Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Слово конфликт происходит от латинского – «столкновение, противоборство». В природе постоянно происходит противоборство стихий: вода-огонь, земля-вода, земное притяжение-полет и т.д.

 Конфликтные ситуации происходят постоянно в жизни людей. Конфликты подобно камням, которые мы бросаем в воду, оставляют круги. Причины, порождающие негативное отношение к конфликту, столь же закономерны, как сам конфликт.

Дети с проблемой в развитии воспринимают конфликт как крупную ссору или склоку с бранью и припоминанием всех былых обид и неудач.

 Два приятеля Витя и Толик делали открытки к празднику 23 февраля оба увлеченно рисовали танки и пушки, но тут у Толика сломался карандаш и вместо того, чтобы попросить он вырвал карандаш из руки Вити. Витя, конечно, возмутился «Ты что, попросить не можешь?» Но Толик в ответ начал обвинять Витю в том, что он тоже взял у него игрушку без разрешения, а он так хотел в  нее поиграть! И начались взаимные упреки и обвинения «ты мне не дал…,а ты у меня взял…». И если бы не вмешательство педагога конфликт мог бы перерасти в драку. Подобное восприятие конфликта встречается довольно часто. Конфликтное взаимодействие у детей с проблемой в развитии может быть деструктивным и затратным, т.к.:

- оно не приводит к новым решениям и новым способам поведения, и проблема сохраняется;

- отнимает энергию;

- способствует снижению самооценки;

- нарушает нравственные установки;

- еще сильнее увеличивает дистанцию между участниками и делает их взгляды еще более полярными;

- мешает адекватному восприятию происходящего;

- приводит к безответственному поведению.

Педагогу важно, чтобы конфликт был разрешен, но развитие конфликта и его разрешение зависит от позиции ребенка по отношению к конфликту. От этого зависит процесс формирования личности

. На уроке физкультуры дети выполняли упражнения с мячами. У  Маши мяч нечаянно вырвался из рук и угодил прямо в Костю, который никак не ожидал такого. Косте было не столько больно, сколько обидно, что он, по его мнению, оказался достаточно не ловким. Мальчик, сжав кулаки,  направился к «обидчице», и было ясно, что никакие уговоры не подействуют. И тут педагог  взял на себя роль «обвинителя». « Ну, какая же ты Маша не ловкая! Ведь Косте так больно, он даже кулаки сжал от боли». Костя остановился в нерешительности, он явно ожидал, что его будут останавливать и уговаривать не драться а тут?... « Да ладно, пройдет»- уже миролюбиво сказал он.  Посредничество взрослого (воспитателя) позволяет предотвратить негативное воздействие конфликта и реализовать конструктивный подход.

1.       Помогает высвободить накопившиеся чувства, такие как страх, агрессия, эмоциональное напряжение.

2.       Помогает узнать альтернативное решение.

3.       Приводит на путь инноваций.

4.       Способствует повышению солидарности.

5.       Ведет к социальному выигрышу в виде опыта и навыков, в том числе и для разрешения будущих конфликтов.

Целесообразно помнить, что конечной целью воспитательного процесса является максимально возможная социализация ребенка. Таким образом, существуют три направления коррекции социальной дезадаптации личности.

На первом этапе необходимо сформировать навыки общения.  Следующим направлением является коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли на процесс общения. И последним направлением стало: умение выходить из конфликтных ситуаций.

 «В процессе работы целесообразно использовать технологии, корригирующие определенные недостатки.  К таким технологиям относятся:

специально организованная педагогом деятельность: наблюдение, беседы, дидактические игры, «Азбука настроений» - психогимнастика по Чистяковой, домашнее чтение;

использование валеологических технологий, например: развитие саморегуляции; технологии эмоционально-образного развития  с целью развития мотивации, которая способствует повышению уровня продуктивности на занятиях.

 Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей, например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т.к. дети сами смогут найти общий язык и при этом учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой  выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Есть три основных стиля поведения в конфликтах:

1.       Пассивно-зависимый. Ребенок, ведущий себя, таким образом, в ситуации конфликта, будет очень тихим и застенчивым, станет ходить, ссутулившись, опустив голову, избегая прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него.

