Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ

Студитова Нина Александровна,
учитель ГБОУ № 502 Санкт-Петербурга
Компьютерные средства обучения становятся необходимыми для развития детей с ОВЗ. Использование ИКТ побуждает ребенка к занятиям, содействует повышению речевой и познавательной активности; способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций; - повышает самооценку ребенка [
. В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного обучения остаётся проблема  повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы с детьми с проблемой в развитии.  При работе с такой категорией детей обучение и воспитание строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей.. Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, активизация его деятельности, адаптация к окружающей  социальной среде.
Ребенок с ОВЗ., приходя в школу, постоянно испытывал трудности в общении с учителем, воспитателем в классе и со сверстниками  на  перемене. Он испытывает чувство неловкости, находясь в окружении детей, постоянно опасался агрессивных проявлений в отношении себя от взрослых и сверстников и частенько сам проявлял агрессию по отношению к окружающим.
   Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Перед учителем и воспитателем стояла задача не просто адаптировать ребенка, но и помочь ему раскрыть свои способности. Не скажу, что это просто, бывают и удачи, и промахи, но все-таки совместными усилиями: учителя, воспитателя, службы сопровождения, при активной помощи родителей дети смогут преодолеть трудности в общении и подготовиться к жизни в социуме. Хочу поделиться теми методами, которые помогают воспитателю добиться хороших результатов в воспитательной работе с детьми с ОВЗ.  
  Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе мы используются такие технологии как: -
- индивидуальный и дифференцированный подход -
- игровая технология
- информационно-коммуникационная
. Решение проблем общения на современном этапе предусматривает поиск новых методов и форм организации обучения и воспитания, преимущественно эффективных путей в формировании понятий, которые учитывали бы фактические возможности детей с ОВЗ в условиях современной деятельности, здесь наиболее актуален Индивидуальный и дифференцированный подход
Общение с компьютером вызывает у ребёнка живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Целью таких занятий является возможность способствовать развитию  пространственных представлений у детей с ОВЗ через использование электронных средств обучения.
 Ребята в классе, да и родители очень часто рассказывают о компьютерных играх, которые в огромном количестве закачаны на компьютер их детей, полагая, что это способствует развитию, но это ошибочное мнение. Необходимо подбирать игры, которые бы развивали пространственные представления, обогащали  детей знаниями об окружающем мире, а не просто «стрелялки», которые учат жестокости и отрицают ценность человеческой жизни.
. Развитие у ребенка пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития (Е.О. Смирнова). Обучения такого рода должно быть направлено на преодоление проблем развития.
 Дети нашего класса испытывают трудности в общении, речевые проблемы. Педагогу, помимо, серьезной и углубленной работы по преодолению данных проблем необходимо создавать в классе атмосферу доброжелательности, успешности, стимулировать желание детей приходить в школу и узнавать новое и интересное в доступной для них форме.  Так, например, одни дети, даже при трудностях общения, могут воспринимать материал, а другим требуется довольно длительное время и другие формы подачи материала для его лучшего усвоения.
 Порой, даже при выполнении  простых игровых заданий дети испытывают трудности.
 Педагог должен работать с каждым ребенком и по мере необходимости детям должна быть оказана помощь в зависимости от их возможностей. При применении данной технологии, воспитанников можно разделить (условно) на группы. Например, на занятии по лепке «Разноцветные мячи»
 первой группе воспитанников предлагается: отгадать загадку о мяче; используя интерактивную доску разложить мячи, опираясь при выборе на цвет и величину; игра с мячом «Подбрось-поймай»; самостоятельно размять пластилин и раскатать шар вращательными движениями на доске или в руках (по показу),
 а второй группе воспитанников предлагаются: игра «Прокати мяч», обследование мяча, раскатывание шара вращательными движениями в руках. Но так как усвоение любого материала лучше всего проходит в игровой форме, очень актуально применять игровую технологию в работе с детьми с ОВЗ
  • Игровая технология
Компьютерные игры по своей сложности должны соответствовать возрасту детей иначе дети не могут в них играть, если игры слишком сложные и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
 При подборе игр педагог ставит перед детьми посильные задачи. В зависимости от уровня развития каждой группе предъявляется свой разноуровневый дидактический материал и задания для выполнения, различающиеся по содержанию, объему, методам и приемам выполнения Данный вид технологии включает в себя различные дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, настольные игры.
 Для привлечения внимания детей используются сказочные персонажи. Герои участвуют в процессе всей коррекционной работы.
Интересен прием «занятие-сказка», который очень нравится детям. Такой вид занятия поднимает настроение, вызывает  положительные  эмоции, способствует формированию учебной мотивации и побуждает детей к выполнению задания.
 На занятии по привитию гигиенических навыков дети с удовольствием смотрят мультфильм «Мойдодыр», оценивают поведение «грязнули».
С помощью интерактивной доски, находят нужные предметы гигиены, находят слайды с последовательными действиями (чистим зубы, моем лицо. вытираемся полотенцем и т.д.).
 В данном занятии целесообразно использовать компьютер для просмотра и прослушивания сказки, акцентируя внимание детей на характере персонажей. На протяжении занятий по сказкам, дети «путешествуя» выполняют задания данные им героями сказок.
