Уважаемые ученики 3 классов! Необходимо пройти тест и прислать свои результаты не позднее 26 января 2020 года на электронную почту zyaba.13@mail.ru
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Уважаемые ученики 3 классов! Необходимо пройти тест и прислать свои результаты не позднее 26 января 2020 года на электронную почту zyaba.13@mail.ru
Ошлаков Константин Кириллович, род. 5 ноября 1916 в с. Зыряновск Восточно- Казахстанской обл., ум. 25 авг. 1987 в Алма-Ате (Казахстан). Исполнитель, педагог, композитор. Засл. учитель Казахской ССР (1961). В 1939 окончил Томское муз. училище (кл. баяна А.Н.Рожкова, И.П.Дорофеева), з 1950 - фак-т теории музыки Алма-Атинской конс. В 1939-40 солист Хакасского радиокомитета (г. Абакан), в 1940-62 солист и концертмейстер Казахского радиокомитета (Алма-Ата). В 1941-62 преподаватель по кл. баяна и зав. отд. нар. инструментов, организатор и рук. оркестра баянистов в Муз. училище им. П.И.Чайковского в Алма-Ате. С 1961 преподаватель, с 1967 доцент кафедры спец. нар. инструментов Казахского женского пед. ин-та в Алма-Ате, с 1976-87 г. профессор. Участник конкурса баянистов в Красноярске (1939, 1-е место). Является основоположником казахстанской профессиональной исполнительской школы баянистов. Отличник народного образования, заслуженный учитель Казахской ССР.
Творчество
Гастролировал в Сибири (Новосибирск, Красноярск, Ачинск, Минусинск, Черногорск), Казахстане, виртуозно исполняя переложения классических произведений, а также сочинения Мукана Тулебаева, Ахмета Жубанова, Латыфа Хамиди, Евгения Брусиловского, Курмангазы, Ахана Сэре, Таттимбета, Даулеткерея, Дины Нурпеисовой.
За 45 лет педагогической деятельности подготовил свыше 300 музыкантов. В числе его учеников известные казахстанские музыканты — заслуженный деятель культуры, отличник образования Республики Казахстан Евгений Иванович Простомолотов, народный артист республики Анатолий Бычков; дирижёр заслуженный деятель искусств Республики Казахстан Рая Садыкова, народный артист СССР Алибек Днишев.
Создал национальный репертуар баянистов. Автор методических работ, в том числе учебно-методического пособия «Школа игры на баяне» (в 4-х томах) — первого издания, основанного на казахском народном фольклоре.
Избранные сочинения
для баяна:
Сюита на казахские темы (1968)
Казахский марш
пьесы
этюды (160)
переложения и аранжировки казахских народных песен, танцев и кюев (более 300)
Соч. для баяна: Сюита на казахские темы (1968), Фантазия (для оркестра баянов), сюита “На целине” (для оркестра баянов), Казахский марш; пьесы, этюды (более 150); обработки нар. песен и танцев (более 30), переложения. Автор метод, пособий, статей; сост. учебных программ, репертуарных сб-ков.
для оркестра баянов:
Фантазия
Сюита «На целине»
'Источники информации:
Простомолотов Е.И. "Константин Ошлаков. Воспоминания об учителе".
https://uchitelya.kz/load/evgenij-prostomolotov-konstantin-oshlakov-vospominanija-ob-uchitele/ http://www.mrwolf.ru/Biografii/Pro4ee/12494
https://uchitelya.kz/load/evgenij-prostomolotov-konstantin-oshlakov-vospominanija-ob-uchitele/ http://ru.encyclopedia.kz/index.php/Ошлаков,_Константин_Кириллович
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Ошлаков Константин Кириллович. Википедия.
Простомолотов Е.И. "Певец грядущего и уходящего". http://www.mrwolf.ru/Biografii/Pro4ee/15313
Простомолотов Е.И. "Константин Ошлаков (1916-1987). http://avtors.ru/Evgeniy_Prostomolotov/23114
Басурманов А.П. "Баянное и аккордеонное искусство", М., 2003.'
Смакова З.Н., Конысбаев М.Б. «Антология казахстанской баянной литературы» (часть-2), А. 2013 г.
https://ksors.kz/2019/12/28/enciklopedicheskij-almanax-istoriya-kazaxstanskogo-bayannogo-iskusstva/
Евгений Иванович Простомолотов — основатель, единственной в Республике Казахстан, детской музыкально-оркестровой студии и оркестра русских народных инструментов «Русские узоры». Отличник образования и заслуженный деятель культуры Республики Казахстан, автор музыкальных произведений для баяна и различных ансамблей, изданных в Казахстане и Германии. Также автор литературных произведений, статей и очерков о музыке, музыкантах и музыкальной педагогике, опубликованных в различных республиканских СМИ и интернет порталах. Автор трех книг и фестивального проекта «Живые драгоценности», который существует с 2002 года.
Простомолотов Евгений Иванович (р. 1952 г.) – баянист-исполнитель, искусствовед, педагог, методист, дирижер. Заслуженный деятель культуры Республики Казахстан (2004); член Союза музыкальных деятелей РК с 1991 г. Отличник образования РК (1994); в 1985 году окончил Кыргызский Государственный институт искусств им. Бибисары Бейшеналиевой ( по классу баяна и дирижирования В.П. Бондаренко); с 1977 года – концертмейстер Казахского Государственного театра кукол, В составе концертных бригад театра и Казахского гастрольного объединения «Казахконцерт» выезжал на гастроли по Казахстану, аккомпанировал Народным артистам Р. Баглановой и М. Мусабаеву; с 1981 года руководитель детского оркестра русских народных инструментов Дома школьников №3 Управления образования г. Алматы. Параллельно преподает историю искусств в Алматинском филиале Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Лауреат 1-го Всесоюзного фестиваля баянистов и аккордеонистов, посвященного И.Я. Паницкому (диплом 3-й степени, Бишкек, 1991 г.); Лауреат Международного фестиваля исполнителей на народных инструментах (детский оркестр русских народных инструментов), посвященный Я.Ф. Орланскому-Титаренко (диплом 1-й степени, Бишкек, 1992 г.)
Изданные сочинения: для оркестра русских народных инструментов, различных инструментальных ансамблей, а также переложение для баяна авторских произведений — «Дала сазы» и «Домбыра үні»; аранжировки, переложения, вариации, обработки для баяна, в том числе, Вариации на тему песни М. Шишкина «Ночь светла» (Германия, опус 1), Вариации на тему русской народной песни «То не ветер ветку клонит» (Германия, оп. 30), Вариации на тему уйгурской народной песни «Аппак, аппак тошканлярим» (Германия,оп. 10) для трех баянов, еврейской народной песни «Семь сорок» для двух баянов (Казахстан), музыкальная картинка в «Городском саду» для домры и баяна (Германия), «Кең далада» Е. Брусиловского для домры и фортепиано (Германия, оп. 2); вокальные сочинения; изданные методические пособия: «Детский оркестр народных инструментов», — А., 1992; «Играй, оркестр»,- А.,1992 ; «Константин Ошлаков (воспоминания об учителе)»; — А., 2002; статьи, очерки в периодической печати (газетах, журналах РК) и интернет-порталах.
Источник информации: Антология казахстанской баянной литературы (сост. З. Смакова, М. Конысбаев, часть 2), — А., 2013 г.
По роду своей работы я сталкиваюсь с различным отношением к комплексу ГТО у родителей и учащихся.Сам комплекс появился не так давно,после пожелания Президента и изначально даже был сбой в системе,так как никто не ожидал такого количества участвующих.У меня был случай:в самом начале после провозглашения ГТО,не смогли даже дать значки выпускникам, предложили ограничиться справками,я пошла,составила справки, подписала,раздала.Прошло несколько лет, и меня благодарит ученик-эта справка дала ему тогда целых 2 балла!Другой знакомый выпускник на следующий год "сдал" на "золото", и это дало ему возможность перейти на бесплатное отделение!Из минусов хочется отметить, что не все ВУЗы принимают удостоверения "значкистов".Кстати,считаются только "золотые" знаки.Также можно отметить,что законодательно все эти льготы не закреплены,что ставит учителей физкультуры в странное положение-мы агитируем родителей,чтобы дети "сдавали",но гарантировать-то ничего не можем! Сами учащиеся с удовольствием сдают нормы,другое дело, что к 9 классу им значительно важнее "подтянуть" другие предметы,поэтому оптимальный возраст-начальная школа и 5-7 классы.
