Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Литературная композиция, посвященная жизни и творчеству

 

А.С. Пушкина

 

Маркелова Е. М., учитель специальной (коррекционной)

 

общеобразовательной  школы (VIIIвида)№502

 

Кировского района Санкт-Петербурга

 

 

У каждого из нас свой Пушкин. Он входит в нашу жизнь  в самом начале ее и уже не покидает до конца. Однаколичность поэта для современных школьников представляется далекой и, может быть, даже непонятной. Литературная композиция призвана помочь увидеть Пушкина обычным живым человеком: маленьким мальчиком, тоскующим по материнской любви, озорным подростком, влюбляющимся юношей, серьезным взрослым человеком, способным отстоять собственную честь и честь своей жены даже ценой жизни.

Ведущий учитель:

Его давно уж нет в живых,

Но он всегда и всюду с нами,

И этот чудный звучный стих

Мы с вами слушать не устанем.

Ведущий учитель:

Никогда  еще наша страна не переживала такого всенародного и горячего увлечения Пушкиным, такого  взрыва читательской, да  и писательской любви к нему. Любви не книжной, а теплой, живой, идущей из самой глубины души народной.

Ученики:

Он - это чудное  мгновенье,

Запечатленное  в веках.

Он - воплощенье вдохновенья,

И перед ним бессилен прах.

Лишь он один из всех живущих

Не стал, скончавшись, мертвецом,

Он вечно жив во всех поющих,

И смерть здесь не звучит  концом.

Пускай он стар для современья,

Но современное для него

Ничтожно: ведь его мгновенье

Прекрасней века моего!

Ведущий учитель:

У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь  в самом начале ее и уже не покидает до конца.

Ученики:  

Мы чтить тебя привыкли с юных лет,

И дорог нам твой образ благородный,

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт.

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу.

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался,

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

И все еще горит нам светоч тот,

Все гений твой пути нам освещает,

Чтоб духом мы не пали средь невзгод.

О красоте и правде он вещает.

В продажный век, век лжи и грубой силы,

Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам, твой образ благородный,

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной.

Ведущий учитель:

Сохранились портреты поэта, написанные при его жизни в разные периоды, автопортреты самого Пушкина, скульптурные памятники. Но все они, увы, не могут, помочь  увидеть нам  Пушкина живым, обычным человеком, увидеть, как он двигается, улыбается, грустит, гневается, шутит.

Кинокамеры, увы, тогда  не существовало. Но своего рода кинокадры о Пушкине до нас все же дошли. Это кинокадры воспоминаний о нем современников, в которых передано непосредственное впечатление о поэте самых различных людей.

Первые кадры переносят нас в раннее детство поэта.

Ученики:

Он был толст, неповоротлив, молчалив, увалень. Но, достигнув  семилетнего возраста, изменился, стал резв и шаловлив. Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались. Иногда мы приедем, а он сидит  зале, в углу,  огорожен стульями, что-нибудь накуролесил и за то наказан.  А иногда  он пустится в плясы, да так как был очень неловок, то над ним кто-нибудь посмеется, вот он  весь покраснеет, губу надует, уйдет в свой угол, и во весь  вечер его со стула никто не стащит, его за живое задели, и он обиделся. Не знаю, каков он был потом, но тогда глядел рохлею и замарашкою, и за это ему тоже доставалось.

Ведущий учитель:

Словом, ребенок как ребенок, редко о ком не скажешь того же самого. Но странно было то, что этого ребенка не любила мать: ее раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти.

И все же  были две женщины, которые дали А.Пушкину так недостававшую ему материнскую любовь и ласку. Это няня - Арина  Родионовна и  бабушка - Мария Алексеевна. Им, а не матери, и посвящены эти строки поэта:

Ученики:

Ты,  детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила,

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы.

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Ведущий учитель:

А вот новые воспоминания об уже подросшем Пушкине. В 12 лет родители определяют его в лицей. Каким его увидели преподаватели?

Ученики:

« Порывистый, импульсивный, неожиданный в своих реакциях, вспыльчивый до бешенства, с необузданными  африканскими страстями,  резкий в симпатиях и антипатиях.

- Да на что он вам дался! - в сердцах воскликнул учитель чистописания, когда его расспрашивали о  Пушкине, - шалун и больше ничего».

А вот подросток Пушкин: «порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено-веселый и угрюмый, застенчивый и насмешливый, угловатый и  изящный, откровенный и замкнутый».

