Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Конспект урока природоведения с использованием рейтинговой
накопительной системы

Органы чувств

 Войтенок Валентина Николаевна,
ГБОУ  школа (VIIвида ) №561
Калининского района Санкт-Петербурга

Учебная дисциплина: природоведение

Тема: «Органы чувств»

Целевая аудитория: 3 класс

Тип урока:

Знакомство с органами чувств

Цели:

Знание: знать и понимать значение для человека органов чувств, правила бережного отношения к ним;  способы восприятия окружающего мира (видеть, слышать, осязать).

Применение: уметь называть органы чувств по признакам; применять правила ухода за органами чувств.

Анализзаданий по теме: загадки, кроссворд.

Синтез: работать с деформированным текстом, правильно подбирать названия органов чувств, использовать правила ухода за органами чувств.

Оценказнаний, полученных на уроке, об органах чувств, о правилах гигиены.

Оборудование:  мультимедийная презентация, раздаточный материал (зеркальце, кусочки фруктов и овощей, Т. карты у учителя и учащихся).

 

План урока

1.      Организационный момент

2.      Вступительное слово

3.      Иллюстрации «Зима» и музыкальное сопровождение

4.      Объявление темы и постановка цели

5.      Знакомство с новым материалом (загадки, сообщения, правила ухода за органами чувств)

6.      Закрепление

7.      Подсчет баллов

8.      Подведение итогов

9.      Домашнее задание

Ход урока

I.  Организационный момент.

 -  Урок природоведения. Проверьте готовность к уроку.

Чтобы у всех было хорошее рабочее настроение посмотритесь в зеркальце, похвалите себя:

Вместе:

 Свет мой зеркальце, скажи,

  Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее!

Учитель:

     -    Вы, конечно, спору нет,

Вы на свете всех милее,

Всех румяней и умнее!

-        (Слайд №1)

Посмотрите за окошко,

Во дворе гуляет кошка,

Белый снег лежит на крыше,

Все катаются на лыжах!

Слышите, как стужа воет,

Белой ватой все покроет

Той студеною порой,

А бывает так (когда?) - Зимой! (вместе)

-        Что помогло вам догадаться, что так бывает именно зимой?

-        Картинки (снег, лыжник, снежинки)

-        Правильно, а какие у человека есть органы, которые помогают ему воспринимать зрительную информацию, такую как картинки или видео?

-        Глаза!

-        Отлично! А какую информацию, помимо зрительной, мы еще воспринимали, или в презентации были только картинки?

-        Нет, была музыка.

-        Как мы воспринимаем музыку, мы ее ….

-        Слышим!

-        Значит мы воспринимаем слуховую информацию с помощью чего?

-        Ушей!

-        (Слайд №2) «Органы чувств» - так называется тема нашего урока. Возьмите карточку №1. Выберите для себя подходящий вариант ответа, обведите его в кружок.

Карта №1.

1.      Я могу с помощью вопросов учителя и таблицы назвать некоторые органы чувств.

2.      Я могу только с помощью вопросов учителя назвать некоторые органы чувств.

3.      Я могу с помощью вопросов учителя и таблицы назвать все органы чувств.

4.      Я могу назвать органы чувств и рассказать о правилах их гигиены.

5.      Я могу назвать органы чувств, рассказать о правилах их гигиены и о значении органов чувств.

-        Проверим ваши предположения.

О каком органе чувств загадка угадать поможет зеркальце.

(Слайд №3)

Два брата близнеца через дорогу живут, а друг друга не видят.

-        Это — (Глаза!)

-        Глаза — орган  зрения(Слайд №4). Зрение — это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Даня подготовил рассказ об устройстве глаза, о его назначении и бережном отношении к этому важному органу зрения. (Слайд №5)

-        Молодец, Даня!  А теперь следующая загадка. (Слайд №6)

У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз!

-        Уши!

-        Правильно! Уши — орган слуха. (Слайд №7) Слух - это способность воспринимать звуковые волны. (Слайд №8) Уши – это орган слуха. Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее ухо и в определённый участок мозга. Там звуковые волны перерабатываются и таким образом мы слышим и понимаем слова. Во внутреннем ухе есть орган равновесия, который отвечает за положение тела в пространстве и слуховой нерв. Слух тесно связан с речью. Маленький ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить.

Уши — это очень важный орган, и мы должны беречь его и помнить о некоторых правилах, которые позволят нам сохранить слух.

Итак, нам следует:

Содержать уши в чистоте

Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух

Сильный шум портит слух

Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках

Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.

 

-                  Следующая загадка. (Слайд №9) Между двух светил в середине я один.

-                  Нос!

-                  Нос — орган обоняния. Что такое обоняние расскажет нам Кристина. (Слайды №10,11)

-                  Молодец, Кристина!

-                Проверим ваше обоняние. Игра «Определи по запаху»

(Слайд №12) Загадка №4:

 Всегда во рту, а не проглотишь!

-                  Язык!

