Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование орфоэпической грамотности

Тимошкина Екатерина Геннадьевна
Речь – это зеркало души, как человек говорит, таким он и является.
Публиций Сир
Лучшим ответом на плохую речь является хорошая речь.
Алан М.Дершовиц

   Разговорная речь представляет собой своеобразную систему, существующую параллельно с книжной речью в пределах общенационального языка. Один французский учёный-языковед утверждал (и справедливо!), что «мы никогда не говорим так, как пишем, и редко пишем так, как говорим». А знаменитый английский писатель Б. Шоу был уверен, что «есть пятьдесят способов сказать „да“ и пятьсот способов сказать „нет“ и только один способ это написать».
   Орфоэпией называют учение о нормативном произношении звуков данного языка, совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразие литературного произношения. Включают сюда и вопросы ударения и интонации, имеющие важное значение для устной речи.
   Важно знать нормы литературного ударения и произношения, без соблюдения которых не приходится говорить о речи грамотной в полном смысле этого слова.
Нормативное произношение играет огромную роль в процессе общения людей. Всякое отступление от нормы в этой области отвлекает слушателя от содержания высказывания, мешает правильному его восприятию, вызывает чувство недовольства. Литературное произношение и ударение — важнейшие слагаемые звучащей речи. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.
   Чтобы грамотно говорить, надо не только знать нормы произношения, но и уметь их использовать в речи. Сегодня сделать это довольно трудно, потому что услышать грамотную, правильную речь фактически негде. Раньше речь дикторов в средствах массовой информации была эталоном. Сегодня СМИ перестали быть образцом, а для нашей молодежи они, пожалуй, даже опасны. По заказу Министерства связи и массовых коммуникаций страны, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина провел исследование ведущих СМИ России. Каковы же результаты?
Самыми грамотными стали:
Радио России – 2 ошибки в час
Россия 1 – 3 ошибки в час
5 канал – 4 ошибки в час
НТВ – 13 ошибок в час
1 канал – 11 ошибок в час
Можно ли считать данные СМИ грамотными – большой вопрос, а ведь сотрудники радио и ТВ должны знать русский язык, государственный язык РФ, не на «хорошо», а на «отлично». Чаще всего на радио и ТВ «страдают» ударения.
Изменить ситуацию пытаются, как мне кажется, учителя в школе (ведь на ЕГЭ по рус
скому языку есть задание на орфоэпию) и педагоги в высших учебных заведениях, преподающие «Культуру речи».
   Таким образом, можно сказать, что ситуация с орфоэпической грамотностью в средствах массовой информации просто катастрофическая. Ошибки допускают дикторы, корреспонденты, государственные чиновники всех уровней, телеведущие… Так, в своей кулинарной передаче Юлия Высоцкая постоянно делает орфоэпические ошибки, которые потом повторяют телезрители (например, слово «свекла» она произносит с ударением на второй слог, а норма – на первый). И вина здесь не только телеведущих. Рекламные ролики, которые показывают через каждые 10-15 минут, тоже содержат орфоэпические ошибки, и эти ошибки воспринимаются слушателями как норма. Например, реклама средства для удаления пятен Ваниш (сын ел борщ, испачкал футболку, но пятна от свеклЫ легко удаляются при помощи удивительного средства Ваниш). Неудивительно, что школьники потом изумляются, когда учитель им говорит, что это слово нужно произносить по-другому. Не повезло еще одному слову, которое в рекламе постоянно коверкают. (ролик Л`этуаль – слово «баловать» надо произносить с ударением на третий слог, а не на первый).
   Почему же так часто мы говорим неправильно? Дело в том, что в русском языке ударение подвижное и разноместное, и это создает значительные трудности при его усвоении. Однако эти особенности русского ударения позволяют с его помощью различать совпадающие в написании разные слова (омографы): острота (лезвия) и острота (остроумное выражение), ушко (ласкательное к слову ухо) и ушко (отверстие), атлас (географический) и атлас (шелковая ткань), остро (наточить) и остро (остроумно), наголо (остричь) и наголо (держать шашки наголо), морщить (лоб) и морщить (об одежде): платье морщит в 'плечах; хаос (в мифологии) и хаос (беспорядок), кирка (протестантская церковь) и кирка (инструмент); валит (лесоруб валит сосну) и валит (по улице валит народ, валит дым, снег); мука (страдание) и мука (размолотые в по­рошок зерна); трусит (боится) и трусит (бежит, едет трусцой), погруженный (на платформу) и погружённый (в воду) и т. п.
