Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Блог Экстернат.РФ

Блог пользователей Экстернат.РФ

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Перед началом занятия проверьте технику безопасности.На учащемся не должно быть часов,браслетов,колец,висящих цепочек.Баскетбольный мяч лучше взять небольшого размера.Выучите стойку баскетболиста:ноги на ширине плеч, плечи опущены,корпус вперед,глаза направлены на мяч.Баскетбольный мяч достаточно тяжелый, поэтому надо постоянно контролировать его движение, чтобы он не "попал в голову". Обьясните, что пальцы ученику необходимо "растопырить" и положить сверху на мяч, а ладонь при этом не "ложится" на мяч,а остается приподнятой.При надавливании на мяч движение, будто Вы его "топите" в ванне.Обязательно помните о спине, которая наклонена вперед.Когда начнет хорошо получаться,можно переходить к ведению.Обязательно выучите,что мяч движется не перед учеником, а немного сбоку.При движении не мяч должен "догонять"ученика, а ученик -мяч.Многие дети сразу "ведут" мяч бегом,и это лучший вариант,так как медленное ведение совершенно не приемлемо в игре.

Просмотров: 5119
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Перед началом занятия проверьте технику безопасности:прыгать надо на не скользкой поверхности,обувь должна быть удобной. Приготовьте скакалку,она должна быть длиной не меньше 5-6 метров.Если нет еще одного человека, который будет Вам помогать вращать скакалку,то привяжите ее к дереву.Вращать надо навстречу прыгающему.Для начала надо научиться "пробегать" под вращающейся скакалкой.Здесь целесообразно громко считать, чтобы ученик запомнил ритм движения скакалки.По сигналу учащийся пробегает под скакалкой, и, как только начинает получаться, очень быстро перестает ее бояться.Дальше необходимо научиться "впрыгивать" в скакалку.Опять же вращение должно быть ровным,ритмичным и по команде учение "впрыгивает" и делает один прыжок, сразу после него "выбегает".Главная задача-не зацепиться за вращающуюся скакалку.Постепенно учащийся "осваивается" и обучается выполнять несколько прыжков с "выбеганием".

Просмотров: 5106
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Перед обучением убедитесь, что соблюдена техника безопасности:ученик в спортивной одежде,без молний,обувь спортивная, плотно прилегает к ноге.Прыгать надо не на скользкой поверхности,желательно, не на асфальте.Перед прыжком сделайте разминку.Необходимо выучить правила соревнований по легкой атлетике-прыжок выполняется "без заступа",то есть нельзя наступать на линию старта,приземление всегда на две ноги, результат "по пяткам", и ,если есть движение после приземления,то оно не засчитывается.Перед прыжком лучше присесть,размахивая руками вперед-назад,а во время прыжка рекомендуется тянуться руками вперед.После приземления надо отметить линию,на которой стоит нога, ближняя к линии старта,это можно сделать мелом или просто провести черту,и посоветовать учащемуся постараться прыгать все дальше и дальше.Каждый раз после приземления отмечайте результат, это будет наглядно показывать успехи ученика. Рекомендую после 10-15 прыжков отдохнуть, переключиться на другую двигательную деятельность,а потом опять попрыгать.Если прыгать ежедневно,ваши результаты будут постоянно улучшаться!

Просмотров: 5238
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Евгений Простомолотов

И ЗАПЕЛ БАЯН ПО-КАЗАХСКИ

Константин Кириллович Ошлаков вошел в историю казахского музыкального искусства, как яркий представитель профессиональной баянной школы в Казахстане, которую сам же и создал.

В 1940 году молодой, но уже известный сибирский баянист был приглашен в республиканский радиокомитет Казахской ССР в качестве солиста. А предшествовало этому приглашению его выступление в Алма-Ате.

Годом раньше Константин Ошлаков, находясь в гастрольной командировке в Алма-Ате, дал целый концерт на республиканском радио. Алма-Атинцам и гостям тогдашней столицы представилась возможность услышать не только народные мелодии, но и шедевры классической музыки в виртуозном исполнении на баяне. До этого, не только в Алма-Ате, но и в Казахстане такого концерта не давал никто. Баян был достоянием российской музыкальной школы и в Казахстане - на этом инструменте никто не обучался.