-                  (Слайд №13) Язык — орган вкуса, это мышечный орган и находится в ротовой полости человека. Функции языка разнообразны. Благодаря своей подвижности он способствует пережёвыванию и пропитыванию пищи слюной, очищению зубов и проталкиванию прожёванной пищи в пищевод. Без языка невозможна человеческая речь. Язык помогает различать вкусовые ощущения. На нём находятся вкусовые сосочки, которые снабжены рецепторами. Они передают информацию через нервную систему в головной мозг. Всё сладкое и солёное мы ощущаем кончиком языка. Кислое – его боками, а горькое – задней частью языка. На языке также имеются рецепторы тепла и холода, боли и реагирующие на острую пищу. Язык может выполнять множество движений, например, складываться, вращаться и т. д.

А теперь, давайте попробуем отгадать, чем я вас угощу (на шпажках разные кусочки фруктов, учащиеся поочереди пробуют фрукты, называя их, авокадо удается распознать не всем). Почему не все смогли отгадать какой это фрукт? Оказывается — не сам язык определяет то, что мы пробуем, а передает сигнал в мозг. Это незнакомый вкус, поэтому не определили. Мозг не помнит такого вкуса

Существует несколько правил для того, чтобы мы могли беречь наши вкусовые ощущения:

После приёма пищи прополоскать рот

Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык

Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки

Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм.

- А сейчас – физминутка:

Бережем глаза и уши,

Чтобы лучше видеть слушать,

Кожу тоже бережем –

С мылом моем, чисто трем!

А потом идем гулять,

Бегать, прыгать и скакать!

Свежим воздухом дышать!

-       И последняя загадка. (Слайд №14)

Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)

Кожа — это орган осязания. Об этом органе чувств нам расскажет Кристина. (Слайд №15). Имеет ли наша кожа память. Игра «Определи наощупь».

-        Итак, мы познакомились с 5 органами чувств человека, это:

-        Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Только благодаря органам чувств у нас есть связь с внешним миром, также мы убедились, что органы чувств имеют память, об этой способности органов чувств писал знаменитый  русский физиолог и академик Иван Петрович Павлов  (1849 – 1939), который создал учение о высшей нервной деятельности животных и человека.

Возьмите карточку №2.

Задание №1. Соедините стрелочками, какой орган к чему относится.

Глаза                               Орган слуха

Уши                                  Орган вкуса

Язык                                 Орган зрения

Кожа                                Орган обоняния

Нос                                  Орган осязания

А теперь давайте проверим ответы. (Проверка осуществляется фронтально)

Задание №2. Подберите нужное слово «можно» или «нельзя»

… слушать громкую музыку

… беречь организм от простуды

… читать, писать при хорошем освещении

… ковырять в ушах острыми предметами

… мыть кожу не реже одного раза в неделю

… самостоятельно лечить насморк

… читать лежа

… заниматься спортом

… более двух часов играть в компьютер или смотреть телевизор

Поменяйтесь с вашим соседом по парте карточками, возьмите простой карандаш, если вы считаете, что ответ верный, поставьте  «+», если нет – «-». Учитель зачитывает задание, даваяя верные ответы.

Задание №3. (Задание выполняется всем классом вместе с учителем). Назовите при заболевании какого органа нужно обратиться к:

окулист -                      

ЛОР  -        дерматолог -

Молодцы, ребята. Вы отлично поработали. Возьмите карту ученика, и мы с вами подсчитаем, кто и сколько набрал баллов.

Карта ученика 3 «г» класса школы № 561

1.     Отгадал все загадки. Определил органы чувств.  1 – 2 – 3 балла

2.     Выполнил задание № 1 карточки № 2.  1 – 2 – 3 балла

3.     Выполнил задание № 2,3 карточки № 2. 1 – 2 – 3 балла

4.     Подготовил сообщение. 3 балла

Всего баллов: ________

Подчеркни:

1.    У меня все получилось

2.    Я старался

3.    Могу лучше

- По итогам урока и по итогам подсчета баллов оценки: _______

- Последняя карточка у вас на партах, карточка № 3, подскажет, о каком органе чувств мы будем подробно говорить на следующем уроке. Кто хочет, тот может подготовить доклад на эту тему. Где можно найти материал для доклада? Молодцы, спасибо, урок закончен.

Возьмите Карточку № 3

1.     Я могу рассказать из скольки слоев состоит кожа

2.     Я могу рассказать почему поддерживается температура тела

3.     Я могу рассказать об уходе за кожей

            4.     Я могу рассказать о значении кожи

            5.     Я могу рассказать к какому врачу нужно обратиться при заболевании кожи

Карта урока для учителя (критерии оценки работы для учащихся)

1.     Органы чувств.

- подготовил доклад. 3 балла

- отгадал все загадки, правильно запомнил и назвал все органы чувств. 2 балла

- выполнил задание с помощью учителя. 1 балл

2.     Работа с карточками.

- правильно выполнил все задания. 3 балла

-выполнил задания частично. 2 балла

 - выполнил задания с помощью учителя. 1 балл

              3.  Правила гигиены

                         - знает правила гигиены, самостоятельно выполнил задание. 3 балла

                        - выполнил задание частично. 2 балла

                        - выполнил задание  с помощью учителя. 1 балл

         - определил название фруктов по вкусу , на ощупь, по запаху 1 балл

Примечание:

Учащиеся обводят баллы после выполнения и проверки заданий. Учитель дает критерии оценки.

12 и выше баллов – 5

9-12 баллов – 4

До 9 баллов – 3

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»