Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Реализация профильного обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий на уроках русского языка

Ливинцева Любовь Андреяновна
Наиболее существенным при организации филологического профильного обучения с использованием технологий дистанционного обучения является изменение традиционных учебных средств, что приводит к изменению видов учебной деятельности, а также форм организации обучения [1].
При освоении учебных программ с использованием дистанционных технологий, у учащихся формируются навыки творческого, критического мышления, в значительной степени повышается уровень ИКТ- компетентности. Это позволяет им рационализировать учебную деятельность, относиться к ней осмысленно, самостоятельно ее организовывать и регулировать [2].  В процессе обучения учащийся приобретает навык самостоятельного проектирования индивидуальной образовательной стратегии. Работа с основами лингвистики, знакомство с элементами современной теории речевого общения позволяет учащимся успешно выполнить такие задания сложного уровня как сочинение- рассуждение, эссе, изложение.
Оценка информации с точки зрения ее дидактических свойств: достоверности, полноты, ценности, актуальности, динамичности (или статичности), релевантности входит в ежедневную практику любого учащегося и является новым видом учебной деятельности, что необходимо для формирования компетенций: лингвистической, коммуникативной и культуроведческой, значимых сегодня в любой профессиональной деятельности [3].
Анализ опыта создания и использования дистанционного обучения позволил выде­лить характерные особенности этого вида образовательной технологии, важные для реализации профильного обучения по русскому языку:
- максимальная индивидуализация учебного процесса русского языка — дистанционное обуче­ние предоставляет возможность для орга­низации обучения по индивидуальным учебным планам учащихся в соответствии с их образовательными потребностями, психолого-педагогическими особенностя­ми и уровнем предшествующей учебной подготовки;
- ориентация на самообразование — процесс обучения направлен на развитие навыка самостоятельной активной учебной деятельности по изучению разных стилей и жанров;
- гибкость организационной струк­туры обучения – использование дистанционных образовательных технологий позволяет  на уроках русского языка реализовать поша­говое или модульное освоение учебных программ;
- разноуровневость содержания обра­зовательного ресурса - за счет модульного построения, вариативности содержания, гибкости структуры сетевые учебные кур­сы позволяют реализовать как поуровневую (базовый, профильный, углубленный уровень освоения образовательных про­грамм), так и профильную дифференциацию, направленную на усвоение образовательных программ в определенной сфере с учетом способностей и познавательных потребнос­тей обучаемых. При этом в условиях дис­танционного обучения им предоставляется возможность изменения уровня изучения любого предмета в течение всего периода освоения образовательной программы (используется двухуровневая программа лексики и орфографии);
- возможности функционального ре­сурса в оперативном оценивании образова­тельных результатов, рефлексии и кор­рекции методик обучения — системы дис­танционного обучения предоставляют возможности оперативного и объективного оценивания, on- и off-line сопровождения учебного процесса со стороны  учи­теля, проведения индивидуальной и груп­повой рефлексии учебной деятельности при открытом и кон­фиденциальном взаимодействии с родите­лями учащихся, наблюдения за ходом учеб­ного процесса и его корректировки  (ведётся электронный журнал по русскому языку);
- обеспечение психолого-педагогичес­кого сопровождения учебного процесса — освоение учащимися нового типа информа­ционно-образовательного пространства происходит при постоянной поддержке психологов и педагогов. Реализация инди­видуально-ориентированного подхода со­здает условия для обеспечения психологи­ческого комфорта в процессе обучения, что способствует повышению уровня мотива­ции учения и эффективности учебной дея­тельности учащихся (анкетирование и собеседование, выявление проблем, связанных с усвоением программного материала);
- оптимизация форм и способов пред­ставления учебного материала — гипер­текстовая организация сетевых учебных курсов позволяет компактно представить большой объем учебной информации, чет­ко ее структурировав. Использование в се­тевых курсах мультимедийных объектов позволяет задействовать различные типы восприятия информации: визуальное и аудиальное, что облегчает усвоение учеб­ной информации, вследствие чего повыша­ется эффективность учебного процесса в целом (размещение на сайте презентаций, тестов, схем, таблиц).
Помимо дидактического потенциала се­тевых образовательных ресурсов и дистан­ционных образовательных технологий в условиях профильного обучения должен быть использован и их организационный потенциал [4].  Так, дистанционные образова­тельные технологии позволяют учащимся осуществлять обучение, используя смешанные формы освоения образовательных программ: очную, очно-заочную, экстернат (Закон РФ «Об образовании», ст. 10), когда часть предметов учащийся изучает в очном режиме, а другие по своему выбо­ру - дистанционно. Так, например, учащий­ся гуманитарного профиля в соответствии со своим учебным планом может в ускорен­ном темпе (Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4) освоить непрофильные дисцип­лины, такие как физика, химия, биология, тем самым высвободив часы для изучения профильных учебных или соответствую­щих элективных курсов. Подобное сочета­ние форм обучения способствует:
- повышению мотивации учащегося к осознанному планированию своей учеб­ной деятельности;
- интенсификации учебного процесса с целью выделения дополнительных времен­ных ресурсов для освоения профильных предметов и элективных курсов;
- созданию возможности для проектной и исследовательской деятельности в рам­ках избранного профиля и т.п.
Таким образом, введение профильного обучения - предпосылка использования се­тевой организации образовательного про­цесса, перехода к новым формам обучения.
 
Литература

 
  1. Бекетов Н.В. Дистанционное образование: современные элементы инфраструктуры и новые технологии / Н. В. Бекетов // Информационные ресурсы России. - 2010. - №4. -  С. 29-35
  2. Давыдов Д.А. Дистанционное образование и обучение: учеб.- метод. пособие / Д. А. Давыдов, Р. Г. Шарафиев ; Акад. технол. наук РФ, отд-ние РБ. - Уфа : Демиург, 2005. - 112 с.
  3. Кондакова М., Прдгорная Е. Модели сетевого взаимодействия при введении профильного обучения //Управление школой. – 2007. - № 02.
  4. Кондакова М. Л. Дистанционные образовательные технологии как средство осуществления профильного обучения / М. Л. Кондакова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - №3. -  С. 3-8.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»