 

 Настя очень тихая и застенчивая девочка. Она не пытается принимать участие в играх, хотя по ее глазам видно, как ей хочется! У нее можно отобрать и книжку, принесенную из дома, и игрушку. Необходимо постоянно следить за там, чтобы ее не обижали.

2.       Агрессивный. Ребенок, использующий этот способ, придерживается принципа «лучшая защита - это нападение». Такое поведение  направлено не столько на предмет конфликта, сколько на разгром личностей, втянутых в конфликт. С первого взгляда это может показаться странным, однако агрессивное поведение -  свидетельство того, что человек не уверен в себе. Ведь он не способен к открытому обсуждению противоречий, подменяет их нападками на личность собеседника.

 Андрей постоянно прибывает в состоянии ссоры по любому поводу и без. Если нет причин для ссор, он эту причину найдет даже во взгляде собеседника, в смехе детей, как ему кажется над ним. Такое поведение ребенка требует постоянной коррекции со стороны педагога.

Такие стили поведения типичны для детей с проблемой в развитии. Существует еще стиль поведения -

3.       Уверенный. Этот стиль поведения ребенка, умеющего отстаивать свою точку зрения, не переходя к агрессивным нападкам на собеседника, но и не попадая в зависимость. Он ориентируется на то, чтобы достигнуть своей цели, однако сделать это не в ущерб другим.

Однако бывают такие конфликты, которые возникают по незначительному поводу или вообще без такового, когда двое или несколько человек принялись взаимно обвинять друг друга, Эта ситуация «слово за слово».

Дети вернулись с экскурсии в парк они собрали много листьев и желудей. Все оживленно рассказывали, как они нашли тот или иной листик и желудь и только Саша стоял, насупившись в стороне. Неожиданно он подошел к Маше и сердито сказал: «Этот желудь я увидел первым, а ты подбежала и схватила его еще и хвасталась «вот какой желудь я нашла». В разговор вмешалась Инна «она и у меня листик украла». Маша же обвинила всех в обмане и заявила, что она слышала, какие слова говорили о Саше Инна и Андрей. И вот уже радость от общения с природой сменилась взаимными упреками, которые вот-вот переросли бы в драку.

В случившемся, как правило, виноваты все. Задача педагога -  научить ребенка психологически грамотно выходить из создавшейся конфликтной ситуации , если он не отвечает агрессией на агрессию, от цепочка обвинений прервется, и конфликт не разгорится. Задача педагога научить ребенка основным правилам поведения при возникновении конфликтной ситуации.

1.       Не надо сразу нападать в ответ или начинать оправдываться.

2.       Если отвечать агрессией на агрессию, то можно спровоцировать еще более  сильное нападение на себя.

3.       Мудро поступает тот, кто не обижается на критику, а принимает к сведению и использует как указание на то, в чем можно самосовершенствоваться.

Детям с проблемой в развитии очень трудно определить «Что такое хорошо и что такое плохо». Главной задачей педагога помочь ребенку найти себя в жизни, преодолеть трудности общения с окружающими и находить оптимальные решения выхода из конфликтных ситуаций.

 

Литература, используемая для написания статьи:

«Посредничество в разрешении конфликтов теория и технологии» изд. Речь  СПб 2004 г.

«Дети социального риска и их воспитание» под редакцией Шипициной Л М изд. Речь Пб 2004г.

«Нрпавленная игротерапия агрессивности у детей» Романов Александр изд. Плэйт Москва 2004г.

«Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии»  Мамайчук. И И  изд. Речь 2003г.

«Тренинг преодоления конфликтов»  Васильев Н Н изд. Речь Пб 2006г.

«Профилактика конфликтов в школьном коллективе»  Анцупов А Я государственный издательский центр «Владос»  Москва 2004 г.

«Азбука общения (основы коммуникации)», авторы   Шипицына Л.М., Защиринская О.В., СПб 1996 г.

программа развития личности ребенка « Основы коммуникации» МДФ им. Рауля Валленберга, СПб 1993 г.

Школа жизни». Подготовка к самостоятельной жизни. Программа курса под общей редакцией Кобриной Л.М.,  Юниной З.В., СПб 2005 г. Программа «МЫ. Сами».

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»