Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методика коррекции у школьников  лёгкой  степени  дизорфографии

При разработке данной методики использованы методы и приёмы, описанные О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской, 2001 [2], Г.Г. Мисаренко, 2005 [5], Л.Г. Парамоновой, 2005 [6].

Логопедическая воздействие должно быть направлено на развитие у  детей с общим недоразвитием речи пространственно-зрительного восприятия, памяти, грамматического строя речи, лексики и связной речи. В работе со  школьниками с лёгкой степенью дизорфографии необходимо учитывать их слабую мнестическую деятельность и недостаточную сформированность внимания. Основным направлением является работа по развитию у школьников зрительного  восприятия.       

Первое направление логопедической работы-развитие зрительного восприятия.

Цель: формирование и развитие у детей пространственно-зрительного восприятия.

Задачи:

1) расширение объёма и уточнение зрительной памяти.

2) развитие зрительного анализа и синтеза.

1. Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.

А)Метод ненаправленной (свободной) конструкции буквы.

Основан на свободной актуализации образа буквы. Ребёнку даётся задание — сделать все возможные буквы из данных элементов, деталей (кружки, палочки — короткие и длинные и т.д.), но не задаётся исходная буква.

•После этого используется метод дорисовывания (дописывания) заданной буквы. И наконец, в конце второй стадии обучения дети уже на уровне представлений («в уме») выполняют всю серию операций с заданной буквой и устно перечисляют и пишут все буквы, которые можно построить из заданной буквы путем её реконструкции или конструкции из элементов. Эти занятия проводятся систематически и в течение длительного периода.

•Семантический (смысловой) метод.

Инструкция: а) написать (или списать) слова (например, молоко и музыка), б) подчеркнуть одинаковые буквы, в) написать их, г) придумать и написать слова, в которых были бы эти буквы. После этой работы можно проводить диктанты рукописных букв [4].

Б)Упражнения по развитию зрительной, речеслуховой и речедвигательной памяти[7].

1.Развитие умения воспроизводить цветовое расположение фигур.

А. Материал - куб с разноцветными гранями.

Б. Процедура и инструкция.Логопед показывает ребёнку куб, затем убирает его и предлагает воспроизвести расположение цветных квадратов.

2. Развитие умения воспроизводить ряд геометрических фигур.

А. Материал - наборы карточек с изображениями «заполненных» и контурных геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга).

Б. Процедура и инструкция.Логопед показывает ряд «заполненных» изображений, затем убирает их и просит воспроизвести увиденное с помощью раздаточного материала.

Аналогично проводится упражнение с контурными изображениями геометрических фигур.

3. Развитие умения воспроизводить ряд букв.

А. Материал - набор карточек с изображением печатных и письменных букв.

Б. Процедура и инструкция.

Ученик получает задание внимательно рассмотреть и запомнить 5-7 печатных (письменных) букв, затем воспроизвести их последовательность.

4.Развитие умения запоминать и воспроизводить слова.

А. Речевой материал - слова:

1) мальчики, санки, бегущий, поздравил, холодно;

2) рассказ, проходил, сумрачно, прозрачный, капуста;

3) звезда, льют, пищать, красиво, скупой.

Б. Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается прослушать и повторить: а) слова; б) слова, между которыми раздаются единичные хлопки в ладоши; в) слова, между которыми раздаются по два хлопка в ладоши.

5.Развитие умения запоминать и воспроизводить предложения.

А. Речевой материал - предложения: Солнце закатилось за горизонт.

Я живу на Невском проспекте. Летом в озере Байкал студёная вода. Б. Процедура и инструкция.Логопед во время прочтения предложения после каждого слова производит хлопок в ладоши, затем просит школьника повторить предложение.

6. Развитие оперативной кратковременной памяти.

А. Речевой материал - скороговорка:

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

Б. Процедура и инструкция.Учащемуся предлагается воспроизвести скороговорку сразу после её прослушивания, через одну, три, пять минут.

2.Развитие зрительного анализа и синтеза.

А) Переписать предложения, вставляя вместо точек пропущенные предлоги.

Птенцы сидят ___ гнезде. Котёнок играл ___ клубком. Книга лежит ___ столе.

