Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Поурочное тематическое планирование и методические
рекомендации к учебному пособию В.Н. Tростникова

 «Лекции по курсу «Основы православной культуры». Части 1 – 3.» Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский Дом  печати», 2009 г. – 432 с.

Федоренко Сергей Александрович,
преподаватель АНО ДПО «Академия инновационных технологий»,
учитель истории ЧОУ «Школа им. Каргеля и Бедекера»
Петроградского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка.

   Данному учебнику по ОПК дали положительную рецензию игумен Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАЕН и Захарченко Марина Владимировна, доктор философских наук, профессор СПБАППО. Приветствовал выход этого учебника известный режиссёр Никита Михалков, президент Российского фонда культуры. Автор этого учебника по ОПК – известный российский философ и писатель Виктор Тростников, до этого издавший фундаментальный труд «Православная цивилизация». Учебник В. Тростникова вышел позже первого издания учебника Бородиной и раньше учебника отца Андрея Кураева. Он принципиально отличается по своей концепции и содержанию от них. Культура рассматривается автором как составная часть цивилизации. Лекции удачно дополняют как предмет истории, так и предмет культурологии.

   Данный курс не подходит для преподавания ОПК в 4 – 5 классах общеобразовательных государственных школ. Однако он может быть использован в качестве элективного курса для учащихся 9 – 11 классов школ с гуманитарным профилем обучения. Он приемлем для частных православных гимназий. В одном из подобных учебных заведений – в НОУ «Православная общеобразовательная гимназия святого благоверного великого князя Александра Невского» в 2009/2010 учебном году он был апробирован автором данной разработки в 10 классе.

 

 

 

№ П/П

 

    Тема      раздела

 

 Тема урока

Основное      содержание изучаемого материала

 

Формы контроля

 

Тип урока

 

Тема№1. Исторические корни православной культуры.

 

 

 

 

1

 

Вводное занятие

1. Что понимается под понятием "культура"?

Понятие культуры в широком и узком смысле.

2. Особенности русского фольклора.

3. Понятие о "культурно - историческом типе" Н.Я. Данилевского и

"цивилизации" Арнольда Тойнби.

4. Структура цивилизации: ядро (тип верования), питательная мякоть (культура) и защитная скорлупа (государство).

5. Корни и шкала ценностей православной культуры.

 

УО

беседа

2

 

Путь от шаманизма к эллинизму

1. Шаманизм - начальная школа человеческого миропознания.

2. Трансформация шаманизма в язычество.

3. Реликтовые формы национальных религий, в основе которых лежит шаманизм - даосизм и синтоизм.

4. Установление единобожия в результате Откровения. Ранний иудаизм Ветхого Завета.

5. Закат древнеизраильской цивилизации.

6. Появление Эллинской цивилизации в Европе.

 

УО, ПР

Комбинированный урок

3

 

Путь эллинской цивилизации

1. Ядро эллинской цивилизации – многобожие (для толпы) и метафизика (для

аристократии).

2. Гомер. "Илиада" - основа многобожия.

3. Перикл - основатель афинской демократии.

4. Элеаты и Платон - "золотой век" эллинской философии.

5. Александр Македонский (356 - 323гг. до Р.Х.) и распространение Эллинской цивилизации на Восток.

6. Упадок греческого полиса и конец великой философии.

 

УО, СУ

беседа

4

 

PAXROMANA– идея вселенской миссии

1. Механическое копирование римлянами многобожия с греческого образца.

2. Конец Римской республики. Замена культа священного и всесильного города Рима культом обожествляемого и всесильного императора, более понятным народу.

3. Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. Начало превращения

христианства в государственную идеологию.

 

УО, ПР

Комбинированный урок

5

 

Рождение православной цивилизации.

 

1. Замена христианской цивилизацией языческой цивилизации Римской Империи.

Синтез израильского единобожия, греческой метафизики и римской вселенскости.

2. Преображенное единобожие.

3. Преображенное учение элеатов.

4. Преображённое римское мессианство.

 

УО

беседа

6

 

Основной догмат православия и его духовные плоды.

1. Символ веры. Основной догмат (главное упование православного верующего) - ядро православной цивилизации.

2. Бог есть любовь. Любовь - коренное и всё остальное определяющее отношение внутри Троицы.

3. Сын - наш Спаситель.

Заповеди блаженств из Нагорной проповеди (Мф.5,3 - 11).

4. Царство Небесное и царство земное.

 

УО, СУ, ПР

Комбинированный урок

7

 

Адаптация Римской Империи к Христианству.

1. Материализм агонизирующего римского язычества.

2. Нравственная апологетика. Антропный принцип.

3. Появление интереса к Библии.

 

УО, СР, ПР

Комбинированный урок

8

 

Первые плоды христианизации Римской Империи.

 

1. Наполнение Церкви народной массой.