Черты эти сохранились и в более позднем возрасте. Одни называли его стрекозой, сверчком, искрой, другие,  менее доброжелательные, - обезьяной, мартышкой, смесью обезьяны с тигром.

Ведущий учитель:

Современники видели внешность Пушкина тоже по-разному. Одним он казался прекрасным, другим - чуть ли не уродцем. Пушкин и сам готов был поверить в свое безобразие  и тяжело, болезненно переживал это, иногда впрочем, посмеиваясь над своей внешностью. Он говаривал, что им можно «стращать как букою»  

Ученики:

А я, повеса вечно  праздный,

Потомок негров безобразный,

Взращенный в дикой простоте,

Любви не ведая страданий,

Я нравлюсь  юной красоте.

Бесстыдным  бешенством желаний.

Ведущий учитель:

Вот воспоминания другого  современника: «Как теперь вижу его живого, простого в обращении, хохотуна, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными, большими, чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе. Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета. Черты лица у него были приятные, и общее выражение очень симпатичное. В одежде и во всей его наружности была заметна заботливость о себе».

А как он умел смеяться? Когда Пушкин  хохотал, звук его голоса производил столь же чарующее впечатление, как и его стихи. Всё  добродушие  Пушкина, вся его сердечная и искренняя натура выплёскивалась в этом смехе. Он был мастером на весёлые розыгрыши и подшучивания. Рассказы о его выходках и проделках ходили по всей

России.  При всём том Пушкин  отнюдь не обладал характером лёгким, ветреным и беспечным, не был завзятым весельчаком, хохотуном и балагуром. Напротив, его нередко можно было увидеть задумчивым, молчаливым, даже мрачным.

Ученики:

Цели нет передо мною,

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Ведущий учитель:

Пушкин обладал способностью отдаваться всему с упоением и без остатка, от всей полноты души. Если он попадал на дружескую пирушку, то веселился больше всех, на балах он с тем же азартом предавался танцам, влюблялся, и чувства эти были глубокими и оставили после себя прекрасные стихи.

Ученики:

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей,

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей,

Она кругом себя взирает.

Ей нет соперниц, нет подруг,

Красавиц наших бледный круг.

В ее сиянье исчезает.

Куда бы ты не поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б сердце не питал

Ты сокровенное мечтанье,-

Но, встретясь с ней, смущенный, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

Ведущий учитель:

Со стороны могло показаться, что жизнь Пушкина - цепь сплошных развлечений, удовольствий, балов. На самом деле это не так. Это преследования царского правительства, ссылки за вольнолюбивые стихи.

Но злобно мной играет счастье,

Давно без крова я ношусь,

Куда подует самовластье

Уснув, не знаю, где проснусь.

Всегда гоним, теперь в изгнанье

Влачу закованные дни.

Это ежедневный, тяжелый, поэтический труд. Беспрестанная работа саморазвития, самосовершенствования, расширения своих познаний.

Он умудрялся работать везде и всюду: в гостях, во время путешествий, и днём и ночью.

Ученики:

Работая, как одержимый, Пушкин находился в состоянии необычайного нервного напряжения. И не дай бы ему в это время помешать, он выходил из себя, впадая в бешенство. Один из современников наблюдал, как Пушкин с криком и сжатыми кулаками бросился на молодого парня, который пришел от генерала Инзова с приглашением на обед. После этого Пушкин просил Инзова раз и навсегда не беспокоить его во время занятий. Поэтому, когда впоследствии кого-нибудь из прислуги посылали за Пушкиным, то они предварительно подкрадывались к окну, высматривали, что Пушкин делает. Если он работал, то никто из прислуги не решался переступить порог.

Ученики:

И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплён моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне.

Душа стесняется лирическим волнением,

Трепещет и звучит, и ищет как во сне,

Излиться,  наконец, свободным проявлением.

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Ведущий учитель:

Современникам понять величие поэта не удавалось обычно. Многие в  свете до самой его смерти почитали Пушкина  за шалопая, наблюдая его на балах да за карточным столом и не догадываясь о невидимой для посторонних глаз напряженной духовной жизни.   

Подлинный талант щедр и добр, это пламень, который опаляет, возле которого тепло и светло. Таков был Пушкин. Пушкин обладал способностью притягивать к себе людей. Вокруг него всегда было много людей, потому что нельзя было знать его и не любить, потому что он сам раздаривал себя друзьям и близким.