Перед занятием проверьте технику безопасности.На учениках не должно быть цепочек, браслетов,колец,часов.Площадка волейбольная,сетка волейбольная,высота стандартная.Обучаем детей,что в пионерболе в команде всегда 6 человек.Таким образом,всего на площадке 12 человек.Перед игрой всегда повторяют правила, так как в летних лагерях все играют по-разному.Разыгрывается подача-то есть тянется жребий, кто первый подает.Кто не подает, тот выбирает,на каком поле будет играть-то есть, если светит солнце, или мешают ветки,можно выбрать лучший вариант.Игроки встают "по-кругу", причем каждый "отвечает" за свой "Угол".Подающий выходит за площадку и после свистка подает мяч.Судья внимательно следит,чтобы не было "Заступа" на подаче, то есть чтобы не наступил на линию.Если это случается, звучит свисток, и мяч уходит к противнику.Команда теряет очко.Если мяч перелетает через сетку,игра продолжается.Поймать мяч надо в руки, прижимать его нельзя.Если мяч выпал из рук, но его опять поймали,это считается "двойное касание", и это тоже потеря очка.Если мяч приземляется "За полем",это ошибка, называется "аут".Можно передать мяч другому участнику команды, но не более 2 раз.При потере очка команда делает "переход", то есть двигается по часовой стрелке.Игра продолжается до 15 очков, если разрыв меньше 2 очков,игра продолжается,пока не будет разница в 2 очка.
Перед началом занятия проверьте технику безопасности.На учащемся не должно быть часов,браслетов,колец,висящих цепочек.Баскетбольный мяч лучше взять небольшого размера.Выучите стойку баскетболиста:ноги на ширине плеч, плечи опущены,корпус вперед,глаза направлены на мяч.Баскетбольный мяч достаточно тяжелый, поэтому надо постоянно контролировать его движение, чтобы он не "попал в голову". Обьясните, что пальцы ученику необходимо "растопырить" и положить сверху на мяч, а ладонь при этом не "ложится" на мяч,а остается приподнятой.При надавливании на мяч движение, будто Вы его "топите" в ванне.Обязательно помните о спине, которая наклонена вперед.Когда начнет хорошо получаться,можно переходить к ведению.Обязательно выучите,что мяч движется не перед учеником, а немного сбоку.При движении не мяч должен "догонять"ученика, а ученик -мяч.Многие дети сразу "ведут" мяч бегом,и это лучший вариант,так как медленное ведение совершенно не приемлемо в игре.
Перед началом занятия проверьте технику безопасности:прыгать надо на не скользкой поверхности,обувь должна быть удобной. Приготовьте скакалку,она должна быть длиной не меньше 5-6 метров.Если нет еще одного человека, который будет Вам помогать вращать скакалку,то привяжите ее к дереву.Вращать надо навстречу прыгающему.Для начала надо научиться "пробегать" под вращающейся скакалкой.Здесь целесообразно громко считать, чтобы ученик запомнил ритм движения скакалки.По сигналу учащийся пробегает под скакалкой, и, как только начинает получаться, очень быстро перестает ее бояться.Дальше необходимо научиться "впрыгивать" в скакалку.Опять же вращение должно быть ровным,ритмичным и по команде учение "впрыгивает" и делает один прыжок, сразу после него "выбегает".Главная задача-не зацепиться за вращающуюся скакалку.Постепенно учащийся "осваивается" и обучается выполнять несколько прыжков с "выбеганием".
Перед обучением убедитесь, что соблюдена техника безопасности:ученик в спортивной одежде,без молний,обувь спортивная, плотно прилегает к ноге.Прыгать надо не на скользкой поверхности,желательно, не на асфальте.Перед прыжком сделайте разминку.Необходимо выучить правила соревнований по легкой атлетике-прыжок выполняется "без заступа",то есть нельзя наступать на линию старта,приземление всегда на две ноги, результат "по пяткам", и ,если есть движение после приземления,то оно не засчитывается.Перед прыжком лучше присесть,размахивая руками вперед-назад,а во время прыжка рекомендуется тянуться руками вперед.После приземления надо отметить линию,на которой стоит нога, ближняя к линии старта,это можно сделать мелом или просто провести черту,и посоветовать учащемуся постараться прыгать все дальше и дальше.Каждый раз после приземления отмечайте результат, это будет наглядно показывать успехи ученика. Рекомендую после 10-15 прыжков отдохнуть, переключиться на другую двигательную деятельность,а потом опять попрыгать.Если прыгать ежедневно,ваши результаты будут постоянно улучшаться!
Евгений Простомолотов
И ЗАПЕЛ БАЯН ПО-КАЗАХСКИ
Константин Кириллович Ошлаков вошел в историю казахского музыкального искусства, как яркий представитель профессиональной баянной школы в Казахстане, которую сам же и создал.
В 1940 году молодой, но уже известный сибирский баянист был приглашен в республиканский радиокомитет Казахской ССР в качестве солиста. А предшествовало этому приглашению его выступление в Алма-Ате.
Годом раньше Константин Ошлаков, находясь в гастрольной командировке в Алма-Ате, дал целый концерт на республиканском радио. Алма-Атинцам и гостям тогдашней столицы представилась возможность услышать не только народные мелодии, но и шедевры классической музыки в виртуозном исполнении на баяне. До этого, не только в Алма-Ате, но и в Казахстане такого концерта не давал никто. Баян был достоянием российской музыкальной школы и в Казахстане - на этом инструменте никто не обучался.
Полтора часа по радио звучала русская, украинская народная музыка, прозвучало несколько казахских произведений. Но больше всего поразило слушателей исполнительская интерпретация классических произведений, переложенных для исполнения на баяне.
Как красочный калейдоскоп сменялись – одно произведение за другим. Здесь звучали: увертюра и антракт к третьему действию оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», танцы Иоганнеса Брамса.
И вот через год из Абакана в Алма-Ату, по приглашению местного правительства, приезжает молодой, энергичный музыкант, баянист-виртуоз Константин Ошлаков и остается здесь навсегда.
Дело в том, что Ошлаков еще с детства был знаком с казахским народным мелосом, бытом и культурой. Его детство и отрочество прошло в селе Зыряновске Томской губернии (сейчас это Восточно-казахстанская область), где он родился 5-го ноября 1916 года.
Отец его, Кирилл Игнатьевич, был местным толмачом (переводчиком). Он кормил большую и дружную семью. Мама Марина Евгеньевна управлялась по хозяйству – вела дом, ухаживала за домашним скотом. Как и водилось, в дружной семье царила атмосфера любви, а в доме был достаток.
Важным событием для Кости стало начало учебы в школе, в которую он пошел в 1922 году. Но с учебой ему пришлось расстаться в том же году - в дом пришла беда…
Арестовали отца, как местного «богатея» и отправили на строительство «Беломорканала». Семья, лишившись кормильца и подворья, стала голодать. Чтобы не умереть с голоду, и хоть как-то прокормить маму, сестру и двух младших братьев, старшему в семье Косте, пришлось оставить учебу и начать самостоятельно зарабатывать на «хлеб насущный».
Сначала это была работа по найму, затем ему удалось устроиться в артель «Алтайцветметзолото» чернорабочим. Вместо четырех часов, положенных для несовершеннолетних, Костя работал целый день, копая шурфы, чтобы заработать побольше денег. Работа была физически тяжелой, а для подростка – изнурительной. Особенно трудно приходилось зимой: надо было по ночам отогревать землю кострами, чтобы утром можно было бы долбить ее киркой.
Костю не покидала заветная мечта - стать военным. По-мальчишески он завидовал крепким, бравым солдатам и представлял себя в военной форме, щеголяющим по родному селу. Костя стал настойчиво искать возможность попасть на военную службу и эта возможность ему вскоре представилась.
Рядом находилась отдельная Чингизстайская погранкомендатура. Не моргнув глазом, Костя прибавляет себе лишний год, доказывая поседевшему коменданту, что ему уже шестнадцать. То ли крепкое телосложение, то ли ясные глаза, в которых пожилой офицер увидел неподдельное желание стать военным, но Костя был зачислен «сыном полка» в Орловскую погранзаставу в отделение связи. Но и тут его мечте не суждено было сбыться.
В мае 1933 года при выполнении служебных обязанностей, Константин был контужен. При починке электрического кабеля на одном из складов с динамитом, от короткого замыкания, произошел взрыв. Трое связистов погибли на месте, а Константин, который находился вдали от эпицентра взрыва, был тяжело контужен.
Врачи делали все, что могли, чтобы спасти парню жизнь, но вернуть зрение – им не удалось. Началась усиленная борьба за существование. Не было специальности, а теперь и полноценного здоровья. Что делать, как жить дальше. Но тут произошел счастливый случай.
Однажды в томский госпиталь, где лечился Ошлаков, из местной филармонии приехали с шефским концертом артисты. Для больных солдат это был настоящий праздник. Среди артистов был баянист, который не только аккомпанировал певцам, жонглёрам, но и замечательно сыграл сольно несколько музыкальных произведений. Его выступление и дало толчок раненому Косте к выбору будущей профессии.
В 1934 году, еле дождавшись выписки из госпиталя, Костя (по рекомендации главного врача) поступает в Томский музыкальный техникум, который через четыре года заканчивает с отличием.
