Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Формирование социально-бытовой компетентности через уроки СБО.
Л.В. Лучкина- учитель первой категории 6 класса «Особый ребенок»
ГБОУшколы-интерната №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
2016-2017 уч.год.
На протяжении ряда лет предметом многочисленных исследований в области специальной психологии и педагогики были вопросы развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это привело к тому, что задачи целенаправленного социального развития детей с нарушением интеллекта были отнесены на второй план.
Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, а также в связи со сменой приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида, где на первое место выходит задача социальной адаптации школьника с ТМН, возникла необходимость переосмыслить роль и место личностного, социального развития ребёнка с дефектами в развитии.
Решающая роль обучения в социально- бытовой сфере признаётся учёными и педагогами- практиками как в области дефектологии (И.М. Бгажнокова, Н. П. Павлова, А.Р. Маллер, А.В. Усвайская и др.), так и в области общей педагогики (Р.С. Буре, В. И. Логинова, Н. И. Петрова и др.). Исследования в области изучения социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта, проведенные Е. Л. Гончаровой, О. И. Кукушкиной, Т.К. Королевской, Е.А. Стебелевой, А.В. Закрепиной, подтверждают, что такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможность ребенка в приобретении им социального опыта, его подготовку к самостоятельной жизни. Часто выпускники коррекционных школ не владеют необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками.
Вопросы социализации весьма актуальны и значимы для обучающихся, воспитанников коррекционной школы-интерната 8 вида. Школьники, имеющие медицинский диагноз «олиго-френия», должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях, не имея никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении.
Проблема социализации обучающихся, воспитанников с ТМНР является в настоящее время наиболее сложной и весьма актуальной. Именно поэтому целью работы школы-интерната 8 вида является- создание для детей специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздо-равливание, воспитание, коррекцию нарушений развития и, в конечном счете, - социальную адаптацию.
Основными направлениями работы, способствующими решению задач социальной адаптации с неполноценно развитой интеллектуальной сферой школьников, являются социально-трудовая адаптация и социально-бытовая ориентировка.
Социальная адаптация учащихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план школы 8 вида, но направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий СБО.
Социально - бытовая ориентировка(СБО) - специальные коррекционные занятия, направ-ленные на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формиро-вание знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение их общего раз-вития.
Первоочередная цель СБО — формирование знаний, уме¬ний, навыков, направленных на повышение уровня общего развития учащихся и их всесто¬ронняя подготовка к самостоятельной жизнедея¬тельности.
Основными задачами обучения социально-бытовой ориентировки являются:
- воспитание у обучающихся, воспитанников положительных личностных каче¬ств (чест-ность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);
- коррекция имеющихся у них дефектов и таким образом подготовка их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
Многолетний опыт работы свидетельствует, что для успешной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни необходимо выполнение следующих условий:
1. Целенаправленная педагогическая система работы, направленная на получение ребёнком конкретных результатов в освоении необходимых ему в жизни социально- бытовых знаний и умений;
2. Достижение каждым ребёнком максимально возможного уровня социально- бытовой подготовленности;
3. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам;
4. Достижение ситуации успеха.
Такие действия детей как- умение пользоваться ножницами, пришивание пуговицы, при-готовление простых блюд, уборка помещения и многое другое крайне необходимо в их повсе-дневной жизни.
Особые требования предъявляются к компетентности педагога - его умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение за-ранее сформулированных учителем образовательных результатов ребенка. Необходимо ком-плексно планировать образовательные, коррекционно - развивающие и воспитательные цели каждого урока, применяя наиболее рациональные методы, средства обучения и воспитания, спо-собствующие социальной адаптации и реабилитации учащихся. Для формирования социально - бытовых знаний и методов, используемых для решения проблем социальной адаптации, в ходе уроков учителю СБО необходимо предусмотреть использование разнообразных приёмов подачи новой информации. Система методов и приёмов должна определяться характером познаватель-ного материала, дидактическими и коррекционными задачами, уровнем общего развития и со-циально- бытовой подготовленности воспитанников, их возможностями.