2. Христиане, укоренённые в вере ещё до Миланского эдикта.

3. Высшая власть.

 

УО

лекция

9

 

Православие между двух огней.

 

1. "Великое переселение народов".

Этнический состав населения, политическое устройство и тип верования.

2. Появление Католической цивилизации.

3. Появление Исламской цивилизации.

 

УО

лекция

10

 

Христианизация Руси до князя Владимира.

 

1. Духовное пробуждение Руси.

2. Аскольд и Дир: первая попытка крещения Руси.

3. Княгиня Ольга: вторая попытка.

 

УО

лекция

11

Тема №2. Отличительные особенности Православной культуры.

 

 

Русские становятся православными.

1. Последняя четверть века без Церкви.

2. Обращение Владимира и Крещение Руси.

3. Борис и Глеб - первые русские святые.

 

УО, СР

Комбинированный урок

12

 

 Общие законы формирования культуры в рамках конкретной цивилизации.

1. Триада: дух, душа и тело.

Человек - вершина пирамиды творения, синтез её всех этажей. Сопоставление "Шестоднева" с последними данными науки.

2. Первая стадия формирования культуры. Использование готовых культурных форм.

3. Вторая стадия. Расцвет культа и отпочкование от него светской культуры.

4. Третий этап. Светская культура обретает самостоятельность.

 

УО

лекция

13

 

Зарождение русской православной культуры.

 

1. Крещение Руси. Киевская Митрополия - рядовая епархия Константинопольской Церкви.

2. Репетиция автокефалии. Митрополит Иларион. "Слово о Законе и Благодати".

3. Православный взгляд на верховную власть.

4. Современная классификация форм верховной власти.

 

УО, ПР

Комбинированный урок

14

 

Дальнейшее формирование русской православной культуры.

 

1. Разгром татаро - монголами ещё недоразвившейся цивилизации средневековой Руси.

2. Продолжение развития русской православной культуры в условиях потери

Русью государственного суверенитета.

3. Принцип "симфонии" между Церковью и государством.

 

УО

лекция

15

 

Место монашества в православной цивилизации.

 

1. Евангельская заповедь любви.

2. Монах изменяет самого себя. Святоотеческая схема восхождения. "Лествица"преподобного Иоанна Лествичника.

3. Как происходит это восхождение: "умная" молитва и восприятие Божественной энергии.

4. Влияние монашества на общество.

 

УО, ПР

Комбинированный урок

16

 

Православный идеал человека.

1. Православное учение о человеке. Учение о кенозисе Господа Иисуса Христа.

2. Почему наши предки называли свою землю Святой Русью?

3. Свойства, присущие всем православным святым.

4. Другие качества православной святости, служившие предметом подражания в России.

 

УО, СР

Комбинированный урок

17

 

Православная эстетика видимых форм.

1. Воздействие нового типа верования на общество, приводящее к изменению последнего. Формирование "новой твари" - нового типа человека.

2. Архитектура.

3. Обустройство жилого помещения.

4. Изобразительное искусство.

 

УО

лекция

18

 

Православное отношение к слову.

1. Творение мира Словом.

2 . Русский язык.

3. "Книжные люди" Руси.

4. Излюбленные сюжеты.

 

УО, ПР

Комбинированный урок

19

 

Светская русская культура.

1. Секуляризация русской культуры в начале XVIIIвека.

2. Литература "золотого" века.

3. Литература "серебряного" века.

4. Изобразительное искусство.

 

УО, СР

Комбинированный урок

20

 

Русская культура XXвека.

1. Пролетарская культура (Пролеткульт).

2. Советская культура.

3. Постсоветская культура.

 

УО

лекция

21

Тема №3. Православная культура в лицах и событиях

Император Константин Великий: получил кесарево и отдал его Богу.

1. Рим: переход от Республики к Империи.

2. Потеря Римом сакрального статуса города-властелина.

Дарование Каракаллой римского гражданства провинциям.

3.Миланский эдикт 313 года: рождение нового духовного ядра.

 

УО, СР, ПР

Комбинированный урок

22

 

Бог творит историю через людей.

 

1. Земные силы, работающие на Божий Промысел.

2. Церковь, власть и народ: взаимоотношения в истории.

Личность святого Иоанна Златоуста.

3. Церковь, власть и народ в современной России.

 

УО, СР, ПР

Комбинированный урок

23

 

Олегов щит

1. Понятие "русский".

2. Войны с Византией.

3. Последствия войн: кратковременная и долговременная перспективы.

4. Первичность религии по отношению к культуре в процессе формирования цивилизации.

 

УО, ПР, СУ

Комбинированный урок

24

 

Вселенские учители, удостоенные титула "Богослов". 

1.У истоков христианского богословия. Иоанн Богослов. Взаимоотношения Отца и Сына.

2. Григорий Богослов - защитник православного Символа веры от арианской ереси.