После окончания Константин Ошлаков выигрывает музыкальный конкурс в городе Красноярске, после которого его приглашают в Хакасию, солистом абаканского радио. Круг его творческой деятельности на этом не ограничился. Он создает из политзаключенных поселенцев прекрасный ансамбль и начинает гастролировать по городам Сибири. Вскоре к нему пришла известность, которая и позволила через несколько лет стать солистом казахстанского республиканского радиокомитета.
Казахстанский период творчества.
Работая на казахском радио, Ошлаков начал изучать национальный фольклор и делать переложения для баяна. Постепенно, в «исполнительской шкатулке» баяниста, стал появляться репертуар, содержащий неоценимые сокровища музыкальной культуры казахского народа. Он с головой ушел на изучение национального культурного мелоса. Его покорило творческое наследие таких народных акынов-импровизаторов, как Татимбета Казангапова, Даулеткерея Шигаева, Дины Нурпеисовой и, конечно же, великого Курмангазы Сагырбаева.
На основе их творчества, Константин Ошлаков приступил к созданию целой исполнительской школы и национального репертуара для будущих отечественных баянистов. И это будущее было не за горами.
Уже через год, после приглашения Константина Кирилловича в Алма-Ату, ему предложили открыть класс баяна. Так в 1941 году Ошлаков начал свою педагогическую деятельность в местном музыкальном техникуме (ныне Алматинский музыкальный колледж им. П.И. Чайковского).
Первыми его учениками стали люди, лишившиеся зрения на полях сражения Великой Отечественной войны. Именно им, «собратьям по несчастью», оставшимся со своим горем один на один, Константин Кириллович помогал поверить в свои силы, давая не только надежду, но и необходимое мастерство, которое помогло бы им занять достойное место в своей профессии.
Далее Константин Кириллович открывает целое отделение русских народных инструментов при музыкальном техникуме, переименованном в училище и становится во главе его учебного процесса. Из своих учеников создает первые ансамбли баянистов, которые тут же приобретают широкую популярность среди видных казахстанских музыкантов.
С Ошлаковым с удовольствием начинают сотрудничать известные казахстанские композиторы: Евгений Брусиловский, Ахмет Жубанов, Мукан Тулебаев, Куддус Кужамьяров, позднее Латыф Хамиди, Бакытжан Байкадамов и Нургиса Тлендиев. Они доверяют ему свои произведения, которые он перекладывает для исполнения на баяне и целого ансамбля баянистов. Исполнительское мастерство Константина Ошлакова вошло в золотой фонд Казахского радио. Произведения в его исполнении стали неотъемлемой частью радиоэфира. Популярность и непревзойдённое исполнительское мастерство баяниста привлекает к себе внимание академических певцов, солистов филармонии и оперного театра. Под аккомпанемент его баяна поют народные артисты СССР и Казахской ССР – Куляш Байсеитова, Ермек Серкебаев, Роза Джаманова, Роза Багланова.
В 1944 году Константин Кириллович становится одним из первых студентов теоретического факультета, только что открывшейся, Алма-Атинской государственной консерватории (ныне Казахская национальная консерватория им. Курмангазы). А в 1950 году, после окончания учебы, сразу же начинает заниматься подготовкой открытия в ее стенах класса баяна, куда рекомендует преподавателем своего ученика Фёдора Легкунца, к тому времени получившего диплом об окончании Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (ныне Российская Академия музыки).
Так, благодаря неутомимому организаторскому таланту Константина Кирилловича Ошлакова, у музыкантов-баянистов появилась возможность получать высшее образование по классу баяна, теперь уже, и в Казахстане.
Работая над четырехтомным учебным пособием «Школы игры на баяне», К.К. Ошлаков хрестоматийно разработал и записал более 160 этюдов для развития исполнительской техники игры на баяне, переложил почти все кюи, которые были собраны, записаны на ноты и классифицированы еще в 20-30-е годы музыкальным этнографом Александром Викторовичем Затаевичем. Также в «Школу» вошли переложения произведений Абая Кунанбаева, Евгения Брусиловского, Сыдыка Мухамеджанова, Ахмета Жубанова, Мукана Тулебаева, Нургисы Тлендиева, а также своего друга Латыфа Хамиди.
Ценность данного учебного пособия заключается в том, что его материал основывался на национальной музыкальной литературе. Начинающим музыкантам-баянистам представилась возможность с первых шагов изучать народный музыкальный лад, его построение, структуру, а значит впитывать в себя, с раннего детства, всю палитру музыкального языка. Его учебниками «Школы игры на баяне» восхищались баянисты всего бывшего Советского Союза. С особым нежным трепетом относились к творчеству К.К. Ошлакова украинские коллеги: народные артисты Украины Иван Яшкевич, Николай Ризоль и Владимир Бесфамильнов. Крепкая дружба у Ошлакова была и с народным артистом СССР, легендарным российским баянистом Юрием Ивановичем Казаковым. Эти выдающиеся музыканты без прикрас понимали, какую лепту он вносит в музыкальную культуру Казахстана.
Константин Кириллович Ошлаков постоянно организовывал им концерты в Алма-Ате и других городах Казахстана и они его приглашали в свои республики для проведения «мастер-классов» на всевозможных творческих встречах, симпозиумах и конференциях, где он мог выступить в качестве баяниста-исполнителя, музыкального деятеля и педагога.
Профессия музыканта требует особого терпения и трудолюбия. «Приложи сердце твое к учению и уши твои к умным словам» (Притч. 23:12). Музыкальный язык, как никакой другой, более точно и глубоко раскрывает историю любого народа, нации, отражая быт, традиции, социально-политическую идеологию.
Историкам известно, что исторические судьбы наций складываются по-разному, в зависимости от уровня развития экономических и социально-политических отношений, от географических и прочих условий. Каждый народ, нация имеют только им присущие культурно-бытовые особенности, благодаря которым они вносят посильный вклад в сокровищницу мировой культуры. Способность эстетического отражения возникает на ранних ступенях развития любого народа, о чем свидетельствуют исторические, археологические и этнографические исследования ученых.
Сказанное выше можно в полной мере отнести к творческой деятельности Константина Кирилловича Ошлакова, прогрессивность которой явилась основополагающим критерием развития профессиональной баянной школы в Казахстане.
Если взять четыре музыкальных направления, которые возникли в Казахстане в начале двадцатых годов и получивших, в дальнейшем, профессиональное развитие, можно смело утверждать, что фортепианная исполнительская школа, основанная на национальном фольклоре, появилась с приездом в Казахстан Александра Викторовича Затаевича, российского музыканта-этнографа, жившего в ту пору в Оренбурге. По заданию советского правительства А.В. Затаевич начал заниматься сбором народных мелодий.
Разъезжая по отдаленным аулам, он собрал более 2300 образцов музыкальных произведений: кюев, песен и танцев, не только казахского, о и киргизского культурного наследия, которые записал на ноты и переложил для исполнения на фортепиано. То есть, к тридцатому году прошлого столетия, в республике появилась квалифицированная фортепианная музыкальная школа, основанная на национальном музыкальном фольклоре.
Евгения Григорьевича Брусиловского принято считать родоначальником вокально-хоровой исполнительской школы, основоположником казахской национальной оперы и симфонического искусства. Его оперы: «Кыз-Жибек» (1934), «Жалбыр» (1935), «Ер Таргын» (1936), «Айман Шолпан» (1938), «Золотое зерно» (1940), «Гвардия, вперед!» (1942), «Амангельды» (1945, соавтор М. Тулебаев), «Дударай» (1953), «Наследники» (1962), музыка к балету «Козы Корпеш и Баян сулу» (1967), кантата «Советский Казахстан», девять симфоний, в том числе симфония «Курмангазы», нашли свое отражение в казахском профессиональном музыкальном творчестве и прочно вошли в репертуар оперных театров и симфонических оркестров республики.
Ахмет Куанович Жубанов является не только одним из первых казахских композиторов, получившим почетное звание академика АН Казахской ССР, но и организатором казахского национального оркестра народных инструментов им. Курмангазы, которым он многие годы и руководил.
Ошлаков Константин Кириллович, по роду своей творческой деятельности, стал основоположником профессиональной школы баянистов в нашей республике, также основанной на казахской национальной музыке. Более того, он стал организатором и руководителем ансамблей баянистов, музыкальных классов и целых отделений.
В 1961 году К.К. Ошлаков вместе с композитором Бакытжаном Байкадамовым открывает музыкальное отделение в Казахском государственном женском педагогическом институте (ныне университете), где и остается преподавать до конца своей жизни.
