Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Костенко Галина Дмитриевна

Социальный педагог ГБОУ гимназии №66

     СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

                              РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

 

Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной методики оказания помощи семье. Именно семья в наше время переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям . В этой ситуации неустойчивые семьи стали более уязвимы. Наиболее трудными случаями подбора форм оказания помощи являются неблагополучные семьи. Неблагополучная семья-это не только семья. материальная жизнь которой далека от нормальной. но и та семья. которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху .Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи.

. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия  ‘этого зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка

Психология ребенка из алкогольной семьи

Дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркомании. Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к вероятности попасть в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в подобной семье, неизбежно усваивает  дезадаптивные  формы поведения. Но самыми уязвимыми дети становятся в подростковом возрасте. Подросток не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но и часто сам пытается найти ключ решения семейных проблем в алкоголе.  Вследствие этого, довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности. Подросток становится грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким к нему людям. Его эмоциональное развитие тормозиться, появляется равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться, рождается агрессивность, склонность к антиобщественным немотивированным поступкам.

Важнейшей особенностью процесса взросления детей из алкогольных семей заключаются в том, что       дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;

-дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;

-дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей. Их часто осуждают за действия и чувства их родителей;

-дети чувствуют себя заброшенными;

                              чувства, которые когда-то возникли у ребенка в семье, становятся движущими силами в его дальнейшей жизни. Это страх, вина, обида, злость.

 

Алгоритм работы с семьями больных алкоголизмом

 -  изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.

   -  первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

                    - знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

   - знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий.

    - изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентации.

    - составление карты семьи.

     - координационная деятельность со всеми заинтересованными службами.

      - составление программы работы с неблагополучной семьей.

      -контрольные посещения семьи.

       выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Все эти этапы я объединила в три блока:

     – диагностический;

      – профилактический;

      – реабилитационный.

Диагностический уровень.

 Обязательными этапами диагностики являются: сбор и анализ информации, постановка  социального диагноза.

      Конечно, диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

Методологические принципы:  это объективность в сборе фактов ,множество источников информации и их достоверность.. Мы должны понимать, что необъективность может привести к непредсказуемым последствиям в работе. Этические принципы: конфиденциальность, соблюдение этических норм. Анализ документации – изучение документов – важная часть моей работы, он необходим для дальнейшей работы с семьей.

Бывают ситуации, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, тогда может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.

 Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка, его внешнему виду.

Профилактический уровень.

На данном уровне моя деятельность строится на принципе предоставления достоверной информации, использовании комплекса превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи и предотвращении проблем во взаимоотношении детей и родителей.

Организацию просвещения родителей этой категории направляю на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести их поведение. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей нужно обучать подбирать соответствующие методы воспитания, чем я и занимаюсь. Также при планировании своей работы с родителями учитываю, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, мои действия  должны быть построены таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы родителями на практике. Невозможно указать человеку в чем смысл его жизни. Этим смыслом жизни трудно поделиться.

Попытка найти смысл жизни в ‘кайфе” безуспешны. Борьба за смысл жизни является основной движущей силой для человека.

Эффективность  профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа  общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. Так как в этом случае создается психологический барьер, из-за чего родители не могут  адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения .Большая профилактическая работа  проводится  с подростком.

-привлечение учащегося во все виды внеурочной деятельности(экскурсии, походы, поездки, ремонт и благоустройство класса , кружковая деятельность, поездки на предприятия , профконсультации,  спортивные праздники, оформление газет) .  Подросток должен увидеть другую жизнь и найти свое место и смысл жизни в ней.

 К любой встрече с родителями и детьми необходима тщательная подготовка. Для этого стараюсь собрать как можно больше информации о семье, обдумать содержание и форму беседы с ее членами.

Реабилитационный

 На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком использую несколько технологий.:

Консультирвание – провожу методом беседы, наблюдения, убеждения, активного слушания и т.д

Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.

Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав. Письмо-поздравление, поддержка.

Социальный патронаж. Считаю, что патронаж – одна из универсальных форм работы, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную и др.

 Перед посещением нахожу возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

- Я, как социальный педагог нередко оказываюсь в ситуации, когда от меня ждут помощи. Например, при решении вопроса лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей и т.д. в этом случае необходим глубокий анализ семейной ситуации, сбор необходимой информации. Могу сказать, что лишить родителей родительских прав проще. чем спасти ребенка . Научить его управлять собственной жизнью .оказывать непосредственное влияние на себя и свою окружающую среду.

. Уважаемые коллеги, считаю, что оказывая помощь другим людям, мы, должны отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к окружающим. С одной стороны, признавать и уважать их права как личностей, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта мы должны научиться смотреть на мир глазами других людей .Нельзя ждать быстрых результатов. Не стоит думать, что под влиянием указанных мер, родители быстро и без проблем осознают свою ответственность за воспитание своих детей. Однако можно полагать, что кропотливый труд педагогов. психологов и социальных педагогов позволит родителям критически взглянуть на себя как на воспитателей и изменить жизнь своих детей.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»