Два  самых  больших и прекрасных человеческих чувства - любовь и дружба - были  всем содержанием жизни и, можно сказать, самой жизнью. Эти чувства были неиссякаемым родником его поэзии. Он воспел и возвысил эти  чувства, как это не удавалось никому до него, он раскрыл в них разнообразнейшие грани, тончайшие оттенки, потаенные глубины.

Он рассказал нам о человеческом сердце, о его способности любить и ненавидеть, грустить и радоваться - много такого, что мы и не знали до Пушкина. Он помог нам осознать богатство и красоту душевных движений.

Ученики:

Я вас любил: любовь еще быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит:

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим,

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Ученики:

Зимой 1829 года на одном из московских балов Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой. Ей было тогда 16 лет. Ее необыкновенная красота, юность, прелесть глубоко взволновали  Пушкина. Он полюбил ее; с ней теперь стали связаны его мечты о своем доме, своей семье. Свадьба состоялась лишь через  2 года, т.к. мать невесты не хотела видеть Пушкина женихом своей дочери.

« Я женат - и счастлив,- писал поэт, - одно желание мое, что б ничего в жизни  моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется,  я переродился».

Но счастье было недолгим. Вокруг имени жены поползли грязные сплетни. Пушкин должен был вступиться за свою честь и честь жены. Он должен был драться на дуэли.

27 января 1837 года состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, смертельно раненный.

Он жил еще 2 дня. Врачи не давали ни малейшей надежды на выздоровление: рана была смертельной. Пушкин с необыкновенным мужеством переносил мучение и смертную тоску.

Доктор Спасский, лечивший умирающего Пушкина, вспоминал:

« Больной испытывал ужасную муку. Но и тут необыкновенная твердость его души раскрылась в полной мере. Готовый вскрикнуть, он только стонал,  боясь, как он говорил, чтоб жена не услышала, чтоб ее не испугать».

Ведущий учитель:

Вся Россия бескрайняя слышит

Этот выстрел.

Стемнело.

Мороз.

Бродят слухи,

И Лермонтов пишет,

Задыхаясь от гнева и слез.

А на Мойке,

У самых ворот

Под широким окном кабинета,

Рядом с гаснувшим сердцем поэта

Молчаливо толпится народ.

Зреет сила

В молчанье таком.

Город весь на ногах.

Непогода.

И увозят поэта тайком

По приказу царя -

От народа.

Можно мертвое тело украсть

И зарыть его

Наспех в могиле.

Но напрасно!

Уже свою власть

На столетья стихи утвердили!

Вот он -

Кольца волос на подушке.

Верный друг  неотлучно при нем.

-Подними меня выше! Пойдем!-

Говорит умирающий Пушкин.

И, по-твоему, солнце любя,

Став навеки твоими друзьями,

Это мы поднимаем тебя.

Ты в движенье к высокому

С нами!

Ведущий учитель:

За несколько месяцев до смерти Пушкин написал стихотворение-завещание, обращенное к нам:

Ученики:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет, и тленье убежит-

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Ученики:

И день настал - исполнилось желанье

Стоит пред нами Пушкин, как живой!

Вокруг него народа ликованье

И славное гремит именованье

Его, как гром над русскою землей!

А он стоит и смотрит с возвышенья

С  приветом жизни, с благостью в  очах,

Как будто снова полный  вдохновенья,

Как будто с песней новой на устах.

Он смотрит вдаль - и видит пред собою

Сквозь многих дней таинственный туман,

Как движется пучиною живою

Грядущего безбрежный океан.

И знает он, что плещущие воды

К его стопам покорно притекут,

Что всей Руси языки и народы

Ему дань славы вечной принесут.

Ученики:

Мы чтить тебя привыкли  с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный,

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт.

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи, кто  верен правде оставался,

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

И все еще горит нам светоч тот,

Все гений твой пути нам освещает,

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить

Отчизне  ты зовешь нас из могилы;

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой  оставлен  в памяти народной!

 

Литература:

1.Составитель и автор сопроводительного текста Ю.Г.  Русакова

«Александр Пушкин. Сто стихотворений и десять писем»

Москва, Молодая гвардия , 1987г.

2. «России первая любовь. Писатели о Пушкине. Поэты – Пушкину».

Москва, Советский писатель, 1989г.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»