Константин Кириллович Ошлаков был неутомимым тружеником и ярчайшим пропагандистом баянной культуры. Еще в военный период своей деятельности он начал работу над своим методическим трудом – «Комплексный метод обучения на музыкальных инструментах», который в дальнейшем стал «настольной книгой» для многих музыкантов и не только баянистов. Этот метод обучения настолько актуален и гибок в своей модификации, что применим в любой педагогической области. В своем труде, автор раскрывает конкретные принципы музыкальной педагогики и ставит современные задачи перед музыкальной педагогикой как наукой. Он доказывает, что от выполнения этих задач зависит успех решения важнейших музыкально-педагогических проблем. Константин Кириллович Ошлаков утверждает первостепенность их решения, потому что эти задачи заключаются, прежде всего, в том, чтобы «…не столько обосновывать готовые и утвердившиеся, а вместе с тем и устаревшие педагогические формы, сколько опережать устоявшуюся педагогическую практику» («Комплексный метод обучения игре на музыкальных инструментах». А., 1980 г., стр. 3). /разрядка моя/.
В своей методике комплексного обучения К.К. Ошлаков отразил прогрессивные взгляды музыкальной педагогики, систематизировал их и воплотил в практику. Его студентки КазЖенПи, без предварительного музыкального образования, за четыре года обучения могли освоить музыкально-педагогический материал, который охватывал учебный процесс начального, среднего и высшего звена обучения. Из его класса вышли замечательные музыканты, такие, как народный артист Каз.ССР. композитор Анатолий Бычков, заслуженный деятель искусств РК, первый казахский оперно-симфонический дирижер-женщина Раушан Садыкова, известный теоретик Людмила Быкова, выдающийся певец, народный артист СССР Алибек Днишев. Все вышеперечисленные музыканты начинали учиться у него по классу баяна: одни в музыкальной школе, другие в музыкальном училище, или в женском педагогическом институте. К моему великому счастью и мне повезло стать учеником этого выдающегося музыканта и педагога. Начиная со знакомства в Алма-Атинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского и до самой кончины Константина Кирилловича, я был дружен с его семьей: женой Зинаидой Александровной и сыновьями – Олегом, Виктором и Сергеем.
Возвращаясь к вопросу о создании музыкальных коллективов – ансамблей и оркестров, могу сказать, что Константин Кириллович считал музыкальное образование полноценным и продуктивным только тогда, когда оно может полнее отражать межпредметную связь и, главное, освещаться в коллективном музицировании. Игру в ансамбле Ошлаков считал важнейшим звеном музыкального образования. В совокупности с индивидуальным музицированием ансамблевая игра способствует более быстрому развитию не только музыкально-гармонического слуха, но и музыкального интеллекта в целом.
Первое знакомство с музыкой ставит любого человека перед проблемой неопределенности, что проявляет в нем чувство неуверенности. Здесь большую помощь может оказать высококвалифицированный педагог, от которого будет зависеть дальнейшая судьба начинающего музыканта. Чем талантливее и образованнее преподаватель, тем легче учащемуся будет разобраться в «семи нотах». Именно начальный период знакомства с любой наукой, формирует в человеке уверенность или неуверенность, веру или безверие в начатое дело, в свои силы. Здесь педагог обязан найти нужный «ключик» к психологическому состоянию ученика и в деликатной форме указать ему нужный путь к решению поставленных перед ним задач. Только взаимодоверие приведет педагога и ученика к победе.
У Константина Кирилловича был главный аргумент в работе – научить ученика самостоятельности. Известно, что не все студенты, получившие диплом об окончании своей учебы в вузе, могут самостоятельно решать профессиональные задачи. Для этого необходим практический опыт. Бывает и такое, когда выпускники вузов, не нашедшие сферы применения своих профессиональных знаний в жизни, попросту меняют профессию. Ученикам Константина Кирилловича в этом аспекте повезло: они не только не бросали свою учебу на полпути, и не только становились профессионалами своего дела, но и сами начинали готовить профессионалов, которые в свою очередь продолжали дело своих педагогов.
К.К. Ошлакова не стало 25 августа 1987 года. Умирая в кругу своей семьи, в окружении жены и своих детей, Константин Кириллович до последней минуты думал о своих учениках и надеялся на следующий день их снова увидеть. Но судьба распорядилась иначе, и сердце большого человека перестало биться.
Анализируя творчество Константина Кирилловича Ошлакова, не перестаешь удивляться тому объему и разнообразию нотного и методического материала, который он оставил после себя грядущему поколению. Выдающийся музыкальный деятель, баянист, композитор, профессор, заслуженный учитель Казахстана, основавший профессиональную школу казахстанских баянистов, Константин Кириллович Ошлаков оставил после себя более ста шестидесяти этюдов, более трехсот переложений и аранжировок казахских кюев, песен, и танцев для баяна и оркестров, сюит, маршей и фантазий. Он посвятил баяну всю свою жизнь и не расставался с любимым инструментом ни на один день. В руках этого замечательного музыканта баян засверкал новыми гранями звукового соцветья и воистину запел «по-казахски».
Евгений Простомолотов
Отличник образования,
заслуженный деятель культуры
Республики Казахстан Алматы-2019 г.
Библиографический указатель:
Избранные труды:
· Великий кюйши Даулеткерей: (К 145-летию со дня рождения) // 3аря труда. — 1965. — № 3. — С. 23-24.
· Выборный баян: Учеб. репертуар детских муз. школ. 1 класс / Ред.-сост.: В. Бесфамильнов, А. Зубарев, В. Паньков. — Киев: Музична Украіна, 1980. — 92 с. (укр.) (рус.)
· Выборный баян: Учеб. репертуар детских муз. школ. 2 класс / Ред.-сост.: В. Бесфамильнов, А. Зубарев, В. Паньков. — Киев: Музична Украіна, 1981. — 110 с. (укр.) (рус.)
· Выборный баян: Учеб. репертуар детских муз. школ. 3 класс / Ред.-сост.: В. Бесфамильнов, А. Зубарев, В. Паньков. — Киев: Музична Украіна, 1982. — 107 с. (укр.) (рус.)
· Выборный баян: Учеб. репертуар детских муз. школ. 4 класс / Ред.-сост.: В. Бесфамильнов, А. Зубарев, В. Паньков. — Киев: Музична Украіна, 1983. — 101 с. (укр.) (рус.)
· Выборный баян: Учеб. репертуар детских муз. школ. 5 класс / Ред.-сост.: В. Бесфамильнов, А. Зубарев, В. Паньков. — Киев: Музична Украіна, 1984. — 88 с. (укр.) (рус.)
· Комплексный метод обучения игре на музыкальных инструментах: (Метод. реком. преподавателям спец. баяна) / М-во высшего и среднего образования КазССР. — Алма-Ата, 1980. — 42 с.
· Метод обучения игры на баяне: Для музыкальных кружков общеобразовательных школ и клубов // 3аря труда. — 1965. — № 9. — С.23-24.
· Методическая разработка к типовой программе курса «Основной инструмент (Баян)»: Для муз.-пед. фак. пед. вузов / М-во просвещения КазССР. — Алма-Ата, 1985. — 60 с.
· Мукан Тулебаев // 3аря труда. — 1965. — № 12. — С.22-23.
· Учесть на будущее // 3аря труда. — 1966. — № 10. — С.18.
· Школа игры на баяне / Под ред. И. А. Бочкова, Н. Ф. Тифткиди. — Алма-Ата: Учпедгиз, 1959. — Ч. 1 . — 127 с.
· Школа игры на баяне / Под ред. И. А. Бочкова. — Алма-Ата: Мектеп, 1965. — Ч. 2. — 180 с.
· Школа игры на баяне / Под ред. Р. Г. Заирова. — Алма-Ата: Мектеп, 1970. — Ч. 3. — 148 с.
· Школа игры на баяне: Для студентов педвузов и муз. училищ. — Алма-Ата: Жалын, 1979. — Ч. 4. — 200 с.
Награды и признание:
1-е место на конкурсе баянистов (Красноярск, 1939
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Заслуженный учитель Казахской ССР (1961)
медаль «Ветеран труда»
Литература:
· Басурманов А. П. Баянное и аккордеонное искусство : Справочник. — М., 2003.
· Евгений Простомолотов. «КОНСТАНТИН ОШЛАКОВ. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ»- А., Веди, 2002 г. 64 с.- ISBN 9965-9001-0-7. https://uchitelya.kz/evgenij-prostomolotov-konstantin-oshlakov-vospominanija-ob-uchitele/
· Простомолотов Е. И. Константин Ошлаков (Воспоминания об учителе)- А., Веди, 2002 г. 64 с.- ISBN 9965-9001-0-7.
· http://novainfo.ru/archive/17/konstantin-oshlakov-vospominaniya-ob-uchitele. http://novainfo.ru/article/1836
· Простомолотов Е. И. Константин Ошлаков. (Воспоминания об учителе). — Алма-Ата: Веди, 2002. — 64 с. — ISBN 9965-9001-0-7. Архивная копия от 14 июня 2015 на Wayback Machine http://novainfo.ru/article/1836 http://novainfo.ru/article/1836 .
