана на следующих принципах:
- совместная творческая деятельность педагогов дополнительного образования и учителей-предметников;
- вариативность, предусматривающая учёт интересов детей и подростков, свободно выбирающих интересующие их образовательные программы;
- повышение качества учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении через вовлечение детей в активную поисковую и досуговую деятельность.
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- развитие индивидуальности ребёнка;
- сохранение детской одарённости;
- обеспечение непрерывности образовательного процесса (хоть и не всегда в формальных условиях);
- обеспечение профилактики асоциального поведения детей и подростков.
Основное образование призвано сформировать у ребенка ряд знаний, умений и навыков, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык с течением времени будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь. Круг общения, который ребёнок может получить на занятиях в отделении дополнительного образования, необычайно широк, что положительно влияет на коммуникативные навыки ребёнка. Помимо этого, в дополнительном образовании ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей.
Эффективность внедряемой модели интеграции основного и дополнительного образования и её развитие способствует совершенствованию деятельности всей школы.
Актуальность проекта
Современная наука рассматривает совокупность образовательных учреждений, участвующих в образовании, воспитании, развитии ребенка, как систему общего образования, в рамках которой ребенок должен иметь возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, способного реализовать его ожидаемые результаты, то есть быть готовым к самостоятельному решению проблемы, значимой для него. Поэтому актуальность приобретают вопросы интеграции (взаимосвязи, взаимодействия) разных типов образовательных учреждений, оптимизация обновления качества образования, с учетом внедрения новых образовательных стандартов, оптимального использования кадрового, научно – методического, материально – технического потенциала в интересах развития личности ребенка.
Советский энциклопедический словарь предлагает два значения этого слова, обратимся к интересующему нас:
«Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию».
Единой целью всего образовательно-воспитательного процесса можно считать формирование ключевых компетенций в различных сферах деятельности: познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурно-досуговой.
Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования и участие родительской общественности в учебно-воспитательном процессе – реальный путь утверждения вариативности в системе образования и воспитания детей.
Идея интеграции основного и дополнительного образования детей прозвучала в Концепции модернизации Российского образования, в которой перед школой стоит задача: направить образование не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие качество содержания образования.
Качество образования должно быть:
- адекватно потребностям развивающейся личности;
- направлено на формирование человека, способного позитивно изменить положение дел в обществе.
Интеграция основного и дополнительного образования позволяет решать ключевые проблемы сегодняшнего дня:
- обеспечить равные возможности всех детей;
- сформировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, помогает формировать у учащихся исследовательский и познавательный интерес к учебным предметам.
Механизмами реализации формирования общекультурных и профессиональных компетенций являются групповые образовательные маршруты на основе технологии образовательного путешествия.
Концепция технологии образовательного путешествия основывается на ценностях открытого образования: образовательной мобильности, культурной грамотности, и является ответом на вызовы нашего времени.
Сегодня привязанность к территории своего проживания, к учебному учреждению, установка на получение знания от преподавателя, предметный подход к узнаванию мира становится тормозом в образовании. Время требует умения встраиваться в ситуацию, извлекать знание из любого источника, решать комплексные проблемы. Образовательная мобильность - качество как нельзя более актуальное - практически не представлена в технологиях российского образования.
Складывается образовательная мобильность не только из возможности перемещаться в поисках образовательных ресурсов, но подразумевает формирование умения учиться в разных географических и культурных средах, освоение культуры самообразования - основы будущей профессиональной и социальной мобильности будущих учителей географии.
Одной из эффективных технологий изучения географического, культурно-исторического пространства является технология образовательного путешествия.
Образовательное путешествие – это педагогическая технология, которая позволяет преобразовать окружающую среду в среду развития личности. Образовательное путешествие способно соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторических пространств. Технология образовательного путешествия может рассматриваться как уникальная стратегия освоения территории. Образовательное путешествие – это всегда путешествие в новое социально-культурное пространство, оно ориентировано не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение социального опыта человечества. Это, прежде всего, путь к новому, неизведанному, который предполагает активную работу по осмыслению различных понятий и явлений окружающего мира, а не просто передвижению в пространстве. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности обучающегося, ее самоопределение в пространстве.
Образовательное путешествие – это не экскурсия, как может показаться на первый взгляд. Путешествие отличается от обычной экскурсии тем, что предполагает наличие изначальной проблемы, чтобы получился конечный результат, реальный продукт в виде новых знаний, смыслов. Отправляясь по тому или иному маршруту образовательного путешествия, обучающийся знает цели и задачи своего путешествия (куда, зачем, что получу, как буду добывать, что потом с этим буду делать и т.д.).
Образовательные путешествия являются проверенной временем, но мало используемой в практике технологией. Они позволяют познать мир, больший, чем привычное окружение. Идеальным объектом для образовательного путешествия является новый незнакомый обучающимся регион, рассматриваемый как социально-экономический и культурный феномен. Он обладает рядом существенных черт, имеющих значение для реализации технологии, характеризуется единством и целостностью; познается изнутри, обладает свойством притягательности, позволяя «пережить» свое территориальное пространство, погрузиться в мир людей и идей, его составляющих.
