Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование метода творческого проектирования
в коррекционной школе
VIII вида

Власова Виктория Валерьевна,
учитель технологии;
Маркелова Елена Михайловна,
учитель русского языка
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы (
VIIIвида) №502
Кировского района Санкт-Петербурга

 

.

Работая в тесном сотрудничестве, мы, учителя технологии и русского языка,  используем традиционные и инновационные  формы и методы работы в  урочной и внеурочной   деятельности.                   

В нашем образовательном учреждении обучающиеся овладевают знаниями и приобретают навыки по профессиям швеи, слесаря и столяра. Для реализации программ профессионального обучения мы широко используем метод творческого проектирования, который помогает развивать познавательную активность обучающихся, творческие способности, получать элементарные знания по экономике и технологии производства, совершенствовать навыки поисковой деятельности, используя возможности сети  Интернет, обогащать словарный запас и педагогические мастерские как форму организации учебно-воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

Так, например, в  9 классе проводилась педагогическая мастерская  «Моя будущая профессия», целью, которой было помочь детям выявить интерес, способности и возможность к определённому виду профессиональной деятельности. Работая в группах,  дети перечисляли  знакомые им профессии, указывали их плюсы и минусы. Однако, выбирая специальность  для себя, многие не осознавали своих реальных возможностей в получении некоторых профессий, например: врача, учителя, военного. Поэтому задачей педмастерской  было в необидной форме объяснить  невозможность овладения  ими  и направить интересы детей к доступным для них профессиям.

Подготовка к каждому проекту  по технологии проходит в тесном сотрудничестве с учителями русского языка, так как наши обучающиеся в силу особенностей своего развития  затрудняются в понимании устной и письменной инструкции, нуждаются в дополнительном объяснении  лексического значения и правописания  профессиональных терминов.

Количество учащихся, работающих над проектом может быть разное:

  • один человек 
  •  группа (2-4 человека)
  •  класс
  • школьный коллектив.

Хотим представить вашему вниманию наиболее интересные и актуальные проекты.

Каждый год, готовясь к последнему звонку, девятиклассницы решают важный для себя вопрос о выпускном наряде: приобрести  его в магазине или сшить самим. Особенно это актуально для девочек из детского дома, у которых нет возможности купить красивое. дорогое платье, а есть желание и умение  сшить его самим в школьной мастерской.

Вместе с учителем технологии они берутся за  дело, которое начинается с осознания  проблемы и выливается в создание проекта «Выпускной наряд». Уже на первом этапе работы  над проектом к ним  присоединяется учитель русского языка, он  помогает письменно стилистически верно  оформить  проблемную ситуацию в форме сочинения. Учитель технологии оказывает помощь  девятикласснице в выборе выпускного наряда, предлагая журналы мод, знакомя с историей костюма, стимулируя поиск выпускных моделей  в сети Интернет.

Когда ученица определилась с выбором модели, ткани, отделочных материалов, был произведен расчет себестоимости изделия, построены чертежи, изготовлены  выкройки, разработана технологическая карта пошива.

Платье было сшито в романтическом стиле и  напоминало  выпускные платья довоенной поры. А так как защита творческого проекта проходила накануне 9 мая, то в нее  были включены стихи о начале войны.

Вместе с учителем русского языка были выбраны  и подготовлены к выразительному чтению  стихи  С.Щипачева. Это нашло большой эмоциональный отклик  среди присутствующих. Работа ученицы была высоко оценена школьным жюри.

Особенно душевно  в школе прошла защита общешкольного проекта «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя  МАТЬ! », приуроченного ко «Дню матери. За этот проект с большим желанием взялись не только дети, имеющие любимых и любящих матерей, но и воспитанники детского дома. При постановке цели участникам проекта объяснялось, что на каком бы языке не звучало слово «мама», мы всегда поймем, о ком идет речь. Ведь для людей всех народов это самое святое, самое дорогое и самое первое слово. Каждая  мать желает своему ребенку  добра и мира и всегда стоит на их защите, против разжигания войн и национальной вражды.

Задачей 9 класса  было найти критерии, которые объясняют и показывают вечность прославления матери у всех народов мира. Проводя исследовательскую деятельность, обучающиеся пользовались  Интернет-ресурсами, материалами школьной  библиотеки.  Находили  и учили  стихи о матери поэтов разных народов. Брали  интервью, беседовали  с близкими, создали фотовыставку «Святая материнская любовь».