 Полтора часа по радио звучала русская, украинская народная музыка, прозвучало несколько казахских произведений. Но больше всего поразило слушателей исполнительская интерпретация классических произведений, переложенных для исполнения на баяне.

Как красочный калейдоскоп сменялись – одно произведение за другим. Здесь звучали: увертюра и антракт к третьему действию оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», танцы Иоганнеса Брамса.

И вот через год из Абакана в Алма-Ату, по приглашению местного правительства, приезжает молодой, энергичный музыкант, баянист-виртуоз Константин Ошлаков и остается здесь навсегда.

Дело в том, что Ошлаков еще с детства был знаком с казахским народным мелосом, бытом и культурой. Его детство и отрочество прошло в селе Зыряновске Томской губернии (сейчас это Восточно-казахстанская область), где он родился 5-го ноября 1916 года.

 Отец его, Кирилл Игнатьевич, был местным толмачом (переводчиком). Он кормил большую и дружную семью. Мама Марина Евгеньевна управлялась по хозяйству – вела дом, ухаживала за домашним скотом. Как и водилось, в дружной семье царила атмосфера любви, а в доме был достаток. 

Важным событием для Кости стало начало учебы в школе, в которую он пошел в 1922 году. Но с учебой ему пришлось расстаться в том же году - в дом пришла беда…

Арестовали отца, как местного «богатея» и отправили на строительство «Беломорканала». Семья, лишившись кормильца и подворья, стала голодать. Чтобы не умереть с голоду, и хоть как-то прокормить маму, сестру и двух младших братьев, старшему в семье Косте, пришлось оставить учебу и начать самостоятельно зарабатывать на «хлеб насущный».

Сначала это была работа по найму, затем ему удалось устроиться в артель «Алтайцветметзолото» чернорабочим. Вместо четырех часов, положенных для несовершеннолетних, Костя работал целый день, копая шурфы, чтобы заработать побольше денег. Работа была физически тяжелой, а для подростка – изнурительной. Особенно трудно приходилось зимой: надо было по ночам отогревать землю кострами, чтобы утром можно было бы долбить ее киркой.

 Костю не покидала заветная мечта - стать военным. По-мальчишески он завидовал крепким, бравым солдатам и представлял себя в военной форме, щеголяющим по родному селу. Костя стал настойчиво искать возможность попасть на военную службу и эта возможность ему вскоре представилась.

 Рядом находилась отдельная Чингизстайская погранкомендатура. Не моргнув глазом, Костя прибавляет себе лишний год, доказывая поседевшему коменданту, что ему уже шестнадцать. То ли крепкое телосложение, то ли ясные глаза, в которых пожилой офицер увидел неподдельное желание стать военным, но Костя был зачислен «сыном полка» в Орловскую погранзаставу в отделение связи. Но и тут его мечте не суждено было сбыться.

  В мае 1933 года при выполнении служебных обязанностей, Константин был контужен. При починке электрического кабеля на одном из складов с динамитом, от короткого замыкания, произошел взрыв. Трое связистов погибли на месте, а Константин, который находился вдали от эпицентра взрыва, был тяжело контужен.

Врачи делали все, что могли, чтобы спасти парню жизнь, но вернуть зрение – им не удалось. Началась усиленная борьба за существование. Не было специальности, а теперь и полноценного здоровья. Что делать, как жить дальше. Но тут произошел счастливый случай.

Однажды в томский госпиталь, где лечился Ошлаков, из местной филармонии приехали с шефским концертом артисты. Для больных солдат это был настоящий праздник. Среди артистов был баянист, который не только аккомпанировал певцам, жонглёрам, но и замечательно сыграл сольно несколько музыкальных произведений. Его выступление и дало толчок раненому Косте к выбору будущей профессии.

В 1934 году, еле дождавшись выписки из госпиталя, Костя (по рекомендации главного врача) поступает в Томский музыкальный техникум, который через четыре года заканчивает с отличием.

