Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Алиновская  Елена Олеговна

 

   Логопедическое воздействие  должно  опираться на  общедидактические принципы (научности, наглядности, доступности, прочности и т. д.) и специфические, важнейшими  из которых являются: принцип комплексности, этиологический, патогенетический, онтогенетический, дифференцированного подхода, обходного пути, личностный.[1,2]

  Принцип комплексности имеет важное значение, как при изучении, так и устранении речевых расстройств. Во-первых, для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных речевых нарушений необходим анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического и педагогического обследований; во-вторых, многие речевые нарушения проявляются в структуре различных психических и нервно-психических расстройств. В связи с этим подход к диагностике и устранению нарушений речи должен носить комплексный медико-психолого-педагогический характер.[1]

 Этиологический принцип предполагает учет того, что факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны, что причины одного и того же по форме речевого нарушения могут быть различными.[6]

 Общее недоразвитие речи может быть обусловлено различными этиологическими факторами, соответственно  иметь  различную  структуру  нарушения.[3,4 ]

  Патогенетический принцип предполагает, что логопедическое воздействие направлено на механизм речевого нарушения.[5]

  Нарушение фонематического слуха у детей с нарушениями речи, которое, как правило, ведет к нарушению письменной речи, может быть обусловлено как недостаточностью  слуховой  дифференциации, так и недоразвитием тонких артикулярных движений. Устранение нарушений фонематического слуха предполагает в одном случае воздействие на ведущее нарушение – несформированность слуховой дифференциации, в другом – развитие артикуляционной моторики.[2]

   Онтогенетический принцип предполагает, что при разработке методики логопедического воздействия необходимо учитывать закономерности и последовательность формирования различных форм и функций речи в онтогенезе. Процесс усвоения речи при нарушении должен строиться с учетом закономерностей ее развития в нормальных условиях. Например, при формировании правильных речевых навыков у детей с системными нарушениями речи  следует учитывать опережающее  развитие импрессивной речи над экспрессивной, неравномерность развития структурных компонентов в норме, определенную последовательность развития  функций  речи, опережающее  развитие  смысловой  стороны   речи над  формальной  и   т. д.

  В работе с детьми важно учитывать и неравномерность развития компонентов   речевой   системы  в  норме.

  Принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизма, симптоматики, структуры речевого нарушения на основе возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе логопедического воздействия учитываются общие и специфические закономерности   развития   детей   с   тяжелыми   нарушениями   речи.

 Принцип обходногопути предполагает создание новых функциональных систем на базе сохранных звеньев речевой  функциональной         системы.

 Личностный принцип занимает особое место в коррекционно-воспитательном воздействии, который предполагает учет сложного взаимодействия  компонентов структуры речевого нарушения и особенностей формирования личности. Этот принцип предполагает обращение внимания не только на недостатки ребенка, но и на положительные стороны его деятельности, поведения, на которые можно опереться  в   процессе  коррекционно-воспитательной  работы,  изменить точку  зрения  учеников  на  свою  речь, формировать  их речевую активность.

  Разработанная методика коррекции дизорфографии у школьников способствует формированию предпосылок орфографически правильного письма,профилактики дизорфографии у детей в средней школе,и овладению определённой категорией обучающихся школьной программой в целом.

 

Логопедические занятия по преодолению у школьников нарушения письменной речи

 

                              Логопедическое занятие 1.

1. Процедура. Логопед предлагает учащимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов: сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной, гора, горка, пригорок, горняк, горный, воз, возить, перевозка, повозка, возчик.

2. Инструкция. Работа с текстами. Логопед   читает  текст рассказа.

  Речевой  материал:Родственные слова

 

Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все  эти  слова  как  бы  родня.

После того как ученики прослушали текст, логопед выясняет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются   родственными. Затем  логопед  читает  стихотворение.

 

Как растут слова

Как-то  много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым – был  он только словом.

Это слово, словно – корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

 А вот садовод, с ним садовник идет.

Очень интересно  гулять  в  саду  словесном.

Логопед вновь выясняет понимание детьми смысла слов рассада, посадки, садовод, садовник. Спрашивает детей: – Из какого слова «выросли» слова садовник, садовод, рассада, посадки? (Из слова – сад). Слово сад – это  слово-корень.

Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово сад  прикрепляет  к  корню  дерева.

Логопед: – Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорези дерева.) Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными. Запишите  родственные  слова  в  тетрадь,  выделите корень.

           Образец записи: сад – рассада, посадки, садовод, садовник.

3. Работа с однокоренными  словами, не являющимися родственными.

Логопед записывает на доске пары слов: рис – рисунок; гора – горевать; водитель – вода и предлагает ученикам найти общую часть этих слов. Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть – корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными. Почему? Делается вывод. После этого логопед предлагает придумать предложение с каждым словом.

