Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
 Мирошниченко Наталия Семёновна

 
                                                                                «…Образование должно
                                                                                 возбуждать интерес
                                                                                  к знанию и охоту
                                                                                  к обучению».
                                                                                             Я.А. Каменский
   С 1876 года с введением в России светского образования в учебный план школ был введён учебный предмет «естествознание». И с того времени предметы естественнонучного цикла своей значимости не теряли. Подход к преподаванию этого курса был разный, но требования практически не менялись. Учащиеся должны были знать и понимать, что окружающий мир развивается по своим законам, что человек сам является частью этого мира. Учащиеся должны уметь анализировать и исследовать некоторые явления и события. И конечно курс естествознания должен вызывать подлинный интерес у учеников.
   Преподавание уроков природоведения неразрывно связано с развитием ВПФ. Психологами Выгодским Л.С., Элькониным Д.Б., Занковым Л.В. и другими установлено, что для младших школьников характерно стремление к деятельности, к контактам со взрослыми и детьми, любознательности. Очень важно для учителя уметь применять эти природные потребности детей. Один из основных отечественных естествоведов А.Я. Герд писал, что постановка даже самых простых опытов и проведение наблюдений развивает исследовательские навыки, учит самостоятельно решать учебные и практические задачи. «Если приучить ребёнка и научить наблюдать, то интерес к предмету не пропадёт». Для детей с ЗПР характерны весьма ограниченные знания об окружающем мире, снижены мотивации к обучению, что приводит к проблемам в усвоении учебного материала на уроках природоведения.
   Как сделать, чтобы появились и сохранились первые знания и впечатления о природе и объектах природы?
   Самые простые приёмы – это наблюдение, рассмотрение, распознавание формы, цвета, размера или другие признаки предмета или объекта. Они дают возможность воспринимать изучаемый материал уже с 1-го класса.
   Все виды наблюдений связаны с практическими работами и опытом. Это первый шаг для вовлечения в несложную научно- практическую работу. Опыт – это один из способов изучения объектов. Перед детьми ставится задача, выясняется цель, подводится итог. А.В. Сухомлинский говорил, что «чудесный мир природы не может закрываться дверью школы». Развить и сохранить интерес к предмету «природоведение» - это наблюдения за окружающей действительностью. Дети с проблемами развития не всегда могут назвать признаки того или иного времени года, домашних и диких животных т т.д. Уметь открывать, узнавать, запоминать новое самим помогают различные приёмы наблюдений и практические работы (с учётом особенностей учащихся коррекционной школы).
   Опыт работы в коррекционных школах показал, что практические работы на уроках природоведения должны носить характер занимательности и в тоже время простоты. Методической основой этих работ является теория соответствия деятельности и психофизических функций человека (Каменский Я.А., Выгодский Я.С,, Ушинский К.Д. и др.)
   Современная методика преподавания включает в себя 3 основы:
·        словесный
·        наглядный
·        практический
   Все эти методы преподавания связаны между собой  и должны занимать определённое место. Наибольшую роль должны играть наглядный и практический методы, т.к. они более всего включают мыслительную деятельность, зрительную память, тактильные ощущения, активную практику.
   Наблюдение – это основа для выделения главных признаков сравнения и обобщения, установления причинно- следственных связей. А местом наблюдения могут быть экскурсии. Здесь учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке (сезонные изменения в живой и неживой природе, рост и развитие растений, состояние почвы, водоёмов)
   Во время экскурсий учащимся можно давать различные задания для самостоятельного наблюдения. Наблюдения расширяют знания об окружающем мире, развивают внимание. Наблюдения способствуют развитию речи и мышления. Это метод познания мира на основе непосредственного восприятия. Для детей младшего школьного возраста (особенно с ЗПР), он наиболее эффективен, т.к. он прост.
    На уроках – экскурсиях формируется представления о природе, как о единственном целом, здесь можно понаблюдать и увидеть отличительные признаки времён года, цикличности смены сезонов и т.д. На экскурсиях учащиеся могут наблюдать за красотой родной природы, за птицами, растениями и т.д., получить знания по экологии.
Содержание некоторых экскурсий и практических работ на уроках природоведения и ООМ.
1 класс. Экскурсии.
  Наблюдение за погодой Наблюдение за неживой природой Наблюдение за живой природой Практическая работа
осень пасмурно
дождь
ветер
похолодание Изменение окраски листьев
отлёт птиц
Сбор листьев различных деревьев,
наблюдение за их окраской
зима снег
мороз
ветер
холод
лёд
снежинки
зимующие птицы
отсутствие листвы
хвойные деревья
лепка из снега
 
 
1 класс. Практические работы.
Объект исследования Цели исследования Методы исследования
хвойные деревья (хвоя и шишки ели , сосны, лиственницы) научиться различать хвойные растения 1.сравнения формы и размеров шишек
2.сравнение и наблюдение за длиной и жёсткостью хвоинок.
Что мы едим?
-части растений (картофель, яблоко, петрушка, лавровый лист, капуста)
Называть и находить части растений -сравнение
-наблюдение
-вкусовые свойства
 
3 класс. Экскурсии.
  Наблюдение за погодой Наблюдение за неживой природой Наблюдение за живой природой Дидактические игры и практическая работа
осень пасмурно
дождь
туман
дожди
похолодание
изменение окраски листьев,
увядание трав,
исчезновение насекомых, перелётные и зимующие птицы
д/и «Узнай дерево по его листу» (берёза, дуб, ива, липа)
весна ясно
дождь
гроза
солнечные дни
удлинение светового дня,
таяние снега,
ледоход
появление первоцветов,
набухание почек, прилёт птиц, появление насекомых
Загадки о явлениях природы и осадках
 
·        Вот по небу мчится конь-
Из- под ног его огонь.
Конь копытом бьёт могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
                             (гроза)
·        Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата?
                              (облако)
·        Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?
                              (дождь)
 
3 класс. Практические работы.
Объёкт исследования Цель исследования Метод исследования
Плоды и семена клёна, рябины, репейника, тыквы, гороха, гречи 1.определить как распространяются семена данных растений
2.определить и запомнить названия растений по семенам
-зрительное наблюдение с помощью увеличительного прибора (лупы)
-наблюдение, классификация, сравнение
Продукты питания (этикетки от молока, колбасы, рыбных и мясных продуктов, творожных сырков) Определить какие питательные вещества находятся в различных продуктах питания. наблюдение и сравнение
 
   Научить наблюдать за природой, сравнивать явления природы, любить природу – задача нелёгкая, особенно для детей с проблемами развития. Надо кропотливо, ненавязчиво учить подмечать все вокруг: любоваться небом, солнцем, облаками, пением птиц ит.д. Поэтому в практике преподавания природоведения в коррекционной школе надо обязательно включать уроки- экскурсии и практические работы в большем количестве, чем в обычной школе.
   «Предмет, который стоит перед глазами ученика или яркими чертами врезался в его память, сам задаёт вопросы ребёнку» - писал К.Д, Ушинский. Это вызывает радость, интерес, стремление к дальнейшему овладению знаниями.
                                
 
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»