После окончания Константин Ошлаков выигрывает музыкальный конкурс в городе Красноярске, после которого его приглашают в Хакасию, солистом абаканского радио. Круг его творческой деятельности на этом не ограничился. Он создает из политзаключенных поселенцев прекрасный ансамбль и начинает гастролировать по городам Сибири. Вскоре к нему пришла известность, которая и позволила через несколько лет стать солистом казахстанского республиканского радиокомитета.

Казахстанский период творчества.

Работая на казахском радио, Ошлаков начал изучать национальный фольклор и делать переложения для баяна. Постепенно, в «исполнительской шкатулке» баяниста, стал появляться репертуар, содержащий неоценимые сокровища музыкальной культуры казахского народа. Он с головой ушел на изучение национального культурного мелоса. Его покорило творческое наследие таких народных акынов-импровизаторов, как Татимбета Казангапова, Даулеткерея Шигаева, Дины Нурпеисовой и, конечно же, великого Курмангазы Сагырбаева.

На основе их творчества, Константин Ошлаков приступил к созданию целой исполнительской школы и национального репертуара для будущих отечественных баянистов. И это будущее было не за горами.

Уже через год, после приглашения Константина Кирилловича в Алма-Ату, ему предложили открыть класс баяна. Так в 1941 году Ошлаков начал свою педагогическую деятельность в местном музыкальном техникуме (ныне Алматинский музыкальный колледж им. П.И. Чайковского).

Первыми его учениками стали люди, лишившиеся зрения на полях сражения Великой Отечественной войны. Именно им, «собратьям по несчастью», оставшимся со своим горем один на один, Константин Кириллович помогал поверить в свои силы, давая не только надежду, но и необходимое мастерство, которое помогло бы им занять достойное место в  своей профессии.

Далее Константин Кириллович открывает целое отделение русских народных инструментов при музыкальном техникуме, переименованном в училище и становится во главе его учебного процесса. Из своих учеников создает первые ансамбли баянистов, которые тут же приобретают широкую популярность среди видных казахстанских музыкантов.

С Ошлаковым с удовольствием начинают сотрудничать известные казахстанские композиторы: Евгений Брусиловский, Ахмет Жубанов, Мукан Тулебаев, Куддус Кужамьяров, позднее Латыф Хамиди, Бакытжан Байкадамов и Нургиса Тлендиев. Они доверяют ему свои произведения, которые он перекладывает для исполнения на баяне и целого ансамбля баянистов. Исполнительское мастерство Константина Ошлакова вошло в золотой фонд Казахского радио. Произведения в его исполнении стали неотъемлемой частью радиоэфира. Популярность и непревзойдённое исполнительское мастерство баяниста привлекает к себе внимание академических певцов, солистов филармонии и оперного театра. Под аккомпанемент его баяна поют народные артисты СССР и Казахской ССР – Куляш Байсеитова, Ермек Серкебаев, Роза Джаманова, Роза Багланова.

В 1944 году Константин Кириллович становится одним из первых студентов теоретического факультета, только что открывшейся, Алма-Атинской государственной консерватории (ныне Казахская национальная консерватория им. Курмангазы). А в 1950 году, после окончания учебы, сразу же начинает заниматься подготовкой открытия в ее стенах класса баяна, куда рекомендует преподавателем своего ученика Фёдора Легкунца, к тому времени получившего диплом об окончании Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (ныне Российская Академия музыки).

Так, благодаря неутомимому организаторскому таланту Константина Кирилловича Ошлакова, у музыкантов-баянистов появилась возможность получать высшее образование по классу баяна, теперь уже, и в Казахстане.

Работая над четырехтомным учебным пособием «Школы игры на баяне», К.К. Ошлаков хрестоматийно разработал и записал более 160  этюдов для развития исполнительской техники игры на баяне, переложил почти все кюи, которые были собраны, записаны на ноты и классифицированы еще в 20-30-е годы музыкальным этнографом Александром Викторовичем Затаевичем. Также в «Школу» вошли переложения произведений Абая Кунанбаева, Евгения Брусиловского, Сыдыка Мухамеджанова, Ахмета Жубанова, Мукана Тулебаева, Нургисы Тлендиева, а также своего друга Латыфа Хамиди.