3. Огромный вклад Симеона Нового Богослова в богопознание.

 

УО

беседа

25

 

Святитель Иларион. Князь Андрей Боголюбский.

1. Личность митрополита Илариона: ключевая роль в формировании русской государственности.

2. Репетиция автокефалии.

3. "Слово о Законе и Благодати": истинное христианское чувство чуждо политкорректности.

4. Закон "не с первого раза" при совершении больших сдвигов в общественной или государственной жизни стран и народов.

5. Княжение Андрея Боголюбского (1111-1174): неудачная попытка установить царство.

 

УО

лекция

26

 

Сердце православной Руси.

1. Разные пути выхода из феодализма на западе и востоке Европы.

2. Функция Западной Церкви по противостоянию дробления Европы на своей канонической территории.

3. Церковно - государственные отношения на Руси. Иван Калита и Митрополит Пётр.

 

УО

лекция

27

 

Феномен православного юродства. Василий Блаженный.

 

Основные вопросы содержания учебного материала:

1. Первые сведения о юродстве на христианском Востоке.

2. Первое упоминание о юродстве на Руси. Прокопий Устюжский.

3. Святые юродивые XIV  века: Феодор Новгородский, Николай Кочанов, Николай Салос, Максим Московский.

4. Великий московский юродивый Василий Блаженный (XV-XVIвв.).

 

УО

беседа

28

 

Подвиг Ивана Сусанина.

 

1. Желание Земского Собора 1613 года избрать царём боярина Михаила Романова. Попытка польского отряда захватить или даже убить Михаила и его мать в их деревне Домнино Костромского уезда.

2. Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, заведшего врагов в болото и в ярости убитого ими.

3. Посвящение подвигу Сусанина первой русской оперы мирового уровня.

Большевистская корректура оперы.

4. Историческое и историко - философское значение подвига Ивана Сусанина.

5. Монархические черты в русском менталитете.

 

УО

беседа

29

 

Патриарх Никон.

 

1. Проникновение западных технических новшеств и новых идей в Россию

в царствование Алексея Михайловича.

2. Деятельность кружка боголюбцев. Выдвижение Никона. Сближение молодого царя с архимандритом Никоном.

3. Патриаршество Никона. Его влияние на царя в деле присоединения Украины.

4. Активное церковное и монастырское строительство Патриарха Никона.

5. Церковная реформа и последующая судьба Никона.

 

УО

лекция

30

 

Пётр Великий

1.Неразгадонность личности Петра в классической русской литературе золотого века.

2.Неопределённость оценки Петра Великого философами и писателями серебряного века.

3.Пётр как создатель Империи.

УО

лекция

31

 

Александр Iи Наполеон I: два императора на весах истории

1.Неизвестный Наполеон – глубоко религиозный католик и полководец-триумфатор.

2.Иной путь императора Александра.

3.Их встреча на полях сражений.

4.Старец Феодор Кузьмич: последний экзамен императора.

УО

лекция

32

 

Император Николай Павлович: тот, кто отодвинул масонскую революцию на 90 лет

1.Император и поэт.

2.Мифы и действительность.

3.Западники и славянофилы.

УО

беседа

33

 

Николай Яковлевич Данилевский – недооцененный сын России

1.Личность мыслителя.

2.Новый взгляд на всю историю человечества.

3. Преодоление славянофильского мечтательства.

4.Человечество. Дикая природа.

УО

лекция

34

 

Русский философ Константин Леонтьев: тот, кто понял, куда ведёт «прогресс»

1.Жизнь и смерть Константина Леонтьева.

2.Познание гибельности «прогресса» на основе эстетического критерия истинности.

3.Составляющие «прогресса».

УО

лекция

35

 

Владимир Соловьёв: без него Россия была бы беднее

1.Самый почвенный западник.

2.Логичное обоснование троичности Бога.

3. «Смысл любви» и «Оправдание добра».

4.Его «София».

УО

лекция

36

 

Государь Николай II: путь на Голгофу

1.Учение ряда православных богословов об «удерживающем».

2.От чего старался уберечь Россию Николай II.

УО

беседа

37

 

Метафизика российской революции

1.Коллективная память о русской революции.

2.С чего в России начался революционный процесс?

3.Вызов эпохи и ответ на него.

4.Создание псевдорелигии.

УО

лекция

38

 

Цена Победы

1.Очередная годовщина как юбилей.

2.Резервы народа.

3.Вклад «духовных военачальников» в Победу.

УО

беседа

39

 

Русская святость и российская государственность

1.Святость Киевской Руси.

2.Святость в Московском Царстве.

3.Святое монашество Российской Империи.

УО, ПР, РУ

беседа

Примечание:

УО – устный опрос    ПР – практическая работа   СР – самостоятельная работа   СУ – сообщение, подготовленное учащимися       РУ –  защита рефератов, подготовленных учащимися

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»