   С помощью места ударения различаются также совпадающие в написании грамматические формы слов (омоформы): анализ крови (Р. п.) — в крови (П. п.); руки не подаст (Р. п.) — чистые руки (И. п. мн. ч.); обрезать (совершенный вид) — обрезать (несовершенный вид); грузите (изъявительное наклонение) — грузите (повелительное наклонение); пальто мало (краткая форма прилагательного)— спал мало (наречие); кругом (Тв. п. существительного круг) — кругом (наречие или предлог) - молча (наречие) — молча (деепричастие); стоять вольно (наречие, обстоятельство)—вольно ему было уезжать (категория состояния, сказуемое); мудрено говорит (наречие, обстоятельство) — мудрено в этом разобраться (категория состояния, часть сказуемого разобраться).
   Являясь важным различительным средством, русское разноместное и подвижное ударение устраняет монотонность речи, способствует ее ритмической организации. В частности, благодаря разноместности ударения русская стихотворная речь отличается исключительным богатством ритмов, разнообразием музыкального построения стиха.
   Основа произносительной культуры закладывается в раннем детстве. Развитие орфоэпических навыков младших школьников происходит под влиянием социума, который его окружает. Поэтому очень важно чтобы люди, а в особенности педагоги, окружающие ребёнка были компетентны в области орфоэпии. К сожалению, сейчас очень многие люди говорят безграмотно.
   Как же исправить орфоэпические ошибки? Сделать это крайне сложно, (учиться всегда проще, чем переучиваться), но возможно.
   Необходимо постоянно следить за произношением и постановкой ударения в словах; вести дневник, записывая в него слова, которые вызывают трудности в произношении. Для уточнения правильного произношения нужно пользоваться академическими орфоэпическими словарями.
   Иногда запомнить правильное произношение помогает знание происхождения слова. Например, слова «жалюзИ, фетИш, экспЕрт, партЕр» пришли к нам из французского языка, в котором ударение ставится на последний слог, такое же ударение сохранилось и в русском языке.
   Логика тоже помогает правильно произносить слова. Например, в словах «газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд» ударение на последнем слоге, так как это сооружения, по которым провОдится газ, мусор, нефть. А в слове «электропрОвод», ударение на предпоследний слог, потому что электричество проходит по прОводу (прОвод, т.е. шнур).
   Можно для запоминания пользоваться правилами. Например, в существительных на –лог, являющихся неодушевленными, ударение на лОг (каталОг, некролОг), а в одушевленных – ударение не на –лог (филОлог, биОлог).
   Иногда ударение в слове ставится по аналогии:
обеспЕчить, поэтому обеспЕчение
упрОчить, поэтому упрОчение
сосредотОчить, поэтому сосредотОчение
кулинАр, поэтому кулинАрия.
   Но самым, как мне кажется, эффективным способом запоминания является составление маленьких смешных стихотворений, так называемых орфоэпических запоминалок:
Есть при всех конфеты стыдно, поделись, ведь нам завидно
Много ели торты - не налезли шорты.
Мама сына баловала, вместо супа торт давала.
Чем человек счастливее, тем выглядит красивее.
Непросто ударенье заучить! Стихи задачу могут облегчить.
Красит здание маляр, мебель делает столяр.
Внучка музыку включит - сразу бабушка ворчит.
Поскорее привези для окошек жалюзи.
Несу в корзинке ивовой пирог с начинкой сливовой.
Прилетел мохнатый шмель и уселся на щавель.
   В заключение можно сказать, что владение нормами литературного языка в его устной форме является основой для успешной профессиональной деятельности. Орфоэпическая компетенция позволяет избегать двусмысленностей, нелепостей, даёт возможность изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. Умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно будущим деловым людям.
Уместно напомнить высказывание знаменитого французского философа и писателя-просветителя Вольтера: «Выучить несколько языков — дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своём языке как следует, надо полжизни».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»