Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе для детей с

ЗПР.

Войтенок Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей категории школы № 561 для детей с ЗПР

    Основной стратегией современного общего образования является повышение его качества. Имеется ввиду, прежде всего, совершенствование ведущего вида деятельности в начальной школе - учебной, чтобы ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущего, и чему он научился при выполнении этого задания, какие практические и умственные действия ему в этом помогут, какими способами он может осуществить самоконтроль и попытаться  выделить трудности, с которыми он встретится, чтобы задать учителю вопрос и убедиться, правильно ли он выбрал способ их преодоления. Несомненно, это связано с гуманизацией отношений между учителем и учащимися. Учитель должен не только вести ребенка к успеху, но и давать каждому ученику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.

     Для того, чтобы у учащихся вырабатывалось правильное отношение к учебной деятельности и ее содержательная мотивация, нужно саму учебную деятельность строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех этапов: мотивационного, операционально-познавательного, рефлексивно-оценочного.

    Мотивационный этап: вызывание, возбуждение исходной мотивации для привлечения внимания к учебному материалу.

Приемы: создание проблемных ситуаций в начале урока, привлечение занимательного материала; стимулирование учащихся на постановку определенных целей.

   Операционно-познавательный: самоконтроль и самооценка возможности предстоящей деятельности. Данный этап протекает на трех уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском. Л. С. Выготский отмечал, что единственным воспитателем, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Только та связь остается для него действительной, которая была дана в личном опыте. К приемам, которые способствуют развитию активных самостоятельных действий учащегося, можно отнести ситуации, в которых ученик:

- защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;

- задает вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;

- помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;

- ищет несколько решений поставленной задачи;

- осуществляет самопроверку, анализ собственных познавательных и практических действий.

    На данном этапе используются такие приемы, как рассмотрение столкновения различных точек зрения, подводящий диалог.

    Рефлексивно-оценочный: создание положительной мотивационной перспективы для симулирования положительной самооценки продвижений в учебной деятельности.

Приемы: создание ситуаций успеха, указание учащимся на удачные, рациональные моменты их деятельности; оценочные, подбадривающие обращения учителя; поддержание начинаний, инициативы школьников. Необходимо использовать воодушевляющие высказывания: «Я уверена, что ты с этим заданием справишься», «Я вижу, как ты напряженно работаешь», «Как хорошо, что ты ищешь (уже нашел) способ решения задачи».

Приемы: самооценка, рефлексия. Самоконтроль учащихся осуществляется посредством проверки выполненного задания по проверочному листу, сверяя собственный результат с правильным.

Самооценка и рефлексия:

1.    Понравился ли тебе урок? Какой этап урока тебе понравился? Ребенок определяет ответ синим квадратиком.

2.    Возникли у тебя трудности? На каком этапе тебе было трудно? (красный квадрат)

3.    Справился ли ты с трудностями? (зеленый квадрат)

    Правильнее хвалить ребенка и обращать его внимание на верно выполненное задание, а не заострять внимание на ошибочном написании. Один вариант: «Петя, разве ты не знаешь, что этот пример…, ведь мы говорили много раз об этом», а ребенок слышит: «Ты, растяпа!». Другой вариант: «Петя, ты сегодня правильно решил эти трудные примеры, давай еще раз поговорим и вспомним, как решается этот пример». Ребенок счастлив и нацелен на преодоление ошибок в будущем.

    Система занятий «Путешествие в Пифагорию» помогает ребенку «открыть» законы действия умножения, самому построить таблицу Пифагора и увидеть красоту «Математики». Каждое задание можно рассмотреть в качестве определенного шага на пути к решению генеральной проблемы: «Успешно, в интересной форме усвоить таблицу умножения и основных законов умножения».

    В маршрутной тетради учащийся выполняет задания, контролирует свою деятельность с помощью проверочного листа и оценивает свою деятельность на каждом этапе с помощью оценочных условных обозначений. Так складывается накопительная оценка, которая стимулирует планомерную работу учеников. В основе каждого этапа – ситуация успеха, радость познания, ощущение собственного роста. Необходимо дать возможность ребенку почувствовать, что он сегодня поднялся на одну, две, … ступеньки вверх к своей мечте. Каждый познает в своем темпе. Главное, чтобы не угасло желание познавать!

      

 

Войтенок Валентина Николаевна

учитель высшей категории

ГБОУ (VIIвида) школы № 561

Калининского района СПб

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»