Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Конспект урока русского языка в 11 классе.
П
одготовка к сочинению-рассуждению части С ЕГЭ

Сделай свой выбор

Голенкина Галина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ №320 Приморского района СПб

Тема урока : «Сделай свой выбор» ( подготовка к сочинению-рассуждению части С ЕГЭ).

Цели урока:

1) совершенствование навыков анализа текста, умения писать сочинение-рассуждение по данному тексту;

2) повторение сложных вопросов различных разделов языкознания;

3) подготовка к осознанному выбору профессии.

Тип урока: комбинированный ( систематизация, повторение,  контроль знаний)

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал - бланки ЕГЭ.

Эпиграф к уроку:"Всякий выбор плох, если человек сидит сложа руки, но всякий выбор может стать удачным, стоит только захотеть." Э.О.Шартье, французский философ

Ход урока:

I.  Определение темы и целей урока.

  1. 1. Какие слова, на ваш взгляд,  должны быть ключевыми на нашем уроке, который мы проводим в рамках дня открытых дверей «Выбор профессии»? Назовите их. Чем интересны они с точки зрения русского языка  (орфография, орфоэпия, фонетика и т.д.). Обучающиеся называют слова  работа, профессия, специальность, выбор, проблема, дело и т.д., объясняют орфограммы и т.п. Слайд № 1.
  2. 2. Тему и цели урока обучающиеся определяют при обсуждении эпиграфа,  по ключевым словам и материалам домашнего задания ( дома для работы  был предложен текст о выборе профессии).Слайд  № 2 и 3.

 

I I.  Повторение, работа с бланками ЕГЭ

1.  Используя ключевые слова,  составьте словосочетания по предложенным схемам  (на  выбор).  Составьте и запишите словосочетание, соответствующее схеме: Слайд №  4 ( Обучающиеся составляют словосочетания, которые в той или иной мере отражают личностное отношение, например: дело по душе, интересная работа, нужная специальность, сделать выбор и т.п.)

2. Определите способ связи слов в составленных вами словосочетаниях. Помощь : опорная схема «Способы связи слов в словосочетании»

Слайд № 5

 

  1. 3. Легко ли сделать выбор,  какие трудности встретятся, об этом вы писали в своих сочинениях, общаясь дома с родителями. Вот как обобщённо можно представить их мнение: (слайд №6).

1)    Я хочу, чтобы наши дети нашли себе дело по  душе, чтобы  не затерялись в этом огромном мире.

2) Ребятам трудно определиться с выбором профессии, потому что изменились правила приема в учебные заведения.

3) На мой взгляд, профессия должна быть не только интересной, любимой, но и востребованной на рынке труда.

4) Мы поможем нашим детям получить образование, но сделать выбор они должны сами.

 

4.  Обучающимся предлагается, используя высказывания родителей, выполнить ряд заданий.

Задания части В (ЕГЭ) – см. приложение 3

Обучающиеся выполняют задание на бланке ответов, учитель обращает внимание на правильное оформление записей. Проверяем, используя слайд №  7 . Ответы появляются  по мере выполнения задания.

 

III.  Работа с текстом.

Определенный круг проблем, связанных с выбором  будущей профессии, очерчен в тексте, с которым вы работали дома  ( текст см. приложение 1). Я надеюсь, что родители активно помогали вам при подготовке к уроку, т.к. сегодня мы решаем общие проблемы  (кроме того, они  могут помочь собрать материал для сочинения, их точка зрения, их жизненный опыт очень важны). Слайд № 8

Этапы работы :

1) слайд №  9 (используется методика мозгового штурма, все обозначенные обучающимися проблемы записываются на доске)

2) слайд № 10, 11 ( каждый выбирает одну из проблем, определяет авторскую позицию и комментирует;  дифференцированная помощь: у ряда обучающихся в текстах проблемы и авторская позиция по ним выделены жирным шрифтом- см. приложение 2)

3)  Каким должен быть следующий этап? слайд №  12, 13 Так как ограничены во времени,  обучающимся предлагается лишь материал, который можно использовать для аргументации своей точки зрения ( выступления обучающихся):

а) материалы  газет, Интернет-ресурсы,  где есть материалы о людях, сумевших сделать правильный выбор, верных своей профессии и т.д.

