Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок ознакомления с окружающим миром как средство развития творческих способностей

Орлова Нина Петровна

учитель начальных классов

ГСОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа(VII) вида №561

Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности человека: сегодня каждому человеку необходимо обладать творческим мышлением, собственным мнением, гибкостью в различных жизненных ситуациях.

На уроках ознакомления с окружающим миром у учителя есть огромные возможности для развития творческих способностей у учащихся.

Младшие школьники проявляют большой интерес к урокам ознакомления с окружающим миром. На вопрос «Почему тебе нравятся эти уроки?» учащиеся отвечают: «Потому что мы много гуляем и рассматриваем», «Потому что мы много играем», «Потому что разговариваем о том, что интересно». Как видно, этот предмет мало похож на другие, более «строгие» учебные предметы: темы близки детским интересам, задания достаточно легко выполняются, многое из того, что изучается, знакомо детям. Этим как раз и определяется значение предмета «Окружающий мир».

Ребенок семи лет быстро утомляется, не может долго заниматься однообразной деятельностью. Время, после которого он начинает отвлекаться, проявлять признаки утомления и невнимания, составляет примерно 12–15 минут. Поэтому урок должен состоять из нескольких взаимосвязанных частей, различающихся по характеру деятельности.

Обычно урок ознакомления с окружающим миром у меня начинается с речевой разминки. Речевые разминки решают следующие задачи:

— научить детей слушать вопрос, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям — сверстникам, взрослым, друзьям, знакомым;

— учить школьников участвовать в небольшом диалоге;

— разыгрывать небольшие сценки, участники которых имеют разное настроение, характер, особенности поведения;

— учить понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жесты, мимические реакции, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.

Например, можно начать урок так:

— Спросите меня о чем-нибудь....

— О чем? — удивляются дети.

— Спросите, какое у меня настроение.

— Какое у Вас настроение? — спрашивают ученики.

— Плохое...

Такой ответ учителя побуждает школьников задать следующие вопросы: почему? Что случилось? Кто виноват? Как помочь? Когда пройдет плохое настроение? И т. д. Ведя диалог, учитель незаметно для детей учит их задавать различные вопросы, используя вопросительные слова и вопросительную интонацию.

Это упражнение может повторяться в различных вариантах: спроси о чем-нибудь друга; спроси, как найти дорогу; спроси, какой сегодня день; спроси, как он (она) провел воскресный день, и т. д.

Интересно проходят такие упражнения с использованием художественных произведений: стихов, репродукций картин, рисунков. Например, диалог-драматизация стихотворения В. Берестова «Где ваш дом?». Ведущим становится хорошо читающий ребенок или учитель.

Чайки, чайки! Где ваш дом?

Чайки, чайки! Где ваш дом?

На земле, на волне

Или в синей вышине?

— Ну конечно, на земле!

На земле рождаемся!

Ну конечно, на волне!

На волне качаемся!

Ну конечно, в вышине!

В вышине летаем!

Край земли, волну и небо

Домом мы считаем!

Эти упражнения занимают совсем небольшое время на уроке — 3–5 минут, однако проводятся часто.

Другим интересным и очень важным упражнением для речевой разминки является разыгрывание небольших диалогов. В 1 классе последовательно можно использовать разные виды этих упражнений:

— диалоги реальных лиц, телефонные диалоги (беседуют мама и дочка, бабушка и внучка; внук поздравляет деда с праздником; мальчик (девочка) приглашает друга в гости; нужно узнать номер телефона, адрес, время прибытия поезда и т. д.);

— диалоги животных и растений («Лесное собрание «О подготовке к зиме»; «Выглянул подснежник из-под снега, оглянулся и увидел... Кого он увидел?»; «Встретил ежик грустного зайчика...»; «Пошел кот на рыбалку, а по дороге встретил...»; «Собрались козлята в лес гулять, а Коза им говорит...» и т. д.;

— диалоги неодушевленных предметов («В чулане разговорились старые вещи — самовар с мятым боком, чашка без ручки, обгоревшая свечка...»; «В ночь под Новый год елочные игрушки поделились своими воспоминаниями...», «В один удивительный день в городе ожили все предметы — скамейки и ворота, фонари и светофоры, деревья и цветы. И все наперебой стали рассказывать о себе...»).

Для организации небольших диалогов можно использовать литературные произведения, в которых подразумевается вопрос, требующий разных ответов. Например:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук.

За то, что ты — сын.

За то, что малыш.

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож...

В. Берестов

Учащиеся могут продолжать это стихотворение, добавляя, за что родители могут любить своего ребенка.

