Вначале было слово …
Голод Софья Степановна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Дитя входит в духовную жизнь
окружающих его людей
единственно через посредство
отечественного языка.
К.Д.Ушинский
Человек познает мир не только с помощью своих органов чувств, но и посредством языка, который определенным образом организует наши знания о мире, закрепляет их в словах и грамматических категориях, передавая их последующим поколениям.окружающих его людей
единственно через посредство
отечественного языка.
К.Д.Ушинский
В современном мире одним из ведущих, приоритетных подходов к обучению русскому языку имеется гуманизация образовательного процесса. Суть его можно выразить словами выдающегося русского лингвиста Ф.И.Буслаева, который считал, что учить русскому языку – «значит развивать духовные способности учащегося». Иными словами, на уроках русского языка надо воспитывать личность с нравственным взглядом на язык.
Для меня урок словесности ценен тем, что он представляет собой обучение и воспитание. Творческий подход к работе помогает мне отобрать для каждого урока такой дидактический материал, который способствует формированию гражданственности, высоких духовных качеств у школьников.
Именно такой урок русского языка, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, оставляет в памяти более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее, прочнее, стабильнее.
Поэтому я регулярно включаю в свои уроки тексты из книг В.Астафьева «Затем», В.Солоухина «Камешки на ладони», Ю.Бондарева «Мгновения» …
Ребята объясняют знаки препинания, производят разборы, пишут под диктовку, но самое главное – понимают, как писатели работают над языком своих произведений, как отбирают слова, строят фразы. Они анализируют лексику, постигая при этом истинный смысл выражения «муки творчества». Эти небольшие рассказы, миниатюры, побуждают к размышлениям, обмену мнениями. Конечно, я обращаю внимание учеников на авторские знаки препинания, которые нередко встречаются в текстах. Их нельзя объяснить правилами, но они соответствуют стилю, жанру, контексту произведения, зачастую являясь эффективным средством создания выразительности, образности, красочности, экспрессии текста.
Учащиеся в ходе такой работы начинают вдумчиво относиться к языковым явлениям, понимать «эстетическую функцию слова», находящую наиболее полное выражение в художественной литературе.
Урок словесности, как правило, строится на интересном тексте, способствующем духовному развитию ученика, соответствующем его возрастным особенностям, но вместе с тем содержащем что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенном орфографически, грамматически, пунктуационно. Таков урок по тексту из книги Ю.Бондарева «Мгновения» - «Оружие», по рассказу В.Астафьева «Родные березы», «Записка» … Анализируя эти произведения с разных точек зрения, ребята доказывают, что автор находит удивительные по силе и выразительности слова, умеет точно передать чувства, мысли, настроение героев. За каждым словом встает целая картина.
Учащиеся определяют самые важные для понимания текста, раскрытия авторского замысла слова, находят толкование непонятных слов в словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова.
Такие уроки долго живут в памяти.
Например, работая над миниатюрой В.Астафьева «Родные березы», ребята пришли к выводу, очень важному с нравственной точки зрения: это раздумья писателя о жизни, о мире, обо всем, чем живет человек, и, конечно, о России. Автор любит свою страну, и этой любви должны учиться и все мы.
Как правило, после таких уроков ученики стремятся внимательнее читать художественное произведение, совершенствовать свой языковой и литературный вкус. У них развивается чувство слова. Всегда помню слова К.И.Чуковского: «Орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен …» Из урока в урок терпеливо добиваюсь, чтобы дети читали связный текст в классе, читали вслух до начала и в конце работы, соблюдая нормы произношения, необходимый тон и темп речи. Это и есть для меня урок русского языка – урок творчества, культуры, высокой духовности, урок приобщения к историческому опыту народа, эстетического наслаждения от владения речью.