б) обзор книг, которые можно использовать, например: Ю. Герман «Дело, которому ты служишь»,  М. Булгаков «Мастер и Маргарита» и др.

4.  Обучающиеся  сами говорят о том, каким будет домашнее задание: написать сочинение по тексту, материал для сочинения на уроке собрали.

IV. Повторение.

Заглянем в художественную мастерскую автора ( задание В 8). Проверка.  слайд № 14

Когда будете создавать свои тексты, пожалуйста, не забывайте тоже использовать изобразительные художественные средства. Слайд № 15

V.Итоги урока: «Переходящий микрофон» - выскажите свои впечатления от урока








 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1) Учёные-социологи провели многолетние наблюдения, позволившие проследить, кем собирались работать и кем работают выпускники некоторых школ. 2) Оказалось, что расхождения между желаемым и действительным весьма значительные.3) В юности мы часто переоцениваем свои способности или ошибаемся в их определении, но действуют тут и объективные причины, и главнейшая из них – потребность общества в разных профессиях .
4) Это надо понимать смолоду.

5)Часто, решая вопрос, кем быть, мы не знаем, какой в жизни существует разрыв между «я хочу стать» и «я могу стать». 6) Не менее важно понимать: истинная ценность человека определяется прежде всего тем, каким он стал, а уж потом – кем. 7) Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два выхода. 8) Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться все-таки пойти по дороге, избранной в юности. 9) Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные! 10) Другой – не менее достойный: получив не ту профессию, о которой мечтал, не считать себя из-за этого неудачником. 12) Ничего  вреднее, чем постоянная позиция неудачника, тут быть не может. 13) Если и здесь  работать как можно лучше, добиться удается многого. 14) Твердо знай: не внешним успехом определяется, состоялся или не состоялся человек.

15) Разговор о профессии не может не включать две стороны.

16) Часто, определяя свой путь, мы думаем, что такой выбор даст нам, а в ответ получаем другое: что должны дать мы. 17)Необходимо помнить о каждой из этих двух сторон проблемы, иначе разговор станет эгоистическим и назидательным. 18) А вот связать обе стороны – великое дело! 19) Именно в выборе профессии видно, насколько совпадают правильно понятые личные и общественные интересы.

20) В том, чтобы этот выбор был как можно удачнее, заинтересовано всё общество.

21) Конечно, когда человек всю жизнь влачит за собой, как тяжкий груз, нелюбимую специальность, от этого страдает он сам. 22) Но не он один. 23) Если учитель терпеть не может ребят, а врач – больных, продавец – покупателей, если они убеждены, что привела их в школу, поликлинику, магазин злая несправедливость судьбы, страдает от этого множество ни в чём не повинных людей.

24) Можно сказать: дело тут не в выборе профессии, а в отношении к своим обязанностям. 25) Делай добросовестно своё дело – вот и всё, что требуется. 26) Разумеется, это так. 27) Добросовестное отношение к работе – та малость, которую окружающие вправе требовать от каждого. 29)Но ведь для всех нас, для всего общества важно, чтобы каждый давал не минимум, а максимум того, на что он способен. 30) А для этого нужно верно найти точку приложения своих сил.

31) Вот об этой мере ответственности при выборе профессии перед самим собой и перед окружающими нельзя забывать.