Одни из самых интересных для детей упражнений в речевых разминках те, которые решают задачу ознакомления детей со значением различных мимических выражений, жестами, элементами пантомимы. Для этого целесообразно использовать иллюстративный материал: рисунки лиц с разным выражением (удивление, радость, печаль, восторг, страх и пр.), графическое изображение разных поз и жестов. Учащиеся получают задание определить, какое настроение у данного персонажа, с какими событиями может быть связана такая реакция человека. Вот некоторые примеры ответов детей:

— Это мальчик радуется. Сегодня день

его рождения. Он встречает гостей.

— У мальчика папа часто в командировки

уезжает. И вдруг вернулся. Вот он от радости и кричит.

— Это, конечно, ученик двойку получил.

— Ребенок набедокурил. Ему стыдно стало.

— Что-то такое произошло, за что мама ругать будет.

Следующим структурным элементом (частью) урока по ознакомлению с окружающим миром является игра. Особенно дети любят ролевые игры.

        Творческая функция ролевой игры состоит во влиянии на развитие творческого воображения, инициативы, умения самостоятельно развертывать сюжет игры, согласовывать свои действия с ее участниками, устанавливать правильные взаимоотношения — как ролевые, так и реальные.

        Например, после уроков, которые знакомят с осенними изменениями в природе, целесообразно провести ролевую игру «Лесное собрание». Дети распределяют роли (медведь, заяц, еж, белка, ящерица, бабочка, дятел, грач и т. п.), выбирают «председателя» собрания, затем каждый участник рассказывает другим, как он готовится к зиме, как будет проводить зиму.

Остальные «животные» задают ему вопросы, советуют или возражают.     Могут быть предложены и другие темы ролевых игр.

       Дети берут на себя роли врача, медсестры, пациентов («Прием у врача»), экскурсоводов и посетителей («Экскурсия в Петропавловскую крепость»), жителей Севера и их гостей («Поездка на Север»), артистов и зрителей («Праздник 8 марта») и др.

         Небольшие ролевые игры могут быть частью «сочинялок», которых достаточно много в учебнике и рабочей тетради.  По своему усмотрению в соответствии с темой урока можно предложить и другие ролевые игры- «сочинялки». Например: «Встретились три брата: Март, Апрель и Май — и заспорили, кто из них самый умный да красивый, трудолюбивый да богатый.

Послушаем братьев и попробуем найти правого...»

    «Разговорились как-то кухонные предметы: запыхтел самовар, забренчали чашки, заохала сковорода... Все стали вспоминать истории, которые с ними приключались...»

    «Пришла Маша в магазин игрушек. Сколько там разных кукол, плюшевых зайцев, слонов и крокодилов! Тут и мягкая мебель, и чудесная посуда. Глаза разбегаются! Не знает Маша, какую игрушку выбрать. Вот и стали игрушки себя хвалить...»

    Одним из видов ролевых игр, интересных для детей этого возраста, являются театрализованные игры, основанные на художественных произведениях. Эти мини-спектакли привлекают первоклассников возможностью поиграть, нарядиться в необычные костюмы, надеть маски, подвигаться под музыку.

    Например, могут быть использованы такие тексты Н. Сладкова:

 

 Лиса и Еж

   — Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

   — А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

   — Да не то чтобы некрасивый...

   — Может, я с колючками неуклюжий?

   — Да не то чтобы неуклюжий...

   — Так какой же я такой с колючками то?

   — Да какой то ты, брат, с ними несъедобный...

 

   Лиса и Мышь

   — Мышка- трусишка, ты треска боишься?

   — Ни крошечки не боюсь!

   — А громкого топота?

   — Ни капельки не боюсь!

   — А страшного рева?

   — Нисколечко не боюсь!

   — А чего же ты тогда боишься?

   — Да тихого шороха...

 

Сорока и Заяц

— Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

— Э- э, Сорока, всё равно плохо…

— Вот бы тебе,  косой, да  волчьи ноги!

— Э-э, Сорока, невелико счастье…

— Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

— Э, Сорока, что мне клыки да когти?  Душа-то у меня всё равно заячья.

 

    Творческие задания, обучающие детей разыгрывать различные роли, могут включать небольшие мимические и пантомимические сценки. Например, один школьник изображает какое-то действие, а другие отгадывают его (укладывает маленькую сестренку спать; порезал палец; разбил чашку; моет посуду; открывает дверь и т. п.).

    Ролевые игры развивают детские взаимоотношения, снижают застенчивость, скованность, помогают ребенку раскрыть свои творческие возможности.