Б) Прослушать рассказ «Весна». Самостоятельно прочитать этот текст. Пересказать его. Записать этот текст под диктовку[ 8].

Весна..

Тает снег. Тепло и ласково светит солнце. Бегут весёлые ручейки. Уже прилетели грачи. Скоро на ветках деревьев появятся первые листочки.

-Послушай ещё раз первое предложение.

-Сколько в нём слов?

-Сколько слов во втором предложении?

-Сколько слов в третьем предложении?

-Сколько слов в четвёртом и пятом предложениях?

2.1.Упражнения по развитию зрительного гнозиса,анализа и синтеза[7].

1. Развитие умения узнавать изображения предметов (по контурным линиям).

А. Материал-картинки: яблоко,собака,ложка,утка,чашка.

Б. Процедура и инструкция.Логопед поочередно показывает картинки с контурными изображениями яблока, собаки, ложки, утки, чашки и просит детей внимательно рассмотреть, а затем назвать изображённые на них персонажи или предметы.

2.Развитие умения узнавать изображения предметов по пунктирным линиям.

А. Материал- карточки с пунктирными изображениями настольной лампы, лопаты, дерева.

Б.Процедура и инструкция.Логопед показывает детям карточки с пунктирными изображениями настольной лампы, лопаты, дерева и т. д. и просит внимательно рассмотреть каждую картинку отдельно и сказать, что на ней нарисовано.

3.Развитие умения узнавать предмет в «зашумлённом» изображении.

А. Материал карточки с контурными изображениями яблока, собаки, машины, дерева, вазы.

Б Процедура и инструкция.Ребёнку предлагается рассмотреть карточки с контурными изображениями яблока, собаки, машины, дерева, вазы. Они перечёркнуты линиями в различных направлениях.Ученик называет нарисованное.

Второе направление  – развитие грамматического строя речи.

Цель: формирование у детей грамматического строя речи.

Задачи:1) развитие умения дифференцировать звуки,

2) развитие умения согласования слов в числе,

3) развитие умения согласования слов в роде,

4) развитие умения определять безударные гласные,

5) развитие слогового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.

1. Дифференциация звуков.

А) Вставить пропущенную букву (С или З). Записать три предложения под диктовку.

У се__тры  Сони  ра__болелся   __уб.В моро__ном  ле__у  потре__кивали  сучья.Мы на__обирали в кор__ину грибов: ли__ички, гру__ди, подо__иновики  и   __ыроежки.На__тупил  моро__ный,  __имний вечер, на улице  и__крился   __нег.Речка __аро__ла  о__окой.

Б)Прочитать рассказ. Проговорить сначала слова, в которых есть буква Ш. Затем слова, в которых есть буква Ж. После устной работы – диктант.

Диктант.

Прошли летние дожди. Серёжа и Алёша вышли на улицу. После дождя большие лужи. Мальчики шлёпали по лужам. Дедушка вышел на улицу в галошах. Он грозил шалунам.

2. Согласование имён существительных и глаголов в числе.

А) Закончить предложения, изменяя слова по образцу.

Образец: Лодки плывут. - Лодка плывёт.

Ракеты летят. — Ракета ...                          Сады цветут. — Сад ...

Машины стоят. — Машина ...                   Плащи висят. — Плащ ...

Ветры гудят. — Ветер ...                             Толпы спешат — Толпа ...

Сугробы растут. — Сугроб ...                     Телята мычат. — Телёнок ...

Костры дымят. — Костер ...                       Синицы свистят. — Синица ...

Комары пищат. — Комар ...

Б) Каждую пару предложений из левого столбца заменить одним — из правого.

Образец: Лена собирает грибы. Саша собирает грибы. Дети собирают грибы.

Лена ест салат. Маша ест суп. •Мальчик моет лицо. Девочка моет руки.

•Катя снимает варежки.Соня снимает пальто.•Земляника зреет. Малина зреет.

3. Согласование в роде.

А) Выписать из текста поочередно предложения со словами среднего, женского и мужского рода:

Подул ветер. Набежало облако. Поднялась пыль. Солнце скрылось. Потемнел лес. Пошёл дождь. Сверкнула молния. Загремел гром.

Б) Выписать парами главные слова из предложений, подчеркивая окончания [о] или [а]в глаголах среднего и женского рода. Устно указать вопросы к главным членам предложения.