(С. Львов)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Текст для работы

1) Учёные-социологи провели многолетние наблюдения, позволившие проследить, кем собирались работать и кем работают выпускники некоторых школ. 2) Оказалось, что расхождения между желаемым и действительным весьма значительные.3) В юности мы часто переоцениваем свои способности или ошибаемся в их определении, но действуют тут и объективные причины, и главнейшая из них – потребность общества в разных профессиях.4) Это надо понимать смолоду.

5)Часто, решая вопрос, кем быть, мы не знаем, какой в жизни существует разрыв между «я хочу стать» и «я могу стать». 6) Не менее важно понимать: истинная ценность человека определяется прежде всего тем, каким он стал, а уж потом – кем. 7) Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два выхода. 8) Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться все-таки пойти по дороге, избранной в юности. 9) Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные! 10) Другой – не менее достойный: получив не ту профессию, о которой мечтал, не считать себя из-за этого неудачником. 12) Ничего  вреднее, чем постоянная позиция неудачника, тут быть не может. 13) Если и здесь  работать как можно лучше, добиться удается многого. 14) Твердо знай: не внешним успехом определяется, состоялся или не состоялся человек.

15) Разговор о профессии не может не включать две стороны.

16) Часто, определяя свой путь, мы думаем, что такой выбор даст нам, а в ответ получаем другое: что должны дать мы. 17)Необходимо помнить о каждой из этих двух сторон проблемы, иначе разговор станет эгоистическим и назидательным. 18) А вот связать обе стороны – великое дело! 19) Именно в выборе профессии видно, насколько совпадают правильно понятые личные и общественные интересы.

20) В том, чтобы этот выбор был как можно удачнее, заинтересовано всё общество.

21) Конечно, когда человек всю жизнь влачит за собой, как тяжкий груз, нелюбимую специальность, от этого страдает он сам. 22) Но не он один. 23) Если учитель терпеть не может ребят, а врач – больных, продавец – покупателей, если они убеждены, что привела их в школу, поликлинику, магазин злая несправедливость судьбы, страдает от этого множество ни в чём не повинных людей.

24) Можно сказать: дело тут не в выборе профессии, а в отношении к своим обязанностям. 25) Делай добросовестно своё дело – вот и всё, что требуется. 26) Разумеется, это так. 27) Добросовестное отношение к работе – та малость, которую окружающие вправе требовать от каждого. 29)Но ведь для всех нас, для всего общества важно, чтобы каждый давал не минимум, а максимум того, на что он способен. 30) А для этого нужно верно найти точку приложения своих сил.

31) Вот об этой мере ответственности при выборе профессии перед самим собой и перед окружающими нельзя забывать. (С. Львов)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Задания

В3 Из предложений  1-2 выпишите подчинительное словосочетание

со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В5 Среди предложений 1-4 найдите такое (-ие), в котором (-ых) есть несогласованное определение.

В6 Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.

С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

В8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Текст С. Львова посвящен выбору профессии. Этот ответственный шаг в жизни каждого человека зачастую связан с внутренними противоречиями того, кто должен сделать выбор. В связи с этим понятно, почему автор выстраивает систему доказательств, используя_____ (предложения 9-11, 16, 24).  ____ «влачит, как тяжкий груз» (предложение 21) подчеркивает, чем может стать профессия для человека, если она выбрана неправильно. ____ (предложения 9, 10) свидетельствуют о неравнодушии автора к поставленной проблеме. Автором текста широко используется ______ («объективные причины», «потребность общества» и т.д.).»

Список терминов:

1) общественно-политическая лексика                        7) просторечные слова

2) сравнительный оборот                                            8) вопросно-ответная форма изложения

3) фразеологизм                                                 9) противопоставление

4) ряды однородных членов                              10) восклицательные предложения

5) парцелляция

6) гипербола

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 (презентация)

 

Использованная литература:

1.Образовательный портал - www.ege.edu.ru

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник. М.,Просвещение, 2010г.

3.Егораева Г.Т. ЕГЭ. Задания части С. М., Экзамен,2014г.

5. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. М; 1999 г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»