Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Работаю в школе больше 25 лет, увлекаюсь переводами с иностранных языков: французский, польский... Люблю животных и певчих птиц.
Написать сообщение в гостевую книгу и выставить рейтинг могут только члены нашего сообщества
Если Вы не являетесь членом нашего общества, но хотите оставить сообщение, вы должны зарегистрироваться
Как можно заинтересовать ребёнка учёбой
Барсова Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы-интерната № 68
Мгновенный результат – примета нашей эпохи. Этот мгновенный результат – очень недолговечное достижение, случайная победа. На наших глазах вспыхивают и тут же гаснут эстрадные звёзды, спортивные кумиры взлетают на пьедестал и так же быстро его покидают, участники телешоу раз – и становятся миллионерами.
Главное – успех кажется результатом везения, умения обаять окружающих, а не плодом труда, упорства, терпения.
Когда «сложный ребёнок» становится более самостоятельным и уверенным в себе? Когда он может гордиться собой? Взрослый человек может предвидеть результат труда. Ребёнок живёт настоящим. Если мы верим в то, что не всё в нашей жизни – результат везения, то мы должны убедить ребёнка в том, что для достижения результата нужны время, упорный труд.
Нужно дать понять ребёнку, что добиться успеха в жизни непросто, нужны смелость и упорство. Прилагать усилия – значит преодолевать сопротивление, внешнее или внутреннее. Когда ребёнок очень старается и достигает желаемого – он уверен в себе, он самостоятелен.
Домашнее задание – одна из самых частых тем, которые возникают на консультациях детских и семейных психологов. Как правило, родители не справляются с детьми, а те не хотят учиться, упрямы, ленивы, несобранны. Как утверждают психологи, выполнение домашнего задания – проблема почти во всех семьях. Но эта проблема может быть и поводом задуматься о том, как мы награждаем его и наказываем, как общаемся с ребёнком, какие ценности хотим ему передать.
Очевидно, что дети нуждаются в том, чтобы мы видели их, хвалили, подпитывали их веру в собственные силы. Если в ответ их лишают компьютера, заставляют переписывать по десять раз одно и то же, то это никак их не мотивирует, не помогает постичь смысл учения. Ребёнку важно знать, что с любой школьной трудностью можно справиться.
Представляется, что родители не являются «карающей инстанцией», они «товарищи по несчастью», проживающие с ребёнком одиннадцать школьных лет. Им важно, чтобы ребёнок получал образование в современном смысле этого слова, им нужно позаботиться о том, чтобы разнообразить, углубить его интересы.
Но неинтересно учиться не только тем, кого не поддержали родители, но и детям, которых школа не смогла заинтересовать, что называется, отбила охоту к учёбе, демотивировала.
Мы пропускаем мелочи: он наконец выучил таблицу умножения – подумаешь, достижение; стал писать грамотней – так ведь и должно быть.
Значит, можно избежать конфликтов, если выполнение домашнего задания – ежевечерний кошмар. Когда ребёнок подрастает, мы учим его анализировать, почему его усилия не увенчались успехом. И это означает, что в ответ на историю о своих неудачах он не услышит: «Так я и знал!».
Постоянно слыша упрёки, ребёнок перестаёт стараться. Он не может представить себя достигшим успеха и понимает только, что родители недовольны, работа – это наказание, а он ни к чему не способен. Если таким образом с нами на работе разговаривает начальник, мы считаем, что он жесток и несправедлив. Так же воспринимают наши слова и дети. Поэтому, перед тем как садиться с ними за уроки, нужно прийти в себя и успокоиться, одолеть своё раздражение.
Родители не должны дублировать учителей, у них совсем другая роль – сохранить в ребёнке радость жизни, любопытство, желание узнавать и способность удивляться. Поэтому важно дать ребёнку время увлечься той деятельностью, в которой он будет черпать вдохновение. Это то, чего зачастую не может сделать школа, но могут заботливые родители.
В школе часто приклеивают к детям ярлыки: ленивый, бестолковый. Но если присмотреться, оказывается, что этот «середняк» умеет починить любой компьютер, любит читать или виртуозно что-то мастерит. Вопрос в том, как заставить эти таланты служить делу школьного обучения. Школа ориентируется на два типа мышления, которые выражены у каждого человека в разной степени – вербальный и математический, в то время как, например, у учеников начальной школы наиболее активны телесный или музыкально-ритмический тип мышления. Если во время выполнения домашнего задания ребёнок вертится, стучит карандашом по столу – его тип мышления не задействован. Можно позволить ребёнку спеть, изобразить что-то в лицах, вылепить какую-нибудь букву из пластилина.
Верная установка для выполнения домашнего задания, по мнению психологов такова: я постараюсь и сделаю всё, что в моих силах. Мне помогут, и завтра я смогу сделать лучше.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.
Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»
Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А
Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»