Образец: Небо дышало (с. р.) ... Дышало (ч т о?)... Небо (что делало?)...

1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. Потемневшее море пенилось, бурлило, шумело. Буря прошла, и земля освежилась. Весной Волга затопила берега. Зазеленела молодая берёзка. Тёмное облако закрыло небо.

2) Приближалась дождливая осень. Поле покрылось снегом. Небо озарилось огнями салюта. Пламя медленно разгоралось. Утка бросилась в заросли. Река затянулась тонким льдом. В июле созрела рожь. За окном промелькнула ласточка. Громко свистела бойкая синица.

4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

А)Прослушать стихотворение. Повторить правило проверки безударных гласных. Исправить ошибки:

Буква А и буква О обижаются давно:

— Нас, ни в чем не виноватых,                  то какая-то «трова»...

часто путают ребята.                               Ведь завянет травка даже,

Больше всех Петруша Лямин                  коль при ней такое скажут!..

издевается над нами.                              Буква А и буква О обижаются давно:

Изуродует словечко                            —Скажем мы без всяких правил,

пишет через А «калечко».                      как Петруша нас заставил, —

Букве А стоять здесь стыдно...               будто мы ему враги...

Вдруг у Лямина Петра                             Хоть из азбуки беги!

выползут из-под пера

то какие-то «драва»                                                    (Л.Дружинкинин.)

Б) Прочитать текст упражнения. Выписать парами однокоренные слова, отметив ударную гласную в корне значком «ударение» над буквой, а безударную гласную — точкой снизу. Объяснить, почему одно слово является проверочным для второго.

Списать после такого анализа слов текст полностью, вставляя пропущенные безударные гласные.

Образец: час - часы.1) Целый час я решал задачу. Наши ч-сы идут верно. Ветер надул парус. Корабль подн-л п-руса. У б-льной поднялся жар. Дедушка сегодня болен. С-довник осмотрел посадки. В-ренье варят в т-зах.

2) В поле мы видели норы сусликов. Н-ра лисы больше. Слон очень силён. Сл-ны живут ст-дами. Пастух гонит стадо в с-ло. Сельские жители вст-ют рано. Встану я на заре. Сова — н-чная птица [3].

5. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов.

А) Игра «Как потерялась буква, но нашлось новое слово».

•Ниже написаны слова. Прочитай их. От написанного слова отделяй буквы, как показано в примере. Какие новые слова у тебя получились? Запиши их.

Например: ЯБЕДА – БЕДА – ЕДА – ДА

Материал-слова: густо,улей,ягода,Коля.

•Добавь букву к написанному слову так, чтобы получилось новое слово.

Например: ЛУГ – ПЛУГ.

Материал-слова: лён,осы,усы,рот,оса,мех,вол,сто,лень [1]

Третье направление – развитие лексики и связной  речи.
       1.Составление рассказа или пересказа.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

1) развитие навыка составлять рассказ по картинкам.

2) развитие навыка составлять пересказ.

1.1. Занятия по серии картинок «Умный ёжик».

