Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
« Обучение, как и природа,
должны находиться в постоянном движении вперед,
продолжать, совершенствовать прежде начатое»
Ян Амос Коменский
Я работаю в должности «учитель английского языка» с 2009 года. Тема моего диссертационного исследования «Формирование ценностей гражданского мира у старшеклассников (на примере изучения иностранного языка)» совпадает с темой самообразования. Проблема формирования ценностей гражданского мира всегда остается актуальной в обществе, граждане которого благодаря этому миру могут спокойно трудиться, созидать, творить, воссоздавать культурные ценности, растить новые поколения. Эта проблема становится особо острой, когда актуализируется потребность в самом гражданском мире в обществе, если он нарушается в силу каких-либо причин или трудно поддается восстановлению. «Гражданский мир» – понятие не новое в истории, но особо актуально для новейшего времени, характеризующее, на мой взгляд, общий уровень развития гражданского сознания, опыта взаимодействия и деятельности, решения общественных и личных проблем в человеческом сообществе. Это – мир отношений людей как граждан, складывающихся по их инициативе для конструктивного решения общественных проблем. Ведущими характеристиками гражданского мира являются конструктивный диалог, толерантное отношение к людям, способность к гражданскому согласию через согласование интересов и действий, совместное решение общественных проблем. Они выступают важнейшими ценностями гражданского мира, культивирование которых в обществе и государстве является важным условием стабильного развития поликультурного общества и отдельной личности. В своём диссертационном исследовании я подробно описываю формирование данных ценностей. Изучение иностранных языков является одним из самых плодотворных педагогических путей, нацеленных на воспитание толерантности и взаимопонимания между людьми, так как изучение языка включает в себя изучение истории, философии, культурных обычаев и традиций различных народов. В ФГОС ООО в части предполагаемых предметных результатов по иностранному языку названы «формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности». Особенно продуктивным методом формирования ценностей гражданского мира является проектная деятельность. Использование информационных технологий в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания и умения. Данный метод является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения английского языка. В своей работе я активно использую информационно-коммуникационные технологии и при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся. Данный вид работы вызывает несомненный интерес у учащихся, позволяя им самостоятельно проводить сопоставление и анализ исторического и обществоведческого материала, выделять главное при работе с информацией, самостоятельно формулировать проблему и делать выводы. Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность обучающихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет обучающимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. Формирование ценностей гражданского мира в процессе познания культурных традиций англоязычных стран успешно осуществляется методом проектных работ, как в младшей школе, так и в среднем звене и в старших классах. Этот метод позволяет школьникам проявить широкую самостоятельность в выборе источников информации, способе их изложения и презентации. Здесь используются как групповые формы работы, так и работа в парах, поскольку коллективное обсуждение, совместное исследование выдвинутых проблем помогают глубже проникать в чужую культуру, находить общее и специфическое, подыскивать бесконфликтные способы решения проблем. Формирование ценностей гражданского мира у старшеклассников обусловлено и особенностями позиции педагога, разделяющего идеи гуманистического воспитания, поддерживающего свободу ребенка в его ценностном самоопределении, проявляющего толерантность к юношеской субкультуре. Это педагог, владеющий психолого-педагогическими знаниями и понимающий особенности развития детей, способный поддержать ребенка, помочь ему найти себя, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе. Это человек, увлекающийся не только своим предметом, но и имеющий широкий кругозор. Творческий! Одним словом, универсальный человек, но с ярко выраженной индивидуальностью. В области гражданского образования особое значение приобретают, с одной стороны, профессиональные умения и личностные качества учителя, как: умение ориентироваться в обновляющемся обществе, открытость и терпимость к противоположному мнению; демократический стиль педагогической работы, умение создать в классе обстановку, способствующую свободной дискуссии; профессиональная рефлексия, а, с другой, – готовность учителя широко использовать активные и интерактивные методы и формы обучения: консилиумы, практикумы разрешения конфликтов и ведения переговоров, конкурсы ораторов, занятия с использованием моральной дилеммы, групповая проектная работа, референдумы, модельные уроки с применением технологии критического мышления, дебаты, «мозговой штурм», использование интерактивной выставки. Принятие старшеклассниками ценностей гражданского мира, убежденность в их важной роли для жизни современного общества, готовность к конструктивному диалогу с людьми на основе толерантности, к гражданскому согласию следует рассматривать как необходимый современный образовательный ориентир.
Материал | Категория | Создано |
---|---|---|
Социальные ценности в контексте социализации личности школьника | Духовно-нравственное воспитание | 12/04/2022 16:11 |
One hundred vs. one | Внеклассные мероприятия | 07/12/2016 12:11 |
Написать сообщение в гостевую книгу и выставить рейтинг могут только члены нашего сообщества
Если Вы не являетесь членом нашего общества, но хотите оставить сообщение, вы должны зарегистрироваться
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.
Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»
Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А
Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»