Можно использовать и такие задания: пусть дети сочиняют продолжения сказок, составляют рассказы о жизни детей, природы, придумывают разные смешные и грустные истории. Работа над «сочинялками» может быть весьма существенной частью урока «Окружающего мира». Это могут быть как описательные рассказы («Моя собака», «Кого мы видели в зоопарке», «Попугай Ромка» и др.), так и сюжетные («Что случилось в цирке», «Как подружились собака и кошка», «Зимние развлечения», «Воскресный день» и т. п.) Помогает развитию словесного творчества детей и такой прием: учитель дает начало рассказа (сказки), а дети придумывают продолжение.

Во 2-4-х классах творческие задания постепенно усложняются.При изучении окружающего мира уделяется большое внимание наблюдениям. Этот термин встречается довольно часто: «наблюдать объекты и явления природы, наблюдать погоду самостоятельно и в группах…» Важно, чтобы формальные наблюдения превратились в учебно-исследовательскую деятельность:

-постановка цели

-выдвижение гипотез

-умение составить программу наблюдения

-умение пользоваться измерительными инструментами

-умение фиксировать результаты

-анализ результатов наблюдений.

Как и в первом классе, во 2-4-х классах следует активно использоватьтворческое рассказывание.

Можно выделить следующие отличия творческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника:

а) творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира;

б) содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности;

в) тема творческого рассказа требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.

Данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся, так как одним из условий развития является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы. Так, например, в 4 классе, изучая тему «Мир глазами астронома», детям предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома. Изучая тему «Мир глазами географа», предлагается рассказать о мире с точки зрения географа.

Уроки окружающего мира предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных заданий. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование, моделирование). Моделирование включено в требования к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач – и, следовательно, должно активно присутствовать на уроках окружающего мира.

Например, в 4 классе при изучении темы «Планеты Солнечной системы» дается задание: вылепить из пластилина модели планет. В 3 классе, при изучении темы «Кто что ест?», дается задание изготовить модель цепи питания.

На протяжении всего курса обучения учащимся предлагается создавать различные памятки. Например: при изучении темы «Жизнь луга» в 4 классе, нужно составить памятку «Как вести себя на лугу», а к правилам поведения еще нарисовать условные знаки. При изучении темы «Прошлое и настоящее глазами эколога» в 4 классе, детям дается задание придумать и нарисовать плакат «Планета заболела».

Кроме этого, учащиеся создают свои книжки-малышки «Береги животных!», когда изучают в 3 классе тему «Охрана животных»: в них ребята рассказывают об охраняемых животных.

При изучении большого раздела «Природа России» в 4 классе, после изучения каждой природной зоны, детям дается задание: нарисовать, как ты себе представляешь Арктику или тайгу, степь или пустыню.

В учебниках активно представлены задания по созданию различных выставок, например «Где мы были», это фотографии тех мест, где побывали ребята класса. Целесообразно после оформления такой выставки написать сочинение на тему: «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту».

Проблемное обучение — одно из условий развития творческих способностей. Основной методический элемент проблемного обучения —создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствия и не может простым путём (например, только с помощью памяти) преодолеть его. Основной метод создания проблемной ситуации – высказывание предположения. Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть, возможность порассуждать, поспорить, какое-то мнение отвергнуть, а какое-то признать истинным.

Конечно, чтобы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания. Содержание учебников имеет возможности для развития творческих способностей. Перед изучением отдельной темы ставится проблемный вопрос: Докажи, что природа разнообразна. Или – Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? На протяжении всего курса в учебниках для 3 класса встречается рубрика «Для самых любознательных», в которой учащиеся знакомятся с дополнительным интересным материалом по данной теме.

Содержание учебных пособий по программе А.А.Плешакова несут в себе хорошие возможности для организации творческой деятельности на уроке, задания соответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников.

В этой работе я рассказала о некоторых приёмах, которые применяю на уроках ознакомления с окружающим миром для развития творческих способностей младших школьников.

Таким образом, умело используя возможности учебных пособий, обращаясь к дополнительной литературе, опираясь на свой опыт, учитель должен направить свои усилия на реализацию деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового образовательного стандарта.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника.// Завуч начальной школы – 2002.- № 2.

2. Казакова О.В., Сбоева Н.А.Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 2класс.-М.: Вако.-2004.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. –М., 2009.

4. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина.-М.: Просвещение, 1991.-160с.

5. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей: учеб. пособие.- /Л.Ю. Субботина. -Ярославль.: Академия развития, 1996.-240с.

 

 


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»