Ценность данного учебного пособия заключается в том, что его материал основывался на национальной музыкальной литературе. Начинающим музыкантам-баянистам представилась возможность с первых шагов изучать  народный музыкальный лад, его построение, структуру, а значит впитывать в себя, с раннего детства,  всю палитру музыкального языка. Его учебниками «Школы игры на баяне» восхищались баянисты всего бывшего Советского Союза. С особым нежным трепетом относились к творчеству К.К. Ошлакова украинские коллеги: народные артисты Украины Иван Яшкевич, Николай Ризоль и Владимир Бесфамильнов. Крепкая дружба у Ошлакова была и с народным артистом СССР, легендарным российским баянистом Юрием Ивановичем Казаковым.  Эти выдающиеся музыканты  без прикрас понимали, какую лепту он вносит в музыкальную культуру Казахстана.

 Константин Кириллович Ошлаков постоянно организовывал им концерты в Алма-Ате и других городах Казахстана и они его приглашали в свои республики для проведения «мастер-классов» на всевозможных творческих встречах, симпозиумах и конференциях, где он мог выступить в качестве баяниста-исполнителя, музыкального деятеля и педагога.

Профессия музыканта требует особого терпения и трудолюбия. «Приложи сердце твое к учению и уши твои к умным словам» (Притч. 23:12). Музыкальный язык, как никакой другой, более точно и глубоко раскрывает историю любого народа, нации, отражая быт, традиции, социально-политическую идеологию.

Историкам известно, что исторические судьбы наций складываются по-разному, в зависимости от уровня развития экономических и социально-политических отношений, от географических и прочих условий. Каждый народ, нация имеют только им присущие культурно-бытовые особенности, благодаря которым они вносят посильный вклад в сокровищницу мировой культуры. Способность эстетического отражения возникает на ранних ступенях развития любого народа, о чем свидетельствуют исторические, археологические и этнографические исследования ученых.

 Сказанное выше можно в полной мере отнести к творческой деятельности Константина Кирилловича Ошлакова, прогрессивность которой явилась основополагающим критерием развития профессиональной баянной школы в Казахстане.

Если взять четыре музыкальных направления, которые возникли в Казахстане в начале двадцатых годов и получивших, в дальнейшем, профессиональное развитие, можно смело утверждать, что фортепианная исполнительская школа, основанная на национальном фольклоре, появилась с приездом в Казахстан Александра Викторовича Затаевича, российского музыканта-этнографа, жившего в ту пору в Оренбурге. По заданию советского правительства А.В. Затаевич начал заниматься сбором народных мелодий.

   Разъезжая по отдаленным аулам, он собрал более 2300 образцов музыкальных произведений: кюев, песен и танцев, не только казахского, о и киргизского культурного наследия, которые записал на ноты и переложил для исполнения на фортепиано. То есть, к тридцатому году прошлого столетия, в республике появилась квалифицированная фортепианная музыкальная школа, основанная на национальном  музыкальном фольклоре.

Евгения Григорьевича Брусиловского принято считать родоначальником вокально-хоровой исполнительской школы, основоположником казахской национальной оперы и симфонического искусства. Его оперы: «Кыз-Жибек» (1934), «Жалбыр» (1935), «Ер Таргын» (1936), «Айман Шолпан» (1938), «Золотое зерно» (1940), «Гвардия, вперед!» (1942), «Амангельды» (1945, соавтор М. Тулебаев), «Дударай» (1953), «Наследники» (1962), музыка к балету «Козы Корпеш и Баян сулу» (1967), кантата «Советский Казахстан», девять  симфоний, в том числе симфония «Курмангазы», нашли свое отражение в казахском профессиональном музыкальном творчестве и прочно вошли в репертуар оперных театров и симфонических оркестров республики.

 Ахмет Куанович Жубанов является не только одним из первых казахских композиторов, получившим почетное звание академика АН Казахской ССР, но и организатором казахского национального оркестра народных инструментов им. Курмангазы, которым он многие годы и руководил.

Ошлаков Константин Кириллович, по роду своей творческой деятельности, стал основоположником профессиональной школы баянистов в нашей республике, также основанной на казахской национальной музыке. Более того, он стал организатором и руководителем ансамблей баянистов, музыкальных классов и целых отделений.