     Цель занятий: обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, умению грамматически правильно оформлять слова и фразы.
     Основные задачи:
     1.Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета, умений:воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления  содержания отдельных картинок;
     2.Развитие фразовой речи детей, навыков составления:распространённых ответов на вопросы;использование фраз из 3-6 слов при составлении рассказа;
     3.Формирование навыков словоизменения (в основном имён существительных);
4.Формирование навыков образования притяжательных прилагательных.
Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска.
Обучение по данной серии картинок проводится на двух занятиях.
Логопедическое занятие 1.
I. Организационная часть. Подготовка детей к основной части задания. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются 2 загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.
Загадка о яблоке: «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие дети».
Вопросы: - Скажите, ребята, где растут яблоки?
 - Как называется дерево, на котором растут яблоки? (при повторении вопроса: «Где растут яблоки?» - дается инструкция отвечать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа «на яблоне».)
Загадка о ёжике: «под соснами, под ёлками бежит клубок с иголками».
-Кто скажет, где живёт ёж?
II. Разбор содержания картинок.
        -Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошёл с одним ёжиком.
Проводится разбор содержания картинок в вопросно-ответной форме.
Вопросы к картинкам.
Первая картинка
-Что вы видите на этой картине?
-Какие деревья здесь растут?
-Как называется место, где растут яблони?
(при затруднении даётся подсказка: «Это слово начинается со звука [С]).
-Кто изображён на картинке?
При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с вопросительными словами «кто» и «что».
-Что делает ёжик? Что он делает с яблоками?
  Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча», «кучка». В случае необходимости  слова воспроизводятся по подсказу начального слога.
Вторая  картинка
-Что сделал ёжик? Куда залез ёжик? (на дерево?);
-Где лежат яблоки? (под деревом);
-Где сидит ёжик? (на дереве).
(Дети упражняются в словоизменении на основе слов «дерево» и «яблоня». Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слова по цепочке.)
        Третья  картинка
-Что сделал ёжик? Как прыгнул (упал) ёжик?
(Вводятся словоформы – «на спину», «спиной вниз».)
-Куда упал ёжик? (на яблоки).
        Четвёртая  картинка
-Что изображено на этой картинке? Куда пошел ёжик?
(Вводятся слова «наколоты», «нанизаны», которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении.)
В заключение даётся ряд общих вопросов:
        -Почему яблоки лежат на земле?(Внимание акцентируется на слове «созрели».)
-Какое время года здесь изображено? Когда созревают яблоки? (в конце лета, в начале осени). Указанные словосочетания закрепляются в развёрнутых фразах-ответах, например: Яблоки созревают в конце лета.  
При работе с детьми более сильной группы разбирается содержание первой, второй и четвёртой  картинок.
III. Размещение картинок детьми в нужной последовательности на наборном полотне. Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребёнком).
Логопедическое занятие 2.
         I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.
Один из детей размещает на наборном полотне картинки в нужной последовательности.
II. Упражнение в дополнении заданий, предлагаемых педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все дети).
-Яблоки лежат на… под… (траве, деревом);
-Ёжик собрал яблоки в… (кучку);
-Ёжик залез на… (дерево, яблоню);
-Ёжик прыгнул на … (яблоки);
Яблоки накололись на… (колючки, иголки) и т.д.
     III.Обучение детей составлению завязки рассказа (начала к избранному действию).
       а) Воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам:
-Что виднеется вдали?
-Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?)
-Что было рядом с лесом?
-Что однажды решил сделать ёжик?
Наряду с краткими  требуются развёрнутые ответы.
б) Педагог даёт  образец начала рассказа.
В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках). 
Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие… (яблони). Ёжик добежал до… (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле большие румяные… (яблоки). Ёжику захотелось принести домой… (яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик. Думал, думал и придумал.
        IV. Составление рассказа детьми.
1.Составление рассказа по цепочке – по первым картинам – фрагментам.
2.Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком (ведётся аудиозапись).
3.Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия, придумываемой детьми по предварительно заданным,направляющим вопросам.
  -Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел.
V. Упражнения в подборе слов-определений к данному слову. Даётся характеристика действующего лица (по вопросам):
 - Что можно сказать про ёжика, какой он?
      Актуализируется ряд слов-определений. Например:
  - Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? Догадливый.
 - А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил, как ему нужно поступить. Значит, ежик, какой? – Сообразительный.
 - Ёжик нашел выход из положения – «находчивый ёжик» и т.п.             
  Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос «Что можно сказать о ёжике?» - один-два ребёнка повторяют все указанные определения.

2. Составление рассказа детьми.

    Цель занятий: обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества.
   Основные задачи:1. Обучение составлять продолжение незаконченного рассказа без опоры на наглядный материал.
2. Развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом материале, опираться на стержневые, исходные данные и существенные детали при составлении собственного рассказа.
3. Формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного решения, определение последовательности событий и др.).
4. Формирование грамматически правильной фразовой речи.
  Обучение проводится на двух занятиях. Используется текст неоконченного рассказа.
                                          Текст  рассказа.
    Вася летом жил в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой лес. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Однажды он вышел рано утром, пошел в лес и зашел очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился. Он сел отдохнуть под большую, ветвистую берёзу и задумался. Как найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка, но куда она идёт, Вася не знал. Прямо начинался спуск к реке. А налево был густой лес. Куда идти?
          Логопедическое занятие 1.
I.Организационная часть. Объяснение цели занятия.
II.Чтение текста. Текст незавершенного рассказа прочитывался дважды.
Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения детьми отдельных предложений (или их частей) нужными по смыслу словами и словосочетаниями (выделены в тексте).
III. Воспроизведение детьми незаконченного рассказа по вопросам педагога:
 - Где жил Вася летом?
 - Что было рядом с деревней?
 - Что любил делать Вася?
 - Что случилось с ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д.
IV. Воспроизведение лексического смысла рассказа по вопросам:
 - Какой лес был рядом с деревней? Рядом с деревней…
 - Когда Вася вышел из дома? Он вышел…
 - Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел… и т.д.