При реализации метода образовательных путешествий регион превращается из объекта исследования в средство развития личности. Регион и его объекты, соответственно, воспринимаются не только как предметы, подлежащие исследованию, но и как способы выявления тех закономерностей и взаимосвязей, понимание которых позволит не только лучше понять исследуемое, но и послужит для продвижения на пути дальнейшего познания окружающего мира.
Становление профессиональной личности обучающегося проходит этапы от возникновения потребности в самостоятельной познавательной деятельности к ее освоению, затем осознанию ее личностных и общечеловеческих смыслов и дальнейшей успешной профессиональной самореализации – в этом состоит идея технологии образовательного путешествия.
Проект «Образовательное путешествие» – особая технология освоения мира, позволяющая организовать самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся, где учитель выступает в роли тьютора, сопроводителя ученика в его самообразовании, самостроительстве.
Цель всей этой совместной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовательские:
- исследование социальных связей в микросоциуме;
- проведение мониторинга запросов обучающихся и их родителей;
- создание в школе банка данных на основе информации, предоставленной классными руководителями по организации свободного времени обучающихся;
2. Проектировочные:
- расширение круга социальных партнеров по разным направлениям учебной и внеурочной деятельности;
- разработка программ образования, направленных на достижение поставленных целей с использованием современных технологий
3. Педагогические:
- развить способность обучающихся пользоваться эффективными приемами познавательной, исследовательской деятельности, повысить учебную мотивацию, использовать различные источники информации;
- научить учащихся решать стандартные жизненные ситуации, понимать сущность и значимость проблем;
- сформировать умение ориентироваться в мире ценностей, развить способности к определению критериев оценки явлений действительности;
- подготовить обучающихся к профессиональному выбору;
- научить решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие задачи, то есть подготовить к жизни в быстро меняющемся обществе.
4. Методические:
- организация совместной методической работы учителей и педагогов дополнительного образования по направлениям: туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, техническое, социально-педагогическое, художественно-эстетическое;
- повышение квалификации педагогических кадров по различным направлениям работы.
Цели, задачи путешествия должны быть ориентированы на личностные интересы и потребности обучающихся и разрабатываться при их содействии. Они должны быть четкими, конкретными и понятными всем участникам путешествия. Каждому обучающемуся необходима личная цель, личный вопрос, на который он будет искать ответ.
Объектом исследования во время образовательного путешествия является: окружающий мир во всем его многообразии.
Субъектами образовательного маршрута являются обучающийся и его учитель. Во время путешествия они становятся равнозначными участниками путешествия, попутчиками.
Образовательное путешествие предполагает активную самостоятельную деятельность обучающего, что относится к сильной стороне этой технологии.
Есть у образовательного путешествия и слабые стороны. Это прежде всего – сложная, новая роль учителя, которая требует очень большой подготовки. Тьютору (учителю) довольно трудно решать одновременно задачи большого количества обучающихся, разделившихся на разные по своему познавательному интересу группы. Да ещё надо искоренить у детей (да и у родителей тоже) стереотип отношения к путешествиям, как к способу отдохнуть, развеяться, т.е. организовать путешествие таким образом, чтобы знания и опыт, полученные на маршрутах путешествия, рассматривались как первооснова, а не как сопутствующий результат.
Методические принципы образовательного путешествия
- Образовательное путешествие предполагает непосредственное взаимодействие обучающихся с природой, историей, культурой. Учитель ничего сам об изучаемом объекте не рассказывает и не даёт никакой информации. Другими словами, «не встаёт» между ребёнком и объектом, а выступает в роли организатора исследовательской деятельности учащихся.
- В качестве источников информации об окружающем мире выступают имеющийся у ребёнка личный опыт и объекты окружающего мира.
- В ходе путешествия детям предстоит найти необходимую информацию различными способами, но главное здесь то, что образовательный процесс идёт от личных ощущений и наблюдений детей к обобщению и формированию новых представлений
- Путешествие предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановку опытов и экспериментов. Всё это дети делают самостоятельно.
- Позволяет каждому ребёнку выдвигать собственные версии и корректировать их на основе группового обсуждения. Основной формой организации обсуждения является дискуссия, в ходе которой педагог задаёт уточняющие вопросы, обобщает высказанные версии, помогает учащимся выявить «слабые места» проведённого исследования.
Технология образовательного путешествия основана на положении: знание человечества становится твоим, если ты:
1. Сам формулируешь свой познавательный интерес, ставишь вопрос;
2. Сам ищешь ответ
3. Можешь сам представить найденное знание окружающим тебя людям.
В результате такого образования у ученика появляется тот багаж знаний, который им выявлен и пережит. Такой багаж становится личным богатством – это то, что уже не забывается.