Итогом  творческой  деятельности обучающихся было создание презентации, чтение стихов. Девятиклассники   донесли до ровесников основной  вывод своей исследовательской деятельности: «Есть такая миссия на земле, которая целиком принадлежит женщине: стоять у колыбели, бороться  с любыми напастями, защищая огонёк новой жизни, вводить маленького человека в мир и помогать ему сделать там первые шаги».

Для учащихся 5-8 классов была поставлена задача сделать своими руками подарки для мам:

  • 5 класс – выжигают  рисунок  на разделочной доске, шьют мешочки для хранения сухих продуктов
  • 6 класс – делают деревянные лопатки, шьют полотенца для кухни
  • 7 класс – металлические совки для мусора, наборы прихваток
  • 8 класс -  табуретки, фартуки для кухни

Работа выполнялась с большим интересом и желанием. Защищая свои проекты, дети проявили творчество. Они рассказывали о том, что узнали, работая над проектом, а именно: русском народном творчестве, быте русской деревне, роли женщины в историческом прошлом. Представление изготовленных изделий проходило в  театрально-игровой форме. Похвальные отзывы о результатах проектной деятельности, полученные от родителей, подтвердили значимость профессиональной подготовки школьников в их дальнейшей  социализации.

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья способствует и проект «Мы разные, мы равные», посвященный Олимпийским и Паралимпийским играм в Сочи. Обучающимся  школы эта тема особенно интересна, так как многие из них занимаются в спортивных кружках нашего образовательного учреждения и мечтают стать олимпийцами.

Одной из интересных и любимых форм работы для учащихся с ОВЗ являются конкурсы (тематические и по предметам). Традиционным  среди старшеклассников  нашей школы  стал «Праздник труда». Ему всегда  сопутствует выставка творческих работ воспитанников. Конкурс  проходит ярко и интересно. На  нем дети соревнуются в выполнении трудовых заданий по изучаемым профессиям и профессиям, с которыми они знакомятся на уроках социально бытовой ориентировки. Во время выполнения заданий участники конкурса демонстрируют знания терминологии и навыки  правописания письменных инструкций при  решении  кроссвордов, работе с деформированным текстом,  составлении рецептов. Итогом праздника является выбор лучшего по профессии и показ мод, демонстрация изготовленных в трудовых мастерских изделий, создателями которых являются и девочки, и мальчики.Маленькая победа ученика - это ступень к достижению главной цели, к осознанию себя полноценным членом общества.

Несмотря на разницу в стартовых условиях образовательного процесса,  обучающиеся в школах VIIIвида  способны конкурировать с учащимися массовых школ в конкурсах профессионального мастерства, так как уроки технологии (трудового обучения) являются основными в коррекционных школах VIII  вида.

Ежегодно наши учащиеся  принимают участие и занимают призовые места в районных конкурсах детского творчества среди школ всех видов, демонстрируя свои профессиональные навыки по столярному делу (табуретки, садовые скамьи, санки, скворечники), слесарному делу (металлические совки, изделия из металлоконструктора), швейному делу (постельное белье, наборы для кухни, одежда, летние головные уборы, сумки).

Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в Региональной олимпиаде по технологии.   Она  включает в себя представление творческого проекта, а не защиту, как это делается на Олимпиадах для массовых образовательных учреждений,   и оценку качества выполненной работы. Для определения участников Олимпиады в нашей школе проходит конкурс «Мир профессий и твоё место в нём». Вместе с учителем технологии учащиеся выбирают тему проекта, составляют технологические карты, изготавливают изделие. На уроках русского языка учащиеся описывают проблемную ситуацию (сочинение), письменно оформляют результаты исследовательской деятельности, учатся брать интервью, оформлять свою работу, используя информационно-компьютерные технологии.

Участие в конкурсах способствует не только развитию профессиональных навыков, умению ориентироваться в социальном пространстве, но и найти свое место в современном обществе, а такжеспособствует развитию таких важных личных качеств обучающихся как: социальная компетентность, навыки решения проблемы, независимость, уверенность и самоуважение.

В заключение можно сказать, чтовышеизложенные формы и методы работы с учащимися с ОВЗ, позволяют помочь адаптироваться в современном обществе и найти свое место в нем.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»