· Простомолотов Е. И. Певец грядущего и уходящего/http://novainfo.ru/article/1798
· Смакова З. Н., Конысбаев М. Б. Антология казахстанской баянной литературы. — Алма-Ата, 2013. — Ч. 2.
1. Историю должен знать каждый
На этой неделе министр образования и науки России Ольга Васильева сказала, что итоговый экзамен по истории должен стать обязательным. «Вот я как историк убеждена, что он должен быть обязателен», — сказала министр. Она также добавила, что вопрос требует обсуждения, а решение не будет приниматься «сиюминутно», но при этом справедливо подчеркнула, что не может «человек, пройдя одиннадцатилетнее обучение, не знать своей истории».
С последней мыслью сложно поспорить. Любой уважающий себя человек должен знать историю своей страны, должен уважать и понимать её. Знание основ истории всегда входило, входит и будет входить в своеобразный «джентльменский» набор каждого образованного человека. Россиянам не знать историю России просто стыдно, а в некоторых случаях — даже позорно. Многие скажут, что не знать, когда Александр I на крови своего отца взошел на престол, не так уж и страшно. Но пробелы в образовании зачастую приводят к повторению трагических ошибок прошлого. Отсюда и появляются люди, которые, например, возвеличивают кровавого преступника Сталина, забывая про так называемые сталинские расстрельные списки. Известно по меньшей мере о 388 списках, которые собственноручно подписал «вождь», отправляя десятки тысяч человек на расстрел или в ГУЛАГ без суда, следствия и какой бы то ни было реальной вины.
Однажды на занятиях по политологии, которые в Грозненском нефтяном университете я как раз и веду, я дал студентам третьего курса задание — написать небольшое эссе на тему: «Мой политический кумир». Не знаю, сможете ли вы представить мои разочарование и ужас, когда один из лучших студентов в группе написал про Иосифа Сталина.
Своим идеалом в политике его назвал молодой чеченец, дедушек, бабушек и других родственников которого этот «идеал» одной далекой зимой выкинул из родных домов в холодные степи Средней Азии
Вот тогда я, как никогда ясно, осознал, что учить историю крайне необходимо. Однако же я категорически против того, чтобы ЕГЭ по истории вошел в число обязательных экзаменов для всех выпускников. И прямо сейчас объясню почему.
Во-первых, обратите внимание на то, как министр образования начинает аргументировать свою позицию: «Я как историк…», — говорит она. И тут мне моментально вспомнились мои вузовские преподаватели. Каждый из них на первой лекции без тени сомнения называл свой предмет самым главным, таким, без которого едва ли возможно физическое существование.
Приходит на лекцию, например, преподаватель философии и заявляет: «Философия — царица наук, важнейшая дисциплина, которую вы все обязаны знать». На следующей паре преподаватель статистики с не меньшей гордостью утверждает: «Вся современная наука, экономика и управление основаны на статистике. Это самый главный предмет для каждого из вас!». Через семестр в аудиторию вразвалочку заваливается преподаватель маркетинга в малиновом пиджаке (так и было, не шучу!) и, свысока посматривая на неоперившуюся молодежь, замечает: «Маркетинг — ключевой предмет во всем вашем обучении. Учите его, если хотите чего-то добиться».
Со временем до меня, наконец, дошло, что 99% преподавателей и ученых совершенно искренне считают, что именно их предмет — самый главный для человека и человечества. Ближе к четвертому курсу такие заявления из уст практически каждого педагога стали вызывать ироничную улыбку или плохо скрываемый сарказм. Наверное, поэтому я никогда не говорил своим студентам, что политология — важнейший предмет за все годы их обучения (хотя, чего греха таить, именно так я и считаю).
К чему этот поток воспоминаний?
Если через какое-то время в России будет министр-профессиональный географ, он будет точно так же заявлять, что нам нужен обязательный ЕГЭ по географии
Есть и другая, куда более важная причина. Нынешние 11-классники и без того настолько сильно загружены, что ещё один дополнительный экзамен станет для них сущей катастрофой. Начнем с того, что с 2022 года ЕГЭ по иностранному языку будет обязательным для всех. Значит, история может стать уже четвертым обязательным предметом. А если выпускник собирается поступить на медицинский факультет, то ему нужно будет сдавать ещё и биологию с химией. И это уже шесть экзаменов! А вдруг он до последнего не сможет выбрать между профессиями врача и экономиста? Тогда ему нужно сдавать ещё и обществознание. А если он хочет поступить в престижный московский вуз, то вдобавок ко всему этому сплошному ужасу его ждёт еще вступительный внутривузовский экзамен (ДВИ). Вам не кажется, что восемь экзаменов для ребёнка — это полный кошмар и абсолютный перебор? Может, стоит пощадить их психику и здоровье?
При этом даже сейчас, когда обязательных экзаменов всего два, старшеклассники и так загружены до предела
Я активно готовлю 11-классников к ЕГЭ по обществознанию. Пару месяцев назад я предупредил их, что на следующем занятии меня не будет, и предложил им назначить какое-нибудь дополнительное время, чтобы компенсировать пропущенные уроки.
— Давайте в субботу в 14.30! — говорю я им.
— Нет, я не могу, — отвечает одна девушка. — У меня в это время дополнительные по русскому.
— А у меня по математике, — уверяет вторая.
— И я тоже не смогу, — заявляет третий.
Я предложил им ещё четыре варианта, но ни один их не устроил. И вовсе не потому, что мои ученики лентяи, не желающие учиться (впрочем, такие тоже есть). А просто потому, что их расписание забито под завязку. Буквально каждый день они с 8.00 — 8.30 и до 13.00 — 14.00 находятся в школе на уроках. После они едва успевают наспех перекусить, а затем до 18.00 и даже 19.00 часов вечера готовятся с репетиторами. Ну хоть после этого они могут отдохнуть? Разве что часок-другой, поскольку надо же еще делать домашние задания.
Мои занятия обычно заканчиваются в 18.30. И в одной из моих групп один очень умный и любознательный юноша регулярно отпрашивается в 18.00, потому что ему надо ехать к репетитору по русскому языку, с которым он, видимо, занимается еще полтора-два часа. Провожая его взглядом, я невольно задаюсь мыслью: «Бедный парень…». Сколько длится учебный день этих детей? Нередко они занимаются по 10-12 часов в день на протяжении всей недели, включая воскресенье. А учебная неделя может составлять и 60, и 70, и даже 80 часов — вдвое больше, чем стандартная рабочая неделя любого работающего.
Именно поэтому я горячо поддерживаю Ольгу Васильеву в её стремлении повысить уровень знаний по истории среди подрастающего поколения. Но вводить ещё один, уже четвёртый обязательный ЕГЭ по этому предмету — излишняя мера. Давайте пожалеем наших детей.
1. Разрешить выпускникам приходить на апелляции с учителями-предметниками (или любым другим представителем по собственному усмотрению).
На апелляции выпускник, который обычно приходит в одиночку или с родителем, и экспертная комиссия находятся в неравном положении. Эксперты — преподаватели и учителя с большим опытом — просто давят собственным авторитетом на испуганного выпускника. «Что ты споришь со мной. Я 20 лет преподаю» — аргумент, который используют сотни экспертов по всей стране, и ему тяжело возразить.
Если бы выпускник имел право приходить вместе со своим учителем, репетитором или другим профессионалом (соседом-юристом или дядей-экономистом), то стороны были бы в одной весовой категории, а их спор перешёл бы в плоскость конкретных вопросов, а не попыток самоутвердиться за счёт 17-летних парней и девушек. Почему ребёнок не может прийти на апелляцию со специалистом в своём деле, который чётко и правильно донесёт до экспертов смысл ответов выпускника и докажет их правильность?
2. Ввести институт «общественного защитника».
С другой стороны, далеко не все выпускники могут прийти на апелляцию с учителем или репетитором. Тем не менее они нуждаются в интеллектуальной и психологической поддержке человека, который был бы «на их стороне». Заходя в кабинет, где проходит апелляция, выпускник видит семь-восемь экспертов 30-40-50 лет, которые уже одним своим видом могут испугать его. Чаще всего выпускник тщательно готовит свою аргументацию, но, оказавшись наедине с экспертом, теряется и не может толком объяснить свою позицию. Поэтому ему нужен взрослый человек, который поддержал бы и помог.
Я предлагаю ввести институт «общественных защитников» — преподавателей, репетиторов, которые на добровольной или платной основе проводили бы весь день, работая в апелляционной комиссии, при этом не были бы напрямую связаны с ней. То есть это должен быть совершенно независимый профессионал со стороны. Любой выпускник мог бы обратиться к нему за советом, получить консультацию и в случае необходимости вместе с ним пойти к эксперту и бороться за повышение баллов.
