Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Пушкин на уроках литературы в 9 классе

К вопросу восприятия, толкования, оценки стихотворения «Подражание итальянскому»
Шмакова Татьяна Львовна,
учитель высшей категории ГБОУ Лицей 126
Калининского района Санкт-Петербурга;
литературный редактор издательства «
Logos»
 
       На уроках русского языка и литературы в 9 классе мы с особым, трепетным чувством вновь перечитываем с детства знакомые строки стихотворений поэта. Среди них немало любимых: «К Чаадаеву» и «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…» и «19 октября (1825)».  Особое место занимает философская лирика Пушкина, позволяющая вместе с учениками поразмышлять над важными нравственными проблемами.
          Ведь любимым для человека становится то произведение, к которому часто мысленно обращаешься в поисках ответа на волнующими тебя сегодня вопросы. Стихотворение «Подражание итальянскому» по-особому волнует своим нравственным содержанием. Читая Пушкина, всякий раз убеждаешься в главном: каждая встреча с пушкинской поэзией дарит радость открытия, приобщения к миру мыслей, чувств и переживаний человека, который неповторимо глубоко, тонко и удивительно человечно воспринимать мир!
          Летом 1836 года Пушкин создаёт цикл стихотворений философского содержания: «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Эти стихотворения составляют как бы единое целое: их объединяют вечные темы размышления о смысле человеческой жизни, духовных ценностях мира. Стихотворение «Подражание итальянскому» в черновиках поэта предшествует знаменитому «Из Пиндемонти». Читаем на уроке «Подражание итальянскому» полностью:
 
Как с древа сорвался предатель ученик,
Диявол прилетел, к лицу его приник,
Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной
И бросил труп живой в гортань геены гладной…
Там бесы, радуясь и плеща, на рога
Прияли с хохотом всемирного врага
И шумно понесли к владыке, и Сатана, привстав, с веселием на лике
Лобзанием своим насквозь прожёг уста,
В предательскую ночь лобзавшие Христа.
 
          Стихотворение не было опубликовано при жизни Пушкина. Это вольное подражание итальянскому сонету о Иуде Искариоте Фр. Джанни. Пушкина не случайно привлек этот библейский сюжет. Библия – одна из самых нравственных книг, которые когда-либо были написаны. Она даёт человеку совет в любых жизненных ситуациях, в нее, так или иначе, есть ответы на все волнующие человека вопросы духовной жизни. Настроение стихотворения определяет чувство горечи – это чувство испытывал поэт в последние месяцы своей жизни из-за травмы, которой он подвергался в светском обществе.
          Тема стихотворения – предательство ученика по отношению к Учителю. Иудин поцелуй стал символом самого низкого предательства, которое может совершить человек. Получив тридцать сребреников, он после пасхальной вечери пришел в Гефсиманский сад, где Господь молился, и там поцелуем указал на него врагам. Это было предательство, обрекающее Учителя на смерть. Основная мысль стихотворения – размышления поэта о глубине падения человека, о том, насколько зло может взять власть над его душой.
          В жизни всегда идет борьба двух начал, двух стихий человеческой души – добра и зла, света и тьмы, высокого и низменного, милосердия и жестокости, чести и бесчестия. В любой борьбе есть победитель и есть побежденный. По композиции стихотворения построено так, что на первый взгляд кажется: победу торжествует зло. Дьявол вдохнул жизнь в Иуду, сделал его своей добычей. При этом Пушкин употребляет эпитет «смрадной», чем подчеркивает низость и омерзительность поступка Иуды. Торжествует и владыка зла – Сатана « с веселием на лике», празднуют победу бесы, «радуясь и плеща». Однако концовка утверждает главную идею стихотворения: зло гибельно для человека, оно противоречит человеческой природе.
          «Если тебя ударили в правую щеку, подставь другую», - так говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди своим ученикам. Смысл этой заповеди в том, что отвечать злом на зло пагубно прежде всего для самого человека, потому что при этом он тоже становится причастен к злу, хотя к этому его и подтолкнули обстоятельства. Иуда предал Христа, но за это сам стал жертвой Сатаны: а именно предательский поцелуй навсегда «прожег ему уста»
          Лексика стихотворения соответствует библейской тематике. По аналогии с высоким слогом Библии Пушкин использует слова книжного стиля: «древо» вместо «дерева», «гладный» вместо «голодный», «диявол», «прияли», «уста», «лик», «лобзания». Слово «лобзать» не случайно употреблено поэтом дважды: этим подчеркивается фальшивость, неискренность отношения Иуды к Христу. Стихотворение начинается яркой и выразительной метафорой: «как с древа сорвался…» Действительно, на живом дереве жизни зреют не только здоровые, зрелые плоды, но и гнилая падаль.
          Ритм стихотворения подчеркивает стремительность потока жизни: жизнь нельзя остановить ничем. Действие развивается напряженно и быстро, поэтому уже в первых строках много глаголов: сорвался, прилетел, приник, взвился. Обращает на себя внимание глагол «дхнул» вместо «вдохнул»: для энергии ритма Пушкин даже пропускает буквы в начале слова.
          Всего десять строк включает в себя это стихотворение, но сила его воздействия на читателей велика. Оно заставляет задуматься над многими поступками собственной жизни. Ведь каждый из нас в своей жизни сталкивался и с предательством, и с тем, что вспоминалось потом со страхом, стыдом, а то и  с отвращением . В жизни любого человека бывают ситуации, когда он верит обманам, бессовестной лжи или оправдывает их, когда сам оказывается не способен на ложь, поддается страхам, отмалчивается или отступает, не говоря правды. В жизни немало бессердечия, жестокости и несправедливости.
          Вместе с тем, прочитав стихотворение, мы испытываем чувства не только горечи, но и своеобразного очищения. Пушкин, наверно, как никто из поэтов, умеет преодолевать мрачность жизни, необязательно прославляя её. Точнее сказать, он славит жизнь даже злостью, печалью, страданием, потому что готов принять её целиком, вместе с плохим, позорным и хорошим, что в ней есть! Не случайно в стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны…», открывающем цикл 1836 года, лирический герой обращается к Богу с одной просьбой:
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мен в сердце подари.
          Пушкин никогда не проклинает ни время, ни обстоятельства.
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружилась голова, -
Говорит поэт в стихотворении «Из Пиндемонти», которое помещено им следом за стихотворением «Подражание итальянскому». Для него главное – свет красоты – природы, жизни, искусства, творчества, человеческой души:
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
-Вот счастье! Вот права…
          Несломленность человека перед бурями жизни, удивление перед её многообразием и красотой, умение оставаться самим собой – в этом состоит достоинство человека, его «самостоянье». (…Два чувства дивно близки нам…)
          Читая стихотворения поэта, мы часто спрашиваем себя: за что мы любим Пушкина? И отвечаем: за его жизнелюбие и веру в человека, за мудрость, грусть и особое благородство души. За верность идеалам чести, которую он пронес через нелегкую свою жизнь. За его удивительное умение чувствовать себя счастливым даже тогда, когда это очень трудно. За то, что он любил людей и умел уловить и выразить в стихах их сокровенные мысли и чувства.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»