Разнообразие применения способов упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемых, направленных на решение задач образования, воспитания и развития - рассказ, беседа, работа с учебником, моделирование реальных ситуаций, игровые методы, активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует введению новой информации по раз-личным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов. Основными формами и методами являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Эффективна и демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, которые формируют реальные образы и представления.
Такой подход позволяет реализовать учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, тем самым способствует максимальному их включению в активное учебное поведение.
Введение в процесс образования на уроках СБО метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объёмно, с позиции раз-ных дисциплин. При правильной организации уроков значительно расширяется бытовой и социальный опыт умственно отсталых детей. Учащиеся знакомятся с организациями и учре-ждения¬ми, в которые им придется обращаться по различным воп¬росам, начав самостоятельную жизнь- это магазины, поликлиники, мастерские по ремонту обуви и т.д. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, меди-цинской помощи.
Они обретают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Дети учатся ухажи¬вать за жилищем, планировать свой бюджет, помогать старшим ухаживать за младшими. Они усваивают мораль¬но-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере разви¬вается художественный вкус.
Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных си-туаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения (ролевые игры). Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации, учащиеся развивают навыки общения, учатся строить свои отношения с другими людьми.
Успешность социальной адаптации учащихся определяется и способностью адекватно применять знания, умения и навыки в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приёмы проблемного обучения- создание проблемных ситуаций. Разрешение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в изме-нённых условиях.
Очень важно учитывать реализацию разноуровнего обучения на основе личностно-ориентированного подхода, когда каждый ученик может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить "ситуацию успеха" в решении учебных проблем.
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья-результат всей коррекционно-воспитательной работы школы. Коррекционно-воспитательный процесс и процесс социальной адаптации тесно связаны. Проводимая во внеурочное время воспитательная работа дополняет занятия по социально-бытовой ориентировке. Дети с удовольсвием выполняют трудовые пору-чения по уходу за растениями, уборке класса,дежурство по школе и т.д.
Очень важно интегрировать коррекционный компонент в систему планирования всех служб учреждения, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста.
Взаимодействие классного руководителя, учителей-предметников, воспитате-ля,социального педагога, педагога-психолога, инструктора по труду, медицинских работников помогает совместно выявить проблемы, возникающие у учащегося, прогнозировать развитие личности, организовать работу по социализации школьников.
Анализ опыта работы позволяет сделать вывод, что коррекционно-педагогическое воздействие с целью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни имеет целостный характер; подго-товка к жизни есть одна из важнейших задач коррекционной школы.
В результате выпускник может научиться: правильно ухаживать за одеждой и обувью; узнавать и называть продукты питания; знать свой адрес места жительства; называть членов своей семьи и их имена;вежливому обращению к членам семьи; переходить улицу по пешеходному переходу по зеленому сигналу светофора; называть или показывать на пиктограмме, картинке магазины, в которых продают продукты.
Уроки СБО, как составляющая часть пути формирования готовности к самостоятельной жизни, реализует процесс социально-бытовой подготовки воспитанников, создаёт базу для со-циализации личности умственно-отсталого ребёнка; обеспечивает включение его в социальную среду, успешное развитие и функционирование в условиях изменяющегося социального окру-жения.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.
Актуальность выбранной темы проекта заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
Проблема – принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.
Цель – изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через реализацию детьми с ОВЗ своих способностей и достижение успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе.
Задачи – показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.
Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ
Образовательные возможности инвалидов в
России
Первые инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появились на рубеже 1980 – 1990 гг. так, например, в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег".
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.
Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым. Теория и практика проблемного обучения разработана в российской педагогике достаточно широко. Концепция этого направления в отечественной педагогике основывается на исследованиях С.Я. Рубинштейна, теория и практика проблемного обучения изложены в работах А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, М.Н. Скаткина. Практика проблемного обучения в начальной школе очень интересно изложена в работах С. И. Брызгаловой и других авторов. Конечно, этот подход не является единственным в обучении детей, в том числе, учащихся с особенностями развития. Формирование базовых школьных навыков и умений, таких как читать и понимать прочитанное, грамотно и красиво писать, считать, слушать, пересказывать, держать внимание на рутинной работе, не перебивать, и т.д. чрезвычайно важно и актуально, поскольку это тот фундамент, на котором можно построить и развить прекрасное творческое начало в каждом ученике, в том числе и ученике с особенностями развития. А вот способы и подходы к формированию таких базовых умений и навыков в инклюзивном классе будут несколько иными. Это, прежде всего, подход, центрированный на ребёнке, а не на взрослом, где самыми важными будут потребности и нужды каждого конкретного ребёнка, с особенностями или без них, а не профессиональные установки и стереотипы учителя. Это использование индивидуальных программ обучения, сотрудничество и работа в команде, как для учителей, так и для учеников. Вот об этом и стоит поразмышлять педагогам, которые хотели бы развить практику включения в образовательный процесс разных и нетипичных детей.
Интеграция и инклюзия
В настоящее время терминология, связанная с инклюзивным образованием находится в стадии разработки. Рассмотрим основные термины, связанные с проблемой инклюзивного образования.
Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает необходимым буквально для всех учеников в классе.
«Интеграция» и «инклюзия» - это два термина, которые часто используются один вместо другого, поскольку многие учителя и школы считают их синонимами. Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей без исключения частью общеобразовательной системы. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей.
Цели и основные составляющие инклюзивного образования
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
К основным элементам инклюзии можно отнести:
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
Пути решения проблем, связанных с инклюзивным
образованием
Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для учителей, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.
ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению - это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.
Заключение
Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.
Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития.
Материалы по инклюзивному образованию
http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio
Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка урока учителя 1категории класса «Особый ребенок» по предмету –
«социально-бытовоя ориентировка» по правилам дорожного движения в 5 классе ГБОУ школы-интерната №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Тема:
«Самые нужные правила»
Цель:
создать условия для закрепления и расширения у детей 5 класса «Особый ребенок» знаний о самых важных правилах дорожного движения.
Использованию интерактивных форм обучения для изучения и закрепления этих знаний.
Задачи:
Научить различать дорожные знаки, сигналы светофора, правила поведение участников дорожного движения.
Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь других людей на дороге посредством соблюдения правил дорожного движения.
Основные понятия: светофор, участник дорожного движения, элементы дорог.
Ресурсы:
-Основные- презентация,интернет-ресурсы.
-Дополнительные- наглядный и раздаточный материал
Организация пространства : гирлянды из дорожных знаков, светоотражающие полоски на одежде учеников, светофор со съемными кругами.
Цель: создать положительный эмоциональный фон,
способствовать психологической настройке учащихся на занятие.
Технология проведения
Работа фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Деятельность ученика- включение в учебную деятельность. Дополняют стихотворение хором, выполняют разминку.
Деятельность учителя- Обучающие, развивающие, диагностирующие задания каждого этапа. Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Читает стихотворение, проводит разминку.
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
Поморгайте глазками, массируют ушки, кивают головками.
Готовность к новому способу действия.
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся,
создать условия для дальнейшего целеполагания.
Слушают загадку и готовятся высказать своё мнение.
Формулирует вопросы и корректирует ответы.
Сегодня у нас пройдет необычный
урок, мы с вами отправимся в необычный город.где все знают и выполняют правила дорожного движения.
Слайд №1
Знакомство с элементами дороги
Цель: знакомить с Правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.
Изучаем понятия : обочина, тротуар, проезжая часть.
"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней
"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Слайд №2
Участники дорожного движения
Пешеходы- Пешеходом называется человек, находящийся вне транспортного средства на дороге. К пешеходам относятся люди, передвигающиеся в инвалидной коляске без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, коляску.
Пешеходам – тротуар Для машины, знают все,
Есть дороги, есть шоссе
Помнит также мал и стар,
Пешеходам – ТРОТУАР.