В 1961 году К.К. Ошлаков вместе с композитором Бакытжаном Байкадамовым открывает музыкальное отделение в Казахском государственном женском педагогическом институте (ныне университете), где и остается преподавать до конца своей жизни.

Константин Кириллович Ошлаков был неутомимым тружеником и ярчайшим пропагандистом баянной культуры. Еще в военный период своей деятельности он начал работу над своим методическим трудом – «Комплексный метод обучения на музыкальных инструментах», который в дальнейшем стал «настольной книгой» для многих музыкантов и не только баянистов. Этот метод обучения настолько актуален и гибок в своей модификации, что применим в любой педагогической области. В своем труде, автор раскрывает конкретные принципы музыкальной педагогики и ставит современные задачи перед музыкальной педагогикой как наукой. Он доказывает, что от выполнения этих задач зависит успех решения важнейших музыкально-педагогических проблем. Константин Кириллович Ошлаков утверждает первостепенность их решения, потому что эти задачи заключаются, прежде всего, в том, чтобы «…не столько обосновывать готовые и утвердившиеся, а вместе с тем и устаревшие педагогические формы, сколько опережать устоявшуюся педагогическую практику» («Комплексный метод обучения игре на музыкальных инструментах». А., 1980 г., стр. 3). /разрядка моя/.

В своей методике комплексного обучения К.К. Ошлаков отразил прогрессивные взгляды музыкальной педагогики, систематизировал их и воплотил в практику. Его студентки КазЖенПи, без предварительного музыкального образования, за четыре года обучения могли освоить музыкально-педагогический материал, который охватывал учебный процесс начального, среднего и высшего звена обучения. Из его класса вышли замечательные музыканты, такие, как народный артист Каз.ССР. композитор Анатолий Бычков, заслуженный деятель искусств РК, первый казахский оперно-симфонический дирижер-женщина Раушан Садыкова, известный теоретик Людмила Быкова, выдающийся певец, народный артист СССР Алибек Днишев. Все вышеперечисленные музыканты начинали учиться у него по классу баяна: одни в музыкальной школе, другие в музыкальном училище, или в женском педагогическом институте. К моему великому счастью и мне повезло стать учеником этого  выдающегося музыканта и педагога. Начиная со знакомства в Алма-Атинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского и до самой кончины Константина Кирилловича, я был дружен с его семьей: женой Зинаидой Александровной и сыновьями – Олегом, Виктором и Сергеем.

  Возвращаясь к вопросу о создании музыкальных коллективов – ансамблей и оркестров, могу сказать, что Константин Кириллович считал музыкальное образование полноценным и продуктивным только тогда, когда оно может полнее отражать межпредметную связь и, главное, освещаться в коллективном музицировании. Игру в ансамбле Ошлаков считал важнейшим звеном музыкального образования. В совокупности с индивидуальным музицированием ансамблевая игра способствует более быстрому развитию не только музыкально-гармонического слуха, но и музыкального интеллекта в целом.

 Первое знакомство с музыкой ставит любого человека перед проблемой неопределенности, что проявляет в нем чувство неуверенности. Здесь большую помощь может оказать высококвалифицированный педагог, от которого будет зависеть дальнейшая судьба начинающего музыканта. Чем талантливее и образованнее преподаватель, тем легче учащемуся будет разобраться в «семи нотах». Именно начальный период знакомства с любой наукой, формирует в человеке уверенность или неуверенность, веру или безверие в начатое дело, в свои силы. Здесь педагог обязан найти нужный «ключик» к психологическому состоянию ученика и в деликатной форме указать ему нужный путь к решению поставленных перед ним задач. Только взаимодоверие приведет педагога и ученика к победе.

 У Константина Кирилловича был главный аргумент в работе – научить ученика самостоятельности. Известно, что не все студенты, получившие диплом об окончании своей учебы в вузе, могут самостоятельно решать профессиональные задачи. Для этого необходим практический опыт. Бывает и такое, когда выпускники вузов, не нашедшие сферы применения своих профессиональных знаний в жизни, попросту меняют профессию. Ученикам Константина Кирилловича в этом аспекте повезло: они не только не бросали свою учебу на полпути, и не только становились профессионалами своего дела, но и сами начинали готовить профессионалов, которые в свою очередь продолжали дело своих педагогов.

