Реализация профильного обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий на уроках русского языка
Ливинцева Любовь Андреяновна
Наиболее существенным при организации филологического профильного обучения с использованием технологий дистанционного обучения является изменение традиционных учебных средств, что приводит к изменению видов учебной деятельности, а также форм организации обучения [1].При освоении учебных программ с использованием дистанционных технологий, у учащихся формируются навыки творческого, критического мышления, в значительной степени повышается уровень ИКТ- компетентности. Это позволяет им рационализировать учебную деятельность, относиться к ней осмысленно, самостоятельно ее организовывать и регулировать [2]. В процессе обучения учащийся приобретает навык самостоятельного проектирования индивидуальной образовательной стратегии. Работа с основами лингвистики, знакомство с элементами современной теории речевого общения позволяет учащимся успешно выполнить такие задания сложного уровня как сочинение- рассуждение, эссе, изложение.
Оценка информации с точки зрения ее дидактических свойств: достоверности, полноты, ценности, актуальности, динамичности (или статичности), релевантности входит в ежедневную практику любого учащегося и является новым видом учебной деятельности, что необходимо для формирования компетенций: лингвистической, коммуникативной и культуроведческой, значимых сегодня в любой профессиональной деятельности [3].
Анализ опыта создания и использования дистанционного обучения позволил выделить характерные особенности этого вида образовательной технологии, важные для реализации профильного обучения по русскому языку:
- максимальная индивидуализация учебного процесса русского языка — дистанционное обучение предоставляет возможность для организации обучения по индивидуальным учебным планам учащихся в соответствии с их образовательными потребностями, психолого-педагогическими особенностями и уровнем предшествующей учебной подготовки;
- ориентация на самообразование — процесс обучения направлен на развитие навыка самостоятельной активной учебной деятельности по изучению разных стилей и жанров;
- гибкость организационной структуры обучения – использование дистанционных образовательных технологий позволяет на уроках русского языка реализовать пошаговое или модульное освоение учебных программ;
- разноуровневость содержания образовательного ресурса - за счет модульного построения, вариативности содержания, гибкости структуры сетевые учебные курсы позволяют реализовать как поуровневую (базовый, профильный, углубленный уровень освоения образовательных программ), так и профильную дифференциацию, направленную на усвоение образовательных программ в определенной сфере с учетом способностей и познавательных потребностей обучаемых. При этом в условиях дистанционного обучения им предоставляется возможность изменения уровня изучения любого предмета в течение всего периода освоения образовательной программы (используется двухуровневая программа лексики и орфографии);
- возможности функционального ресурса в оперативном оценивании образовательных результатов, рефлексии и коррекции методик обучения — системы дистанционного обучения предоставляют возможности оперативного и объективного оценивания, on- и off-line сопровождения учебного процесса со стороны учителя, проведения индивидуальной и групповой рефлексии учебной деятельности при открытом и конфиденциальном взаимодействии с родителями учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса и его корректировки (ведётся электронный журнал по русскому языку);
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса — освоение учащимися нового типа информационно-образовательного пространства происходит при постоянной поддержке психологов и педагогов. Реализация индивидуально-ориентированного подхода создает условия для обеспечения психологического комфорта в процессе обучения, что способствует повышению уровня мотивации учения и эффективности учебной деятельности учащихся (анкетирование и собеседование, выявление проблем, связанных с усвоением программного материала);
- оптимизация форм и способов представления учебного материала — гипертекстовая организация сетевых учебных курсов позволяет компактно представить большой объем учебной информации, четко ее структурировав. Использование в сетевых курсах мультимедийных объектов позволяет задействовать различные типы восприятия информации: визуальное и аудиальное, что облегчает усвоение учебной информации, вследствие чего повышается эффективность учебного процесса в целом (размещение на сайте презентаций, тестов, схем, таблиц).
Помимо дидактического потенциала сетевых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в условиях профильного обучения должен быть использован и их организационный потенциал [4]. Так, дистанционные образовательные технологии позволяют учащимся осуществлять обучение, используя смешанные формы освоения образовательных программ: очную, очно-заочную, экстернат (Закон РФ «Об образовании», ст. 10), когда часть предметов учащийся изучает в очном режиме, а другие по своему выбору - дистанционно. Так, например, учащийся гуманитарного профиля в соответствии со своим учебным планом может в ускоренном темпе (Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4) освоить непрофильные дисциплины, такие как физика, химия, биология, тем самым высвободив часы для изучения профильных учебных или соответствующих элективных курсов. Подобное сочетание форм обучения способствует:
- повышению мотивации учащегося к осознанному планированию своей учебной деятельности;
- интенсификации учебного процесса с целью выделения дополнительных временных ресурсов для освоения профильных предметов и элективных курсов;
- созданию возможности для проектной и исследовательской деятельности в рамках избранного профиля и т.п.
Таким образом, введение профильного обучения - предпосылка использования сетевой организации образовательного процесса, перехода к новым формам обучения.
Литература
- Бекетов Н.В. Дистанционное образование: современные элементы инфраструктуры и новые технологии / Н. В. Бекетов // Информационные ресурсы России. - 2010. - №4. - С. 29-35
- Давыдов Д.А. Дистанционное образование и обучение: учеб.- метод. пособие / Д. А. Давыдов, Р. Г. Шарафиев ; Акад. технол. наук РФ, отд-ние РБ. - Уфа : Демиург, 2005. - 112 с.
- Кондакова М., Прдгорная Е. Модели сетевого взаимодействия при введении профильного обучения //Управление школой. – 2007. - № 02.
- Кондакова М. Л. Дистанционные образовательные технологии как средство осуществления профильного обучения / М. Л. Кондакова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - №3. - С. 3-8.