Например, я готов выступить в качестве такого общественного защитника на бесплатной основе для всех, кто идёт на апелляцию по обществознанию
3. Одни и те же задания в разных билетах должны быть равной сложности.
В этом году на экзамене по обществознанию наблюдалась дикая и ненормальная ситуация. Одним в 28-м задании (составление плана) досталась «Фискальная политика», а другим повезло и попалось «Многообразие путей познания мира». Мне кажется, что даже большинство учителей обществознания не смогут сходу или после 20 минут размышлений написать план о фискальной политике. Оставим в стороне вопрос о том, зачем одиннадцатикласснику знать детали фискальной политики. Факт в том, что это слишком сложный вопрос, гораздо более сложный, чем задание о способах познания.
Даже если выпускник весь год хлопал ушами, то он всё равно должен был хоть что-нибудь услышать краем уха о чувственном и рациональном познании. Но даже если не услышал, то при наличии элементарной логики он должен додуматься, что мир познавать можно с помощью науки, религии, искусства.
Сложность этих двух вопросов несопоставима. Учитывая, что общее число вариантов не так уж велико, составители просто обязаны обеспечивать примерно одинаковый уровень сложности каждого задания, а не превращать экзамен в подобие лотереи, когда одним повезло, а другим не повезло с заданиями.
4. Избавиться от формализма при оценке ответов.
Огромная проблема оценивания второй части ЕГЭ в том, что эксперты превращаются в рабов, имеющихся у них ответов. Они боятся, не могут или не хотят выходить за их рамки. Если в ответах написано так, то других трактовок они не допускают. Самая грубая и ненормальная ситуация в этом отношении сложилась в этом году при оценивании ответов на тот же вопрос о многообразии путей познания мира (28 задание). В ответах обязательным пунктом были «Этапы (ступени) познания — рациональное и чувственное». Эксперты занизили баллы всем, кто написал «Виды познания — рациональное и чувственное».
Но почему? Что это ещё, если не виды? Это виды познания по способу получения знаний. Мы можем называть их этапами, ступенями, как угодно, но это не изменяет того железного факта, что это виды познания! При этом в случаях, когда выпускники вообще никак их не называли («Познание — чувственное и рациональное»), их ответ засчитывался.
5. Усилить дисциплинарную и административную ответственность для организаторов на ППЭ.
На практике постоянно возникают ситуации, когда по вине организаторов страдают и оказываются в неприятных ситуациях ни в чём не повинные дети. Например, в одной из городских школ более 30 детей пострадали из-за того, что им не предоставили дополнительные бланки для записи ответов. А некоторые получили их, когда оставалось буквально несколько минут до завершения экзамена. Кто виноват в том, что в школе не было достаточного количества бланков? Кого и как привлекли к ответственности за то, что десятки детей потеряли баллы, а многие были вынуждены пересдавать и заново проходить через эту утомительную и тяжелую для психики ребёнка процедуру?
Нужно законодательно определить, кто именно отвечает за подобного рода нарушения, а также установить юридическую ответственность за эти и подобные нарушения
Другой пример — одна из моих учениц, пострадавших в этой ситуации, решила пересдавать экзамен в резервный день 21 июня. В ППЭ ей сказали, что её нет в списках, и она не может сдавать экзамен, хотя официальным протоколом ГЭК она была допущена к пересдаче. На следующий день ей позвонили и сказали, что это была ошибка, и она может пересдать в последний резервный день 1 июля. Это чистое издевательство над выпускницей и её родными, которые отказались от пересдачи, и им зачли результат первой сдачи в основной день. Кто понёс за это ответственность? Никто.
6. Разрешить использовать телефоны и планшеты во время апелляции.
Запрет на их использование мне совершенно непонятен и кажется откровенной глупостью для нашей интернет-эпохи. У выпускников и экспертов постоянно возникают споры по тому или иному поводу. Разве не проще тут же взять ноутбук, телефон или планшет и проверить правильность ответа в интернете? Если выпускник говорит, что в пособии Лисковой и Котовой написано так, а эксперт говорит, что иначе, то почему бы не открыть электронную версию этой книги и не узнать правильный ответ? Обращение к онлайн-источникам позволило бы не только ускорить процедуру апелляции, но и снизить её конфликтность, повысив одновременно её объективность.
Я могу назвать это не иначе как откровенной глупостью и бессмысленным бюрократизмом.
7. Перед началом каждого экзамена необходимо потратить пять минут на то, чтобы простым и доступным языком разъяснить выпускникам их права и обязанности.
К сожалению, многие дети их просто не знают, а такое короткое напоминание сыграло бы полезную роль. Кроме того, мои же ученики сталкивались с многочисленными случаями, когда некоторые организаторы на ППЭ запрещали им выходить из кабинетов, ссылаясь на то, что они не имеют права делать это. Хотя законное право каждого выпускника при необходимости выйти из кабинета, сходить в туалет, передохнуть, сделать зарядку.
8. Утвердить институт «уполномоченного от родителей» на каждом ППЭ.
На каждом ППЭ должен быть человек — уполномоченный от родителей представлять интересы детей. Каждый ребёнок должен знать, что если его права на экзамене нарушаются, он может вызвать своего представителя, который разберётся в ситуации. При этом уполномоченный должен быть независимым и не связанным с официальными организаторами и наблюдателями.
9. Минимизировать число теоретических вопросов, сделать акцент на решение актуальных практических задач.
На экзамене многим выпускникам попался вопрос (26 задание) — «Проиллюстрируйте тремя примерами ограниченность социального прогресса». Прежде всего, хотелось бы спросить, какой процент взрослых, в том числе специалистов Рособрнадзора, может дать сейчас правильный ответ? Сомневаюсь, что найдётся и 1 из 20. Скорее 1 из 100.
Зачем задавать детям такие сложные и абстрактные вопросы? Даже если они знают ответы, как они могут применить их в жизни?
И таких примеров множество. Не лучше ли привести примеры ситуаций, когда запрещается увольнять работников? Или примеры услуг, предоставляемых банками? В результате мы получаем взрослых, которые не могут ответить на простейшие вопросы правового диктанта, не обладают даже минимальной правовой и финансовой грамотностью и по сути не приспособлены к жизни в современном обществе.
10. Изменить содержание и стиль текстов.
Особая проблема — это тексты для 21-24 заданий в ЕГЭ по обществу. Иногда они написаны столь тяжелым и нечитаемым научным языком, что детей становится просто жаль. Зачем вы выбираете столь малопонятные и совершенно пустые околофилософские тексты? Нередко выпускники не могут ответить на эти задания только потому, что не понимают его наукообразные словесные обороты и термины.
Тексты должны быть по какой-то конкретной актуальной проблеме, читая которые выпускники могли бы извлечь ещё и что-то полезное для себя. Оставьте философию и чрезмерные заумствования для пожилых профессоров! Дайте детям нет не элементарные, а нормальные тексты по нормальным жизненным проблемам, которые они и сами встречают. Текст про культуру? Отлично! Пишите о том, что это, о её видах, особенностях, значении, развитии.
Но не пишите про культуру, что «если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из проявлений человеческой деятельности, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой».
11. Не надо искусственно усложнять формулировки вопросов!
Читать 11-е задание в ЕГЭ по обществу без улыбки довольно сложно. Кажется, авторы только и делают, что специально усложняют и запутывают формулировку вопроса, чтобы даже хороший ученик ничего не понял (это касается всех вопросов на выбор правильных утверждений).
Зачем писать «Социальный контроль обеспечивает стабильное функционирование социальной системы»? Вам понятно? Тут ещё попробуй понять, что такое социальная система
Нельзя написать, что «Социальный контроль обеспечивает стабильность общества»? Разве эти два вопроса не есть одно и то же? Но зато насколько второй вопрос понятнее и разумнее, чем первый!
Если цель ЕГЭ и вузов подготовить будущих профессоров университетов, то тогда первый вопрос вне конкуренции. Но если у нас другие, более жизненные цели, то подобные вопросы недопустимы.
12. Выпускники должны получать чёткие разъяснения и комментарии по поводу оценки их работ на федеральном уровне.
Выпускник полчаса бьётся за свои баллы, доказывают свою правоту, ставит подпись о том, что ему добавили пять первичных (это может быть и 5, и 15 вторичных итоговых баллов), выходит радостный и счастливый. Через неделю он заходит на сайт и видит, что «апелляция удовлетворена», но ему добавили не пять, а только три первичных балла.
Почему? Кто так решил? На каком основании? Региональная апелляционная комиссия решила добавить ему пять баллов. Почему на федеральном уровне (нарушая принципы гласности и состязательности, говоря юридическим языком) эксперты постановили совсем другое. Если результаты региональной комиссии неокончательно и на федеральном уровне все равно целиком перепроверяют работу, то зачем апелляция в своем регионе вообще нужна? Получается, что она вообще не играет никакой роли, если московский эксперт, которого непонятно, кто контролирует, и который непонятно, почему меняет оценку, собственным решением может поставить выпускнику любое количество баллов. И его решение при этом никакому обжалованию не подлежит! Это несправедливо, друзья!