 Так Колобку дети помогают спрятаться в домиках, закрывая окошко такого же цвета, что и домик (закрепляли знание основных цветов); героям сказки «Теремок» дети «помогают построить» новый теремок, в котором смогли бы поместиться все звери.
 Используя интерактивную доску, ребята помогают деду и бабке «посадить в  огороде морковку и капусту) (сказка «Репка»); а курочку Рябу  (сказка «Курочка Ряба») кормят зернышками, предварительно перебрав и рассортировав фасоль и горох.
 Включение игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, удерживает внимание. Это настраивает детей на выполнение заданий. В игре ребенок развивается, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
В каждой возрастной группе вводятся разные компьютерные игры. Необходимость подбора разнообразных компьютерных  игр не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие компьютерных игр рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать содержанием и правилами. Наряду с игровой надо развивать умственную деятельность, учить детей творчески подходить к выполнению заданий.
Чтобы активизировать мыслительные операции ; необходимо расширять знания об окружающем,,
используя информационно - коммуникативные технологии.
Работа с детьми по теме «Ознакомление с окружающим миром» ведётся по темам, которые распространяются и на другие виды деятельности детей. Среди этих тем есть такие, которые близки и понятны детям, так как они каждый день в той или иной степени сталкиваются с тем или иным явлением окружающего мира: «Посуда», «Продукты питания», «Одежда» и т.д. Но есть и такие темы, которые абсолютно не связаны с повседневной жизнью детей, например: «Герои нашей Родины», «Природа и мы». Как их донести до детей, как сделать их доступными и понятыми?
На помощь педагогу приходят информационно – коммуникационные
технологии. Информационно-коммуникационная технология является неотъемлемой частью  совершенствования работы педагога в условиях внедрения ФГОС. Без информационно-компьютерных технологий нельзя представить современное образование. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, на занятиях используются различные виды информационных технологий.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации:
сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и, конечно, компьютер - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
Как это можно сделать?
Во время создания проекта «Белая черемуха» были использованы следующие технологии: фотографирование объекта в различные периоды; черемуха без листьев (рассматривание почек на ветке), набухание почек (изменения, происходящие в природе), появление соцветий и наконец, появление листьев. В это же время была использована камера, на которой запечатлелись изменения в природе, а так же менялась одежда детей в зависимости от температуры воздуха и погоды. Во время работы в классе дети рисовали ветку черемухи в разные периоды наблюдения, а так же делали аппликации на заданную тему. Дети неоднократно посещали школьную библиотеку, где наш зав. библиотекой делала подборки книг о весне, о растениях и, конечно, о черемухе.
 Информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
 Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают большую информационную ёмкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях). При создании проекта «77 лет Великой Победы» были использованы: видео и фото материалы о Великой отечественной войне, видеокамера, которая запечатлела возложение цветов на братской могиле, аудиозаписи фронтовых песен, и конечно, компьютер, благодаря которому дети смогли увидеть не только памятники героев, находящихся в. Санкт – Петербурге, но и города – герои нашей Родины.
 При работе с архивными материалами, активизируется познавательная деятельность детей расширяется их кругозор, дети с большим уважением относятся к ветеранам Войны.
. Использование на занятиях ИКТ• создает благоприятный психологический климат правильную реакцию на ошибку. Выполняя задание на компьютере, ребенку легко исправить ошибку, которая не вызывает отрицательной реакции и не создает комплекса не успешности
.•В своей работе необходимо постоянно учитывать  возрастные особенности учащихся.
Работая с компьютером, открывается  возможность визуализации скрытых, от непосредственного наблюдения, явлений процессов и закономерностей. Достаточно сложно детям с ОВЗ объяснить, как прорастает зерно, а с помощью компьютера ребенок наглядно видит, как это происходит. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: чем чаще используются ИКТ на занятиях с детьми с ОВЗ, тем заметнее
 изменения в ситуации взаимодействия «педагог – ученик»: ситуация меняется на «педагог–ученик–компьютер», при этом происходит смена акцента взаимодействия.
Происходит насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.
За основу можно взять представление из теории Л.С. Выготского о том, что жизненный опыт самого ребенка является единственно надежной основой развития его представлений о мире.

 Очень интересно, вместе с детьми, обобщая накопленный  фото- и видеоматериал, включить в компьютерную презентацию, используется мультимедиа, просмотр видеоклипов, прослушивание музыки
Весьма интересно проходят занятия с использованием компьютерных презентаций. Во время проведения таких занятий компьютерную презентацию можно использовать как в течение всего занятия,  так на отдельных этапах работы. Наглядный материал для презентаций подбирается дозированно, то есть в том объеме, который необходим для данных детей и на данном занятии. Познавательная направленность заданий, красочные картинки, звуковое сопровождение действий, игровая форма изложения учебного материала и забавные ведущие делают программы интересными, способствуют повышению мотивации к выполнению детьми заданий
Исходя из выше изложенного, следует отметить, что информационные компьютерные технологии все больше входят в нашу жизнь и помогают нам открывать все новые формы обучения детей с ОВЗ.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»