Водители– люди управляющие транспортными средствами
Встаем мы очень рано,
Проста у нас забота –
Любого пассажира
Доставить на работу.
Пассажиры - люди, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Таким образом, если мы пользуемся каким–либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.
Да, я понял главное –
Не шуми и не болтай
И водителя не отвлекай!
Как бы ни был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь,
Место малым или старым
Уступить не позабудь!
Не шуми и не болтай
И водителя не отвлекай!
Слайд № 3 «Светофор»
Цель: познакомить учащихся с понятиями “светофор”,научить правильно переходить улицу по сигналам светофора.
Загадка:
«Самый главный на дороге,-
Говорили мне друзья –
Разноглазый, одноногий,
С ним шутить никак нельзя».
Я немного испугался
Слыша этот разговор,
Но увидев, догадался-
Это ж, просто,-……… (светофор.)
Практическое задание:
Возьмите в руку кисточку и на листе бумаги закрасьте кружок –запрещающий сигнал светофора. А теперь покажите –какого он цвета. Молодцы! Конечно он –красный.А теперь закрасим следующий кружок, таким цветом, который обозначает сигнал светофора -«Приготовиться к переходу».Покажите кружок- все правильно-он желтый. Остался последний кружок-закрасим и его.Молодцы! Все закрасили его зеленым цветом- этот сигнал означает – «можно идти».( Приложение 1)
Правила поведения детей на улице
-Для чего нужен пешеходный переход?
Помогает организовать безопасное движение транспортных средств и пешеходов.
Слайд№4.Пешеходный переход.
Слайд №5. Схема движения по пешеходному переходу.
Слайд №6.Движение по пешеходному переходу маленьких детей и детей с ограниченными возможностями здоровья- с сопровождающим.
Цель: способствовать становлению внутренней установки личности соблюдать правила дорожного движениия. Развивать внимание и осторожность при переходе улицы.
Пешеходный переход — это участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу .
Схема движения по пешеходному переходу.
Переходные переходы- нужны для того чтобы обезопасить себя от столкновения человека и машины. Люди подвергают себя большой опасности, если ходят не по переходу! Водитель который тебя не увидит может врезаться в человека! И еще когда переходишь переход нужно смотреть -в лево, а потом в право. Распознать пешеходный переход очень просто. На знаке нарисован человечек в треугольнике идущий по полоскам.(Приложение 2)
Слайд №8 и 9. Правила поведения детей на улице.
Цель: Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
Повторим правила поведения на улице c помощью поиска правильных ответов на тест:
Можно играть на проезжей части дороги?
1) играть нельзя
2) можно, если в это время нет машин;
3) в малоподвижные игры.
Где можно кататься на санках и коньках в городе?
1) на пешеходной дорожке и тротуаре;
2) на обочине дороги;
3) в специально отведенных местах.
Кого можно катать на своем велосипеде на улице?
А) никого;
Б) только одноклассников;
В) детей младше 12 лет.
С какого возраста ребенок разрешается правилами дорожного движения ездить на велосипеде по улицам города?
1) разрешается с 12 лет;
2) разрешается с 10 лет;
3) разрешается с 14 лет.
Что можно отнести к причинам ДТП?
1) переход улицы перед близко идущей машиной;
2) переход улицы в неположенном месте;
3) все перечисленные варианты.
Итог занятия.
– Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребёнок. И вы как следует, запомните их, всегда выполняйте, а дома расскажите своим братьям и сёстрам, мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Не нарушайте их, тогда не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми!
- Сегодняшнее занятие хотелось бы закончить следующим стихотворением.
На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Рефлексия.
Цель: подвести итог проделанной работе на уроке,
соотнести цель урока с его результатом.
Формулируют предложения, осуществляют самооценку.
