Формирование УУД через проектную деятельность
Кузнецова Марина Анатольевна
Федеральные государственные образовательные стандарты внесли значительные изменения в структуру и содержание, цели и задачи образования. Ранее образование было направлено на то, чтобы вооружить учащегося знаниями, а теперь акцентируется внимание на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, как основы учебной деятельности.Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать учение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний?
На мой взгляд, проектная деятельность учащихся позволяет строить учебный процесс и внеурочную деятельность в соответствии современным требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. Ведь основной тезис современного понимания метода проектов звучит так: «Все, что я познаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить».
Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает работу по нескольким направлениям, одним из которых является проектная деятельность.
Проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей детей, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы.
Используя проектную деятельность, мы вводим в свою работу метод проектов, который может быть эффективно использован, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя её.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
В основе метода лежит:
-развитие познавательных навыков учащихся,
- умений самостоятельно конструировать свои знания
- ориентироваться в информационном пространстве,
- развитие критического мышления.
Задача данного метода – стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учащиеся могут объединиться по группам, работать над собственным проектом индивидуально или разрабатывать проект в парах.
Значимость проектной деятельности обусловлена тем, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, что достигается путем сознательного, активного присвоения учениками социального опыта. Как показывает практика, проектная деятельность детей, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов.
Результатом проектной деятельности учащихся является продукт, произведенный усилиями детей. Дети радуются собственному успеху, видят значимость своей деятельности. Это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество и фантазия ребенка, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция образовательного процесса.
Итак, как показывает практика, организация проектной деятельности младших школьников способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников.
В сфере личностных УУД:
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирование самооценки;
- развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.
- умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи;
- составление плана работы и следование ему по достижению цели;
- сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;
- понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;
- оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос.
- умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель;
- умение выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- предполагать, какая информация нужна;
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
- сравнивать, обобщать, делать выводы.
- умение работать в группе;
- умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
- умение участвовать в коллективном обсуждении;
- умение задавать вопросы;
- умение выражать мысли.