4. Работа в тетрадях.

Логопед предлагает детям к словам из первой колонки подобрать родственные слова из второй колонки, записать в тетради, выделить корень: а﴿гора, горе, горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился вода, водит, водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная пол, поле, половая, полевой, напольная, полюшко, половик, половица рис, рисунок, рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, росинка, рисуночек, рисовод

5. Итог занятия.

Логопед. – Что  нового  вы  сегодня  узнали? Чему  научились?

 

Логопедическое занятие 2.

1. Процедура. Работа с однокоренными словами. Разгадывание кроссворда.

2. Инструкция. Беседа о зиме.

– Поговорим о приметах зимы? Какая погода зимой? Что бывает зимой? (Холод, мороз, ветер, вьюга, снег, метель).

– Да, зима – это холод, мороз, ветер, вьюга, метель, снег, лыжи, коньки, веселье. В каких словах пишется мягкий знак? (вьюга, метель, коньки, веселье). После каких букв пишется мягкий знак в этих словах? (вьюга – после в, метель – после л, коньки – после н, веселье – после л).

3. Работа  с   однокоренными   словами.

 Игра  «  Кто  дальше  бросит  снежок»

Процедура. Зимой ребята очень любят играть в снежки. Сейчас и мы поиграем в игру-соревнование «Кто дальше  бросит снежок». Выиграет эту игру тот, кто назовет больше однокоренных слов.

На доске наглядное пособие с изображением фигуры мальчика и траектории полета снежков.

Инструкция.Условие игры следующее: сколько однокоренных слов назвал, на столько метров брошен снежок.

Ученики  по очереди  работают у доски. Логопед называет одно слово, дети  придумывают  однокоренные   слова.

Речевой материал: Зима (зимний, зимовье, зимушка). В каком из этих слов  вы  напишите  разделительный  мягкий  знак?

Лыжи (лыжник, лыжница, лыжня, лыжный). В каком слове есть мягкий  знак?

Снег (снежок, снеговик, снежинка, снегурочка). В каком слове есть мягкий  знак?

Лёд (льдина, ледяной, оледенел). В  каком  слове  есть  мягкий  знак?

Коньки (конькобежный, конькобежец). В каком слове есть мягкий знак?

Весело (веселье, веселый, веселить). В  каком  из  этих  слов  пишется мягкий  знак?

Определяется   победитель.

– Итак, в каких  же словах  вы  напишете  мягкий знак! (льдина, коньки, конькобежный, конькобежец, веселье). Запишем эти слова. В каком из этих слов  мягкий  знак   разделительный! (Веселье)

4. Разгадывание кроссворда.

На  доске  кроссворд.

Инструкция:– Отгадаем кроссворд. Впишите следующие слова:

1) слово, противоположное по значению слову ночь (день);

2) слово, близкое по значению слову вьюга (метель);

 3) слово, близкое по значению словосочетанию дикое животное (зверь);

4) слово, близкое по значению слову полынья (прорубь). Какой звук слышится в конце этого слова? (пь). А какие буквы вы напишете в конце этого слова? (бь) Почему?

5. Подбор   прилагательных   и   глаголов   к   словам   кроссворда.

Процедура:

Ученики подбирают карточки со словами-прилагательными или глаголами. У каждого свой вариант.

Инструкция:– Сейчас мы будем подбирать к словам кроссворда слова – прилагательные и глаголы.

– Первое слово день. Какой может быть день зимой? (Дети подбирают прилагательные: день короткий,  день холодный,  морозный, день солнечный, день зимний).

– А какая может быть ночь зимой? (Ночь долгая, морозная, звёздная, светлая, холодная).

– Второе слово метель. Подберите слова, которые отвечают на вопрос «Что делает метель?» (Метель воет, шумит, гудит, и т. д.)

– Третье слово зверь. Что делают звери зимой? (Медведь спит в берлоге. Волк бродит по лесу. Заяц прячется под кустом. Белка греется в дупле и т. п.).

Четвертое слово прорубь. Какая вода в проруби? (Ледяная, холодная, обжигающая и т. д.).

А  какой  снег зимой? Снег что  делает?

6. Дидактическая игра «Умный телефон».

На  доске  наглядное  пособие  «Умный телефон».

– В лесу на снегу расписываются лапами звери и птицы. Поищем их следы. Чьи ты видишь следы? (У каждого ученика карточка).

– Дети произносят: «Я нашел лисьи следы», «Я увидел птичьи следы» и т. д.

– На доске «Умный телефон», который поможет дозвониться до того жителя  леса, чьи  следы  вы  нашли.

Дети набирают слово и комментируют его (лисьи, заячьи, оленьи, птичьи, беличьи). После  каждого слова  логопед  задает вопрос: «Какой здесь мягкий знак? Что он показывает?» (Показывает, что согласный не сливается с гласным).