Верю, что хотя бы часть моих предложений будет не только рассмотрена, но и взята на вооружение.
У некоторых учителей есть любимчики, а как стать любимчиком у учеников? Сложно, но возможно! Наш блогер, учитель года России — 2018 Алихан Динаев, поделился своими секретами, как провести интересный урок, увлечь учеников и получить удовольствие от собственной работы.
Дети ждут и хотят чего-то необычного. Начните свой урок с удивления — с события, действия, предмета, который может поразить. Во время урока на тему «общественный прогресс» на конкурсе «Учитель года России — 2018» я показал детям аудиокассету и спросил, как этот предмет связан с карандашом. Потом ещё продемонстрировал раритетный аудиоплеер Sony Walkman.
Интересно, что большинство современных детей с трудом представляли себе взаимосвязь между ними. Такое начало удивило и заинтересовало не только детей, но и членов жюри, вызвав, совершенно очевидно, определённую ностальгию. Попробуйте сделать или сказать что-то, что удивит: необычный факт, поразительное сравнение, необыкновенная связь между, казалось бы, совершенно не связанными друг с другом людьми, событиями или вещами. Простите за банальную цитату, но «познание начинается с удивления».
«Моя крыша на месте. Срывайте!» — Шелдон Купер.
Межпредметность — это не просто модное слово. Это способ показать, что всё в мире взаимосвязано, что причинно-следственные связи повсюду. Покажите ученикам, что ваша узкая тема (инфляция, начало Второй мировой, царство грибов, любовная лирика Пушкина) связана не только с другими темами в вашем предмете, но и с химией, философией, современным кино, политикой, да с чем угодно!
Это всегда выглядит красиво и эффектно, привлекает внимание, заинтересовывает, увлекает. Например, на уроке физкультуры вы показываете новое упражнение — а может, его каждый день делает Билл Гейтс?
Новая композиция на уроке музыки? А вдруг она была любимой у Льва Толстого или на ней рос Егор Крид? Связывайте!
На том же уроке, с кассетой, автор этих строк связал общественный прогресс с литературой, политикой, краеведением, ядерной физикой, ботаникой, искусством…
«Все элементы Вселенной имеют взаимосвязи, все существа в этом мире связаны между собой» — Парацельс, швейцарский философ, врач.
Создайте проблему, предложите то, что заставит задуматься, противоречивый вопрос, который и вдохновит, и побудит искать варианты ответа. Наше общество прогрессивнее общества 30-летней давности? Что будет, если государство завтра раздаст всем по миллиону рублей? Можно ли было сохранить СССР? Уверены, что Наташа Ростова — положительная героиня? Должны ли химики создавать новые радиоактивные элементы?
При этом понимаем, что на уроке должна быть позитивная атмосфера. Как её создать? Есть японская поговорка: «В дом, где смеются, приходит счастье». В школу, думаю, тоже. Поэтому улыбайтесь, настраивайтесь на положительное, будьте доброжелательны, открыты, не бойтесь пошутить (особенно если это у вас хорошо получается). Вы в курсе, что 66% российских старшеклассников назвали чувство юмора главным качеством идеального учителя? Символ учительства, на мой взгляд, — это не мел и не доска (даже интерактивная), а улыбка.
«Станьте солнцем, вас все и увидят» — Ф. М. Достоевский.
Удивлять надо не только в начале. Моменты, неожиданные и необычные, должны быть на уроке всегда. Важно удивлять на протяжении всего урока. Не секрет, что в школе обычно царит однообразие. Дети устали скучать на уроках. Особенный и успешный урок всегда отличается от обыденной школьной рутины.
На конкурсном уроке я шокировал учеников этим шедевром Сая Твомбли, проданным за 70 с лишним миллионов долларов. Есть ли прогресс в искусстве? Почему картина стоит так много? Если вы нарисуете подобное, то сможете продать произведение искусства хотя бы за 70 тысяч рублей? Тут, конечно, напрашивается отсылка к великому фильму «1+1», которая и удивит, и свяжет тему урока со знакомым детям кино, а ещё улыбнуться и посмеяться их заставит.
Затем был и забавный разговор с Алисой от «Яндекса» и многое другое. Продолжайте удивлять!
Школьники вполне могли бы описать значительную часть своих уроков словами Чацкого, поэтому боритесь с однообразием:
«Помилуйте, не вам, чему же удивляться?
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах.
Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах».
А.С. Грибоедов
На уроке идём к одной цели, и, как мы знаем, в евклидовой геометрии самый короткий путь — это прямая. Но самый короткий не всегда самый эффективный и интересный путь, иногда лучше идти в обход, зигзагами, через «дворы». Если на уроке вы меняете виды деятельности, переходите от одного вида заданий к другим: это правильно и рационально в том числе и с точки здоровьесбережения. Это позволяет держать ученика в тонусе, позволяет ему не отвлекаться (ну или не так сильно отвлекаться).
За последние 15 лет способность людей концентрироваться снизилась в два раза. Сегодня среднее время концентрации — семь секунд (по крайней мере, так пишет со ссылкой на научные исследования Рохит Бхаргава в своей книге «Не очевидно», известный бизнес-консультант, эксперт по трендам и автор пяти бестселлеров). Наши дети даже больше, чем мы, страдают от этого, вот почему так важно учитывать эту психолого-возрастную особенность.
«Все жанры хороши, кроме скучного» — Вольтер.
При всём уважении к его таланту, когда в фильме один человек — режиссёр, главный герой и продюсер — это перебор. А когда этот фильм снимает его же кинокомпания, то это совсем перебор. На конкурсных уроках всегда есть большая проблема и серьёзная дилемма: с одной стороны, вы должны показать себя как интеллектуала, как предметника, как профессионала, как хорошего человека, в конце концов, но в то же время педагогический талант не в том, чтобы демонстрировать свою эрудированность, а в том, чтобы дети эффективно работали на уроке. Так сколько ребёнка и сколько учителя должно быть на уроке? Истина посредине, или, как говорится, где-то рядом. Не надо брать на себя все роли. Не будьте человеком-оркестром.
Важно, чтобы дети были главными героями занятий. Дайте им свободу, возможность проявить себя. Но не надо и уходить в тень и быть чрезмерно скромным. Иногда это не только вредно, но даже опасно.
«У вас такой же недостаток, как у меня. Нет, не нос — скромность» — Ф. Г. Раневская.
Будьте готовы к неожиданным ситуациям, разработайте план «Б». Мой урок на конкурсе — хороший тому пример. По задумке я должен был весь урок вести 10-классников к мысли, что главный критерий общественного прогресса — рост гуманизма в обществе. На седьмой минуте один очень умный ученик сам сформулировал эту идею. Внутри у меня бушевал пожар — что делать?! По сути, он спутал мне карты. Несколько недель готовил этот злосчастный урок, который на мгновение стал мне ненавистен. Ситуация почти патовая, но мне удалось выкрутиться, подстроиться, адаптироваться, чуть сменить направление, задать вопрос «А что вы понимаете под гуманизмом?», сделать так, чтобы почти никто не заметил, что что-то пошло не так.
Кто-то говорит, что урок — это кино или спектакль. Да, можно много репетировать, но реальный урок никогда не будет в точности таким, как вы запланировали. Что-то пойдёт не так, вмешаются дети-кактусы, которые будут вас колоть и не доверять, или дети-цветы, которые будут всем восхищаться, или дети-лампочки, которые сами зажгут класс своими яркими идеями. Педагогу надо быть готовым к тому, что на уроке может произойти всё что угодно. Всё предугадать невозможно. Поэтому на всё смотрите с новогодним настроением.
«Новогоднее настроение — это когда рад видеть даже тех, кто ошибся дверью» — М. М. Мамчич.
Запоминается в первую очередь начало и конец урока. Пусть дети выходят с урока с улыбкой, радуясь и понимая, что занятие было отличным. Один из лучших способов завершить урок — зациклить его, вернуться в начало. Это создаёт целостность и замкнутость — в хорошем смысле. Продумайте последние две минуты особенно тщательно. Завершение урока вполне может быть открытым. Может быть, это даже лучше всего, когда детям искренне хочется продолжить обсуждение, когда они выходят, споря друг с другом, когда окружают учителя, задавая ему вопросы и высказывая всё новые и новые аргументы.
«В каждом начале уже есть конец» — Д. Оруэлл.
Постоянно говорим (и нам постоянно говорят), что урок должен нравиться детям, что они должны получать удовольствие от занятий, испытывать радостные эмоции и так далее. Безусловно, всё это так. Но, пожалуйста, не забывайте, что и учитель тоже должен получать удовольствие от каждого урока и общения с детьми!