К.К. Ошлакова не стало 25 августа 1987 года. Умирая в кругу своей семьи, в окружении жены и своих детей, Константин Кириллович до последней минуты думал о своих учениках и надеялся на следующий день их снова увидеть. Но судьба распорядилась иначе, и сердце большого человека перестало биться.

Анализируя творчество Константина Кирилловича Ошлакова, не перестаешь удивляться тому объему и разнообразию нотного и методического материала, который он оставил после себя грядущему поколению. Выдающийся музыкальный деятель, баянист, композитор, профессор, заслуженный учитель Казахстана, основавший профессиональную школу казахстанских баянистов, Константин Кириллович Ошлаков оставил после себя более ста шестидесяти этюдов, более трехсот переложений и аранжировок казахских кюев, песен, и танцев для баяна и оркестров, сюит, маршей и фантазий. Он посвятил баяну всю свою жизнь и не расставался с любимым инструментом ни на один день. В руках этого замечательного музыканта баян засверкал новыми гранями звукового соцветья и воистину запел «по-казахски».

 Евгений Простомолотов

Отличник образования,

заслуженный деятель культуры

Республики Казахстан                                                                         Алматы-2019 г.

 

 

 

 

Библиографический указатель:

 

Избранные труды:

·       Великий кюйши Даулеткерей: (К 145-летию со дня рождения) // 3аря труда. — 1965. — № 3. — С. 23-24.

·       Выборный баян: Учеб. репертуар детских муз. школ. 1 класс / Ред.-сост.: В. Бесфамильнов, А. Зубарев, В. Паньков. — Киев: Музична Украіна, 1980. — 92 с. (укр.) (рус.)

·       Выборный баян: Учеб. репертуар детских муз. школ. 2 класс / Ред.-сост.: В. Бесфамильнов, А. Зубарев, В. Паньков. — Киев: Музична Украіна, 1981. — 110 с. (укр.) (рус.)

·       Выборный баян: Учеб. репертуар детских муз. школ. 3 класс / Ред.-сост.: В. Бесфамильнов, А. Зубарев, В. Паньков. — Киев: Музична Украіна, 1982. — 107 с. (укр.) (рус.)

·       Выборный баян: Учеб. репертуар детских муз. школ. 4 класс / Ред.-сост.: В. Бесфамильнов, А. Зубарев, В. Паньков. — Киев: Музична Украіна, 1983. — 101 с. (укр.) (рус.)

·       Выборный баян: Учеб. репертуар детских муз. школ. 5 класс / Ред.-сост.: В. Бесфамильнов, А. Зубарев, В. Паньков. — Киев: Музична Украіна, 1984. — 88 с. (укр.) (рус.)

·       Комплексный метод обучения игре на музыкальных инструментах: (Метод. реком. преподавателям спец. баяна) / М-во высшего и среднего образования КазССР. — Алма-Ата, 1980. — 42 с.

·       Метод обучения игры на баяне: Для музыкальных кружков общеобразовательных школ и клубов // 3аря труда. — 1965. — № 9. — С.23-24.

·       Методическая разработка к типовой программе курса «Основной инструмент (Баян)»: Для муз.-пед. фак. пед. вузов / М-во просвещения КазССР. — Алма-Ата, 1985. — 60 с.

·       Мукан Тулебаев // 3аря труда. — 1965. — № 12. — С.22-23.

·       Учесть на будущее // 3аря труда. — 1966. — № 10. — С.18.

·       Школа игры на баяне / Под ред. И. А. Бочкова, Н. Ф. Тифткиди. — Алма-Ата: Учпедгиз, 1959. — Ч. 1 . — 127 с.

·       Школа игры на баяне / Под ред. И. А. Бочкова. — Алма-Ата: Мектеп, 1965. — Ч. 2. — 180 с.

·       Школа игры на баяне / Под ред. Р. Г. Заирова. — Алма-Ата: Мектеп, 1970. — Ч. 3. — 148 с.

·       Школа игры на баяне: Для студентов педвузов и муз. училищ. — Алма-Ата: Жалын, 1979. — Ч. 4. — 200 с.