7. Выделение слов с разделительным мягким знаком из текста.

– Зимой дети не забывают о зимующих птицах. Какие это птицы? (Снегирь, воробей, ворона и т. п.). Одна из этих птиц будет у нас почтальоном. Название этой  птицы  оканчивается  мягким согласным звуком.  Кто это? (Снегирь).

Вывешивается изображение снегиря.

– Снегирь принес нам много газетных вырезок о зиме. Заметки раздаются  детям.

– Выберите и  прочитайте из текста заметки только те слова, в которых пишется   разделительный  мягкий   знак.

– Отложите заметки в сторону и запишите слова с разделительным мягким знаком по памяти.

8. Диктант.

– Я составила рассказ о зиме. Послушайте его.

Снег засыпал пушистыми хлопьями сучья деревьев, землю, крыши. Мороз сковал льдом реку. Тихо в лесу. Спит в берлоге медведь. В дупле большого дуба проводитзиму серенькая белка. Под кусты ведут заячьи и лисьи следы. Холодно и голодно зимой птицам. Школьники делают для них кормушки. Раздолье детям. Можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду.

– А теперь запишите этот рассказ.

9. Домашнее задание: нарисовать картину «Зима».

10. Подведение итогов урока.

 

Логопедическое занятие 3.

1. Процедура. Логопед предлагает учащимся придумать и назвать по одному слову, состоящему из одного слога.

2. Инструкция. Работа с текстом.

«Вот что с буквами случилось.

Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину "Победа". Написал под картинкой печатными буквами слово "ПОБЕДА". (Логопед пред­лагает одному из учеников выложить из букв разрезной азбуки это слово, при затруднении помогает.) Заглянул на лужайку Ежик. Понра­вилась Ежику буква П.

– Поставлю ее, – думает, – перед своим домом. Хорошие ворота будут.

Взял букву и унес. (Другой ученик снимает букву П.) Пришел Медведь хмурый и жаловаться стал: – Нет у меня сегодня...

– ОБЕДА, – подсказали буквы.

– Верно! – рявкнул Медведь. – Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки. Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. (Третий ученик снимает букву О.)

А на лужайку выпрыгнул Зайчик. Дрожит, озирается. Он увидел страшное слово БЕДА.

– Прилетел Аист. Вкусное слово увидел ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек – сколько хочешь. Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист и унес вилку с собой. (Пятый ученик снимает букву Е.)

Тут пришел Баран. Заблеял обиженно:

– Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?

И видит слово – «ДА». Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву Д рогами. Она и рассыпалась на кусочки. (Шестой ученик снимает букву Д.) Осталась последняя буква А. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только горько плакать: а-а-а».

Логопед. – Давайте утешим букву А, придумаем ей интересную работу. Добавим к словам жар, пар, рот, пол, сам, лес букву А. Теперь скажите, какие получились  слова. Объясните их  значение. Запишите  их.

3. Игры на конструирование слов.

а) Игра «Найди   спрятавшееся   слово».

На доске написаны слова :хлев, столб, щель, укол, зубр, коса, полк, волк.

Логопед: – В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Найдите эти слова.

б)Игра «Флот   помог».

На доске слева написаны слова пена, шар, бор, метр, справа слово флот.

Логопед: – Выбирайте из слова флот по одной букве, подхо­дящей по смыслу  к  данным  словам, и  напишите  ее  в  конце  слова.

Прочитайте получившиеся слова. (Слова для справок: пенал, шарф, борт, метро.)

4. Разгадывание   шарад.

·      Меня найдешь на дереве, на клумбе  и  на  грядке,

         В  журнале  и  в  альбоме, и  в  книге, и  в  тетрадке.

         Но птицей стать я захотел – и мне не надо буквы Л.

         Мне А в начале напиши и как зовут меня – реши. (Лист – аист.)

·        Недалеко разгадка скрыта, не очень трудное задание:

         Возьми три буквы алфавита, из них легко построишь здание.

         Изменишь букву ты вначале, и пропадет постройка вмиг,

         Получишь то, что ты встречаешь не раз на полочке для книг.

        Теперь у найденного слова начало переменим снова

     И  даже удивимся  сами: какая  рыбина с усами! (Дом – том – сом.)

5. Итог занятия.

Логопед: – Что вам понравилось на занятии?

 

Список литературы                

 

1.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед, вузов. Под ред. Л.С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2007. – 703 с.

2.Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках (Изоматериал): пособие для логопеда: в 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2004.

3.Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Как научить ребёнка говорить, читать, думать. Илл. СВ. Литвина, И.П. Литвиной. СПб.: Приоритет, 2001.

4.Никашина Н. А.  Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием. М., 1969.

5.Мисаренко Г.Г. Коррекционно–развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы. // Логопед, 2004 - № 1. - с. 4-10.

6. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.:Гиппократ, 1995.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»