Для реализации идеи интеграции педагогами ОДОД была начата работа по созданию Образовательной программы «Образовательные путешествия». Объективно предпосылки для подобной интеграции существовали.
Во-первых, в рамках культурно-образовательной программы «Город в подарок» было разработано более двух десятков образовательных маршрутов по Санкт-Петербургу и его пригородам. Эта программа ставит цели непосредственного изучения учащимися объектов культурного пространства Санкт-Петербурга и приобретения представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в данных объектах. Школьные учителя используют эти разработки при изучении гуманитарных дисциплин основной школы – истории, мировой художественной культуры, литературы, истории и культуры Санкт-Петербурга; при реализации элективных курсов старшей профильной школы.
Во-вторых, огромную методическую ценность представляют разработки, сделанные педагогами дополнительного образования для реализации программ походно-экспедиционной деятельности, это – подготовка, проведение, написание и защита отчётов туристских походов и экспедиций. При разработке образовательной программы нами использовался этот опыт.
На ранних этапах работы Образовательные путешествия осуществлялись только в каникулярный период: «Пещерные города Крыма», «Природа горного Крыма», «Средневековые крепости Псковщины», «Вулканы и гейзеры Камчатки»».
В 2017 – 2018 учебном году программа «Образовательные путешествия. Крепости Северо-запада России» для учащихся 6 – 7 классов реализовывалась в течение всего учебного года (выезды в крепости Корела, Орешек, Великий Новгород, Старая Ладога, Усть-Ижору, Копорье и Ивангород).
Эта работа осуществлялась учителями истории и географии нашей школы, они же являются педагогами ОДОД. Работа педагогов и обучающихся в Образовательных путешествиях проходит в формате проектной деятельности.
Подтверждением эффективности такой формы интеграции основного и дополнительного образования можно считать перевод образовательной программы «Образовательные путешествия» из дополнительного образования в форму внеурочной деятельности школы в будущем 2020 – 2021 учебном году.
Этапы работы
Первый этап Подготовительный |
|
Второй этап Экспедиционный (практический) |
В качестве активной формы обучения на втором этапе может быть предложен такой игровой метод, как квест-игра. Участники квест-игры путешествуют по крепости и выполняют задания при помощи специальных описаний архитектурных или исторических достопримечательностей, где они должны оказаться и выполнить какое-либо задание. Это могут быть описания внешнего вида архитектурных или исторических достопримечательностей, их географические координаты и даже спутниковые снимки. |
Третий этап Презентационный (рефлексивно-оценочный) |
Предоставление результатов в виде: отчета с презентаций, статьей, видеосюжетов, создания нового туристического маршрута. Рефлексивная деятельность может осуществляться не только в конце путешествия по крепости, но и на любом из ее этапов. |
Задачи тьютора (учителя) на этапах
1. Работа по выявлению индивидуального интереса обучающегося.
2. Сопровождение деятельности обучающегося в его индивидуальном маршруте. Обучающийся самостоятельно осуществляет внеурочную образовательную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с обучающимся: зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чём причины успеха или неудачи и т.д.
3. Работа с обучающимися по определению ими способов сбора и обработки материала.
4. Организация презентационного этапа.
Ожидаемые результаты
Базовые:
- Осознание обучающимся открытости образовательного пространства.
- Готовность обучающегося к самообразованию через осознание своих образовательных потребностей, интересов;
- Освоение методики исследовательской и проектной деятельности, работы с различными источниками знаний;
- Освоение различных форм оформления и презентации результатов своей работы.
Сопутствующие:
При этом важным для обучающихся становится приобретение опыта управления различными аспектами человеческой деятельности:
- управление собственной деятельностью, владение мышлением, чувствами, поведением;
- управление коммуникацией, способность видеть и слышать, понимать людей, работать в команде;
- социальная ответственность
- творческая самореализация школьников
- Формирование системы работы с талантливыми детьми;
- обеспечение преемственности на всех ступенях образования;
- создание здоровьесберегающей среды;
- формирование ключевых компетенций обучающихся;
- рост качества образования;
- повышение квалификации педагогов;
Именно к решению этих задач и призывают нас новые федеральные стандарты.
Тиражируемость проекта
Проект «Образовательные путешествия» может быть востребован в любом образовательном учреждении, имеющем структурное подразделение дополнительного образования.
Эффективность реализации проекта
Нам исключительно повезло работать в школе XXI века, которая требует от нас всё новых и новых подходов к обучению и воспитанию наших учеников. Предметный подход к познанию мира, и, соответственно – его носитель – учитель, перестают быть для ученика единственным источником знаний. Обсуждаемые новые концепции образования предполагают, что 40% знаний обучающиеся должны приобретать не на уроке, а во внеурочное время. То есть задача учителя, классного руководителя не столько в том, чтобы дать обучающимся определённый багаж знаний, сколько в развитии компетенций учащегося – и учебных, и социальных. Необходимо стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать творческую активность, умение работать в коллективе.
И тут возможности проекта «Образовательные путешествия» безграничны.