Награды и признание:

1-е место на конкурсе баянистов (Красноярск, 1939

медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Заслуженный учитель Казахской ССР (1961)

медаль «Ветеран труда»

 

Литература:

·       Басурманов А. П. Баянное и аккордеонное искусство : Справочник. — М., 2003.

·       Евгений Простомолотов. «КОНСТАНТИН ОШЛАКОВ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ»- А., Веди, 2002 г. 64 с.- ISBN 9965-9001-0-7. https://uchitelya.kz/evgenij-prostomolotov-konstantin-oshlakov-vospominanija-ob-uchitele/

·       Простомолотов Е. И. Константин Ошлаков (Воспоминания об учителе)- А., Веди, 2002 г. 64 с.- ISBN 9965-9001-0-7.

·       http://novainfo.ru/archive/17/konstantin-oshlakov-vospominaniya-ob-uchitele. http://novainfo.ru/article/1836

·       Простомолотов Е. И. Константин Ошлаков. (Воспоминания об учителе). — Алма-Ата: Веди, 2002. — 64 с. — ISBN 9965-9001-0-7. Архивная копия от 14 июня 2015 на Wayback Machine http://novainfo.ru/article/1836 http://novainfo.ru/article/1836 .

·       Простомолотов Е. И. Певец грядущего и уходящего/http://novainfo.ru/article/1798

·       Смакова З. Н., Конысбаев М. Б. Антология казахстанской баянной литературы. — Алма-Ата, 2013. — Ч. 2.

Просмотров: 5631
0

1. Историю должен знать каждый

На этой неделе министр образования и науки России Ольга Васильева сказала, что итоговый экзамен по истории должен стать обязательным. «Вот я как историк убеждена, что он должен быть обязателен», — сказала министр. Она также добавила, что вопрос требует обсуждения, а решение не будет приниматься «сиюминутно», но при этом справедливо подчеркнула, что не может «человек, пройдя одиннадцатилетнее обучение, не знать своей истории».

С последней мыслью сложно поспорить. Любой уважающий себя человек должен знать историю своей страны, должен уважать и понимать её. Знание основ истории всегда входило, входит и будет входить в своеобразный «джентльменский» набор каждого образованного человека. Россиянам не знать историю России просто стыдно, а в некоторых случаях — даже позорно. Многие скажут, что не знать, когда Александр I на крови своего отца взошел на престол, не так уж и страшно. Но пробелы в образовании зачастую приводят к повторению трагических ошибок прошлого. Отсюда и появляются люди, которые, например, возвеличивают кровавого преступника Сталина, забывая про так называемые сталинские расстрельные списки. Известно по меньшей мере о 388 списках, которые собственноручно подписал «вождь», отправляя десятки тысяч человек на расстрел или в ГУЛАГ без суда, следствия и какой бы то ни было реальной вины.

 

Однажды на занятиях по политологии, которые в Грозненском нефтяном университете я как раз и веду, я дал студентам третьего курса задание — написать небольшое эссе на тему: «Мой политический кумир». Не знаю, сможете ли вы представить мои разочарование и ужас, когда один из лучших студентов в группе написал про Иосифа Сталина.

Своим идеалом в политике его назвал молодой чеченец, дедушек, бабушек и других родственников которого этот «идеал» одной далекой зимой выкинул из родных домов в холодные степи Средней Азии

Вот тогда я, как никогда ясно, осознал, что учить историю крайне необходимо. Однако же я категорически против того, чтобы ЕГЭ по истории вошел в число обязательных экзаменов для всех выпускников. И прямо сейчас объясню почему.

2. Каждый кулик хвалит свое болото

Во-первых, обратите внимание на то, как министр образования начинает аргументировать свою позицию: «Я как историк…», — говорит она. И тут мне моментально вспомнились мои вузовские преподаватели. Каждый из них на первой лекции без тени сомнения называл свой предмет самым главным, таким, без которого едва ли возможно физическое существование.