Интернет-ресурсы:
Сайт: www.uchkopilka.ruhttp://www.almatymotors.kz/SITEIMAGES/89.jpg
http://www.almatymotors.kz/SITEIMAGES/90.jpg
http://www.centr-bdd.ru/filefolder/images/2stop.jpg
http://www.roadsigns.ru/sch/default/Files/road_signs/zapreshaychie_013_big.gif
http://uaprom-image.s3.amazonaws.com/162768_w100_h100_538.gif
Список литературы
1.Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
2.Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
3.Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
4.Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. - М.: ОО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
5.Правила дорожного движения. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
6.Правила дорожного движения.. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
7.Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения детей на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2009г
Учитель -Лучкина Л.В.
ГБОУ школа-интернат №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект урока по предмету:
«Ручной труд»
в 6 классе «Особый ребенок»
по теме: «Изготовление объемной салфетки из бумаги.»
Составила: учитель класса «Особый ребенок»:
Лучкина Любовь Владимировна.
2016-2017учебный год
Конспект урока по предмету : «Ручной труд» в 6 классе «Особый ребенок» Учителя 1 категории: Лучкиной Л.В. Тема:
«Изготовление объемной салфетки из бумаги»
Тип урока: Урок закрепления знаний
Цель: Обучение различным приемам конструирования объемной салфетки из бумаги.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Совершенствовать навык работы с бумагой
Коррекционно-развивающие:
Развивать мелкую моторику в процессе обводки, наклеивания и вырезания
Воспитательные:
Воспитывать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Оборудование:
Раздаточный материал: ножницы, клей, лист белой бумаги, шаблон.
Демонстрационный материал:
образец изделия, технологическая карта, квадратики креповой бумаги, иллюстрации, И
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
словесные методы обучения, наглядные, практические, индивидуализация и дифференциация обучения, здоровьесберегающие технологии.
Прогнозируемый результат: сконструировать объемную снежинку, расширить и закрепить знания о снежинках, способствовать положительным эмоциям от выполненной работы.
1.Оргмомент.
Добрый день! Какой праздник скоро наступит? -Да, ребята, Новый год совсем близко, и сейчас я приглашаю вас в новогоднюю мастерскую.
Новый год идет по свету
В колеснице мчится,
И снежинок вереница
Вслед за ней кружится.
2.Сообщение темы урока. Новый год идет по свету. Мы с вами будем мастерить вот такую необычную, но очень красивую снежинку, похожую на цветок, для украшения нашего класса.
3. Повторение свойств бумаги.
Из чего сделана наша снежинка? (Из белой и креповой бумаги)
-Какими свойствами обладает бумага? Перечислите. (Мнется, режется, гнется, держит форму, клеится).
4.Подготовка к работе.
Проверим все ли готово к работе? Я буду называть, а вы будете кивать головой, если у вас есть этот предмет и крутить головой, если нет.
Клеенка, подставка для мусора, лист белой бумаги, ножницы, клей, шаблон.
5.Повторение техники безопасности.
Каким опасным инструментом мы будем пользоваться? Расскажите правила работы с ножницами.
6.Просмотр слайдов.
Вот теперь мы почти готовы к работе. Но сначала мы посмотрим, какие бывают снежинки. Просмотр слайдов.
Посмотрите, какие красивые снежинки! Они как будто хрустальные, звонкие и прозрачные. Все линии четкие, симметричные. Очень хочется потрогать их, взять в руки.
7.Физминутка (под музыку) Снежинки на ощупь холодные, поэтому мы сначала немного разогреем руки.
Мы снежинки вырезные, (показывают снежинку)
Много лучиков у нас, (соединяют подушечки пальцев)
Материал | Категория | Создано |
---|---|---|
Самые нужные правила | Коррекционная педагогика | 02/12/2021 15:52 |
Трудности в социальной адаптации детей с ОВЗ | Коррекционная педагогика | 16/11/2021 17:38 |
Формирование социально-бытовой компетентности через уроки СБО | Коррекционная педагогика | 02/04/2017 19:08 |
Самые нужные правила | Коррекционная педагогика | 31/03/2017 10:16 |
Написать сообщение в гостевую книгу и выставить рейтинг могут только члены нашего сообщества
Если Вы не являетесь членом нашего общества, но хотите оставить сообщение, вы должны зарегистрироваться
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.
Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»
Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А
Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»