Стереотип, что ЕГЭ — это угадайка и глупый тест, всё ещё живёт в сознании многих родителей и даже учителей. Однако иногда на экзамене приходится показывать знания на уровне кандидата наук. Наш постоянный блогер, «Учитель года России — 2018» Алихан Динаев, рассказал, какие проблемы он видит в ЕГЭ по обществознанию и почему это один из самых сложных экзаменов.
В это сложно поверить, но ЕГЭ по обществознанию сейчас сложнее экзамена по профильной математике. Почти неограниченный круг вопросов, тексты из кандидатских диссертаций, неоднозначность подходов и оценки — всё это и многое другое превращает самый популярный предмет по выбору на ЕГЭ в непреодолимое препятствие для тысяч выпускников по всей стране. Вы не согласны? Однако есть множество доводов, подтверждающих это!
Самый высокий проходной балл по обществознанию — 42 балла. Больше всего выпускников, не преодолевших минимальный порог, тоже по обществознанию. В некоторых регионах не сдал каждый третий и даже каждый второй. Если по другим предметам средние результаты по стране увеличиваются (по профильной математике, например, за год прирост составил 6 баллов, по информатике — 4, а по истории — 2,5 балла), то по обществознанию результаты даже немного снизились. Среди всех предметов только по биологии и физике средний балл немного ниже, чем по обществознанию. Доля высокобалльников по обществознанию — всего 7,8%. Меньше (7,1%) только по профильной математике. Для сравнения: по русскому тех, кто набрал 80 баллов и выше, — 23,5%.
Сам предмет чрезвычайно и даже чрезмерно обширен: экономика и право, политология и социология, философия и культурология, даже немного социальной психологии. При этом круг вопросов, требующих изучения в каждой из этих наук, фактически расширяется с каждым годом, хотя формально кодификатор (список тем на ЕГЭ) не меняется уже много лет.
Содержание КИМов, по моему абсолютному убеждению, крайне и искусственно усложнено. Особенное недовольство учеников вызывают формулировки некоторых заданий, которые даже учителя нередко с трудом понимают.
Взгляните на абзац из текста (задания № 21–24), который попался несчастным выпускникам на досрочном ЕГЭ в этом году:
«Процесс выборов представляет собой средство разрешения спора между субъектами политики, претендующими на доступ к властным ресурсам, в котором коллективным арбитром выступает избирательный корпус (совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом). Выборы представляют собой разновидность институционализированного политического конфликта, целенаправленно противопоставляющего политических субъектов, их программы и взгляды».
Вы дочитали? Или бросили на середине? Когда мы начали разбирать этот текст с учениками, то работа превратилась в сплошные мучения и стенания:
— А почему текст такой сложный?
— Здесь столько научных слов!
— Я читаю и ничего не понимаю.
— Вроде каждое слово в отдельности понятно, а вместе вообще неясно.
Это абсурдно сложный наукообразный текст, который не только не интересен ученикам, но и вызывает искреннее возмущение и даже отторжение к предмету.
Почувствовав неладное, я решил поискать источник, и подозрения подтвердились. Оказалось, что это отрывок из диссертации на соискание звания кандидата политических наук. Причём соискатель, защитивший эту диссертацию в МГУ, является специалистом по избирательным вопросам и публикуется почти исключительно в специальных научных журналах, посвященных именно электоральным проблемам.
Теперь задумайтесь: на итоговом экзамене, от результата которого во многом зависит судьба юноши или девушки, дают текст кандидатской диссертации, доверху напичканный научными терминами и непонятный большинству взрослых.
Из уст учителя обществознания, наверное, это звучит дико. Я так, конечно, не считаю, но таково мнение россиян, опрошенных недавно ВЦИОМ. Социологи спрашивали, какой из школьных предметов пригодится детям в будущем. На вершине рейтинга оказались математика и русский язык. В числе явных аутсайдеров — ИЗО, музыка и (вы уже, наверное, догадываетесь) обществознание — 6%! То есть лишь один из 16–17 опрошенных счёл, что это полезный для жизни предмет. Экономику полезной назвали и вовсе 2%, а правоведение — вообще 1%! Эти цифры удивили и возмутили. Это притом что в России крайне низкий уровень правовой и финансовой грамотности.
Я-то как раз всю жизнь был уверен, что именно обществознание — самый практико-ориентированный и применимый в реальной жизни школьный предмет. Да, всяк кулик своё болото хвалит, но дело в том, что обществознание учит детей, какие у них есть права и как их защищать, учит правильно обращаться с деньгами, кредитами, инвестициями, объясняет, как строить бизнес и как его вести, даёт знания о важнейших законах страны, позволяет понять, как работают банки, биржи, деньги и так далее. Список можно продолжать долго. Почему же тогда взрослые и дети называют обществознание (экономику, право, социологию, политологию, психологию) бесполезным предметом?
Уверен, что одна из причин — это то самое пугающее и вызывающее неприязнь наукообразие. Настоящее засилье наукообразия, едва ли не культ гиперболизированного научного стиля, который абсолютно не соответствует ни возрастным, ни психологическим особенностям старшеклассников.
Есть и ещё одна проблема, делающая ЕГЭ по обществознанию очень тяжёлым. Выпускники должны быть готовы к тому, что им могут встретиться задания, которые они никогда не видели. Вообще. Нигде. Ни в одном сборнике. Даже в сборниках от разработчиков ЕГЭ. Такое, наверное, случается только на экзамене по обществознанию. Например, задания № 27 в этом году стали похожи на монстров, состоящих из 4–5 нагромождённых друг на друга вопросов. Ни в одном сборнике подобных заданий не было.
Игры приносят большую пользу тем, что учат применять знания в новых условиях или ставят задачи, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Отчасти игры восполняют недостаток времени на изучение вопросов культуры, в том числе быта людей в тот или иной период. Для меня важно, что дети учатся сами искать и находить те самые межпредметные связи, о которых мы пишем как о задаче учителя, но которые не только неочевидны для детей, но и не становятся таковыми, когда мы это делаем за них.
При организации игры учитываю, что:
Трудности, которые могут возникнуть при использовании игр в учебном процессе:
Примерная программа
Основного общего образования
По истории
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Мы рады сообщить всем участникам Олимпиады, что 15 января начинается онлайн-тур.
Как и прежде, для участия необходимо быть зарегистрированным на сайте, вы можете пройти испытания по всем 8 предметам. Ориентировочно онлайн-тур продлится до 22 февраля. Сертификат участника будет доступен в личном кабинете после завершения тестирования.
Удачи участникам!
Участников ЕГЭ 2018 интересует информация с официального сайта ФИПИ о том какие изменения будут внесены в КИМ по всем предметам.
21.08.2017 года на сайте ФИПИ вместе с демоверсиями ЕГЭ 2018 года опубликована справка о планируемых изменениях в КИМ по обществознанию и другим предметам.
Скачать документ
1) Переработана система оценивания задания 28. Максимальный балл увеличен с 3 до 4.
2) Детализирована формулировка задания 29 и изменена система его оценивания. Максимальный балл увеличен с 5 до 6.
3) Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 62 до 64
Более подробно ознакомиться с изменениями можно в демонстрационном варианте от ФИПИ.
Все изменения в КИМ ЕГЭ 2018 года не носят принципиального характера. По большинству предметов проводится уточнение формулировок заданий и совершенствование системы оценивания заданий для повышения дифференцирующей способности экзаменационной работы.
Назначение демонстрационного варианта ЕГЭ 2018 по обществознанию заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме и уровне сложности.
Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
21.08.2017 на официальном сайте ФИПИ опубликованы проекты документов, регламентирующих структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2018 года (в том числе демоверсия ЕГЭ по обществознанию).
Предмет | Скачать демоверсию |
Обществознание ЕГЭ 2018 | Демоверсия + ответы |
Кодификатор | скачать |
Спецификация | скачать |
Изменения в ЕГЭ 2018 года по обществознанию в сравнении с 2017 годом
Переработана система оценивания задания 28. Максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Детализирована формулировка задания 29 и изменена система его оценивания. Максимальный балл увеличен с 5 до 6.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 62 до 64.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий.
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.
Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр.
Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Таблица
Часть работы | Кол-во заданий | Макс. первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 64 | Тип заданий |
Часть 1 | 20 | 35 | 54,7 | С кратким ответом |
Часть 2 | 9 | 29 | 45,3 | С развернутым ответом |
Итого | 29* | 64 | 100 |
*Последнее (29-е) задание работы состоит из пяти альтернативных заданий.
В каждом варианте работы в заданиях 21–28 в совокупности представлены пять тематических блоков-модулей.
Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем.
Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако выпускники вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук.
Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.
Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»
Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А
Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»
Сейчас на сайте 3107 гостей и нет пользователей