Приходит на лекцию, например, преподаватель философии и заявляет: «Философия — царица наук, важнейшая дисциплина, которую вы все обязаны знать». На следующей паре преподаватель статистики с не меньшей гордостью утверждает: «Вся современная наука, экономика и управление основаны на статистике. Это самый главный предмет для каждого из вас!». Через семестр в аудиторию вразвалочку заваливается преподаватель маркетинга в малиновом пиджаке (так и было, не шучу!) и, свысока посматривая на неоперившуюся молодежь, замечает: «Маркетинг — ключевой предмет во всем вашем обучении. Учите его, если хотите чего-то добиться».

Со временем до меня, наконец, дошло, что 99% преподавателей и ученых совершенно искренне считают, что именно их предмет — самый главный для человека и человечества. Ближе к четвертому курсу такие заявления из уст практически каждого педагога стали вызывать ироничную улыбку или плохо скрываемый сарказм. Наверное, поэтому я никогда не говорил своим студентам, что политология — важнейший предмет за все годы их обучения (хотя, чего греха таить, именно так я и считаю).

К чему этот поток воспоминаний?

Если через какое-то время в России будет министр-профессиональный географ, он будет точно так же заявлять, что нам нужен обязательный ЕГЭ по географии

3. Российские школьники чрезмерно перегружены

Есть и другая, куда более важная причина. Нынешние 11-классники и без того настолько сильно загружены, что ещё один дополнительный экзамен станет для них сущей катастрофой. Начнем с того, что с 2022 года ЕГЭ по иностранному языку будет обязательным для всех. Значит, история может стать уже четвертым обязательным предметом. А если выпускник собирается поступить на медицинский факультет, то ему нужно будет сдавать ещё и биологию с химией. И это уже шесть экзаменов! А вдруг он до последнего не сможет выбрать между профессиями врача и экономиста? Тогда ему нужно сдавать ещё и обществознание. А если он хочет поступить в престижный московский вуз, то вдобавок ко всему этому сплошному ужасу его ждёт еще вступительный внутривузовский экзамен (ДВИ). Вам не кажется, что восемь экзаменов для ребёнка — это полный кошмар и абсолютный перебор? Может, стоит пощадить их психику и здоровье?

При этом даже сейчас, когда обязательных экзаменов всего два, старшеклассники и так загружены до предела

Я активно готовлю 11-классников к ЕГЭ по обществознанию. Пару месяцев назад я предупредил их, что на следующем занятии меня не будет, и предложил им назначить какое-нибудь дополнительное время, чтобы компенсировать пропущенные уроки.

— Давайте в субботу в 14.30! — говорю я им.

— Нет, я не могу, — отвечает одна девушка. — У меня в это время дополнительные по русскому.

— А у меня по математике, — уверяет вторая.

— И я тоже не смогу, — заявляет третий.

Я предложил им ещё четыре варианта, но ни один их не устроил. И вовсе не потому, что мои ученики лентяи, не желающие учиться (впрочем, такие тоже есть). А просто потому, что их расписание забито под завязку. Буквально каждый день они с 8.00 — 8.30 и до 13.00 — 14.00 находятся в школе на уроках. После они едва успевают наспех перекусить, а затем до 18.00 и даже 19.00 часов вечера готовятся с репетиторами. Ну хоть после этого они могут отдохнуть? Разве что часок-другой, поскольку надо же еще делать домашние задания.

Мои занятия обычно заканчиваются в 18.30. И в одной из моих групп один очень умный и любознательный юноша регулярно отпрашивается в 18.00, потому что ему надо ехать к репетитору по русскому языку, с которым он, видимо, занимается еще полтора-два часа. Провожая его взглядом, я невольно задаюсь мыслью: «Бедный парень…». Сколько длится учебный день этих детей? Нередко они занимаются по 10-12 часов в день на протяжении всей недели, включая воскресенье. А учебная неделя может составлять и 60, и 70, и даже 80 часов — вдвое больше, чем стандартная рабочая неделя любого работающего.

Именно поэтому я горячо поддерживаю Ольгу Васильеву в её стремлении повысить уровень знаний по истории среди подрастающего поколения. Но вводить ещё один, уже четвёртый обязательный ЕГЭ по этому предмету — излишняя мера. Давайте пожалеем наших детей.

 

Просмотров: 5158

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 2029 гостей и нет пользователей