При затруднениях в составлении развёрнутых ответов начало фразы даётся педагогом. Выделенные слова подчёркиваются интонационно [1].   

3.Формы  работ по развитию связной речи и лексики.

3.1.Работа с деформированным текстом.

3.1.1.Составление рассказа из разрозненных предложений.

Предложения записаны на доске вразброс, вне логической после­довательности. Учащимся предлагается внимательно прочитать их и обдумать. После этого логопед задаёт вопросы, которые помогут учащимся в составлении рассказа. С какого предложения надо на­чать рассказ? Почему? Почему другое предложение нельзя поста­вить первым? Какое из двух предложений надо поставить раньше? Почему? Учащиеся, направляемые вопросами логопеда, располага­ют предложения в нужном порядке. После этого кому-либо из луч­ших учеников предлагается прочесть получившийся рассказ вслух.

3.1.2.Работа с деформированным предложением.

Игра «Кому что досталось».

Ученик, вызванный к столу, достаёт из коробки карточку, где на­писаны слова, с которыми надо устно составить предложение. Если он сделает это правильно, то с одобрения логопеда записывает его на доске, комментируя каждое слово. Остальные дети пишут в тетради.

3.2.Изложение.

Большая роль в системе занятий по развитию и коррекции письменной речи принадлежит изложениям. Они способствуют развитию активного внимания, памяти, восприятия, связной ре­чи, обогащению словаря учащихся. При работе над изложением появляется необходимость сознательно применять полученные орфографические навыки и грамматические знания. При рассмотрении данной коррекционной темы целесообразно подробнее остановиться на изложении-описании. Основным в работе над изложением является составление плана. Планы могут быть полные и краткие. На самых начальных этапах работы над изложением ло­гопед предлагает ученикам готовый план. Но в дальнейшем уча­щиеся уже могут и должны самостоятельно составлять план — с данным видом работы они познакомлены на уроках русского языка и чтения в начальной школе.

Работа над планом может проводиться в следующем порядке:

1.Деление текста на части — сначала под руководством лого­педа, затем самостоятельно — и составление вопросов к ним.

2.Подбор заголовков к каждой части. Ответы на вопросы плана.

3.Чтение текста по частям и определение по данному плану, не пропущено ли что-либо в нём.

4.Составление нескольких вариантов заголовков к  частям текста.

5.Работа над заглавием текста в целом.

Можно дать детям задание нарисовать к текстам рисунки цветными карандашами. Помимо того, что в этом проявляется иллюстративное изложение материала, картинки можно срав­нивать, а поэтому создаётся возможность упражнять детей в описаниях-сравнениях. Особое внимание при работе над изло­жением должно быть уделено работе со словарём.

Четвертое направление логопедической работы - развитие памяти.

Цель: развитие вербальной памяти детей.

Задачи:

1) развитие кратковременной памяти.

2) развитие долговременной памяти.

• Игра в имена: сейчас я назову несколько имён. Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс, Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет, Генри. Назови имена, которые ты запомнил.Раздели эти имена на группы или классы, например: мужские и женские.

•Игра «Потерялась буква»: вспомни, в каких словах были ошибки. Назови правильные слова. Назови правильные буквы [3].

•Тает снег. Течёт ручей.     •Жучка  будку  не доела    • Мама с бочками пошла

На ветвях полно врачей.     Неохота.Надоело.                  По дороге вдоль села.

• Мы собрали васильки,  •Миша дров не напилил,.    • Старый дедушка Пахом

На голове у нас-щенки.      Печку кепками топил .     На козе скакал верхом.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»