Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской ФГОС

Правописание –тся и –ться в глаголах

Турлюк Светлана Анатольевна
Тип урока: урок открытия новых знаний на базе имеющихся.
Цели и задачи урока урока:
Деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
Образовательные: познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научиться задавать вопросы к глаголам; расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов.
Личностные: формировать интерес к учению, способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности
Метапредметные:  закреплять навыки ведения здорового  образа жизни, формировать влечение к спорту.
Коммуникативная: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
 
  Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
  Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
   Предметные УУД:  уметь правильно писать изучаемую орфограмму,  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы.   
 
 
 
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся УУД
I. Этап мотивации (см. ниже справка 1)
Цель этапа: вовлечение учащихся в  постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения. (слайды 3-5)
 
Самостоятельное формулирование познавательной цели
Формирование познавательного интереса
1.Сообщение цели урока.   Слайд 2
-Какие цели мы сегодня поставим перед собой?
2.Что мы будем делать на уроке.
Составление предложений:
Я хочу..
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я могу..
Проговаривание  последовательности действий.
Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
 
Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке
II. Актуализация знаний
Цель этапа: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия; развить орфографическую зоркость; проверить усвоение теоретического материала по теме «Глагол».
  Умение пользоваться понятийной базой
1. Словарная работа. Орфографическая минутка
 Используется презентация. Слайды  6 - 8
 
2. Составим предложение слайд 9
3. Проверим по ключу (слайд 10)
4. Записать текст:  слайд 11- 12
- назовите глаголы,
-Что можете сказать об оставшихся словах?
-Что знаете о возвратных глаголах?
Самостоятельная
работа с презентацией
Учащиеся записывают текст в тетрадь
Самопроверка
Учащиеся отвечают
на вопросы
учителя и поправляют друг друга
Умение проводить исследование
 
 
Умение пользоваться речевыми навыками
 
Умение строить логическое рассуждение
III. Проблемное объяснение нового знания.
- Запись темы урока   слайд 13
Цель этапа: Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия   слайд 14
Запись и проговаривание темы
Формулировка конкретной цели урока
Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей
1 Постановка проблемы
Лингвистическая задача: слайд 15
-Какой темой объединены предложения?
-Какую орфографическую задачу мы должны решить?
-Вызвало ли  у вас это задание проблему? Какую?
-Можете вы её сейчас сразу решить? Почему
-Какую цель должны достичь к концу урока?
 
2 Открытие детьми новых знаний.   Слайд 15
-Понаблюдаем  за словами и попробуем сформулировать выводы ваших наблюдений.
Занимается
Стремится
Бороться
Тренироваться
Вывод:                             Слайд 16
Если глагол в неопределённой форме, то у глагола пишется   -ТЬСЯ,
если в 3 лице , то  пишется    -ТСЯ.
 
3.-Давайте составим алгоритм нашего нового правила. (слайд 17)
-Сравним наше открытие с правилом
в учебнике. Стр. 39
-От чего же зависит написание тся, ться
-Проговорим алгоритм и запомним.
 
4. Учиться отличать от существительных  (Слайд 18)
(Не путать написание
глаголов на тся, ться с существительными)
 
5. Физкультминутка   (слайд 19)
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
Монологические ответы учащихся:
Проблема: где поставить Ь, а где нет.
Нам не хватает знаний.
Сегодня на уроке мы должны  научиться определять написание  тся, ться у возвратных глаголов.
 
 Запись текста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Составление алгоритма
Сравнивают правило в учебнике и алгоритм презентации
Учащиеся проговаривают алгоритм  и оценивают приобретённые знания
 
Дети выполняют упражнения,
используя алгоритм, комментируют (при необходимости)
 
 
Дети отдыхают
Умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения
 
Фиксирование, какого знания недостает для решения задачи
Умение  строить монологическое высказывание
 
 
Умение вести диалог на основе равноправных отношений
Умение осуществлять контроль действий товарища.
Умение проводить исследование
 
Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
 
 
Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
 
 
Умение  давать самооценку.
 
 
 
Умение ориентироваться в системе знаний
 
 
 
Умение переключить внимание
 
 
 
 

 
IV. Первичное закрепление    слайд 20
Распределительный диктант
Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;
1-Какие глаголы на нашу тему вы записали?
2-Чем интересны существительные?
(Запись с проговариванием в тетрадях).
-Что заметили?   Вывод
 
2.Актуализация знаний.    Слайд 21- 22
Самопроверка
 
3. Самостоятельная работа с комментированием.
 Слайд 23    Устно
 
4. Работа с учебником                (слайд 24)
 
5. Совершенствование навыков действий
- Списать внимательно цитаты и прокомментировать (слайд 25)
- Заменить словосочетание глаголом: слайд 26
проявлять стремление -    стремит…ся
они испытывают волнение –  волнуют…ся
допускать ошибки -  ошибат…ся
он испытывает радость    -  радует…ся
 
6. Игра «Услышь Ь»    слайд 27
– Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет- потопайте: Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.
 
Итог урока    слайд 28
Цель этапа: Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты.
 
- Какая была тема урока? Какая цель урока? Ответьте себе каждый на вопрос, а добился  я чего хотел ? Получил необходимые знания?
Рефлексия по образцу:  
Я сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил…..
За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?
 
Слово учителя: все работали хорошо. Молодцы! Вы не только выучили орфограмму «Написание тся, ться в глаголах, но и …
При наличии времени                слайд 29
Домашнее задание:   см. календарное планирование или презентацию   слайд 30
 
Запись в тетрадях  с проговариванием.
 
Ответы учащихся типа
Пишу в первый (второй) столбик, т.к….
Работают в тетрадях.
 
 
 
 
 
Самостоятельная работа в тетрадях
 
Усвоение учащимися нового способа действия
 
Выполняют упр. 100
 
Списывают цитаты и объясняют их смысл
Проговаривают глаголы и записывают
 
 
 
 
 
Играют
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Монологические ответы учащихся
 
 
 
 
 
Мы ещё раз убедились в том, что чтобы быть счастливыми, нужно быть здоровыми. Это в жизни главное
 
Умение пользоваться имеющимися знаниями
 
 
Умение формулировать вывод
 
 
 
 
 
 
Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание.
 
Развивать внимание, зрительную, слуховую память
 
  Умение анализировать
 
 
Умение оформить высказывание для выражения мысли
 
 
 
 
 
 
Умение сочетать разные виды деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
Умение давать самооценку.
Осознание качества и уровня усвоении я
 
 
 
 
Умение ориентироваться в своей системе знаний
 
 

 
     
Справка 1
Здравствуйте ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Мы на предыдущих уроках говорили о здоровье, о здоровом образе жизни и сегодня мы, изучая новую тему по русскому языку, опять затронем эту тему.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»